Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.6. Принципиальная модель системы тренировки в беге на выносливость




Принципиальная модель системы тренировки в беге на вынос- ливость, разработанная на основе изложенной выше концепции, представлена на рис. 3. 11. Модель включает:

I – общую схему организации тренировочного процесса, где:

– А, В и С – графики, символизирующие блоки сопряженно- последовательной организации тренировочных нагрузок, целена- правленных на морфофункциональное совершенствование физи- ологических систем организма в соответствии с фазами развития


цикла его долговременной адаптации к условиям соревнователь- ного бега (см. раздел 3. 5);

– тенденции в динамике скорости бега (V), функционального состояния организма (f), интенсивности тренирующих воздей- ствий (i) и общего объема нагрузки (Р); @ V и @ f – планируемые приросты скорости бега и функционального уровня организма от- носительно предыдущего цикла подготовки (пунктирные линии V0 и f0).

II – временную структуру преимущественной направленно-

сти тренирующих воздействий на функциональные параметры сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем организма.

III – сопряженно-последовательную систему дистанционных средств с постепенно повышающимся тренирующим воздействи- ем на организм.

На языке практической методики тренировки указанные бло- ки допустимо обозначать как:

– блок базовой функционально-энергетической подготовки (А),

– блок интенсифицированной дистанционной подготовки (В),

– блок соревновательной подготовки (С).

Блок А имеет задачей преимущественное развитие локаль- ной мышечной выносливости специализированными средствами физической подготовки. Здесь тренировка направлена главным образом на:

– повышение сократительной мощности мышц и окислитель- ных свойств медленных мышечных волокон (тип I) специализи- рованными силовыми и прыжковыми упражнениями,

– увеличение полостей сердца и формирование перифериче- ских сосудистых реакций дистанционными средствами невысо- кой интенсивности*.

Дистанционная работа в этом блоке выполняется с оптималь- ной интенсивностью преимущественно на местности (в лесу, пар- ке). Ее задача заключается еще не столько в повышении скорости бега, сколько в подготовке к продолжительному скоростному бегу в следующем блоке. Такая работа предусматривает совершенство- вание техники скоростного бега, синхронизации дыхательной

 

* Здесь нелишне еще раз подчеркнуть, что упражнения со штангой и другими отягощениями рекомендуются не для развития силы мышц, а как средство интен- сификации режима их работы, с целью развития локальной мышечной выносли- вости (т. е. сократительных и окислительных свойств мышц) [Ю. Верхошанский, 1970].


функции с темпом беговых шагов, выработку чувства темпа и ско- рости бега. Дистанционная тренировка начинается с традицион- ного продолжительного равномерного бега на местности. Посте- пенно в тренировку включаются упругий бег, аэробный фартлек, бег в гору и длинные ускорения.

Упругий бег – это силовая имитация бега, выполняемая с укоро- ченным шагом и сокращенной амплитудой движений. Внимание обращается на упругое («пружинистое») отталкивание стопой вперед-вверх и выведение вперед верхней части бедра и таза. Дви- жения руками согласуются с работой ног (как при беге). Мышцы спины должны быть тонизированы, плечевой пояс не закрепощен. В начале тренировочного сезона упругий бег выполняется на ровном профиле (стадион, парк, лес), постепенно увеличивая

силу отталкивания, используя следующие варианты:

– 2–3 повторения на дистанции от 100–150 м до 300 м;

– повторный метод: 4–5 200 м;

– повторно-серийный метод: в серии 2–3 повторения на дис-

танции 100–150 м, всего 2–3 серии.

Во всех вариантах отдых между повторениями произвольный с выполнением упражнений на расслабление и «встряхивание» мышц ног.

После этого упругий бег можно выполнять на некрутом подъе- ме в двух вариантах:

– 200–300 м, повторно 2–3 раза с полным отдыхом и

– повторно-серийным методом более интенсивно на отрезках 150–200 м, в серии 2–3 повторения с произвольным отдыхом, все- го 2–3 серии с отдыхом 10–12 минут. Во время отдыха выполня- ется 2–3 ускорения 60–80 м.

Упругий бег с акцентированным отталкиванием является отличным средством предварительной силовой подготовки мышц ног, развивающим их эластичные свойства. Однако к его индиви- дуальной дозировке следует относиться внимательно во избежа- ние перегрузки мышц голеностопного сустава.

Аэробный фартлек – (см. разделы 2. 4 и 3. 2).

Бег в гору выполняется на некрутом подъеме с невысокой ско- ростью продвижения и акцентированием отталкивания в каждом шаге.

Короткие отрезки (40–60 м) способствуют развитию макси- мальной анаэробной мощности, взрывной силы и реактивной спо- собности мышц ног и мощности дыхательных мышц. Вначале эти отрезки выполняются повторным методом с произвольным отды-


хом между ними, затем повторно-серийным методом. В этом слу- чае в серии выполняется 4–5 повторений с определением продол- жительности отдыха между ними по моменту снижения пульса до 110–120 уд. /мин. Всего 2–3 серии с отдыхом между ними 10– 12 минут. По мере повышения уровня тренированности скорость продвижения вперед и мощность отталкивания увеличиваются.

