Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ожидаемые результаты освоения темы




В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: классическая немецкая философия, априорные знания, апостериорные знания, агностицизм, категорический императив, автономная этика*, абсолютная идея, инобытие*, диалектика, антропологический материализм, отчуждение, диалектический материализм, опредмечивание, распредмечивание, практика, исторический материализм, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация.

2. Характерные черты и особенности немецкой классической философии.

3. Основных представителей немецкой классической философии.

4. Основные проблемы в учениях немецких философов конца XVIII – XIX века и способы их решения.

5. Гносеологическую концепцию Канта.

6. Основные положения этического учения Канта.

7. Основные положения философской системы Гегеля.

8. Основные законы и категории диалектики.

9. Обоснование Фейербахом антропологического материализма и его философию религии.

10. Марксистское учение о бытии, человеке и обществе, новый подход к пониманию роли философии.

11. Идеалистическую и материалистическую трактовку бытия, человека, общества и исторического процесса в учениях представителей немецкой классической философии.

УМЕТЬ:

1. Собирать, обрабатывать и логически верно и ясно излагать теоретический материал темы.

2. Интерпретировать философские тексты и формировать суждения по соответствующим философским проблемам*.

3. Воспринимать, обобщать и анализировать информацию.

4. Сравнивать различные варианты решения философских проблем *.

5. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук.

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Способностью к переоценке накопленного опыта, готовностью приобретать новые знания

3. Навыком обосновывать собственную позицию *.

 


Тема 6

Русская философия

Теоретические вопросы семинара

1. Традиции и особенности русской философии. Основные этапы развития.

2. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники в философской мысли ХIХ в.

3. Философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

4. Метафизика всеединства В.С. Соловьева и персоналистическая философия Н.А. Бердяева.

Методические указания

Раскрывая первый вопрос темы, студент должен разобраться со специфическими особенностями русской философии, имея в виду при этом, что русская философия исторически развивалась в тесной связи с философией Запада и Востока, что она является органической частью всемирной философии, поэтому было бы неправильным устанавливать какие-то непроходимые границы между нею и мировой философской мыслью. Освещая вопрос об основных этапах развития русской философии, необходимо отметить, что у исследователей русской философии сложились различные подходы к периодизации русской философии. Раскройте существующие точки зрения на периодизацию русской философии, подчеркните аргументы каждой точки зрения, выскажите свою позицию по данному вопросу. Назовите основных представителей русской философии и их главные произведения.

При изучении второго вопроса начните с развития просветительских идей в России в 20-е гг. XIX в. Остановите свое внимание на явлении так называемого «Философского пробуждения» 30-40-х гг., расскажите о кружке «любомудров». Далее перейдите к характеристике философских воззрений П.Я. Чаадаева. Раскройте основные положения философии истории П.Я. Чаадаева. Проследите эволюцию философско-исторических воззрений Чаадаева от национальной самокритики к обоснованию теории «привилегии отсталости» России. Отметьте провиденциализм как теоретическую основу философии истории Чаадаева. В заключении сделайте вывод о месте и роли философии Чаадаева в русской мысли и его влияние на западничество и славянофильство.

Затем переходите к изучению особенностей славянофильства как идейного течения. Расскажите об основоположниках философии славянофилов И.В. Киреевском и А.С. Хомякове. Обратите внимание на философию истории А.С. Хомякова, его учение о роли религии в истории, концепцию «соборности». Охарактеризуйте гносеологию Хомякова (учение о «живом знании»). Изучите философские идеи И.В. Киреевского: концепцию «цельного знания», оценку Киреевским характера просвещения в Европе и России. В заключении сделайте вывод о значении славянофильства для развития русской религиозной философии.

Приступая к изучению идейного течения западничества, обратите внимание на философскую неоднородность этого течения, выявите различные варианты философских учений. Расскажите об А.И. Герцене как основоположнике теории «русского социализма». Более подробно остановитесь на идее личности в социальной философии и философии истории Герцена. Далее охарактеризуйте антропологический материализм Н.Г. Чернышевского. Дайте оценку эстетической концепции Н.Г. Чернышевского. В заключении сделайте вывод о влиянии идей Герцена и Чернышевского на народничество.

Третий вопрос следует начать с выявления особенностей мировоззрения Ф.М. Достоевского (религиозная окрашенность философии, гуманистические мотивы, идея Бога, особенности теодицеи) и специфики выражения им своих философских представлений. Проанализируйте, как решается проблема человека в творчестве Ф.М. Достоевского, проблемы сознания, свободы, познания и смысла жизни, отметьте парадоксальность этики Достоевского. Выявите основные положения социальной философии Ф.М. Достоевского: соотношение личности, общества и истории. Обратите внимание на идею народа как «почвы», базиса истории и носителя духовных ценностей. Охарактеризуйте философские романы Достоевского, их влияние на русскую культуру и философию.

