Сартр Ж.-П. Бытие и ничто/ Ж.-П. Сартр - М.: Республика, 2000.
8. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997. 9. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980. 10. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.20. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля В результате освоения модуля студенты должны ЗНАТЬ: 1. Основные понятия: онтология, бытие, сущность*, существование*, небытие, объективная реальность, субъективная реальность, картина мира*, монизм, плюрализм, субстанция*, материя, движение, покой*, пространство, время, развитие, прогресс*, регресс*, изменение, метафизика, диалектика, субъективная диалектика*, объективная диалектика*, синергетика*, принцип, закон, категория, качество*, количество*, мера*, тождество*, противоречие*, отрицание*, причина*, следствие*, случайность*, необходимость*, эмерджентизм*, детерминизм, индетерминизм, динамические закономерности, статистические закономерности. 2. Основные проблемы онтологии. 3. Структуру бытия, его виды и формы. 4. Обыденную, религиозную, философскую, научную картину мира*. 5. Современные представления о строении и свойствах материи. 6. Основные формы движения материи. 7. Основные концепции пространства и времени. 8. Особенности психологического и социального пространства и времени*. 9. Взаимоотношение между понятиями «развитие» и «самоорганизация», между учениями синергетики и диалектики*. 10. Исторические изменения идеи развития в философии. 11. Современные концепции развития. 12. Альтернативные диалектике теории развития 13. Основные категории, принципы и законы диалектики 14. Соотношение объективной и субъективной диалектики *. 15. Концепции детерминизма и индетерминизма. УМЕТЬ: 1. Различать естественнонаучные и философские определения материи.
2. Различать формы движения материи. 3. Сравнивать религиозную, философскую и научную картины мира*. 4. Подобрать убедительные примеры иллюстрирующие различия объективной и субъективной реальности*. 5. Находить и вскрывать противоречия любого явления, формулируя проблему, и проецировать альтернативные разрешения*. 6. Подтверждать примерами действие законов, категорий диалектики.* 7. Анализировать понятия «детерминизм» и «индетерминизм». 8. Использовать знания модуля в дальнейшей учебно-теоретической, научной и профессиональной деятельности. 9. Применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям. ВЛАДЕТЬ: 1. Навыками публичного выступления. 2. Навыком обосновывать свою позицию по вопросу темы. 3. Способностью к абстрактному и критическому мышлению. 4. Способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций.
Тема 9 Философское учение о человеке (философская антропология) Теоретические вопросы семинара 1. Проблема человека в философии. Природа человека и его сущность. 2. Индивид, личность, индивидуальность. Человек и свобода. 3. Смысл человеческого бытия. 4. Человек в современном мире. Методические указания Отвечая на первый вопрос, обратите внимание, что философское учение о человеке представлено множеством концепций и называется философской антропологией. Рассмотрите образ человека в истории философии (античные представления о человеке, средневековую трактовку сущности человека, антропоцентризм эпохи Возрождения, новоевропейские учения о человеке, просветительскую концепцию человека, представления о человеке в современной неклассической философии). Рассмотрите проблему антропосоциогенеза и его основные факторы. Какие концепции происхождения человека предлагают современные наука и философия? Дайте определение природе человека и его сущности. Покажите, что сущность человека является результатом свободного выбора из двух основных возможностей, предоставленных его существованием («природой»), поэтому противоречие «природы» человека и его сущности есть противоречие сущего и должного.
