Философия в современном мире
Теоретические вопросы семинара 1. Формирование современной философии: характерные черты и главные тенденции. Кризис европейского рационализма. 2. Становление иррационалистической тенденции в современной философии. «Философия жизни» как новая попытка решения проблем философии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер). 3. Философия экзистенциализма. 4. Позитивизм, этапы его развития. Неопозитивизм, его варианты, основные представители. Постпозитивизм. Методические указания Прежде всего, следует разобраться с вопросом об отличии классической философии от современной, неклассической, выяснить основные черты современной философии. Необходимо понять, почему значительное место в истории западноевропейской философии последней трети XIX приобрели иррационалистические учения. Расскажите о критике классического идеализма во второй половине XIX века и ослаблении влияния классической идеалистической традиции. Перечислите вновь появившиеся философские школы и направления. Разберитесь, какие из них относятся к сциентистским, а какие к антисциентистским. При подготовке ко второму вопросу необходимо выявить социальные и гносеологические истоки «философии жизни», уточнить смысл этого термина. Обратите внимание на радикализацию критической установки в европейской философии в отношении идей Просвещения и классического рационалистического идеализма. Познакомьтесь с духовными корнями философии Шопенгауэра: древнеиндийской философией, платоновским идеализмом, субъективным идеализмом И. Канта.Познакомьтесь с главным трудом Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1818) и его основными идеями. Раскройте смысл утверждений философа: мир как представление,мир как воля, познание - инструмент воли. Расскажите об эстетической и этической концепции Шопенгауэра, какую роль философ отводит страданиям в жизни. Определите, в чем заключается его отрицание воли к жизни. Охарактеризуйте пессимизм как мировоззренческую позицию мыслителя. В заключении расскажите о влиянии Шопенгауэра на последующее развитие западной философии и культуры в целом.
Затем переходите к знакомству с личностью одного из основателей этой философской школы - Фридриха Ницше (1844 -1900). Раскройте смысл ницшеанской установки на «переоценку всех ценностей». Расскажите об отношении Ницше к истории и христианству. Раскройте смысл тезиса о «смерти Бога». Каково значение понятия «жизнь» в трактовке Ницше. Необходимо разобраться с вопросом о том, что такое жизнь внутри становления, а также идея «вечного возвращения». Определите значение понятия «воля к власти» в философской концепции Ф. Ницше. Охарактеризуйте концепцию Сверхчеловека; что означает утверждение Ницше: сверхчеловек как «человек перехода». Дайте характеристику социально - политических взглядов Ницше. Выявите его отношение к буржуазному обществу, к идеям социализма и историческим перспективам европейской цивилизации. Затем ознакомьтесь с личностью Вильгельма Дильтея (1833 -1911) и его концепцией исторической действительности. Выясните суть представлений философа о теории познания как о логике исследования. Расскажите об анализе Дильтеем закона достаточного основания и принципа причинности, выявлении их границ в мышлении и действительности. Уточните, в чем заключался предпринятый Дильтеем «Поворот к сознанию» и его описательная психология в роли основы наук о духе. Покажите, как представлено в учении мыслителя единство переживаемого и переживания в потоке жизни, конституирование исторического процесса, психическая структура и её постижение. Раскройте смысл герменевтического круга. Покажите роль эстетического начала в духовном опыте.
