Отходы производства субъектов хозяйственной деятельности на БПТ 5 глава
Таким образом, система управления отходами на территории Байкальского региона, в частности на территории Республики Бурятия, часть которой относится к участку всемирного природного наследия, должна быть организована таким образом, чтобы максимальное количество отходов подлежало использованию в качестве вторичного сырья [16-18]. Объективным сдерживающим фактором в развитии системы сбора и переработки отходов производства и потребления является отсутствие нормативно-правовой базы, адекватной современным требованиям, и состоянию окружающей среды, транспортировки отходов, их хранения, переработки, сбыта перерабатываемого сырья, захоронения и сжигания отходов. Взаимоотношения между природопользователями и органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в том числе на территории Байкальского региона, регулируются на сегодняшний день на основе множества слабо взаимосвязанных федеральных законов, ориентированных, как правило, на достижение узких секторальных задач природопользования. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется ФЗ «Об охране озера Байкал», согласно которому на Байкальской природной территории запрещены или ограничены виды деятельности, связанные с размещением отходов производства и потребления. Таким образом, размещение рекреационных объектов, деятельность которых обязательно связана с образованием и размещением отходов потребления, а также расположение населенных пунктов в центральной экологической зоне противоречат федеральному законодательству. Наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации может быть внедрение системы комплексного управления отходами.
2.7. Предприятия легкой, текстильной промышленности и бытового обслуживания
Предприятия легкой и текстильной промышленности и бытового обслуживания в республике до 1991 г были представлены достаточно широко и разнообразно, это кожевенный завод, тонкосуконный комбинат, трикотажная фабрика, предприятия химчистки и крашения, различные ателье по пошиву верхней одежды и обуви, парикмахерские и другие. В настоящее время большинство вышеуказанных предприятий, в рыночных условиях не выдержав конкуренции были объявлены банкротами, а некоторые из них, например: ЗАО «Улан-Удэнская тонносуконная мануфактура»; ОАО «Буряттрикотаж»; ОАО «Наран», бывшая сапоговаленная фабрика; ООО «Интех», бывшая химчистка, механическая прачечная и бани арендованы предприятиями, различные ателье по пошиву одежды и обуви приватизированы или закрыты. Наиболее характерными особенностями, которые объединяют вышеуказанные предприятия, являются: - наличие большого количества сточных вод; - наличие красильных производств; - наличие в сточных водах жиров и ПАВ; - использование в производстве химических реагентов; - образование отходов производства в виде осадка-шлама сточных вод, шерсти и волоса; - наличие однородных технологических операций и химических реагентов; - отходы производства органического происхождения. Вспомогательные производства вышеуказанных предприятий также во многом схожи. 2.8. Предприятия стройиндустрии
Предприятия стройиндустрии в регионе можно разделить на две категории: 1. Предприятия строительных материалов и изделий: - Тимлюйский цементный завод. - Тимлюйский завод асбоцементных изделий. - Загорский кирпичный завод. - Кирпичный завод п. Матросова. - Полистройдеталь. - Селенгинский завод «Железобетон». - Таловский завод железобетонных конструкций. - Каменский завод железобетонных изделий.
