Нематериальные активы (МСФО № 38)
Нематериальные активы - активы долгосрочной природы, не имеющие физической субстанции, но имеющие стоимость, основанную на правах и привилегиях собственника (патенты, авторские права, торговые марки, лицензии, ноу-хау и др.). Отражение нематериальных активов в учете определяется МСФО № 38 «Нематериальные активы». Практически все критерии определения нематериальных активов совпадают с российским ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Нематериальные активы учитываются по стоимости приобретения. При приобретении нематериальных активов за плату себестоимость включает: - покупную цену; - прямо относимые затраты на подготовку актива к использованию. При создании нематериального актива в самой компании трудно установить момент времени появления актива и его себестоимость. По МСФО создание актива классифицируют по этапам. 1. Этап исследования. Затраты на данном этапе признаются как расходы в тот период времени, когда они были понесены, так как на данном этапе не могут быть получены нематериальные активы, использование которых будет приносить доход. 2. Этап разработки. Нематериальные активы, полученные на данном этапе, признаются как активы в том случае, когда соблюдаются условия: - техническая завершенность нематериальных активов такова, что они пригодны для реализации и использования; - имеется подтверждение, что использование данного актива может и будет приносить доходы, проведены расчеты экономической эффективности использования актива, существует рынок реализации; - существует возможность точно оценить величину затрат, осуществленных на этапе разработки данного нематериального актива.
Стоимость нематериального актива, полученного в результате внутренних разработок, включает все затраты, понесенные начиная с момента начала этапа разработки. Это затраты на: 1) материалы или услуги, потребленные при разработке актива; 2) заработную плату персонала, которую можно прямо отнести на затраты по разработке актива; 3) прочие расходы, прямо связанные с разработкой актива (юридическое оформление прав на актив, лицензии и др.); 4) косвенные расходы, необходимые при разработке нематериального актива, которые нельзя прямо отнести на данный актив (износ основных средств, затраты на страховку и др.). По МСФО срок полезной службы нематериального актива определяется как: - период времени, на протяжении которого компания предполагает использовать актив; - количество продукции или аналогичных изделий, которые компания предполагает получить с помощью данного актива. Срок полезной службы не превышает 20 лет с того момента, когда актив доступен для использования. Методы амортизации: 1) метод равномерного начисления (наиболее предпочтителен); 2) метод уменьшаемого остатка; 3) метод единиц продукции. Амортизация за каждый период признается как расход. Метод амортизации каждая компания должна предусмотреть на конец каждого финансового года. Если произошло изменение в графике поступления экономических выгод от актива, метод амортизации должен быть изменен. В качестве принципа списания нематериальных активов признается его выбытие или отсутствие будущих экономических выгод от актива.
Структура баланса Группы активов: 1) текущие активы; 2) инвестиции и фонды; 3) основные средства; 4) нематериальные активы. Текущие активы - денежные и другие средства, которые в течение одного года или одного нормального операционного цикла должны вновь обратиться в деньги. Нормальный операционный цикл - среднее время, необходимое для того, чтобы вложенные деньги опять стали деньгами. Продолжительность варьируется в зависимости от характера хозяйственной деятельности.
Статьи краткосрочны* активов: - денежные средства и эквиваленты денежных средств; - краткосрочные инвестиции; - счета к получению; - векселя к получению; - запасы; - предоплаченные (оплаченные авансом) расходы. Инвестиции и фонды - активы долгосрочной природы, не используемые в основной деятельности, которые не планируется обратить в деньги в течение ближайшего года. К ним относятся: - инвестиции в ценные бумаги со сроком погашения более одного года; - участки земли для будущего использования; - здание и оборудование, еще не используемые в хозяйственной деятельности, вложения в другие компании с целью их контроля. Основные средства - долгосрочные материальные активы, используемые в хозяйственной деятельности. Их особенность в том, что они все (за исключением земли) имеют ограниченный срок полезного использования и амортизируются в течение этого срока. Нематериальные активы - долгосрочные активы, не имеющие физической субстанции, но имеющие стоимость, основанную на правах и привилегии собственника.
