Земельная реформа в сельской местности и результаты земельных преобразований в аграрном секторе экономики России
Земельная реформа – преобразование земельных отношений, т.е. отношений между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения землями. В России в дореформенный (советский) период вся земля находилась в государственной собственности, при этом граждане, предприятия являлись лишь пользователями земли. Основным содержанием современной земельной реформы явилось создание множественности форм собственности и землепользования. Основное внимание при этом уделялось вопросам передачи государственных земель в частную собственность. Наиболее важное направление земельной реформы в России – это земельная реформа в аграрном секторе экономики. Начало земельной реформы в сельском хозяйстве можно отнести к 1990-1991 гг. В этот период были приняты первые законы по реформированию земельных отношений – законы РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». За этим последовало начало приватизации земли в колхозах и совхозах и создание крестьянских (фермерских) хозяйств с передачей им в собственность земельных участков. В 1992-1993 гг. прошла массовая приватизация колхозов и совхозов. Затем до конца 1990-х гг. последовало дальнейшее развитие основных направлений земельной реформы. В 2001-2002 гг. начался новый этап в реформировании земельных отношений в аграрном секторе экономики. В эти годы были приняты новый Земельный кодекс РФ и Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Этот этап земельной реформы продолжается до настоящего времени. Он связан с распространением развитых форм земельного оборота. Главной целью аграрной земельной реформы являлось изменение отношений собственности на землю. С этой целью предполагалось решить две главные задачи: повысить эффективность сельскохозяйственного производства и осуществить социально справедливое перераспределение земельных ресурсов.
Основными направлениями аграрной земельной реформы являлись: • приватизация земель колхозов и совхозов; • наделение землей крестьянских (фермерских) хозяйств; • наделение землей хозяйств населения; • переход к системе платного землевладения и землепользования; • создание основ функционирования земельного рынка. Эти направления осуществлялись на основе ряда принципов. К ним относятся: • бесплатная в пределах норм передача земельных участков в собственность гражданам; • передача сельскохозяйственных земель в собственность гражданам, занятым в сельскохозяйственном производстве или проживающим в сельской местности; • сохранение целевого назначения земель; • сочетание передачи бывших государственных земель гражданам в собственность и владение, а также в пользование. Особенностью приватизации в России является то, что в частную собственность передавалось имущество, за исключением земли. В результате приватизации в несельскохозяйственном секторе экономики приватизированные предприятия стали пользователями государственных земель, на которых эти предприятия расположены. При этом предприятия получили право выкупать в собственность или арендовать эти земли. В сельскохозяйственном секторе экономики использовался особый механизм приватизации. Имущество колхозов и совхозов передавалось в собственность работникам этих хозяйств, которые одновременно становились соучредителями вновь создаваемых предприятий. Земля, которую обрабатывали колхозы и совхозы, передавалась в коллективно-долевую собственность работникам и пенсионерам этих хозяйств. Таким образом, реорганизованные предприятия стали использовать землю, которая находилась в коллективно-долевой собственности. При этом соучредителями предприятий и собственниками земли были почти одни и те же лица. На начальном этапе реформы эти люди, как правило, являлись также работниками реорганизованного предприятия.
За колхозами и совхозами была закреплена значительная часть земель сельских территорий. В состав этих земель входили сельскохозяйственные угодья, земли под постройками, внутрихозяйственными дорогами, лесами и многолетними насаждениями, водными объектами, другие земли. Сельскохозяйственные угодья передавались в общую (коллективно-долевую) собственность работникам колхозов и совхозов. Часть сельскохозяйственных угодий оставалась в государственной собственности и передавалась в фонды перераспределения земель. Земли этих фондов использовались для наделения землей фермерских хозяйств, хозяйств населения, других целей. Земельные участки под хозяйственными постройками реорганизованные предприятия могли бесплатно получить в собственность. Другие земли, которые были ранее закреплены за колхозами и совхозами, передавались в муниципальную и государственную собственность. Часть этих земель в дальнейшем передавалась в пользование или аренду сельскохозяйственным предприятиям. Право выделения земельного участка в счет земельных долей для ведения крестьянского фермерского хозяйства было признано еще в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятом в 1990 г. Предполагалось, что данное право позволит изменить структуру сельского хозяйства и сформирует слой фермеров. Возможность выхода из колхоза, совхоза с земельным участком позволила многим фермерам создать свои хозяйства. Но этого было недостаточно для быстрого развития фермерского уклада. С развитием земельного законодательства к праву получения земельного участка в счет земельных долей для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства добавилось право выделения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. За счет земельной доли может быть увеличен размер личного подсобного хозяйства до предельных размеров. Собственники земельных долей имели право сдать в аренду земельную долю. До принятия в 2002 г. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сдать земельную долю в аренду можно было без проведения официальной процедуры выделения земельного участка. Наиболее распространенным был вариант сдачи в аренду земельных долей реорганизованному предприятию. При этом очень часто использование предприятиями земельных долей граждан не оформлялось договорами аренды. Земля, находящаяся в долевой собственности граждан, использовалась предприятием без соответствующего юридического оформления. Арендная плата носила в основном символический характер.
