Продовольственная безопасность как важнейшая составляющая национальной безопасности страны
В постиндустриальной экономике, как известно, приоритет человеческого развития является фактором развития экономики, причем на первый план выходят не материальные, а духовные стимулы, которые трансформируются из внешних, задаваемых стремлением к росту материального благосостояния, во внутренние, порождаемые жаждой самореализации и личностного роста. Очевидно, что все материальные, «насущные» потребности индивидов в постиндустриальном обществе удовлетворены, поскольку вся стимулирующая мощь рыночного механизма направлена, прежде всего, на обеспечение высокой эффективности производства жизненных средств, как их количества, так и качества, что обусловлено особенностью предметов потребления. В первую очередь, это относится к производству продовольствия. Следует заметить, что решение вопроса продовольственного обеспечения является стратегически важной задачей для любого государства вне зависимости от его социально-экономического строя и уровня развития. Однако подходы к решению данной задачи, принципы экономической, внешнеторговой и аграрной политики далеко не одинаковы. Под общим названием могут скрываться совершенно разные проблемы, отсюда существуют и разные пути решения отдельными государствами или группами стран внутриэкономических и внешнеэкономических задач обеспечения продовольствием. Если провести параллель с медициной, состояние продовольственной безопасности может быть уподоблено состоянию абсолютно здорового человека, тогда как специфические для каждой страны угрозы этой безопасности формируют своеобразную симптоматику «заболевания», требующую своих особых методов лечения.
Отметим, что в постсоциалистических странах, как, впрочем, и в большинстве развивающихся государств, продовольственная безопасность заключается в поддержании минимального уровня продовольственного снабжения, доступности питания для населения на уровне прожиточного минимума, т.е. обеспечения минимальных стандартов уровня жизни. Однако в любом государстве эта проблема является приоритетной, поскольку продовольственная безопасность представляет собой составную и важнейшую часть как экономической, так и национальной безопасности, обеспечивая устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению, а также надежность и стабильность продовольственного снабжения. Под национальной безопасностью понимается обеспечение стабильного функционирования государства и защиту его от внешних и внутренних воздействий чрезвычайного характера. Обеспечение продовольственной безопасности, являясь важнейшей составной частью государственной политики, затрагивает разносторонние аспекты жизнедеятельности отдельного человека, семьи, села, города, области и государства в целом. Здесь пересекаются узловые проблемы макроэкономического роста и развития с вопросами развития экономики страны, региона, муниципального образования. Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе, так как при отсутствии продовольствия в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим экономическую и национальную безопасность страны в целом. Сущность продовольственной безопасности как составляющей национальной безопасности проявляется во взаимосвязи с другими компонентами системы национальной безопасности. Внешнеэкономическая и геополитическая безопасность во многом определяются уровнем решения продовольственной проблемы в стране. Зависимость государства от поставок продовольственного сырья, продуктов питания, средств производства для АПК приводит к полной или частичной потере геополитического статуса, суверенитета страны. В то же время, от принятия политического решения зависит то, будет ли приоритетным развитие АПК, каким образом будет обеспечиваться население продуктами питания: за счет собственного производства или за счет импорта.
Именно продовольственный фактор выдвигается сегодня на первый план на мировой арене и может по своему воздействию на политический процесс быть гораздо эффективнее, чем прямое силовое давление. Так, ряд развитых стран часто использует продовольственную зависимость развивающихся стран в целях нагнетания напряженности в отдельных регионах мира (Африка, Ближний Восток), или, наоборот, в разрешении региональных конфликтов, исходя из своих национальных интересов. Действие чаше всего происходит по определенной схеме. Сначала это гуманитарная помощь продовольствием для развивающихся стран, затем коммерческие поставки в эти страны по демпинговым ценам, что приводит к развалу национального сельского хозяйства, и, в результате, прямой диктат со стороны страны импортера. Если рассматривать взаимосвязь продовольственной безопасности с оборонной безопасностью, то она связана, прежде всего, с обеспечением продовольствием вооруженных сил как крупнейшего спецпотребителя продовольствия, а также с размерами и качеством продовольственного резерва. Продовольственная безопасность является важным условием обороноспособности государства, в то же время, оборонная безопасность сохраняет физическое состояние сельского хозяйства. АПК, в целом, дает ему возможность функционировать без влияния разрушительных военных ущербов. С проблемами производства продовольствия напрямую связаны вопросы экономической безопасности, поскольку от успешного функционирования агропромышленного комплекса зависит общее состояние экономики. Устойчивое развитие АПК, и в особенности сельского хозяйства, – решающее условие не только наращивания и качественного улучшения продовольственных ресурсов при снижении затрат, но и прогрессивного развития экономики. Как следствие стагнация аграрного сектора является важной угрозой национальной безопасности России в сфере экономики. В том числе угрозами являются прямые или косвенные потери, связанные с разрушением составляющих системы АПК и других обеспечивающих отраслей, оплата импорта продовольственных товаров и средств производства и т.д. В то же время сельское хозяйство является дотируемой отраслью, поэтому ее экономическое состояние во многом будет определяться размерами государственной (бюджетной) поддержки, размер которой зависит от возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, определяемых уровнем налоговых поступлений от предприятий, в основном производственной сферы.
