Отчет о движении денежных средств (МСФ0№7)
Согласно МСФО № 7 предприятия обязаны составлять годовой отчет о движении денежных средств и представлять его за каждый период. Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных средств в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, чистом денежном результате от этих видов деятельности. Жестко регламентируемой формы отчета о движении денежных средств нет. При составлении отчета денежные средства и их эквиваленты суммируются и учитываются общей суммой. Суммы денежных средств и их эквивалентов, отраженные на конец отчетного периода, должны соответствовать данным, отраженным в бухгалтерском балансе. Величина потоков денежных средств от операционной деятельности показывает достоверность наличия средств для погашения кредитов, сохранения операционных возможностей, возможность выплаты дивидендов, осуществления новых инвестиционных вложений без обращения к внешним источникам финансирования. Основные потоки: 1) поступления от продажи товаров и предоставления услуг; 2) платежи поставщикам за товары, работы, услуги; 3) платежи страховым компаниям; 4) выплаты и компенсации по налогу на прибыль; 5) поступления и платежи по контрактам и др. Потоки денежных средств от инвестиционной деятельности показывают степень направленности произведенных расходов на ресурсы, предназначенные для воспроизводства будущих доходов. Основные потоки денежных средств от инвестиционной деятельности: - средства для приобретения основных и нематериальных активов; - платежи для приобретения долей участия в совместных предприятиях; - авансовые платежи и кредиты;
- денежные поступления от возмещения авансов и кредитов, предоставленных другим компаниям; - денежные поступления от срочных контрактов, кроме случаев, когда контракты заключены для коммерческих или торговых целей. Потоки денежных средств от финансовой деятельности: - денежные выплаты для приобретения или погашения акций; - поступления от выпуска необеспеченных облигаций, займов и других краткосрочных и долгосрочных кредитов; - погашение кредитных сумм; - платежи по финансовой аренде и др. Информация, необходимая для составления отчета о движении денежных средств: 1) бухгалтерский баланс за отчетный и предыдущий периоды; 2) отчет о прибылях и убытках за текущий период; 3) дополнительная информация о некоторых операциях. Методы составления отчета о движении денежных средств: 1) прямой. Раскрываются основные виды валютных денежных поступлений и валютных денежных расходов. Информацию получают из учетных записей, путем корректировки продаж, себестоимости продукции и других статей отчета о прибылях и убытках; 2) косвенный. Чистый поток денежных средств от операционной деятельности определяется путем корректировки с учетом: - изменений в запасах и операционной дебиторской, кредиторской задолженностей в течение периода; - неденежных статей - износ, отчисления, нераспределенная прибыль ассоциированных компаний, доля меньшинства; - всех прочих статей, ведущих к возникновению инвестиционных или финансовых денежных потоков.
Различия в составлении «Отчета о движении денежных средств» в российских и международных стандартах финансовой отчетности Отчет о движении денежных средств в международной практике готовится по МСФО № 7 «Отчеты о движении денежных средств» в России: 1) в соответствии с МСФО № 7 «Отчеты о движении денежных средств» в отчете о движении денежных средств отражаются изменения не только в наличных денежных средствах, но и в денежных эквивалентах. К денежным эквивалентам относятся краткосрочные и высоколиквидные инвестиции. В российской практике понятия денежных эквивалентов нет. В правилах составления отчета о движении денежных средств говорится о денежных средствах, учитываемых в кассе организации, на расчетных, валютных и специальных счетах. Краткосрочные депозиты в банках включаются в состав краткосрочных финансовых вложений. Отсутствует требование о раскрытии ограничений на использование отраженных в отчетности денежных средств, а также состава денежных средств;
2) существуют значительные расхождения в методах подготовки информации - российские правила предусматривают только прямой метод (нарастающим итогом с начала года), а МСФО - прямой и косвенный. Косвенный метод более распространен в мировой практике как метод составления отчета о движении денежных средств. В результате применения косвенного метода финансовый результат (чистая прибыль) организации за период преобразуется в разность между величинами денежных средств, находящихся в распоряжении организации по состоянию на начало и конец отчетного периода. При подготовке консолидированной отчетности прямой метод является малоприменимым, так как требует больших затрат на получение необходимой информации по каждому из консолидируемых предприятий; 3) согласно МСФО при отражении денежных потоков в иностранной валюте их величина пересчитывается в валюту отчетно- сти по курсу, принятому на дату движения денежных средств. По российским стандартам в случае наличия денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета.пере-считываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности; 4) есть различия в порядке классификации данных по видам деятельности. В соответствии с МСФО № 7 финансовая деятельность -это деятельность, которая приводит к изменению в размере и составе собственного капитала и заемных средств компании, а инвестиционная деятельность - приобретение и продажа долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам. Согласно российским стандартам инвестиционная деятельность - это деятельность, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, нематериальных активов, других внеоборотных активов, а также их продажей и т. п. Финансовая деятельность - это деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т. п.