- Каменский асфальтобетонный завод. - Буржелезобетон г. Улан-Удэ. 2. Предприятия промышленного и гражданского строительства: - Мостостроительный отряд 34. - Бурятавтодор. - Бурятстройтранс. - Строительно-монтажные поезда. - Строительно-монтажные управления. - Передвижные механизированные колонны. - Управление механизации строительства. - Улан-Удэтрансстрой и другие. В Бурятии функционирует более 400 строительных организаций, в которых работают несколько тысяч человек. Производство большинства строительных материалов основано на применении вяжущих материалов, сушильных и термических печей, на использовании дробилок, различных сит и мельниц. Кроме того, все производства имеют открытые складские площадки для хранения вяжущих или инертных материалов. Многие производства имеют силосы для хранения сыпучих материалов. Еще одна особенность, которая связывает многие предприятия стройиндустрии, это использование в своем производстве основного вяжущего материала – цемента. Предприятия строительных материалов имеют мощное теплосиловое хозяйство (водогрейные и паровые котлы), кроме того, они имеют подъездные железнодорожные пути для подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Одними из самых распространенных предприятий строительных материалов являются заводы железобетонных изделий (ЖБИ) и конструкций (ЖБК), которых насчитывается в нашем регионе около одного десятка, причем все они расположены вдоль железной дороги и в г. Улан-Удэ. Такое расположение определено, прежде всего, близостью к производителю цемента (Тимлюйский цементный завод) и наличием гравийно-песчаной смеси (ГПС). Гравийно-песчаную смесь добывают земснаряды речного порта г. Улан-Удэ в русле р. Селенги, что отрицательно сказывается на экологической обстановке прилегающей территории и самой реки Селенги. Селенгинский завод «Железобетон» располагается на промплощадке п. Селенгинск, в восточной ее части. В состав предприятия входят основные и вспомогательные производства. Основное производство: - формовочный цех; - цех по производству товарного бетона; - арматурный цех. Вспомогательное производство: - котельная; - механический цех; - компрессорная;
- склад ГСМ; - склад инертных материалов; - дробильное отделение; - силосы для хранения цемента; - склад металлопроката; - гараж; - склад угля; - сварочные участки. Вспомогательное производство является источником основных загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую природную среду. В формовочном цехе предприятия образуются сточные воды, содержащие нефтепродукты. Сточные воды образуются в процессе пропаривания формованного бетонного раствора и последующего образования конденсата, который вымывает эмульсол из металлических форм. Сточные воды предприятия собираются в специальный выгреб. Предприятия промышленного и гражданского строительства представляют собой как самостоятельные структуры, так и входящие в состав крупных предприятий на правах отдела капитального строительства или управления строительства. Эти предприятия являются подрядными организациями, т. е. выполняют строительные и монтажные работы заказчиков, имея на балансе различные производства, строительную технику и транспортные средства. Строительно-монтажные управления в городе и сельской местности имеют свою специфику. Например, СМУ, располагающееся в п. Баргузин, имеет свою пилораму и деревообрабатывающее оборудование, лицензию на лесозаготовку, разрабатывает и обжигает известняк. Предприятие содержит сезонный кирпичный завод, кроме того, имеет специальную землеройную технику и транспортные средства, средства малой механизации и другое. Аналогичное предприятие, расположенное в городе, имеет только квалифицированные инженерно-технические и рабочие кадры, а технику, сырье, стройматериалы и комплектующие, а также монтажные работы предоставляют и ведут подрядные организации. В обоих случаях в процессе строительства объекта в окружающую среду выбрасываются различные загрязняющие вещества: строительный мусор, металлический лом, огарки сварочных электродов, древесные кусковые отходы, сварочный аэрозоль, пыль цементная и древесная, пыль абразивная и другие.
