Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка аграрного сектора как важнейшая составляющая обеспечения продовольственной безопасности страны




 

Обоснование необходимости государственной поддержки аграрного сек­тора как условия устойчивого экономического роста и важной составляющей механизма обеспечения продовольственной безопасности вызвано следую­щими причинами.

Это, во-первых, такие особенности технотронной эпохи, как быстрый научно-технический прогресс, радикальные изменения структуры общест­венного богатства и занятости, появление признаков вытеснения творчеством традиционных форм труда, утверждение постэкономической системы ценностей, в центре которой – человек с его стремлением к самосовершенствованию, были бы невозможны без прохождения этапа «общества массового потребления», без удовлетворения основных потребностей большинства жителей. В России этот этап еще предстоит пройти, поскольку невозможно построить неоэкономику исходя из сегодняшнего состояния человеческого потенциала в стране. Именно недооценка человеческого фактора является сегодня основным препятствием на пути устойчивого экономического роста. В настоящее время необходим целый комплекс социально-экономических мероприятий в этой сфере, инвестиций в человеческий капитал.

Во-вторых, сила постиндустриальных государств, в группу которых так стремится Россия, прежде всего базируется на надежном индустриальном секторе, и в том числе на устойчивом развитии агропромышленного комплекса как единственного пока производителя ничем не заменимых продуктов питания. Важнейшим условием жизнедеятельности технотронного общества, как и первобытнообщинного, является обеспечение людей продовольствием и другими предметами потребления, производство которых начинается в сельском хозяйстве.

Так, важная роль аграрного сектора, признаваемая всеми развитыми государствами, к сожалению, до сих пор недооценивается в России. Между тем, именно в сельском хозяйстве наиболее полно действует эффект мультипликации, когда финансовые вложения оцениваются не в краткосрочном (где торговля лесом может иметь разовые преимущества), а в долгосрочном периоде. Вложения в собственный аграрный сектор, если природные условия позволяют производить достаточное количество продовольствия, во-первых, имеют более длительный эффект, связанный с амортизацией основных фондов, и, во-вторых, обеспечивают занятость населения, что в настоящее время яв­ляется основным критерием оценки многих федеральных программ за рубежом.

Расчеты экономической эффективности различных проектов показали, что современная ситуация в России, когда требуется перевооружение практически во всех отраслях, обеспечивая долгосрочный мультипликативный эффект, обусловливает высокий уровень мультипликатора – 4-5. Это означает, что на каждый вложенный в российскую экономику рубль общественный эффект составляет 4-5 рублей. В более стабильных в экономическом отношении странах этот показатель значительно ниже.

В отечественной экономической науке необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства часто подвергается критике, поскольку, по мнению данных авторов, единственный путь роста продовольственной безопасности страны состоит в обеспечении макроэкономической стабилизации; рост экономики обусловливает рост доходов населения и, следовательно, спроса, что и определит в будущем рост агропромышленного сектора. Однако анализ основных социально-экономических тенденций свидетельствует об обратном: начавшийся рост доходов населения привел к значительному росту импорта, что негативно сказалось на состоянии аграрного сектора российской экономики.

В условиях рыночной экономики определим негативные факторы, влияющие на функционирование аграрного сектора и обусловливающие необходимость его государственного регулирования:

– более низкий по сравнению с дореформенным периодом платежеспособный спрос основной части населения (в особенности сельского) на продукты питания и сокращение производства продовольствия;

– конкуренция зарубежных поставщиков, пользующихся поддержкой государств-экспортеров и производителей с продовольственного рынка;

– недостаточно контролируемый вывоз нами из страны сельскохозяйственного сырья, снижающий сырьевые ресурсы перерабатывающей промышленности и повышенная потребность в импорте более дорогостоящей по сравнению с экспортируемым сырьем конечной продукции АПК.

Между тем, обеспечение страны продовольствием относится к на­циональным интересам России и обусловлено, помимо внутренних причин, и глобальными тенденциями, действующими в мире.

Как отмечалось ранее, среди промышленно развитых стран наибольши­ми естественными преимуществами обладают немногие страны – США, Канада, Австралия, имеющие обширные сельскохозяйственные угодья в расчете на одного сельского жителя, благоприятные климатические условия. Однако на мировых рынках продовольствия в качестве экспортеров выступают практически все западные страны, оказывая существенное влияние на ценообразование.

Это объясняется не только высоким техническим уровнем сельского хо­зяйства этих стран. Важную роль играет аграрная политика государства. Раз­витие сельского хозяйства западных стран во многом зависит от субсидиро­вания производства. В последние десятилетия этот компонент аграрной по­литики стал более масштабным. Объем субсидий (прямые платежи, дешевые займы, гарантированные цены) составляет 40% стоимости производства. Со­гласно оценкам ОЭСР, величина субсидий в 2008г. колебалась от 4% объема сельскохозяйственного производства в Новой Зеландии и 10% в Австралии, свыше 20% в США и 30% в Канаде, 43% в странах ЕС, до 62-80% в Японии. Значительная часть расходов фермеров промышленно развитых стран компенсируется государством. Государство не только обеспечивает более высокий уровень производства, но и поддерживает экспорт, защищает произ­водителей сельскохозяйственной продукции от внешней конкуренции.

Таким образом, для того чтобы российская продукция стала конкуренто­способной, необходима государственная поддержка аграрного сектора. В этом случае одновременно с субсидированием производства собственного продовольствия решается проблема развития сельских территорий, повышается уровень жизни на селе, снижается социальная напряженность в обществе, как следствие – создаются условия для устойчивого экономического роста и реализации приоритетных национальных проектов.

На сегодняшний день по уровню удельных расходов на развитие сельского хозяйства РФ во много раз отстает от развитых государств. Так, в начале III тысячелетия годовые объемы финансирования на 1 га сельскохозяйственных уго­дий в России были в 35 раз меньше, чем в Германии, и в 15 раз меньше, чем в США. При этом необходимо подчеркнуть, что действующий механизм бюд­жетной поддержки АПК не является системным, не имеет долгосрочной пра­вовой базы, носит вынужденный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...