Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.5. Общая методическая концепция тренировки в беге, требующем развития выносливости




Принципиальный подход к пониманию сущности тренировки и вытекающих из этой сущности методических принципов и задач ее организации в годичном цикле в беге, требующем развития вы- носливости, исходит из следующих научно-теоретических пред- посылок.

I. Система подготовки бегунов в годичном цикле может быть практически эффективной только в том случае, если она исходит из задачи создания в тренировке оптимальных условий для плано- мерного развития процесса долговременной адаптации организма к условиям конкретной спортивной деятельности. Иными слова- ми, такой подход предполагает разработку комплекса целенаправ- ленных тренирующих воздействий на физиологические системы организма, адекватного структуре и гетерохронности темпов их морфофункционального совершенствования в ходе тренировки. Замечу, что такой подход представляет собой первую в истории теории и методологии спортивной тренировки попытку сформу- лировать задачи и определить системы тренирующих воздействий на организм на объективной основе, исходящей из изучения зако- номерностей развития:

– циклического процесса долговременной адаптации организ- ма к условиям напряженной мышечной деятельности;

– процесса становления спортивного мастерства в ходе много- летней тренировки:

– процесса морфофункциональной специализации организма, детерминированной специфическим двигательным режимом ра- боты, присущим конкретной спортивной деятельности (Ю. Вер-

хошанский, 1966, 1970, 1985).

II. Как подчеркивалось в на- чале статьи, в свете современ- ных достижений цикла био- логических наук, главная идея построения современной систе- мы тренировки в беге, требую-


Рис. 3. 8. Принципиальная связь

между специальной физической подготовкой и повышением скорости бега (V) в системе тренировки бегунов высокого класса (Ю. Верхошанский, 1985)


щем развития выносливости, должна базироваться на кон- цепции тканевого метаболизма. Практическое выражение этой идеи (рис. 3. 8) предусматри-


вает вначале интенсифицированное развитие локальной мышеч- ной выносливости средствами специализированной физической подготовки и только после этого повышение скорости бега (V) и развитие скоростной выносливости, требующее интенсифика- ции функции сердечно-сосудистой системы. Преждевременное наращивание скорости дистанционной (рис. 3. 8, пунктир а) недо- пустимо.

III. Годичный цикл формирования специфического компонен- та долговременной адаптации организма к условиям бега, требую- щего развития скоростной выносливости, включает три последо- вательные фазы:

1. Фазу первичных морфофункциональных перестроек в орга- низме, необходимых для обеспечения продолжительной работы в циклическом режиме, требующем проявления выносливости;

2. Фазу формирования специализированной морфофункцио- нальной структуры в комплексе физиологических систем орга- низма, обеспечивающих ему возможность продолжительной ра- боты в режиме скоростной выносливости;

3. Фазу завершения текущего цикла долговременной адапта- ции, инициируемую предельным повышением специфической моторной функции организма и экономизации ее энергообеспече- ния в экстремальных условиях соревновательного режима.

IV. При организации тренировочного процесса в годичном цикле целесообразно исходить из принципа суперпозиции тре- нирующих воздействий на организм (рис. 3. 6) и сопряженно- последовательной системы организации адекватных тренировоч- ных нагрузок (рис. 3. 7).

Принципиальное выражение такой организации схематиче- ски представлено на рис. 3. 9. Графики I, II и III символизируют преимущественную направленность тренирующих воздействий на организм в соответствии с указанными выше фазами развития текущего цикла долговременной адаптации. Постепенное повы- шение скорости бега (V) обеспечивается за счет нарастания ин- тенсивности тренирующих воздействий (i). Пунктирные графи- ки указывают, что каждая фаза включает дистанционную работу, подготавливающую организм к уровню скоростного бега, который реализуется в следующей фазе.

V. В условиях практики подготовки квалифицированных бе- гунов в качестве объективных индикаторов уровня и динамики их специальной работоспособности могут быть сдвиг лактатной кри- вой вправо и уровня АнП вверх, регистрируемых в тесте Конкони (рис. 3. 10).


     
 

 

 


Рис. 3. 9. Принципиальная идея организации тренировки в беге на средние и длинные дистанции

 

Рис. 3. 10. Схема, иллюстрирующая индивидуальный уровень анаэробного порога и лактатные кривые до тренировки (а) и в результате тренировки (в)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...