2.9. Предприятия машиностроительного комплекса
Машиностроительный комплекс Байкальского региона рассредоточен практически по всей ее территории, но главным центром развития является Улан-Удэ. Все машиностроительные предприятия можно разделить на несколько групп: 1. Заводы приборостроения: - Улан-Удэнское приборостроительное объединение; - Улан-Удэнский завод «Теплоприбор». 2. Машиностроительные заводы: - Улан-Удэнский судостроительный завод; - Улан-Удэнский Авиационный завод; - Электромашина; - Локомотиво-вагоноремонтный завод. 3. Специализированные заводы: - Эмальпосуда; - Улан-Удэстальмост. Вышеуказанное разделение предприятий на группы проведено по видам выпускаемой продукции и близким технологиям с точки зрения загрязнения окружающей среды. Приборостроительные заводы отличаются от других машиностроительных предприятий малотоннажностью выпускаемой продукции, наличием прецизионных станков и станков с программным управлением, наличием комплексных сборочных цехов, отсутствием внутрицехового транспорта и подъездных железнодорожных путей, отсутствием больших складских помещений как для сырья и вспомогательных материалов, так и готовой продукции. Кроме того, эти предприятия имеют большое количество высококвалифицированных специалистов и, соответственно, большую культуру производства. Машиностроительные заводы имеют другие характерные черты, по которым они объединены в одну группу: - вышеуказанная продукция – воздушные суда, вертолеты, самолеты, водный транспорт катера буксирные, прогулочные, железнодорожный транспорт; - наличие родственных производств и производственных процессов: инструментальный, механический, модельные цеха, литейные (литье металлов и пластмасс) и гальванические производства, сборочные цеха и т. д. К специализированным заводам третьей группы автор отнес предприятия, которые не вошли в вышеуказанные две группы по видам выпускаемой продукции, но, тем не менее, здесь применяются технологии, которые характерны для машиностроения – в качестве сырья материалов используется различный прокат (швеллер, уголок, рельс, тавр, двутавр и др.), имеется сварочное производство, заготовительное производство. Источники выделения загрязняющих веществ (сварочное, гальвоническое, металлообрабатывающие, литейные и заготовительные и др. производства) предприятий машиностроительного комплекса отрицательно воздействуют на окружающую среду (атмосферу, литосферу, гидросферу): . 2.10. Предприятия транспорта
При рассмотрении деятельности предприятий транспорта, расположенных на Байкальской природной территории, необходимо рассмотреть в комплексе всю имеющуюся транспортную сеть. Транспортную сеть республики составляют: около 2,0 тыс. км железнодорожных путей, 9,7 тыс. км автомобильных дорог, из них 90% с твердым покрытием, 1,5 тыс. км судоходных водных путей. В Улан-Удэ развит электротранспорт, который действует в городе с октября 1958 года. Протяженность трамвайных путей составляет более 60 км, подвижной парк транспорта составляет более 50 единиц.
Байкальский регион представлен различными видами транспорта: - автомобильный; - железнодорожный; - водный; - воздушный; - электротранспорт.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт сегодня является самым распространенным в регионе, он представлен в первую очередь транспортом предприятий, организаций и учреждений, а во вторую – частным. Кроме того, имеется большое количество частных мастерских и предприятий по ремонту автомобилей, стоянок автомобилей и гаражных кооперативов, которые являются источниками выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. В регионе имеются крупные автотранспортные предприятия: 1. Пассажирское автотранспортное предприятие ПАПП; 2. Таксомоторный парк «Стрелка»; 3. Бурятстройтранс; 4. Бурятавтодор; 5. Прима-транс; 6. Баргузинское автотранспортное предприятие; 7. Каменское автотранспортное предприятие; 8. Грузовое автотранспортное предприятие №1; 9. Грузовое автотранспортное предприятие №2; 10. АТП Центральное; 11. Центральные авторемонтные мастерские; 12. АТХ МВД РБ, количество транспортных средств, в которых от нескольких десятков до сотни единиц. Вышеуказанные предприятия в большинстве своем имеют крупные вспомогательные производства: ремонтные