Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отчет о движении денежных средств (МСФ0№7)




Согласно МСФО № 7 предприятия обязаны составлять годовой отчет о движении денежных средств и представлять его за каждый период. Отчет о движении денежных средств содержит информа­цию о движении денежных средств в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, чистом денежном результате от этих видов деятельности. Жестко регла­ментируемой формы отчета о движении денежных средств нет. При составлении отчета денежные средства и их эквиваленты сум­мируются и учитываются общей суммой. Суммы денежных средств и их эквивалентов, отраженные на конец отчетного периода, долж­ны соответствовать данным, отраженным в бухгалтерском балансе.

Величина потоков денежных средств от операционной деятель­ности показывает достоверность наличия средств для погашения кредитов, сохранения операционных возможностей, возможность выплаты дивидендов, осуществления новых инвестиционных вло­жений без обращения к внешним источникам финансирования.

Основные потоки:

1) поступления от продажи товаров и предоставления услуг;

2) платежи поставщикам за товары, работы, услуги;

3) платежи страховым компаниям;

4) выплаты и компенсации по налогу на прибыль;

5) поступления и платежи по контрактам и др.

Потоки денежных средств от инвестиционной деятельности по­казывают степень направленности произведенных расходов на ре­сурсы, предназначенные для воспроизводства будущих доходов.

Основные потоки денежных средств от инвестиционной дея­тельности:

- средства для приобретения основных и нематериальных акти­вов;

- платежи для приобретения долей участия в совместных пред­приятиях;

- авансовые платежи и кредиты;

- денежные поступления от возмещения авансов и кредитов, предоставленных другим компаниям;

- денежные поступления от срочных контрактов, кроме случаев, когда контракты заключены для коммерческих или торговых целей.

Потоки денежных средств от финансовой деятельности:

- денежные выплаты для приобретения или погашения акций;

- поступления от выпуска необеспеченных облигаций, займов и других краткосрочных и долгосрочных кредитов;

- погашение кредитных сумм;

- платежи по финансовой аренде и др.

Информация, необходимая для составления отчета о движении денежных средств:

1) бухгалтерский баланс за отчетный и предыдущий периоды;

2) отчет о прибылях и убытках за текущий период;

3) дополнительная информация о некоторых операциях. Методы составления отчета о движении денежных средств:

1) прямой. Раскрываются основные виды валютных денежных поступлений и валютных денежных расходов. Информацию получа­ют из учетных записей, путем корректировки продаж, себестоимо­сти продукции и других статей отчета о прибылях и убытках;

2) косвенный. Чистый поток денежных средств от операцион­ной деятельности определяется путем корректировки с учетом:

- изменений в запасах и операционной дебиторской, кредитор­ской задолженностей в течение периода;

- неденежных статей - износ, отчисления, нераспределенная прибыль ассоциированных компаний, доля меньшинства;

- всех прочих статей, ведущих к возникновению инвестицион­ных или финансовых денежных потоков.

 

Различия в составлении

«Отчета о движении денежных средств» в российских и международных стандартах финансовой отчетности

Отчет о движении денежных средств в международной практике готовится по МСФО № 7 «Отчеты о движении денежных средств» в России:

1) в соответствии с МСФО № 7 «Отчеты о движении денеж­ных средств» в отчете о движении денежных средств отражаются изменения не только в наличных денежных средствах, но и в денежных эквивалентах. К денежным эквивалентам отно­сятся краткосрочные и высоколиквидные инвестиции. В россий­ской практике понятия денежных эквивалентов нет. В правилах составления отчета о движении денежных средств говорится о де­нежных средствах, учитываемых в кассе организации, на расчет­ных, валютных и специальных счетах. Краткосрочные депозиты в банках включаются в состав краткосрочных финансовых вложе­ний. Отсутствует требование о раскрытии ограничений на исполь­зование отраженных в отчетности денежных средств, а также со­става денежных средств;

