Электронные торговые площадки. Электронные деньги и доставка продукции в рамках ведения электронных форм торговой деятельности
При анализе сделок электронной коммерции особый интерес вызывает формирование нового типа рынков – электронных торговых площадок (ЭТП), объединяющих предприятия различных отраслей. Цель ЭТП – сведение покупателей и продавцов. Их создатели могут заработать на рекламе, комиссионных за трансакции, абонентской плате. Как правило, с инициативой создания площадки выступает та сторона, для которой ожидаемый эффект будет больше. Таким образом, формируются площадки продавца (металлургия, где площадки могут выходить на покупателя без участия трейдеров), покупателя (автомобильная отрасль, стремящаяся активизировать конкуренцию между поставщиками материалов и запчастей) и независимые площадки, где нет доминирования продавца или покупателя (рынок аграрной продукции, как например, в западных странах). Иногда только такие площадки, без доминирования продавца или покупателя, создаваемые третьей стороной, и называют ЭТП, поскольку именно они представляют собой электронные аграрные рынки в чистом виде. По способу организации ЭТП делятся на онлайновые каталоги, аукционы, биржи и сообщества. Онлайновый каталог дает огромный объем информации по ценам, гарантиям, датам поставки, послепродажному обслуживанию и т.д. Аукционы отличаются от онлайновых каталогов тем, что цена не фиксирована. Источники доходов онлайновых каталогов и аукционов – комиссия за трансакции и рекламу. Это достаточно перспективная сфера электронной коммерции, многие компании используют онлайновые аукционы в качестве инструмента маркетинговой оценки, позволяющего определить первоначальный спрос и рыночную цену в отношении нового продукта. Крупнейший онлайновый аукцион в России – Molotok.ru.
Биржа – торговая площадка, где цена подвержена сильным изменениям из-за колебаний спроса и предложения. Источники доходов – комиссионные за трансакции и членские взносы участников. Www.mtszerno.ru – межрегиональная торговая система (интернет-биржа). Основой системы электронного трейдинга является лотовая торговля. Информация на сайте: лента сельскохозяйственных новостей, обзоры зернового рынка, рекомендации по работе с торговой системой, базы данных поставщиков и потребителей зерновой продукции, информация нормативного и справочного характера. Сообщество отличается тем, что такая электронная площадка объединяет продавцов и покупателей на основе общего профессионального интереса. Сообщества дают информацию о конъюнктуре рынка в наиболее полном объеме. Доходы складываются при этом из рекламы, членских взносов участников и спонсорства. Помимо положительных моментов, связанных с деятельностью ЭТП, нужно выделить целый ряд проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. Прежде всего, это разнообразные риски, которые несут продавцы и покупатели, участвуя в работе ЭТП. Покупатели осуществляют покупки, не видя конкретного товара, следовательно, их деятельность во многом основывается на чистом доверии к продавцу. Продавцы, выступая на ЭТП, в определенной степени теряют контроль над механизмом ценообразования и сознательно идут на увеличение конкуренции со стороны других производителей и продавцов аналогичных товаров. Примерами торговых площадкок в сфере АПК могут служить www.rosapk.ru, www.idk.ru или специализированные сайты – www.muka.ru. Заключение возмездных сделок в АПК России через Интернет требует диверсификации способов оплаты таких сделок и влечет за собой усложнение правоотношений по поводу производимых расчетов. Это происходит как путем увеличения способов безналичных расчетов, так и путем вовлечения в процесс расчетов новых, чисто «сетевых» субъектов («виртуальных банков»).
Использование электронной техники при проведении безналичных расчетов привело к появлению электронных денег. Особенно широко они распространены в расчетах между предприятиями. Сумма денег, находящихся на счете фирмы, списываемая с него или начисляемая на него, в этом случае материально существует только в форме записи в памяти компьютера. Наиболее технически продвинутые банки (в том числе и в России) при этом практикуют услуги так называемого компьютерного банкинга, когда клиент управляет своим счетом дистанционно со своего модема, вообще не появляясь в банке. Двадцатый век – это эпоха бумажных денег, а его конец можно охарактеризовать как переходное время: от эпохи бумажных денег к электронным. Этот переход обусловлен тем, что бумажные деньги неудобны. Они ветшают, горят, требуют больших затрат на хранение, транспортировку и охрану, а также легко подделываемы. Если брать безналичные деньги, то можно сказать, что это, в некоторой степени, электронные деньги, так как деньги в материальном, физическом смысле отсутствуют. Но электронные деньги – это деньги, которые в материальной форме вообще не существуют, а находятся только в форме записей на счетах пользователей в тех платежных системах, где они зарегистрированы. Такие электронные деньги называют обычно купонами или бонусами. Некоторые платежные системы, например e-gold обеспечивают свои электронные деньги драгоценными металлами (золотом, серебром, платиной и палладием). Выплата заработной платы и стипендий студентам в виде перечисления на пластиковые карточки является своеобразным примером использования электронных денег, как и оплата коммунальных платежей. Хотя в чистом виде в России таких примеров (уплата налогов, всевозможных счетов и т.п.) расчетов электронными деньгами пока не существует. Неощутимые, «нематериальные» электронные деньги, пожалуй, в большей степени, чем любой другой вид денег, показывают, что сущность денег связана не с какой-либо их материально-вещественной формой, а со способностью выполнять определенные функции. В частности, использование электронных денег в международных расчетах в большей степени отвечает функции мировых денег, а обеспечение электронных денег драгоценными металлами – функции образования сокровищ, накоплений. Отсутствие денег в материальной форме соотносится с функцией денег как средства платежа, то есть электронные деньги выполняют функции классических денег более эффективно.
Касаясь вопроса о доставке сельскохозяйственной продукции, реализованной посредством электронной коммерции, необходимо отметить, что возможны три способа доставки: самовывоз продукции компанией покупателям; доставка до потребителя собственным транспортом сельскохозяйственного предприятия; доставка транспортной компанией. Для мелкого и среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя, на наш взгляд, наиболее приемлемым является последний вариант. При этом, таким производителям при доставке целесообразно производить объединение произведенной продукции для получения больших объемов реализации и минимизации затрат на транспортировку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|