Затем переходите к изучению мировоззрения Л.Н. Толстого. Отметьте особенности философского мышления Л.Н. Толстого, переживание им мира как живого организма, а истории человечества как «волн жизни», череды сменяющих друг друга поколений людей. Остановитесь на решении Толстым проблемы жизни и смерти; смысла жизни и проблемы добра. Необходимо отметить основные принципы этики ненасилия Л.Н. Толстого.

В заключении подчеркните существенные отличия в мировоззрениях и творческих методах этих великих русских мыслителей.

Изучение четвертого вопроса начните со знакомства с философией В.С. Соловьева. Покажите, что философия всеединства Соловьёва является развитием философских идей А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Назовите исходные принципы и основное содержание его «метафизики всеединства». Познакомьтесь с обоснованием Соловьёвым принципа софийности, его учением об истине и формах её познания. Расскажите о понимании Соловьевым исторического процесса как движении к «богочеловечеству». Дайте оценку нравственной философии Соловьева. Выделите основные категории нравственности по Соловьёву. В заключении сделайте вывод о влиянии идей Соловьева на русскую религиозную философию.

Знакомство с философскими взглядами Н.А. Бердяева начните с рассказа о главных манифестах русской религиозной философии начала ХХ века: сборники «Проблемы идеализма» (1902); «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909); «Из глубины» (1918). Кратко остановитесь на концепции «нового религиозного сознания» Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус и Н.А. Бердяева начала XX века.

Затем покажите эволюцию взглядов Бердяева от легального марксизма к религиозной философии. Раскройте особенности христианского экзистенциализма Н. Бердяева. Проанализируйте понятия «свобода», «творчество», «установка духа» как центральные категории философствования Бердяева. Покажите смысл исторического процесса по Бердяеву. Дайте оценку критики Бердяевым коммунизма и капитализма.

В заключении подведите итог и покажите место и роль русской философии в мировом философском процессе.

Практические задания

1. «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Какая идея заключается в послании старца Елеазаровского Псковского монастыря, иосифлянина Филофея? Какую идеологическую роль она играла?

2. Какой вывод об идеях славянофилов можно сделать, анализируя выражения А.С. Хомякова: «Православие фактор, сформировавший те «исконно русские начала», тот «русский дух», который создал «русскую землю в бесконечном ее объеме», «утвердил навсегда мирскую общину, лучшую форму общежительности… выработал в народе все его нравственные силы».

3. Философами (славянофилами), трактовавшими русскую историю посредством обоснования православия как начала всей русской национальной жизни, являлись:

1) Г. В. Плеханов

2) А. С. Хомяков

3) Т. Н. Грановский

4) Ю. Ф. Самарин

5) П. Я. Чаадаев

4. Представителями революционно-демократической идеологии в России являлись:

1) Т. Н. Грановский

2) А. И. Герцен

3) В. Г. Белинский

4) М. В. Ломоносов

5) Н. А. Бердяев

5. Как М.В. Ломоносов рассматривает понятие материи? Охарактеризуйте своеобразие философских взглядов М.В. Ломоносова.

«Тела состоят из материи и формы…так, что последняя зависит от первой».

«Материя – есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части…». «…Все, что есть в телах или совершается в них, происходит от конечного протяжения, силы инерции и движения их».

6. Прочитайте отрывок из произведения Л.Н. Толстого и ответьте на вопрос: какой принцип философии Л.Н. Толстого выражен в тексте? «Любовь к богу, выраженная в негативной форме, как ограничение деятельности, есть ненасилие. Совершать насилие означает делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие. Отказываясь от насилия мы обнаруживаем любовь в той единственной форме, которая доступна человеку».

Приведите примеры реального воплощения этого принципа в мировой истории.

7. О каком философском понятии идет речь в отрывках из произведения В.С. Соловьева. Найдите в тексте подтверждение тому, что оно занимает важное место в его философских построениях.

«Это второе произведенное единство, противостоящее первоначальному единству божественного Логоса, есть, как мы знаем, душа мира, или идеальное человечество (София), которое содержит в себе и собою связывает все особенные живые существа или души».

«Представляя собою реализацию Божественного начала, будучи его образом и подобием, первообразное человечество, или душа мира, есть вместе и единое и все; она занимает посредствующее место между множественностью живых существ… и безусловным единством Божества… Как живое средоточие или душа всех тварей и вместе с тем реальная форма Божества – сущий субъект тварного бытия и сущий объект божественного действия… все единое человечество, или душа мира, есть существо двойственное; заключая в себе и божественное начало и тварное бытие, она не определяется исключительно ни тем ни другим и, следовательно пребывает свободною…»

8. Вставьте пропущенное слово, означающее понятие, введенное в научный оборот представителем русского космизма В.И. Вернадским Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, приведет к переходу ее в _____. Под ней понимают сферу взаимодействия природы и общества. Это - новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для нее характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...