Философское учение о бытии (онтология)
Теоретические вопросы семинара 1. Философский смысл понятия «бытие». Монистические и плюралистические концепции бытия. Виды и формы бытия. 2. Понятие материи. Современные представления о строении и свойствах материи. 3. Идея развития в истории философии. Диалектика и метафизика. 4. Детерминация как принцип устройства мира. Детерминизм и индетерминизм. Методические указания Раскрывая первый вопрос данной темы, следует исходить из того, что учение о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Вопросы бытия обсуждаются в первом разделе философского знания – онтологии. Обратите внимание, что категория «бытие» является предельно широкой, поэтому ее определение дается через соотношение с категорией небытия. Установите различие между категориями бытие, существование, сущность. Уделите внимание внутренней противоречивости бытия: абсолютное и относительное, вечное и преходящее, бесконечное и конечное. Проведите различие между реальностью объективной и субъективной. Сравните между собой категории бытие, субстанция, материя, природа и сделайте вывод об их соотношении. Раскройте суть монистических и плюралистических концепций бытия. Перечислите основные виды бытия. Дайте характеристику бытия вещей, процессов и состояний; человеческого бытия, общественного бытия, используя примеры. Второй вопрос начните с определения материи как философской категории. Расскажите о субстанциально-онтологических, гносеологических и специально-научных представлениях о материи, обоснуйте необходимость их совместного применения. Затем обратите внимание на проблему обоснования материального единства мира и его многообразия.
Далее раскройте содержание современных представлений о структуре материи и ее свойствах. Покажите, что в основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Рассмотрите с точки зрения современной науки уровни организации неживой природы, а также строение материи на биологическом и социальном уровнях. Особо остановитесь на том, что материя не существует вне движения и вне своих основных атрибутов – пространства и времени; дайте научное толкование этих свойств материи, опираясь на данные современных наук – квантовую механику и общую теорию относительности А. Эйнштейна. Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи. Проблема единства материи и движения и основные подходы к ее решению (апории Зенона, механицизм, энергетизм) Рассмотрите формы и свойства движения, а также пространство и время как универсальные формы бытия материи, различные концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных форм. Переходя к третьему вопросу, рассмотрите идея развития и ее исторические изменения. Дайте сравнительную характеристику понятиям хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Проанализируйте диалектику и метафизику как два противоположных подхода к развитию. Расскажите об истории метафизического метода. Охарактеризуйте догматику и эклектику как разновидности метафизики. Укажите, что в своем развитии диалектика принимала формы стихийной диалектики, идеалистической и материалистической диалектики. Охарактеризуйте их, покажите основные ступени развития диалектики, назовите современные разновидности диалектики. Рассматривая объективную и субъективную диалектику, обратите внимание на особенности проявления диалектических закономерностей в природе, обществе, мышлении. Проведите сравнительный анализ диалектической и метафизической концепций, их применение в философии и науке в различные исторические периоды. Обратите внимание на то, что метафизический подход, выступая в качестве частного приема познающего мышления, может быть исторически оправдан, но за определенными пределами оказывается ограниченным и должен дополнятся диалектикой. Особое внимание следует посвятить законаи диалектики. Следует иметь в виду, что каждый из трех законов фиксирует и раскрывает определенную фазу развития. Первый из законов диалектики характеризует источник и внутренне содержание всякого развития, он раскрывается с участием категорий «противоположность», «противоречие», «единство» и «борьба» противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные показывает механизм развития. Здесь следует раскрыть содержание категорий «количество», «качество», «мера», показать, как осуществляется обратное влияние качественных изменений на количественные, выделить и охарактеризовать два вида скачков. Раскрывая закон отрицания отрицания, который характеризует направленность процесса развития, необходимо рассмотреть основные виды отрицания – деструктивное и снятие; показать связь между всеми законами диалектики, выражающуюся в понятии «отрицание»; объяснить спиралевидный характер процесса развития. Категории диалектики выступают как конкретизация ее законов, они являются ступенями познания, и между ними существуют определенные связи и отношения. Необходимо рассмотреть основные соотносительные категории диалектики и ознакомиться с основными принципами построения системы категорий. В четвертом вопросе рассматривается проблема взаимообусловленности явлений и процессов мира, характера этой обусловленности. В основе детерминистического подхода лежит понимание того, что любое событие, любой факт, явление и т.д. имеют свою причину, а также сами могут выступать причиной другого события, факта или явления. Дайте определение понятию «детерминизм», поясните, что оно шире понятия «причинность», т.к. включают, например, непричинные типы обусловливания. Перечислите формы детерминизма и их историческую смену.