Отрезки средней длины (150–300 м), выполняемые с меньшей интенсивностью усилий повторным методом, в равной степени повышают алактатную и лактатную мощность и в меньшей степе- ни способствуют повышению максимальной аэробной мощности. Длинные отрезки (свыше 400 м) обеспечивают поддержание высокой аэробной способности и экономичную деятельность

сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для бегунов на средние дистанции хорошие результаты дает повторное выполнение бега в гору 10 150 м, а для бегунов на длинные дистанции – бег 10 400 со скоростью 55–60% от сорев-

новательной. Не следует забывать, что бег в гору должен выпол-

няться на невысокой скорости, с акцентом на силовой компонент работы ног при оптимальной длине шага.

Длинные ускорения выполняются преимущественно на дорож- ке стадиона с постепенным (плавным) повышением скорости бега до субмаксимальной (затем максимальной) с контролем техники движений. На этой скорости выполняется 6–8 беговых шагов, не допуская закрепощения движений, и затем переход на свобод- ный бег по инерции, постепенно (плавно) снижая его скорость, контролируя технику и сохраняя сколько можно длину шага.

Вначале длинные ускорения выполняются на дистанции 80– 100 м. Затем дистанция увеличивается до 150–200 м, и соответ- ственно увеличивается длина скоростного участка. Повышение предельной скорости и длины участка бега с предельной скоро- стью следует ограничивать моментом наступления скованности движений.

Длинные ускорения выполняются повторным методом с про- извольным отдыхом между ними. Это хорошее средство совер- шенствования техники скоростного бега и средство подготовки к повторному и повторно-серийному методу развития дистанци- онной скорости.

Блок В – имеет задачей интенсификацию дистанционной подготовки с преимущественной направленностью на разви- тие скорости бега и скоростной выносливости на основе морфо- функциональной базы, созданной в предыдущем блоке (А). Цель


такой подготовки заключается в выведении функционально- энергетических возможностей организма на высокий уровень специфической работоспособности непосредственно в скоростном беге. Тренирующие воздействия направлены на:

– повышение мощности миокарда, формирование перифери- ческих сосудистых реакций для условий скоростного бега, повы- шение мощности буферных систем клеток и крови;

– дальнейшее повышение сократительной мощности мышц и, главное, развитие окислительной мощности быстрых мышеч- ных волокон (тип II). Задачами дистанционной тренировки ста- новится:

– совершенствование техники бега на постепенно повышаю- щейся скорости до предельной,

– развитие способности продолжительно поддерживать ско- рость на субмаксимальном уровне с сохранением техники бега,

– увеличение длины бегового шага и ее сохранение на дистан- ции,

– синхронизации дыхательной функции с темпом беговых шагов, главным образом на предельной скорости и в состоянии развивающегося утомления.

Здесь длинные ускорения выполняются с постепенным уве- личением скоростного участка бега. Они постепенно заменяются повторным бегом на субмаксимальной и максимальной скорости на увеличивающихся по длине отрезках дистанции. Одновремен- но в тренировку включается интервальный бег, а во второй поло- вине блока – повторно-серийный и интервально-серийный бег.

В это время, когда достигнут высокий уровень окислитель- ной мощности мышц, целесообразны анаэробные дистанционные тренировки при высокой концентрации лактата в крови продол- жительностью от 30 с до 3 мин. Такие тренировки развивают спо- собность бегуна длительное время поддерживать скорость бега с включением анаэробного гликолиза, что особенно характерно для бегунов высокого класса. Это дает им возможность выполнять длинные тактические ускорения и сохранять скорость на финиш- ном участке дистанции.

Для развития мощности аэробного гликолитического источ- ника скоростной выносливости здесь также целесообразно ис- пользование двух вариантов интервально-серийного бега в гору с небольшим подъемом: а) с преимущественной направленностью на повышение емкости гликолиза и б) с преимущественной на- правленностью на увеличение его мощности. В первом случае


продолжительность бега – 1 мин с тремя повторениями в серии и отдыхом 2–2, 5 мин (возвращение легким бегом на исходную позицию); всего 3 серии с отдыхом 10–12 мин. Во втором случае продолжительность бега – 30–40 с с тремя повторениями в серии с интервалами отдыха 1, 5–2 мин. Всего 3–4 серии с отдыхом 12– 15 мин. В обоих случаях в интервалах отдыха следует выполнять 2–4 ускорения на ровном рельефе.

Необходимо подчеркнуть, что нагрузку в беге в гору надо дозировать индивидуально, исходя из уровня подготовленности бегуна и его текущего состояния.