Группы обязательств: - краткосрочные; - долгосрочные. Краткосрочные обязательства - обязательства, подлежащие оплате за время нормального операционного цикла или в течение предстоящего года. Такие обязательства выплачивают из краткосрочных активов или путем возникновения нового краткосрочного обязательства. Статьи краткосрочного обязательства: - векселя выданные; - счета к оплате; - задолженность по заработной плате;.- задолженность по налогам; - задолженность по процентам; - задолженность по дивидендам; - незаработанные доходы; - текущая часть долгосрочного долга. Начисленные обязательства (начисленные расходы) ~ вся начисленная задолженность. Структура собственного капитала зависит от организационно-правовой формы собственности бизнеса. Собственный капитал в индивидуальном предпринимательстве представлен в балансе одной строкой, отражающей его величину на отчетную дату. Для товариществ в балансе требуется раскрыть величину капитала каждого партнера и затем его общую сумму. Составляющие акционерного капитала:
- внесенный, авансированный, оплаченный капитал; - накопленный заработанный капитал, нераспределенная прибыль или реинвестированная прибыль. В разделе авансированного капитала требуется полное описание всех его составляющих, а именно количество акций (привилегированных, обыкновенных и других раздельно), разрешенных к выпуску, выпущенных и циркулирующих на рынке, суммы капитала, оплаченной сверх номинальной или объявленной стоимости, а также сумма собственных выкупленных акций, которая уменьшает величину акционерного капитала.
Бухгалтерский учет в торговых компаниях по МСФО Торговая компания - организация, занимающаяся куплей-продажей товаров с целью извлечения прибыли. Предприятия розничной торговли - торговые компании, покупающие и продающие товары непосредственно потребителям. Предприятия оптовой торговли - организации, продающие товары предприятиям розничной торговли. Источник доходов торговой компании - выручка от продаж. Чистая прибыль - чистое увеличение собственного капитала в результате хозяйственной деятельности (разница между доходами и расходами). В простейшем случае она равна разнице между доходами и расходами. Если расходы превышают доходы - возникает чистый убыток. Валовая прибыль - Итого операционных расходов = = Чистая прибыль. Валовая прибыль от продаж - разница между чистой выручкой от продажи товаров (за минусом возвращенных товаров и скидок при продаже) и себестоимостью проданных товаров. Выручка от продаж - Возврат и уценка проданных товаров -- Скидки при продаже = Чистая выручка от продажи. Расходы - уменьшение или другое расходование активов предприятия либо возникновение обязательств в результате поставки или производства товаров, оказания услуг или других видов деятельности, которые составляют основные и постоянные направления деятельности данного предприятия. Случайные убытки и потери - возникают в результате редких, нетипичных операций и событий (продажа некачественного товара, изменение курсов иностранных валют и др.).
Коммерческие расходы (включая фрахт, уплаченный при продаже) + Административные расходы = Итого операционных расходов. Элементы расходов: 1) себестоимость реализованной продукции - представляет собой фактическую себестоимость приобретения реализованных за период товаров; 2) операционные расходы или расходы периода, в которые включаются все расходы, необходимые для нормального функционирования предприятия, за исключением себестоимости реализованной продукции. Покупки - Возврат и уценка купленных товаров - Скидки при покупке = Чистые покупки. Чистые покупки - Фрахт, уплаченный при покупке = - Себестоимость купленных товаров. Запасы на начало периода - Себестоимость купленных товаров = Себестоимость товаров для продажи. Валовая прибыль от реализации - разность между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции. Если из валовой прибыли от реализации вычесть операционные расходы, получим чистую прибыль. После расчета валовой прибыли из нее вычитаются операционные расходы и определяется чистая прибыль (или убыток). Операционные расходы - затраты, имевшие место в процессе получения выручки от продаж. Торгово-коммерческая фирма - это предприятие оптовой или розничной торговли, которое продает или покупает товары в готовой форме. Такая фирма использует методы учета, как и предприятие в сфере оказания услуг. Однако торгово-коммерческая деятельность требует ведения дополнительных счетов и, таким образом, составления более сложных отчетов о результатах хозяйственной деятельности. Чистая выручка от продажи - Себестоимость проданных товаров - Валовая прибыль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|