Охарактеризуйте особенности действия динамических и статических закономерностей. Покажите, что диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систему парных категорий (причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность), отражающих двойственный характер любого объекта. В заключении остановитесь на том, что альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм, существуют различные его формы, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера детерминации. Расскажите о причинах появления индетерминизма и о влияние индетерминистских идей на развитие науки и философии. Практические задания 1. Структура философии включает разделы, в которых рассматриваются проблемы различных сторон существования мира. Первым, исходным разделом философии является философская онтология. Определите, какие из перечисленных проблем можно отнести к числу онтологических? Обоснуйте свой ответ. а) Как возник мир? б) Кто дал название планетам и звездам? в) Присутствует ли в мире какая-то высшая сила, направляющая его развитие? г) Есть ли во Вселенной другие обитаемые миры? д) Что может знать о мире человек? е) Как возник человек? ж) Что такое время? з) Что было тогда, когда мира еще не было? 2. Продумайте и предложите собственное объяснение таких выражений М. Хайдеггера: «сущее не есть бытие…», «бытие не есть, бытие дано, дано как раскрытие присутствия»*. 3. На основании анализа представленных фрагментов определите принадлежность философа к тому или иному типу философствования (идеализм – материализм):
а) Тайными рычагами, которыми пользуется природа, чтобы приводить в движение духовный мир, являются подлинные атомы; неожиданная и в то же время необходимая встреча этих неразличимых глазом молекул, их соединение, сочетание, их пропорция, их брожение, модифицируя мало-помалу человека, - часто без его ведома и вопреки ему самому, - заставляют его мыслить, желать, действовать определенным и необходимым образом... Излишек едкости в жёлчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха... являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы разрушать крепости, превращать в прах города, чтобы погружать народы в нищету и траур. (П. Гольбах). б) Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса - огонь, Эмпедокл же - четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного. (Аристотель). в) Что, кроме духа, нет субстанции, в которой могли бы существовать идеи, - это для меня очевидно. Что непосредственно воспринимаемые объекты суть идеи, находит согласие со всех сторон. А что чувственные качества суть объекты, непосредственно воспринимаемые, никто не может отрицать. Совершенно очевидно, что не может быть никакого субстрата этих качеств, кроме духа; в нем они существуют не как модификация или свойство, но как вещь, воспринимаемая в том, что ее воспринимает. Я отрицаю поэтому, что существует какой-либо немыслящий субстрат чувственных объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции. (Дж. Беркли). г) Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим. (Гераклит). д) Лишь согласно общепризнанному мнению существует цвет, сладкое, горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота. (Демокрит). е) Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно - и тоже в высшей степени - наше тело. (Платон). ж) Ведь не очень давно то время, когда считали, что невозможно газообразное и невидимое состояние материи! А еще ближе время, когда наполняющий пространство мировой эфир не считали материей, под которою понимали непременно чувственное или видимое... Мы знаем теперь, что она обладает физическими, химическими и электромагнитными свойствами, тогда как не так давно о них лишь едва догадывались. Мы знаем также, что она может производить все сложные явления, называемые «жизнь»- тогда как раньше полагали, что их можно объяснить только с помощью «жизненной силы» (Л. Бюхнер).
з) Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент. Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду. (Ф. Энгельс). и) Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе. Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляет его осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что он себя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением, своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своей непосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор, пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, он является только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы, и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективного духа сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя как идеальность своей непосредственной реальности (Г.В.Ф. Гегель). 4. Какое содержание вкладывается современной философией в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение его понятия:а) бытие – это Вселенная;б) в содержание понятия «бытие» входит природа и общество;в) бытие – это материя. Эти понятия тождественны;г) бытие – это только природа;д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, и сознание;е) бытие – это все, что существует объективно;ж) бытие – это материя, ее свойства и проявления;з) бытие – это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас?5. Представьте, что вы должны доказать реальность окружающего вас мира. В трех-четырех тезисах изложите ваши аргументы*.6. Найдите ошибку в этом рассуждении.Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как таковое нематериально. Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем заключается ошибка?7. Многие студенты часто рассуждают так: «Если материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении, тогда сознание другого человека по отношению ко мне также является объективной реальностью, поскольку оно существует независимо от моего сознания и через язык, поведение воздействует на мои органы чувств, вызывая ощущение. Таким образом, сознание других людей есть для меня материя». Где допущена ошибка в этом рассуждении?8. «Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Почему эта аналогия оказывается неверной?9. Вся материя отражает.Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?10. Выясните, почему философию часто называют метафизикой? Справедливо ли это для всего комплекса философского знания?*11. По мнению Сократа, диалектика - это искусство вести спор с целью достижения истины. Присутствует ли в этом толковании предмет диалектики в его современной трактовке? Может быть, столкновение противоположных сторон характеризует исключительно ситуацию спора, дискуссии?*12. Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».13. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть ничто иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»14. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».15. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем и другим делает лишь доза»*.16. Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец кое-что знает» Можно ли считать его диалектическим?*
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|