Государственная поддержка аграрного сектора как важнейшая составляющая обеспечения продовольственной безопасности страны
Обоснование необходимости государственной поддержки аграрного сектора как условия устойчивого экономического роста и важной составляющей механизма обеспечения продовольственной безопасности вызвано следующими причинами. Это, во-первых, такие особенности технотронной эпохи, как быстрый научно-технический прогресс, радикальные изменения структуры общественного богатства и занятости, появление признаков вытеснения творчеством традиционных форм труда, утверждение постэкономической системы ценностей, в центре которой – человек с его стремлением к самосовершенствованию, были бы невозможны без прохождения этапа «общества массового потребления», без удовлетворения основных потребностей большинства жителей. В России этот этап еще предстоит пройти, поскольку невозможно построить неоэкономику исходя из сегодняшнего состояния человеческого потенциала в стране. Именно недооценка человеческого фактора является сегодня основным препятствием на пути устойчивого экономического роста. В настоящее время необходим целый комплекс социально-экономических мероприятий в этой сфере, инвестиций в человеческий капитал. Во-вторых, сила постиндустриальных государств, в группу которых так стремится Россия, прежде всего базируется на надежном индустриальном секторе, и в том числе на устойчивом развитии агропромышленного комплекса как единственного пока производителя ничем не заменимых продуктов питания. Важнейшим условием жизнедеятельности технотронного общества, как и первобытнообщинного, является обеспечение людей продовольствием и другими предметами потребления, производство которых начинается в сельском хозяйстве.
Так, важная роль аграрного сектора, признаваемая всеми развитыми государствами, к сожалению, до сих пор недооценивается в России. Между тем, именно в сельском хозяйстве наиболее полно действует эффект мультипликации, когда финансовые вложения оцениваются не в краткосрочном (где торговля лесом может иметь разовые преимущества), а в долгосрочном периоде. Вложения в собственный аграрный сектор, если природные условия позволяют производить достаточное количество продовольствия, во-первых, имеют более длительный эффект, связанный с амортизацией основных фондов, и, во-вторых, обеспечивают занятость населения, что в настоящее время является основным критерием оценки многих федеральных программ за рубежом. Расчеты экономической эффективности различных проектов показали, что современная ситуация в России, когда требуется перевооружение практически во всех отраслях, обеспечивая долгосрочный мультипликативный эффект, обусловливает высокий уровень мультипликатора – 4-5. Это означает, что на каждый вложенный в российскую экономику рубль общественный эффект составляет 4-5 рублей. В более стабильных в экономическом отношении странах этот показатель значительно ниже. В отечественной экономической науке необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства часто подвергается критике, поскольку, по мнению данных авторов, единственный путь роста продовольственной безопасности страны состоит в обеспечении макроэкономической стабилизации; рост экономики обусловливает рост доходов населения и, следовательно, спроса, что и определит в будущем рост агропромышленного сектора. Однако анализ основных социально-экономических тенденций свидетельствует об обратном: начавшийся рост доходов населения привел к значительному росту импорта, что негативно сказалось на состоянии аграрного сектора российской экономики.
В условиях рыночной экономики определим негативные факторы, влияющие на функционирование аграрного сектора и обусловливающие необходимость его государственного регулирования: – более низкий по сравнению с дореформенным периодом платежеспособный спрос основной части населения (в особенности сельского) на продукты питания и сокращение производства продовольствия; – конкуренция зарубежных поставщиков, пользующихся поддержкой государств-экспортеров и производителей с продовольственного рынка; – недостаточно контролируемый вывоз нами из страны сельскохозяйственного сырья, снижающий сырьевые ресурсы перерабатывающей промышленности и повышенная потребность в импорте более дорогостоящей по сравнению с экспортируемым сырьем конечной продукции АПК. Между тем, обеспечение страны продовольствием относится к национальным интересам России и обусловлено, помимо внутренних причин, и глобальными тенденциями, действующими в мире. Как отмечалось ранее, среди промышленно развитых стран наибольшими естественными преимуществами обладают немногие страны – США, Канада, Австралия, имеющие обширные сельскохозяйственные угодья в расчете на одного сельского жителя, благоприятные климатические условия. Однако на мировых рынках продовольствия в качестве экспортеров выступают практически все западные страны, оказывая существенное влияние на ценообразование. Это объясняется не только высоким техническим уровнем сельского хозяйства этих стран. Важную роль играет аграрная политика государства. Развитие сельского хозяйства западных стран во многом зависит от субсидирования производства. В последние десятилетия этот компонент аграрной политики стал более масштабным. Объем субсидий (прямые платежи, дешевые займы, гарантированные цены) составляет 40% стоимости производства. Согласно оценкам ОЭСР, величина субсидий в 2008г. колебалась от 4% объема сельскохозяйственного производства в Новой Зеландии и 10% в Австралии, свыше 20% в США и 30% в Канаде, 43% в странах ЕС, до 62-80% в Японии. Значительная часть расходов фермеров промышленно развитых стран компенсируется государством. Государство не только обеспечивает более высокий уровень производства, но и поддерживает экспорт, защищает производителей сельскохозяйственной продукции от внешней конкуренции.
Таким образом, для того чтобы российская продукция стала конкурентоспособной, необходима государственная поддержка аграрного сектора. В этом случае одновременно с субсидированием производства собственного продовольствия решается проблема развития сельских территорий, повышается уровень жизни на селе, снижается социальная напряженность в обществе, как следствие – создаются условия для устойчивого экономического роста и реализации приоритетных национальных проектов. На сегодняшний день по уровню удельных расходов на развитие сельского хозяйства РФ во много раз отстает от развитых государств. Так, в начале III тысячелетия годовые объемы финансирования на 1 га сельскохозяйственных угодий в России были в 35 раз меньше, чем в Германии, и в 15 раз меньше, чем в США. При этом необходимо подчеркнуть, что действующий механизм бюджетной поддержки АПК не является системным, не имеет долгосрочной правовой базы, носит вынужденный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|