Социально-демографическая безопасность общества во многом определяется доступностью для всех его членов основных продуктов питания в достаточном количестве и надлежащего качества. При этом необходимо, чтобы доступность экономическая и доступность физическая были сбалансированы. Кроме того, важным аспектом социально-демографической безопасности является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Это определяется тем, насколько полноценным является питание членов общества. От питания зависит степень устойчивости людей к заболеваниям, состояние поведенческой агрессивности, уровень производительности труда. Ухудшение демографической ситуации в стране прямо указывает на неудовлетворительное обеспечение населения продовольствием. Тесная взаимосвязь существует сегодня и между продовольственной и энергетической безопасностью страны. Так, в России сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей электроэнергии и ГСМ. В стоимости каждой буханки хлеба, каждого литра молока около 10% составляют транспортные расходы. Очевидна зависимость продовольственной безопасности от криминогенной безопасности в обществе, поскольку теневая деятельность посреднических, перерабатывающих и торговых предприятий препятствует полноценному и надежному обеспечению населения продовольствием.
Проблемы экологической безопасности наиболее тесно связаны с сельскохозяйственным производством. Эта взаимосвязь наглядно проявилась в период «зеленой революции» 50-70 гг. XX века, когда обеспечение голодающего и недоедающего населения развивающихся стран за счет интенсификации использования земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, повлекло необратимые хозяйственные последствия. В настоящее время большинство пригодных для сельскохозяйственного использования земель уже освоено, что способствует внедрению интенсивного подхода к ведению сельскохозяйственного производства взамен экстенсивного. Наряду с этим деградация естественных ресурсов становится серьезным ограничением развития растениеводства и животноводства во многих странах мира. Эффективность сельхозпроизводства полностью зависит от качества естественных ресурсов (земля, вода и т.п.). Снижение их качества приводит к уменьшению урожайности, к ухудшению качества производимой продукции. К национальным интересам государства в сфере продовольственной безопасности можно отнести следующие: – обеспечение необходимого уровня собственного производства продуктов питания (в объективно возможных пределах), которое следует рассматривать, с одной стороны, как реализацию потребности в защите внутреннего продовольственного рынка от проникновения некачественной продукции, с другой как необходимое условие обеспечения доходов сельского населения, рационального использования производственных мощностей отечественной перерабатывающей промышленности; – постоянное обновление и пополнение государственного продовольственного резерва независимо от воздействия внешних и внутренних негативных факторов; – постоянный контроль соответствия качества как производимых в стране, так и импортных и реализуемых продуктов питания государственным стандартам и качествам безопасности пищевых продуктов; – создание эффективной системы управления аграрным сектором на всех уровнях, сохранение достигнутого объема и расширение производства конкурентоспособной продовольственной продукции с ориентаций на экспорт, а также проведение единой научно-технологической политики в продовольственном комплексе. В настоящее время ключевые вопросы обеспечения продовольственной безопасности регулируются рядом базовых федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
Говоря о правовом обеспечении продовольственной безопасности, необходимо также упомянуть и национальный проект «Развитие АПК», имеющий непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме и предусматривающий ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов. На реализацию проекта только на 2010-2011 гг. из федерального бюджета было запланировано направить 35 млрд рублей. В целом положительные результаты от реализации национального проекта «Развитие АПК» уже есть. По заявлению премьер-министра В.В. Путина «теперь нужно использовать условия, созданные нацпроектом, для системной модернизации». Безусловно, реализация поставленных в национальном проекте целей требует значительно более длительного периода, чем запланированно, что опять же делает актуальным вопрос о скорейшем принятии законов «О развитии сельского хозяйства» и «О продовольственной безопасности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|