II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв занятия по начертанию, соотнесение их со звуками. Нахождение сходств и различий (задание 1. с. 26). Логопед: Составьте из элементов буквы ц - щ - рукописные и строчные. Сравните их. Дифференциация букв «ц — щ» 69 Логопед раздаёт наборы элементов букв для составления Щ-Ц, щ-ц. Сходства: обозначают согласные звуки, начинаются с одного элемента. Различия: ц - обозначает твёрдый согласный звук, щ ~ мягкий согласный звук; ц - имеет два повторяющихся элемента, аи}- три. 2. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения (задание 1,с. 26). Можно использовать для обозначения букв занятия цифры разного цвета: для буквы ц - синюю двойку (т.к. обозначает твёрдый согласный и имеет два повторяющихся элемента); для буквы щ - зелёную тройку (т.к. обозначает мягкий согласный и имеет три повторяющихся элемента). 3. Знакомство с героем занятия (задание 3. с. 27). Логопед: Посмотрите на картинки. Каких сказочных героев вы видите? Запишите их имена. Выделите буквы ц, щ. Припомните других героев этой сказки, в именах которых есть буквы занятия. (Царь, царевна.) 4.Развитие фонематического восприятия. Логопед: Вы, конечно, помните, что когда Емеля поймал щуку, она просила отпустить её, обещая выполнить три любые желания Емели. Вот его первое желание. Послушайте звуки, слоги и слова, запишите букву щ или ц, когда услышите соответствующий звук. Звуки: Щ, Щ, И, Н, Ц, Ш, Щ, Щ, Ж, X, Ц, И, Ц, С, ТЬ. Слоги: ЩА, ЦА, НА, ША, ЩО, ИЩ, ИЦ, ИН, ИК, ЮЩ, ЮЦ, УЦ. Слова: щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц. 5. Развитие звукового анализа и синтеза. Логопед: У Емели два мешочка - один мешочек для составления слогов с буквой ц, а другой для составления слогов с буквой щ. Запишите получившиеся слоги так, чтобы гласная стояла на втором месте, а согласная - на первом.
Образец: ЦА. ЩИ,... 70 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии Первый мешочек: А, О, И, Э, У, Ы. Второй мешочек: У, А, О, И, Е, Ё. Логопед: Емеля составил из некоторых слогов слоговые цепочки (задание 2, с. 26). Прочитайте их. 6. Дифференциация букв занятия в словах (задание 4. с. 27). Логопед: Назовите изображенные предметы, запишите их названия. Выделите буквы ц - щ: букву ц обведите в синий кружок, а щ - в зеленый. 7. Физминутка. 8. Развитие кинетических представлений (задание 5, с. 27). Логопед: Щука принесла Емеле слова, но часть букв смыта водой. Восстановите буквы и прочитайте слова. Объясните значения слов. Запишите эти слова.
9.Развитие логического мышления (задание 6. с. 28). Логопед: Щука с вашей помощью выполнила три желания Емели и оставила ему на прощание волшебное кольцо, повернув которое можно загадать любое желание. Но у щуки есть одно условие. Вы должны помочь Емеле отгадать загадки. В названии отгадок будут буквы занятия. Отгадайте загадки и запишите отгадки, выделите в словах буквы занятия: букву ц обведите синим кружком, а щ - зеленым. Рогалик, рогалик, Золотые рожки! Тучке сел на плечи, С тучки свесил ножки. (Месяц) Вроде ёжика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит, Та вдруг станет чище. (Щетка) Дифференциация букв «ц — щ» 71 В траве шныряет; Хвостом мелькает; Хвост отдаёт - Другой наживёт. (Ящерица) III. Итог занятия Логопед: Назовите для героев занятия слова с буквой ц, а затем с щ. ЗАНЯТИЕ 22 Тема: Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память.
Оборудование: палочки, шнурки и спички для конструирования букв занятия (каждому ребёнку); буквы ц - щ (запись на доске); демонстрационные картинки: цыплёнок, щенок и ящерица; схемы для образования слов; пособие «Цветы»; индивидуальные таблицы «Ящики»; листы картона 15x15, посыпанные пшеном (для записи букв занятия пальчиком) и салфетки; спички и палочки для конструирования и образцы картинок для выкладывания; альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1.Развитие кинетических представлений. Логопед: Запишите пальцем на листе, посыпанным пшеном, букву ц, а затем щ. 2. Конструирование букв занятия из элементов. Логопед: Сложите из палочек заглавную печатную букву 72 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии Ц, затем Щ; выложите из шнурков строчную рукописную букву ц, затем щ. 3. Сформулировать теми занятия и записать её в тетрадь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|