Из средств, специфически направленных на повышение ско- ростной выносливости, здесь целесообразно использовать аэроб- ный фартлек, а также прыжковые упражнения в гору преиму- щественно интервальным и интервально-серийным методом. Интенсивность их выполнения постепенно повышается.

Блок С – это завершающая фаза в цикле долговременной адаптации к условиям бега на выносливость, реализуемая при высокой интенсивности тренировочной работы и сокращении ее объема.

Блок имеет задачей предельное развитие скоростной вынос- ливости непосредственно в беге за счет дальнейшего повышения мощности и емкости энергетического потенциала организма, уве- личения продолжительности работы на высоком уровне частоты сердечных сокращений (в том числе на финишном участке сорев- новательной дистанции) и экономизации общих затрат энергии на скоростную дистанционную работу.

Основными средствами дистанционной тренировки стано- вятся:

– повторно-серийный и повторно-интервальный методы бего- вой тренировки;

– моделирование тактических вариантов соревновательного бега с использованием интервального метода (на основе которого разрабатывается график раскладки сил на дистанции);

– участие в соревнованиях.

Для повышения силы тренирующего воздействия дистанцион- ных методов на организм целесообразно использовать следующие приемы:

– в повторном методе – вначале повышать длину скоростных отрезков при оптимальной паузе отдыха между ними, затем повы- шать скорость бега на отрезках, сокращая их длину и увеличивая паузу отдыха между ними;


– в интервальном методе – увеличивать длину тренировоч- ных отрезков и скорость бега, сохраняя паузу отдыха между ними и даже увеличивая ее;

– в повторно-серийном методе – повышать скорость бега с уменьшением длины отрезков, сохраняя время отдыха между ними и увеличивая время отдыха между сериями;

– в интервально-серийном методе – использовать постоянную скорость бега при постоянной длине отрезков, сокращать паузу отдыха между ними и увеличивать паузу отдыха между сериями.

Длина и количество отрезков в серии и количество серий опре- деляется в зависимости от индивидуального уровня подготовлен- ности бегуна и его текущего функционального состояния.

Методические рекомендации к практическому использованию принципиальной модели системы тренировки:

1. Центральная методическая идея рассмотренной выше мо- дели (рис. 3. 11) выражается в определенной последовательности в использовании тренирующих воздействий на физиологические системы организма в соответствии с гетерохронным характером развития их адаптивных морфофункциональных реакций в про- цессе тренировки. Причем важная роль в системе таких воздей- ствий принадлежит специализированным средствам и методам физической подготовки. Прыжковые и силовые (в том числе со штангой) упражнения в отличие от традиционных систем подго- товки бегунов используются не как «добавка» к дистанционной тренировке, а как органическая часть содержания системы под- готовки в беге, требующей развития скоростной выносливости. В этом выражается принципиальное отличие от традиционных систем подготовки бегунов, основанных на использовании только дистанционных средств.

2. Концентрированное использование средств специализиро- ванной физической подготовки в блоке А приводит к некоторо- му снижению таких внешних индикаторов функционального со- стояния организма, как максимальная скорость бега, результаты в контрольных прыжковых упражнениях, показателей максималь- ной анаэробной мощности организма (рис. 3. 11, график f). Одна- ко это временное, обратимое явление, связанное с преобладани- ем катаболических процессов в организме, вызванных большим объемом средств специализированной физической подготовки. После снижения объема этих нагрузок показатели функциональ- ного состояния организма не только возвращаются к исходному уровню, но и существенно превышают его. В результате создается


         
   

 

 

Рис. 3. 11. Принципиальная модель системы тренировки в беге, требующем развития скоростной выносливости

(Ю. Верхошанский, 1988)


оптимальное функциональное состояние организма для целена- правленного развития скоростной выносливости, что и является главной задачей блока С.

3. Блоки А и В – это принципиально новые по своему содер- жанию, организации и роли составляющие системы тренировки бегунов. Если блок А преимущественно целенаправлен на созда- ние объективно необходимого функционально-энергетического фундамента для развития специфической скоростной выносливо- сти, то в блоке В эта задача главным образом решается.

4. Принципиальная модель (рис. 3. 11) предусматривает под- готовку бегунов к главным соревнованиям сезона. Ее продол- жительность может составлять 20–25 недель, если в году два со- ревновательных сезона (для бегунов на средние дистанции) или 40–45 недель для одного соревновательного сезона (для бегунов на длинные дистанции).

Для использования в профессионально-зрелищном спорте идея этой модели должна быть адаптирована к его годичной про- грамме таким образом, чтобы соревнования рассматривались как основное средство подготовки. Однако в этом случае каждый го- дичный цикл должен обязательно включать этапы, адекватные за- дачам и содержанию блока А (рис. 3. 11). Их задача заключается в поддержании высокого уровня специфической работоспособ- ности атлета. Если этого не учитывать, то неминуемо наступит момент развития реадаптации организма, сопровождающийся снижением спортивных результатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...