2) существуют значительные расхождения в методах подготовки информации - российские правила предусматривают только пря­мой метод (нарастающим итогом с начала года), а МСФО - прямой и косвенный. Косвенный метод более распространен в мировой практике как метод составления отчета о движении денежных средств. В результате применения косвенного метода финансовый результат (чистая прибыль) организации за период преобразуется в разность между величинами денежных средств, находящихся в распоряжении организации по состоянию на начало и конец от­четного периода. При подготовке консолидированной отчетности прямой метод является малоприменимым, так как требует больших затрат на получение необходимой информации по каждому из кон­солидируемых предприятий;

3) согласно МСФО при отражении денежных потоков в ино­странной валюте их величина пересчитывается в валюту отчетно-

сти по курсу, принятому на дату движения денежных средств. По российским стандартам в случае наличия денежных средств в ино­странной валюте сначала составляется расчет в иностранной валю­те по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета.пере-считываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности;

4) есть различия в порядке классификации данных по видам дея­тельности. В соответствии с МСФО № 7 финансовая деятельность -это деятельность, которая приводит к изменению в размере и со­ставе собственного капитала и заемных средств компании, а инвестиционная деятельность - приобретение и продажа долго­срочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам. Согласно российским стандартам инвестицион­ная деятельность - это деятельность, связанная с капитальны­ми вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, нематериальных активов, других внеоборотных активов, а также их продажей и т. п. Финан­совая деятельность - это деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т. п.

 

Понятие МСФО

Понятие «Международные стандарты финансовой от­четности» включает в себя следующие документы:

1) предисловие к положениям МСФО;

2) принципы подготовки и представления финансовой отчетности;

3) стандарты;

4) разъяснения.

В Предисловии к положениям МСФО кратко излагаются цели и порядок деятельности Комитета по МСФО, а также разъяс­няется порядок применения международных стандартов.

Принципы подготовки и представления финансовой от­четности определяют основы подготовки и представления финан­совой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы, как цели финансовой отчетности, качественные ха­рактеристики, определяющие полезность отчетной информации, определения, порядок признания и измерения элементов финан­совой отчетности, понятие капитала и поддержание капитала. Принципы не являются стандартом и не заменяют его. Дан­ный документ предназначен для содействия: Комитету по МСФО -в разработке новых и пересмотре действующих стандартов; нацио­нальным органам стандартизации - в работе над национальными стандартами; составителям финансовой отчетности - в примене­нии МСФО и определении порядка составления отчетности по во­просам, в отношении которых стандарты еще не приняты; аудито­рам - в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО.

МСФО представляют собой систему принятых в обществен­ных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Ни Комитет по МСФО, ни профессиональ­ные бухгалтерские организации не имеют полномочий повсемест­ного соблюдения МСФО. Эти стандарты применяются в силу при­знания различными регулирующими организациями по всему миру важности гармонизации правил составления финансовой отчет­ности, поддержки ими деятельности Комитета по МСФО, а также ■ профессиональной убежденности бухгалтеров, аудиторов, финан­совых менеджеров и др. Стандарты предназначены для подго-

товки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании.

Разъяснения МСФО подготавливаются постоянным комите­том по разъяснениям и принимаются Правлением Комитета по МСФО. В них толкуются положения стандартов, содержащие не­однозначные или неясные решения. Они обеспечивают едино­образное применение стандартов и повышение сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. В ка­честве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны с применением существующих стандартов, имеют практи­ческую направленность, представляют большой интерес для пользователей стандартов.

МСФО разрабатываются Комитетом по международным стан­дартам финансовой отчетности - КМСФО, который был создан в 1973 г. Ком'итет был первоначально основан в результате согла­шения между профессиональными бухгалтерскими организациями из 10 стран. С 1983 г. все профессиональные бухгалтерские орга­низации, члены Международной федерации бухгалтеров, стали членами КМСФО.

 

Цели перехода РФ на МСФО

Цель реформирования системы бухгалтерского учета -приведение национальной системы бухгалтерского учета в соот­ветствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.

Задачи реформы:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обес­печивающих полезной информацией пользователей, в первую оче­редь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на междуна­родном уровне;

- оказать помощь организациям в понимании и внедрении ре­формированной модели бухгалтерского учета.