В процессе реформирования аграрного сектора использовался также вариант распоряжения земельной долей, который состоял во внесении права пользования земельной долей в уставный капитал предприятия. В этом случае работники оставались собственниками земельных долей, а предприятие – законным пользователем земель. Для некоторых сельскохозяйственных предприятий действовал особый порядок приватизации. Так, в некоторых предприятиях (государственных племенных и конных заводах, селекционно-гибридных центрах и т.д.), имеющих общегосударственное значение, не допускалось выделения земельных участков, обеспечивающих выполнение основных функций этих предприятий. Не допускалось выделения земельных участков при выходе из хозяйств, расположенных в городской черте. Важнейшим результатом реформы является переход от монополии государственной собственности на землю к множественности форм собственности и землепользования. Наряду с государственной (федеральной собственностью и собственностью субъектов Федерации) законодательно закреплены муниципальная и частная собственность, а также права пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды земельных участков. Значительная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность. При этом в составе приватизированных земель преобладают земли, переданные в долевую собственность бывшим работникам колхозов и совхозов. Фермеры, граждане, имеющие личное подсобное хозяйство, также являются частными собственниками сельскохозяйственных земель. Незначительная часть приватизированных сельскохозяйственных земель находится в собственности юридических лиц.
До принятия Земельного кодекса РФ в 2001г. и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002г. частные собственники сельскохозяйственных земель не имели возможности реализовать свое право на землю. Отсутствовали реальные возможности продажи сельскохозяйственных земельных участков. Это было связано как с пробелами в земельном законодательстве, так и с тем, что местные власти в большинстве регионов препятствовали купле-продаже сельскохозяйственных земель. Собственники земельных долей имели возможность продавать свои земельные доли, но на них отсутствовал спрос. В ходе реформы изменилась структура землепользования. Если в дореформенный период пользователями сельскохозяйственных земель были в основном колхозы и совхозы, а также личные подсобные хозяйства граждан, то в результате проведения реформы пользователями земель стали предприятия различных организационно-правовых форм, фермерские хозяйства и хозяйства населения. Сельскохозяйственные предприятия используют земли, находящиеся в долевой собственности бывших работников колхозов и совхозов, в государственной и муниципальной собственности, а также земли, находящиеся в частной собственности этих предприятий. Площадь собственных земель предприятий составляет менее 1% от площади используемых ими земель. Государственные и муниципальные земли используются на праве постоянного бессрочного пользования и праве аренды. Земли частных собственников используются на правах аренды, при этом часто без официального оформления арендных отношений. В землепользовании государственных предприятий преобладают государственные и муниципальные земли, а негосударственных предприятий – земли в долевой собственности. В результате земельных преобразований была введена платность землевладения и землепользования. Собственники – обладатели прав пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования – являются плательщиками земельного налога. Пользователи, арендующие государственные и муниципальные земли, являются плательщиками арендной платы, которую устанавливают соответствующие органы власти. Арендаторы частных земель платят арендную плату собственнику земли. Начало нового этапа в развитии земельной реформы относится к 2001–2002 гг. В этот период произошли значительные изменения в земельном законодательстве: были приняты Земельный кодекс РФ в 2001г. и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002г. Эти законодательные акты подтвердили право купли-продажи, в том числе сельскохозяйственных земельных участков, а также внесли другие важные изменения в законодательство, которые стимулировали развитие земельных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|