Понятие МСФО Понятие «Международные стандарты финансовой отчетности» включает в себя следующие документы: 1) предисловие к положениям МСФО; 2) принципы подготовки и представления финансовой отчетности; 3) стандарты; 4) разъяснения. В Предисловии к положениям МСФО кратко излагаются цели и порядок деятельности Комитета по МСФО, а также разъясняется порядок применения международных стандартов. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности определяют основы подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы, как цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, определения, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и поддержание капитала. Принципы не являются стандартом и не заменяют его. Данный документ предназначен для содействия: Комитету по МСФО -в разработке новых и пересмотре действующих стандартов; национальным органам стандартизации - в работе над национальными стандартами; составителям финансовой отчетности - в применении МСФО и определении порядка составления отчетности по вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты; аудиторам - в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО. МСФО представляют собой систему принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Ни Комитет по МСФО, ни профессиональные бухгалтерские организации не имеют полномочий повсеместного соблюдения МСФО. Эти стандарты применяются в силу признания различными регулирующими организациями по всему миру важности гармонизации правил составления финансовой отчетности, поддержки ими деятельности Комитета по МСФО, а также ■ профессиональной убежденности бухгалтеров, аудиторов, финансовых менеджеров и др. Стандарты предназначены для подго-
товки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании. Разъяснения МСФО подготавливаются постоянным комитетом по разъяснениям и принимаются Правлением Комитета по МСФО. В них толкуются положения стандартов, содержащие неоднозначные или неясные решения. Они обеспечивают единообразное применение стандартов и повышение сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. В качестве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны с применением существующих стандартов, имеют практическую направленность, представляют большой интерес для пользователей стандартов. МСФО разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО, который был создан в 1973 г. Ком'итет был первоначально основан в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями из 10 стран. С 1983 г. все профессиональные бухгалтерские организации, члены Международной федерации бухгалтеров, стали членами КМСФО.
Цели перехода РФ на МСФО Цель реформирования системы бухгалтерского учета -приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. Задачи реформы: - сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; - обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; - оказать помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. Направления реформы: - совершенствование нормативного правового регулирования; - формирование нормативной базы (стандарты); - методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); - кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); - международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в регулировании доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В связи этим необходимо решить следующие вопросы: - переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; - регулирование финансового учета; - органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; - взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании. Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. В настоящее время международные стандарты в основном используются крупными российскими компаниями, предприятиями нефтегазового комплекса и банками (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Внешэкономбанк, Альфа-банк). В соответствии с Приказом Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н (п. 142) «О методических рекомендациях, о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, должны готовить отчетность в соответствии с МСФО. Полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО является тупиковым путем развития, поскольку в ее основе лежит игнорирование системы бухгалтерского учета конкретной экономической ситуации, прикладного характера этой системы. В России выбран способ применения МСФО, который предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.
Основные концепции Финансового учета по МСФО Концепция денежного измерения. Все хозяйственные операции выражаются в денежном измерении. Денежная оценка -обобщающий измеритель разнородных видов хозяйственных средств. Концепция самостоятельности предприятия. Каждое предприятие - самостоятельная единица. Самые распространенные формы организации бизнеса: единоличное хозяйствование, товарищество или корпорация - акционерное общество. Основные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности: 1) частный бизнес - бизнес, принадлежащий одному лицу, что дает возможность собственнику полностью контролировать осуществляемую предпринимательскую деятельность; 2) товарищество - фирма, создаваемая двумя или более владельцами, объединившими свои ресурсы и таланты для достижения общих целей; 3) корпорация - лицо, юридически не зависимое от собственников, вклады которых представлены в виде акционерного капитала. Концепция непрерывности. Понятие «непрерывность» предполагает, что предприятие остается в деле в его нынешней форме в течение периода, достаточного для того, чтобы использовать свои активы по их прямому назначению и погасить долги в рамках нормальной деятельности. Это понятие известно как концепция действующего предприятия. Концепция соответствия доходов и расходов отчетному периоду (начисления). Обеспечивает соответствие расходов доходам, получаемым в результате этих расходов. В счета должны включаться все понесенные расходы, оплаченные или неоплаченные. Доходы относятся к тому учетному периоду, в котором товары проданы, услуги оказаны; расходы - когда они были понесены для получения этих доходов. Финансовая отчетность дает информацию не только о прошлых операциях, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем и о ресурсах, которые будут получены в будущих периодах. Концепция стоимости (себестоимости). Все активы учитываются по цене приобретения (себестоимости изготовления), и эта цена служит основой для оценки их будущего использования, а обязательства и составляющие собственного капитала отражаются в сумме, зафиксированной на момент их возникновения. Методы оценки элементов финансовой отчетности МСФО: 1) восстановительная стоимость - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть выплачена за приобретение аналогичного актива в современных условиях. Обязательства отражаются на недисконтированнои сумме денежных средств или их эквивалентов, которая потребовалась бы для их погашения на дату отчета; 2) возможная цена продажи - сумма денежных средств, которая может быть получена в настоящее время от продажи актива в обычных условиях. Обязательства отражаются на недисконтированнои сумме денежных средств, которая необходима для их погашения в нормальных условиях; 3) дисконтированная стоимость рассчитывается как будущее чистое поступление денежных средств, которое будет создавать данный актив при нормальных условиях, или как будущее чистое выбытие денежных средств, которое потребуется для погашения обязательств при нормальном ходе дел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|