Далее познакомьтесь с тем, как происходило развитие идей «философии жизни» в творчестве Анри Бергсона (1859-1941). Раскройте его учение о творческой эволюции как жизненном порыве. Покажите, что с точки зрения французского философа, существует два русла жизненного порыва: инстинкт и интеллект. Изложите критику Бергсоном рационализма и его учение об интуиции. Охарактеризуйте социальную концепцию Бергсона: два источника морали и религии, понятие закрытого и открытого общества. В заключении определите причины влияния идей Бергсона на западную эстетику и культуру в целом. В заключении второго вопроса изучите основные философские идеи Освальда Шпенглера (1880-1936). Раскройте смысл понятия «морфология всемирной истории», как своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Покажите, что в произведении Шпенглера «Закат Европы» представлен другой взгляд на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Более подробно расскажите о циклической истории возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур (на примере «великих культур», выделенных Шпенглером). Особое внимание обратите на то значение, которое придает мыслитель понятию «цивилизация», для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация. В конце сделайте вывод о том, что объединяет столь разнородных мыслителей в одну школу, получившую название «философия жизни». Знакомство с философией экзистенциализма начните с творчества Сёрена Кьеркегора (1813-1855) и его варианта «поворота к субъективности». Выявите основные понятия и принципы его философии: действительность, экзистенция, индивидуация, интерес. Расскажите о свободе выбора в интерпретации Кьеркегора и её фундаментальном значении в жизни. Затем остановитесь на учении о стадиях жизненного пути: эстетической, этической, экзистенциальной. Раскройте смысл понятий страха, вины, тревоги, ответственности, существования.
Затем расскажите о развитии идей экзистенциализма в XX веке и о причинах распространения этих идей в Европе. Определите различия между немецким и французским экзистенциализмом, а также покажите, чем отличается религиозный и атеистический вариант экзистенциализма. Начните с «фундаментальной онтологии» Мартина Хайдеггера (1889-1976). Объясните значение понятий «подлинное и неподлинное бытие», что представляет собой «заброшенность» и «проект» как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепции Хайдеггера. Забота, время и временность. Что представляет собой бытие-к-смерти в учении Хайдеггера. Далее охарактеризуйте экзистенциализм Карла Ясперса (1883-1969). Остановитесь на решении Ясперсом проблемы свободы. Проанализируйте его социально-политические взгляды. Какой диагноз современной эпохе ставит Ясперс и как в связи с этим выглядит его философия истории, какое место занимает в ней «осевое время». Затем остановитесь на учениях французских экзистенциалистов Жан-Поля Сартра (1905-1980) и Альбера Камю (1913 -1960). Выделите основные понятия феноменологической онтологии Сартра, смысл Ничто, соотношение существования и сущности, его концепцию свободы. Охарактеризуйте атеизм Сартра, его этическое учение и его трактовку гуманизма. Изложите проблемы смысла жизни, понятие абсурда, позицию «героического пессимизма» в учении Камю. Раскройте социальный смысл концепции «Бунтующего человека». В заключении подведите итог развитию экзистенциальной философии в XX веке и определите ее влияние на европейскую и мировую культуру. Подготовку четвертого вопроса начните с изучения исторических условий и идейных предпосылок формирования позитивистских идей. Определите специфику «позитивного метода». Покажите изменение места естествознания и технических сведений в иерархии знаний, трансформация представлений о назначении науки и её методах. Изучите принцип относительности знания и новое понимание истины позитивистами (О.Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль); проблему достоверности знания. Далее изложите классификацию знаний в философии О. Конта; принципы, лежащие в основе контовской классификации наук.
Далее раскройте социально-культурные и естественнонаучные условия возникновения и распространения эмпириокритицизма. Познакомьтесь с главными представителями эмпириокритицизма: Р. Авенариусом (1843 -1896) и Э.Махом (1838 - 1916). Покажите специфику эмпириокритицизма по отношению к «первому» позитивизму в трактовке источников и содержания знания. Определите место эмпириокритицизма в истории западной философии. Затем переходите к изучению позитивистской традиции и аналитической философии. Выделите основные этапы развития аналитической философии: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия и познакомьтесь с их основными представителями (Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Охарактеризуйте логический позитивизм Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). Расскажите о понимании неопозитивистами структуры научного знания и проблеме верификации и дискуссии по этой проблеме. Познакомьтесь с процессом дальнейшего развития позитивистских идей. К. Поппер (1902 - 1989) и трансформация неопозитивистской модели познавательного процесса. Понимание роста знания, соотношения эмпирического и теоретического. Изменение трактовки предмета и задач методологии у ученых и в философии науки второй половины ХХ в. Изучите концепцию развития науки К. Поппера и её критику И. Лакатосом. Сравните эту концепцию с моделью развития науки Т. Куна; уточните содержание понятий парадигмы, нормальной науки, научной революции, научного сообщества. Практические задания 1. Прочитайте отрывок из произведения Фридриха Ницше «К генеалогии морали» и ответьте на вопросы: б) Как происходит трансформация ценностей? Вытекает ли, на ваш взгляд, необходимость «переоценки всех ценностей» из предлагаемой Ф. Ницше генеалогии морали? в) Какими «переоцененными» ценностями предлагает руководствоваться Ф. Ницше? Согласны ли вы с его ценностными ориентирами?* Относительно генеалогии морали это кажется мне существенным усмотрением; его столь позднее открытие объясняется тормозящим влиянием, которое демократический рассудок оказывает в современном мире на все вопросы, касающиеся происхождения. Что хорошо?- Все, что повышает в человеке чувство власти, самую власть. Что дурно?- Все, что происходит от слабости. Что есть счастье? - Чувство растущейвласти, чувство преодолеваемого противодействия.
Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, недобродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанс, virtu [совокупность физических, моральных качеств, необходимых свободному человеку, воину, гражданину, отцу семейства] добродетель, свободная от морали). Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство. 2. Прочитайте отрывок из произведения Фридриха Ницше «Веселая наука» и ответьте на вопросы: а) Что, по вашему мнению, означает метафора «смерти Бога»? Кто, с точки зрения Ф. Ницше, виновен в «смерти Бога» и почему? б) Какие последствия для человека и для философии будет иметь «смерть Бога»? Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!» - Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил в Бога, вокруг него раздался хохот... Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. «Где Бог?- воскликнул он. - Я хочу сказать вам это! Мы его убили- вы и я! Мы все его убийцы..! Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более великого, и кто родился после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать истории высшей, чем вся прежняя история!» […] Наконец, он бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. «Я пришел слишком рано, - сказал он тогда, - мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам - весть о нем не дошла еще до человеческих ушей. Молнии и грому нужно время, свету звезд нужно время, деяниям нужно время, после того как они уже совершены, чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила, - и все-таки вы совершили его!» 3. Прочитайте отрывки из произведений Жана Поля Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм» «Бытие и ничто» и ответьте на вопросы: а) Укажите два основных направления в экзистенциализме и определите точки соприкосновения и расхождения между ними. б) Дайте определение экзистенциализма. Попробуйте в 3-4 тезисах выразить суть экзистенциального учения, а затем раскройте содержание каждого из выделенных вами тезисов. в) Каким образом Ж. П. Сартр обосновывает свое исходное положение «экзистенциализм - это гуманизм»? Согласны ли вы с его точкой зрения? ...под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса и исповедующего католицизм Габриэля Марселя; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер и французские экзистенциалисты, в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение, что существование предшествует сущности... Как это, собственно, следует понимать? Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего из себя не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это -исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек - это свобода. С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые бы оправдывали наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой - в светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. ...Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление. 4. Прочитайте отрывки из произведения Альбера Камю «Бунтующий человек» и ответьте на вопросы: а) Что означает выражение А. Камю «бунтующий человек»? Как оно связано с решением проблемы свободы философом? б) Какой позиции придерживается А. Камю: человек – творение или творец? Что такое бунтующий человек? Это человек, который говорит «нет». Но, отказываясь, он не отрекается: это также человек, который изначально говорит «да». Раб, подчинявшийся приказам всю свою жизнь, вдруг находит новую команду неприемлемой. Каково содержание этого «нет»?.. ...Бунтарство порождает, пусть смутно, осознание, осеняющее понимание того, что в человеке есть нечто, о чем он может, хотя бы временно, идентифицироваться. До сих пор эта идентификация не ощущалась по-настоящему. Раб переносил все репрессии, предшествовавшие бунту. Он даже часто безразлично воспринимал приказы более возмутительные, чем тот, который вызвал отказ. Он был терпелив, быть может, внутренне и противился им, но молчал, озабоченный сиюминутными интересами. Раб еще не осознавал своих прав. Потеряв терпение, он распространяет свое нетерпение на все, с чем раньше соглашался...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|