Правовой статус субъектов, осуществляющих частную, медицинскую практику
гражданский правовой медицинский частный Анализ действующего законодательства РФ, на основе которого осуществляется регулирование частной медицинской практики показывает, что данный вид деятельности регламентируется как законодательными актами, действие которых распространяется на всю систему здравоохранения, так и нормами права, регулирующими конкретную сферу предоставления услуг субъектами частной медицинской практики. Основными нормативными актами, регулирующими сферу здравоохранения, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый РФ, устанавливающий основания и условия налогообложения субъектов частной медицинской практики, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов». Вопросы правового регулирования отношений субъектов частной медицинской практики также находят отражение и в нормативных правовых актах иного уровня - постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, в актах министерств и ведомств. России является участницей большого количества международных актов, направленных на охрану здоровья граждан, таких как Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рекомендация № 69 Международной организации труда «О медицинском обслуживании» и других. Поскольку координация вопросов здравоохранения является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то правовое регулирование в этой сфере осуществляется и на уровне законов субъектов Федерации. При реализации деятельности в рамках частной медицинской практики субъекты вступают в определенные правоотношения, которые можно определить как основанное на нормах права взаимодействие субъектов, обладающих определенным объемом прав и обязанностей в сфере частной медицинской практики.
Как уже было указано ранее, Закон об основах охраны здоровья граждан не выделяет понятие «частная медицинская практика», а устанавливает лишь, что частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (п. 5 ст. 29). Понятие медицинской организации раскрывается в пункте 11 ст. 2 Закона. Под медицинской организацией понимаются: 1. юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; . иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность; . индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. В отличие от раннее действовавших Основ законодательства об охране здоровья граждан, Закон об основах охраны здоровья граждан впервые выделяет абсолютно нового субъекта медицинской деятельности - это юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. Поскольку, как указано выше, частную систему здравоохранения составляют медицинские организации, то все субъекты, указные в пункте 11 ст. 2 являются и субъектами частной медицинской практики. Основные права и обязанности субъектов частной медицинской практики закреплены в Законе об основах охраны здоровья граждан. В ст. 69 Закона об основах охраны здоровья граждан сформулировано основное право субъектов частной системы здравоохранения: право на осуществление медицинской деятельности имеют получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
В отличие от ранее действовавших Основ законодательства об охране здоровья граждан, Закон об основах охраны здоровья граждан раскрывает основные права и обязанности субъектов частной медицинской практики. Так, согласно ст. 78 Закона об основах охраны здоровья граждан, медицинские организации имеет право: ) вносить учредителю предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи; 2) участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования; ) выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; ) осуществлять научную и (или) научно-исследовательскую деятельность, в том числе проводить фундаментальные и прикладные научные исследования; ) создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны. На основании статьи 79 Закона об основах охраны здоровья граждан можно обязанности медицинских организаций условно разделить на две группы. Первую группу составляют обязанности в отношении пациентов и включают в себя: ) оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; ) осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи;
) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; ) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах; ) обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; ) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях; ) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети "Интернет", об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации. Сюда же относятся обязанности медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Наряду с обязанностями, предусмотренными ранее они также обязаны: ) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; ) обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; ) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление; ) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.
Вторую группу составляю обязанности медицинских организаций в отношении медицинской деятельности в целом: ) обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; ) информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий; ) осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с федеральным законом; ) вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; ) обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности; ) проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий. Различие между субъектами частной системы здравоохранения и субъектами государственной и муниципальной систем здравоохранения при реализации прав и обязанностей состоит в различном административно- правовом статусе их субъектов. Учреждения государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами. Они действуют в соответствии с нормативными актами по вопросам здравоохранения с учетом того, акты каких органов на них - распространяются (например, федеральные казенные учреждения - на основании федеральных актов и т.п.) Учреждения государственной системы здравоохранения находятся, как правило, в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих деятельность этих учреждений. Руководство государственными (муниципальными) медицинскими учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Субъектами частной медицинской практики могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Они самостоятельны в осуществлении своей деятельности. Таким образом, влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими, а лишь регулирует отдельные стороны деятельности (регистрирует, лицензирует, осуществляет нормативное регулирование, санитарно-эпидемиологический надзор и т.д.).
Законодательство предусматривает как ряд общих требований, предъявляемых ко всем субъектам предпринимательской деятельности, так и ряд специальных требований для лиц, осуществляющих деятельность в рамках частной медицинской практики. Деятельность в рамках частной медицинской практики осуществляется, лицами, зарегистрированными в установленному порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2006 г. № 441-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Андреева Юрия Сергеевича, Камышанова Павла Владимировичем и Писаревой Елены Николаевны на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 54, части третьей статьи 56 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пункта Г статьи 7 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 августа 1999 г. № 422/99 субъекты, осуществляющие свою деятельность в сфере частной медицинской практики, должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с тем, что право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным, и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. В случае, если возникнет необходимость использования; наемного труда медицинских работников для осуществления медицинской деятельности, субъект вправе учредить юридическое лицо в соответствующей организационно-правовой форме и, получив лицензию на осуществление медицинской деятельности на это юридическое лицо, принять на работу требуемое количество персонала. Однако, по мнению Коробко К.И подход к вопросу определения конкретного субъекта, оказывающего медицинские услуги в рамках частной медицинской практики, существенно нарушает права таких субъектов на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и. свободу экономической деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Учитывая изложенное, субъектами частной медицинской практики являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правовой статус субъектов частной медицинской практики образует комплекс прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|