Приступая к изучению второго вопроса, дайте определение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Более подробно остановитесь на характеристике личности человека, в которой фиксируются и своеобразно преломляются общечеловеческие характеристики. Раскройте ролевую концепцию личности и ее философский смысл. Далее важно рассмотреть личность человека сквозь призму понятия свобода. Необходимо выяснить основные значения понятия «свобода», раскрыть ее аспекты, уровни и условия проявления. Человек и свобода: самодетерминированость, способность к выбору, осознание цели собственного существования; свобода как авторство. Важно также проанализировать концепции волюнтаризма, фатализма и социального детерминизма в решении этой проблемы. Следует обратить внимание на соотнесенность двух понятий «свобода» и «ответственность»: мера ответственности пропорциональна простору свободы. Обратите также внимание на соблюдение меры ответственности в конкретных ситуациях. При ответе на третий вопрос остановитесь на понятии «смысл жизни», укажите, что это та осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, что личность предстает как центр индивидуальных механизмов самоинтеграции – поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы. Покажите, что эта тема занимает центральное место во всей культуре человечества. Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и религия, и искусство, и многочисленные направления философии. Обратите внимание, что философия апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая к этому собственные духовные усилия. Проанализируйте также понятия: жизненный путь и судьба; судьба-рок и судьба-случай. Судьба как логика человеческого бытия, символ взаимоотношений с миром. В четвертом вопросе остановитесь на современных проблемах философской антропологии. Современная мифология личности: «человек-протей», «человек-локатор», «одномерный человек», «средний человек». Человек Востока и человек Запада: попытки синтеза. Человек в массовом обществе.
Практические задания 1. Прав ли Сократ, сказавший, что до тех пор пока человек не познает себя, он не сможет познать сущности остального мира? 2. Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным? 3. Как Вы относитесь к утверждению Аристотеля: «если отдельный человек не способен вступить в общение..., не чувствует потребности ни в чем, он уже не составляет элемента государства, но становится либо животным, либо богом»? Можно ли общение и гражданственность считать главными принципами человечности?* 4. А. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 26-28). И создал Господь Бог человека из праха земного и, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. II, 7). Б. «Если нас спросят о происхождении существ человеческого рода, мы ответим, что человек есть продукт природы подобно прочим существам. В некоторых отношениях он похож на последних..., но отличается от них в других отношениях и, кроме того, следует специальным законам, вытекающим из особенностей его строения. Если нас спросят, откуда появился человек, то мы отметим, что опыт не дает нам возможности решить этот вопрос... нам достаточно знать, что человек существует и благодаря своему устройству способен производить те действия, которые мы у него наблюдаем... Материя вечна и необходима, но ее сочетания и формы преходящи и случайны; а что такое человек как не сочетание материи, форма которой меняется с каждым мгновением?» (П.А. Гольбах). Какие варианты решения проблемы происхождения человека представлены в данных концепциях? Почему вопрос о времени возникновения первого человека не имеет (или имеет) принципиальное значение для этих концепций? А для науки?
5. А. «Человек по природе стремится к добру, так же, как вода устремляется вниз. И нет среди людей таких, что были бы несклонны к добру, как нет воды, которая не текла бы вниз. Вот перед вами вода: если хлопнуть по ней ладонью, заставив взметнуться, она подпрыгнет выше лба; если ее, взволновав, привести в движение, она поднимется в горы. Но разве такова ее природа? Только сила побуждает ее так поступать. И когда человека заставляют творить зло, с его природой поступают подобным же образом» (Мэн-цзы). Б. «Человек имеет злую природу. Доброе в человеке - это благоприобретенное. Нынешний человек от рождения стремится к выгоде. Это приводит к тому, что люди начинают соперничать между собой и проявляют неуступчивость. Человек от рождения проникнут ненавистью... Если следуют этому свойству человеческой природы, то у людей появляется желание причинить друг другу зло и уже не придется говорить о доверии и преданности. От рождения уши и глаза обладают жадностью к наслаждению; уши любят приятные звуки, глаза любят красивые, хорошо сочетающиеся цвета. Если следуют этой стороне природы человека, то появляется развращенность и уже не придется говорить о правилах... справедливости и долге... в этом случае все люди будут нарушать укоренившийся порядок и благонравие, что приведет к хаосу в государстве. Поэтому необходимо путем воспитания изменять природу человека (Сень-цзы). В. « Человек рождается невежественным; он не рождается глупым и не без труда даже становится таковым. Нужны особое умение и метод, чтобы сделать человека глупым и суметь заглушить в нем даже природные способности; нужно, чтобы воспитание забило нашу голову разными заблуждениями и чтобы усиленное чтение книг умножило число наших предрассудков. Если глупость у цивилизованных народов - обычный удел людей, то это результат гибельного образования; это объясняется тем, что люди у них воспитываются лжеучеными, что у них читают глупые книги. Среди книг, какие среди людей, можно попасть в хорошее или дурное общество (К.