Направления реформы:

- совершенствование нормативного правового регулирования;

- формирование нормативной базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указа­ния, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профес­сии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгал­терского учета);

- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгал­терского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в регулировании доступа всем заинтересованным пользо­вателям к информации, представляющей объективную картину фи­нансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В связи этим необходимо решить следующие вопросы:

- переориентация нормативного регулирования с учетного про­цесса на бухгалтерскую отчетность;

- регулирование финансового учета;

- органичное сочетание нормативных предписаний федераль­ных органов исполнительной власти с профессиональными реко­мендациями;

- взвешенное использование международных стандартов в на­циональном регулировании.

Важной составляющей нормативного обеспечения явля­ется сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выпол­нения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конк­ретной экономической среде.

В настоящее время международные стандарты в основном ис­пользуются крупными российскими компаниями, предприятиями нефтегазового комплекса и банками (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Внешэкономбанк, Альфа-банк).

В соответствии с Приказом Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н (п. 142) «О методических рекомендациях, о порядке форми­рования показателей бухгалтерской отчетности организации» ак­ционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фон­довом рынке, должны готовить отчетность в соответствии с МСФО.

Полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО является тупиковым путем развития, поскольку в ее основе лежит игнорирование системы бухгалтерского учета конкретной экономи­ческой ситуации, прикладного характера этой системы.

В России выбран способ применения МСФО, который предпола­гает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стан­дартов.

 

Основные концепции

Финансового учета по МСФО

Концепция денежного измерения. Все хозяйственные опе­рации выражаются в денежном измерении. Денежная оценка -обобщающий измеритель разнородных видов хозяйственных средств.

Концепция самостоятельности предприятия. Каждое предприятие - самостоятельная единица. Самые распространен­ные формы организации бизнеса: единоличное хозяйствование, товарищество или корпорация - акционерное общество.

Основные организационно-правовые формы хозяйственной дея­тельности:

1) частный бизнес - бизнес, принадлежащий одному лицу, что дает возможность собственнику полностью контролировать осуществляемую предпринимательскую деятельность;

2) товарищество - фирма, создаваемая двумя или более вла­дельцами, объединившими свои ресурсы и таланты для достиже­ния общих целей;

3) корпорация - лицо, юридически не зависимое от собственни­ков, вклады которых представлены в виде акционерного капитала.

Концепция непрерывности. Понятие «непрерывность» пред­полагает, что предприятие остается в деле в его нынешней форме в течение периода, достаточного для того, чтобы использовать свои активы по их прямому назначению и погасить долги в рамках нормальной деятельности. Это понятие известно как концепция действующего предприятия.

Концепция соответствия доходов и расходов отчетному периоду (начисления). Обеспечивает соответствие расходов доходам, получаемым в результате этих расходов. В счета должны включаться все понесенные расходы, оплаченные или неоплачен­ные. Доходы относятся к тому учетному периоду, в котором товары проданы, услуги оказаны; расходы - когда они были понесены для получения этих доходов. Финансовая отчетность дает информацию не только о прошлых операциях, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем и о ресурсах, которые будут получены в будущих периодах.

Концепция стоимости (себестоимости). Все активы учиты­ваются по цене приобретения (себестоимости изготовления), и эта цена служит основой для оценки их будущего использования, а обязательства и составляющие собственного капитала отражают­ся в сумме, зафиксированной на момент их возникновения.

Методы оценки элементов финансовой отчетности МСФО:

1) восстановительная стоимость - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть выплачена за приобре­тение аналогичного актива в современных условиях. Обязатель­ства отражаются на недисконтированнои сумме денежных средств или их эквивалентов, которая потребовалась бы для их погашения на дату отчета;

2) возможная цена продажи - сумма денежных средств, ко­торая может быть получена в настоящее время от продажи актива в обычных условиях. Обязательства отражаются на недисконтиро­ваннои сумме денежных средств, которая необходима для их пога­шения в нормальных условиях;

3) дисконтированная стоимость рассчитывается как будущее чистое поступление денежных средств, которое будет создавать данный актив при нормальных условиях, или как будущее чистое вы­бытие денежных средств, которое потребуется для погашения обя­зательств при нормальном ходе дел.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...