А. Гельвеций). Что такое воспитание? Каковы его функции в человеческом бытии? В какой степени воспитание является решающим фактором существования человека? 6. «Мой сын не может заменить меня. Я сам не смог бы заменить себя. Я – порождение обстоятельств» (Наполеон). О каких обстоятельствах, по вашему мнению, идет речь?* Не в этом ли кроется тайный исток индивидуальности?* 7. «С одной стороны, человек есть существо с безусловным значением, с безусловными правами и требованиями, и тот же человек есть только ограниченное и преходящее явление, факт среди множества других фактов, со всех сторон ими ограниченный и от них зависящий, – и не только отдельный человек, но и все человечество» (В. Соловьев). Не является ли такое понимание человека внутренне противоречивым?*
8. Многие сторонники концепции абсолютной свободы воли человека обосновывают тезис о недетерминированности человеческого поведения следующими аргументами: во-первых, каждый человек уникален, не существует поэтому законов, определяющих его действия, они непредсказуемы; во-вторых, поведение человека настолько сложно, что строгий причинный анализ его невозможен; в-третьих, поведение человека нацелено на будущее, оно определяется в значительной мере не прошлым, как в природных явлениях, а будущим, которого реально не существует; в-четвертых, признание причинной обусловленности поведения человека равносильно отрицанию его личной ответственности, возможности выбора между добром и злом, если детерминистская концепция станет известна массам, то наступит моральный хаос, поскольку все сдерживающие факторы рухнут и человечество погрязнет в лени, апатии и преступлениях. Дайте критическую оценку приведенных аргументов. 9....Смысл существования человечества состоит в умножении усилий к сохранению своего существования и в содействии его прогрессу. Этим должен определяться и смысл жизни каждого отдельного человека, а тем самым и объективнаяценность его жизни. Согласны ли вы с предложенным определением смысла жизни человека и человечества? 10. «Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого (ибо без него следует самоубийство), то стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует несомненно»? (Ф.М. Достоевский). Значит ли это, что бессмертие необходимо человеку лишь как моральный принцип?* 11. А. Швейцер полагал, что простое размышление о смысле жизни уже само по себе имеет ценность. Как Вы считаете, какую именно? Как это соотносится с мыслью А. Эйнштейна: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни»? 12. Укажите верное положение. а) Человек и его поведение определяются биологическими законами. б) Человек - это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение. в) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты. г) Сознательное и подсознательное в человеке находятся в динамическом равновесии. д) Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы. е) Поведение человека полностью предопределено его генотипом. 13. Какой ответ на вопрос о том, каково соотношение понятий «человек» и «личность», будет правилен? а) Человек и личность - это тождественные понятия. б) Человек - это антропологическое понятие, а личность - социальное. в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью. г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание. д) Личность - это общественно развитый человек. 14. Согласны ли вы с суждением Э. Фромма: «история не стремится очеловечить человека, напротив, она пытается вытравить в нем истинно человеческое». 15. Австрийский ученый К. Лоренц утверждает, что агрессия – врожденное влечение человека, а не ответная реакция на ситуацию. Каково ваше мнение? 16. Согласны ли вы с тем, что человек запрограммирован своей природой, и все социальные формы его жизни уходят корнями в своею биологическую основу? 17. «Уясним же, что мы такое: нечто, но не все; будучи бытием, мы не способны понять начало начал, возникающее из небытия, будучи бытием кратковременным, неспособны охватить бесконечность... Таков наш удел. Мы неспособны ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению. Плывем по безбрежности, не ведая куда, что-то гонит нас, бросает из стороны в сторону. Стоит нам найти какую-то опору и укрепиться на ней, как она начинает колебаться... Вокруг нас нет ничего незыблемого... Кто твердо это усвоит, тот, я думаю, раз и навсегда откажется от попыток переступить границы, начертанные самой природой. Середина, данная нам в удел, одинаково удалена от обеих крайностей, так имеет ли значение - знает ли человек немного больше или меньше?» Каким путем, на ваш взгляд, можно разрешить противоречия человеческого бытия, выделенные Б. Паскалем? Можно ли и на каком основании признать мнение философа своего рода утверждением высокого назначения человека во Вселенной?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|