цеха и боксы, аккумуляторные вулканизаторные и медницкие участки, склады ГСМ и заправочные станции, котельные, механические цеха и участки, кузницы, участки сварки и резки металлов, участки мойки деталей, участки мойки машин, участки окраски машин и другие. В Улан-Удэ работает около 70 авторемонтных мастерских, включая шиномонтажные, в районах работает около 12 мастерских. Платных автостоянок, теплых и открытых, насчитывается всего 330, из них 33 в городе. По республике исправно эксплуатируется более 300000 автомобилей. В городе функционирует несколько крупных станций технического обслуживания легковых автомобилей: «Мотом», «За рулем», «Жидовецкий», «Восточный», «Жассо» и др., где проводят весь комплекс ремонтных работ по техническому обслуживанию автомобилей. В регионе за последние годы появились многочисленные мойки и автосалоны для легковых автомобилей. Мойки представляют собой специально оборудованное помещение с организацией приема и слива сточных вод в колодец, с последующей очисткой их от нефтепродуктов в нефтеловушках. В автосалонах проводят косметические работы, связанные с мойкой и чисткой автосалонов автомобилей, полировкой кузовов автомобилей. В процессе проведения вышеуказанных работ используются различные автошампуни, полиролы, мастики, вспомогательные материалы – пенополиурентан, фланель и другие. Автомобильный транспорт является одним из главных источников загрязнения воздушного бассейна Байкальского региона. Его вклад в настоящее время составляет свыше 52%. Основные загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу: углерода оксид, серы диоксид, азота диоксид, углеводороды, углерод, соединения свинца и другие. В процессе эксплуатации автомобилей образуется большое количество отходов: моноблоки аккумуляторов, автошины изношенные, отработанные масла, лом черных и цветных металлов, ветошь промасленная, свинец отработанных аккумуляторов, твердые бытовые отходы, отработанные люминесцентные лампы и другие.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт на территории Байкальского региона существует более 100 лет. В 1899 году на узловой станции Петровский Завод было закончено строительство ВСЖД. В настоящее время транспортная железнодорожная сеть по территории региона проходит по трем различным направлениям: 1. ст. Слюдянка – г. Улан-Удэ – г. Петровский Завод, 2. г. Улан-Удэ – ст. Наушки, 3. г. Усть-Кут – ст. Таксимо (БАМ). С 1998 года Улан-Удэнское и Северобайкальское отделения дороги вошли в состав Иркутского отделения ВСЖД. На территории региона располагаются крупные узловые станции, такие как Слюдянка, Селенга, Мысовая, Улан-Удэ, Горхон, Петровский Завод, Северобайкальск, Усть-Кут, Наушки, Таксимо и другие. На крупных узловых станциях (Улан-Удэ, Слюдянка и Северобайкальск, Гусиное Озеро) располагаются локомотивные депо, которые обслуживают подвижной состав и организуют движение поездов на всей территории республики. В г. Улан-Удэ функционирует один из крупнейших государственных ремонтных заводов страны – локомотиво-вагоноремонтный завод (ЛВРЗ), который входит в состав ВСЖД. На станции Мысовой построен и функционирует с 1999 года рельсосварочный завод, который также входит в состав ВСЖД. Завод располагается в водоохранной зоне озера Байкал. В производственной деятельности предприятия задействованы самые современные технологии сварки и резки металла, установлены циклоны для улавливания абразивной и металлической пыли. На предприятии образуются нетоксичные твердые отходы производства, ТБО, а также хозяйственно-бытовые сточные воды, которые вывозятся на очистные сооружения г. Бабушкин. На территории региона кроме вышеуказанных основных подразделений – депо, имеются и другие вспомогательные производства: - Дистанция гражданских сооружений: - Слюдянка НГЧ-5; - Северобайкальск НГЧ-1; - Дистанция пути: - ст. Горхон ПЧ-13; - ст. Северобайкальск П-2; - ст. Мысовая ПЧ-10; - ст. Гусиное озеро ПЧ-14; - Рельсосварочный поезд РСП-32; - Вагонное депо г. Улан-Удэ; - Склад ГСМ. Локомотивное депо г. Улан-Удэ является одним из рентабельных и стабильно работающих предприятий региона. Источниками загрязнения окружающей среды являются основные и вспомогательные производства железнодорожного транспорта, расположенные на протяжении 2000 километров вдоль всей транспортной сети ВСЖД. Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу предприятиями южной ветки ВСЖД г. Улан-Удэ – ст. Наушки, где работают тепловозы. Тепловозы оборудованы дизельными двигателями, при работе которых в атмосферу поступают: углерода оксид, углерод, серы диоксид, азота диоксид, углеводороды. Наиболее интенсивно эксплуатируется железная дорога и вся инфраструктура, обеспечивающая работу железнодорожного транспорта в пределах водоохранной зоны озера Байкал от ст. Слюдянка до ст. Большая Речка. Второй участок дороги ст. Селенга – Улан-Удэ протяженностью около 120 км, также находится в водоохранной зоне реки Селенги. Кроме того, источниками загрязнения окружающей среды являются весьма высокая плотность населения, большое количество станций и полустанков с развитой инфраструктурой (котельные, различные производства, бани, гаражи, личное подворье, очистные сооружения и другие). Водный транспорт Водный транспорт на Байкальской природной территории (БПТ) используется мало и неэффективно, хотя условия для развития имеются. В Улан-Удэ работают судостроительный завод, Улан-Удэнский речной порт, а также Байкало-Селенгинский технический участок. В п. Усть-Баргузин имеется речной порт, в истоке реки Ангары – порт «Байкал», где располагается Государственный судоходный регистр. На Байкальской природной территории находятся следующие водные судоходные пути: - Устье реки Селенги – с. Новоселенгинск; - Устье реки Баргузин – с. Зорино; - Устье реки Верхняя Ангара; - Акватория озера Байкал. Развитие водного транспорта в Бурятии шло с расширением производства на побережье озера Байкал и главных водных артериях – реках Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин в период с 1975 по 1992 годы: - рыбозаводы – Усть-Баргузинский, Нижне-Ангарский, Кабанский, рыбоучастки в некоторых других населенных пунктах; - рыболовецкие колхозы – п. Нижнеангарск, с. Байкальск, п. Усть-Баргузин, с. Ранжурово, с. Хужир; - порты – п. Усть-Баргузин, п. Байкал, г. Улан-Удэ; - предприятия – Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), предприятия (УИН) ОВ-94/5, «Байкалрыбвод», Байкало-Селенгинский технический участок. В настоящее время большое количество судов находится в собственности лесхозов, национального парка «Забайкальский», рыбоохраны, туристических коллективов и фирм, а также частных лиц. Все вышеуказанные предприятия на своем балансе имеют суда с различным водоизмещением и мощностью двигателя: - производственные рыболовно-транспортные суда (ПРТС); - рыболовные сейнеры; - маломерные суда. Водный транспорт, проходящий по судоходным путям Байкальской природной территории, работает на дизельном топливе, маломерные суда (моторные лодки, катера) на бензине марки А-92, 95,98. Водный транспорт предприятия формируется, в виде отдельного участка «Флот». В процессе работы предприятия в окружающую среду выбрасываются загрязняющие вещества: - газообразные – углеводороды, углерода оксид, азота диоксид, серы диоксид, углерод, формальдегид, бензапирен; - сточные воды – подсланевые воды, хозбытовые сточные воды; - отходы: твердые бытовые отходы, а также отходы, которые образуются при обслуживании дизельных двигателей или, например, дизельных электростанций. В настоящее время по водным судоходным путям БПТ ходят более 200 единиц судов различного класса. Воздушный транспорт Воздушный транспорт на БПТ представлен различными хозяйствующими субъектами: - ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» - производство воздушных судов различного класса, их испытания, эксплуатация и техническое обслуживание собственных воздушных судов, а также предоставление услуг различным авиапредприятиям России; - Авиационная воинская часть – эксплуатация и техническое обслуживание военных воздушных судов. Воинская часть расположена в Джидинском районе, ст. Джида; - Авиалесоохрана. Воздушный транспорт, находящийся на балансе вышеуказанных предприятий, оказывает услуги по транспортировке и перевозке различных грузов, пассажиров, охране лесов, обеспечению безопасности страны и т. д. В зависимости от формы организаций и структуры предприятия, выполняемых целей и задач воздушный транспорт может быть: - пассажирский (внутренние и международные авиалинии); - грузовой; - спортивный, учебно-тренировочный; - военный (истребительная, бомбардировочная и транспортная авиация). Авиационный транспорт в зависимости от класса и назначения работает на керосине и авиационном бензине. На авиационном бензине работают легкомоторные поршневые спортивные самолеты. Реактивные и турбовинтовые самолеты работают на керосине. В процессе работы воздушных судов, а именно прогрева, холостого хода и пробега, в атмосферу выбрасываются следующие загрязняющие вещества: углерода оксид, углеводороды, азота диоксид. Кроме того, в процессе работы воздушных судов образуются отходы: шины отработанные, масло отработанное трансмиссионное, отработанное индустриальное масло, пищевые отходы, ТБО и другие. Электротранспорт Транспортные средства на электрической тяге – это трамваи, троллейбусы, метрополитен, а также внутризаводской и внутрицеховой транспорт – электрокары. Электротранспорт весьма успешно развивается в больших городах – мегаполисах, как экологически чистый транспорт, при его работе отсутствуют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. В Улан-Удэ предпочтение было дано развитию МУП «Улан-Удэ трамвай», трамваи работают по нескольким маршрутам, в том числе и по двум кольцевым. В состав предприятия входят: трамвайное депо, механические мастерские, столярный участок, отделение для мойки трамвайных вагонов. В процессе работы трамвайного парка образуются следующие специфические отходы, характерные для электротранспорта: тормозные колодки, отходы медных контактных проводов, пантографов и др., а также отработанные шпалы из древесины.
2.11. Предприятия по хранению и реализации нефтепродуктов Байкальский регион один из немногих в Сибири, который обделен природными запасами нефти. Поэтому вся структура снабжения нефтепродуктами региона ориентирована на соседние нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие области – Омскую, Томскую, Иркутскую и Хабаровский край. Самый близкий нефтеперерабатывающий завод расположен в Ангарске, который находится на расстоянии более 500 км от Улан-Удэ. Поставка нефти на завод осуществляется нефтепроводом «Омск – Ангарск». Основные оптовые поставки нефтепродуктов осуществляются по железной дороге предприятием «Буряттерминал», у которого имеется сеть своих нефтебаз: - «Сульфатный» - Селенгинский район; - «Новый Уоян» - Северобайкальский район; - «Селенгинская» - Кабанский район; - «Джидинская» - Джидинский район; - «Улан-Удэнская нефтеперевалочная база». ОАО «Бурятнефтепродукт» поставляет практически всю гамму светлых и темных нефтепродуктов: - бензин АИ-80, 92, 95, 98; - авиационный бензин; - моторные масла; - дизельное топливо; - топочный мазут; - керосин. В регионе имеется ряд крупных оптовых поставщиков и потребителей нефтепродуктов: - концерн «Ариг Ус»; - ООО «Байкальская региональная компания»; - Гусиноозерская ГРЭС; - Улан-Удэнские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2; - нефтебаза «Баночки» МО РФ; - «Улан-Удэнская нефтеперевалочная база» МО РФ. Концерн «Ариг Ус» для хранения нефтепродуктов арендует свободные резервуары у нефтебазы «Баночки» Министерства обороны. Реализация нефтепродуктов осуществляется через свои шесть современных автозаправочных станций, расположенных как в городе, так и за ее пределами (с. Оронгой). В настоящее время регион имеет большое количество частных автозаправочных станций контейнерного типа, а также организованных на базе складов ГСМ различных предприятий, колхозов и совхозов. Хранение нефтепродуктов осуществляется в различных вариантах: - вертикальные резервуары большой емкости – нефтебазы, мазутохранилища; - горизонтальные резервуары – склады ГСМ; - подземные резервуары – автозаправочные станции. В процессе работы предприятий при хранении и реализации нефтепродуктов в окружающую природную среду выбрасываются: - газообразные – углеводороды; - жидкие отходы – шлам от зачистки резервуаров, сточные воды, содержащие нефтепродукты; - шлам-осадок очистных сооружений, песок замазученный, фильтры древесные отработанные. В настоящее время кроме предприятия ОАО «Бурятнефтепродукт», имеющего на балансе несколько десятков автозаправочных станций, расположенных на всей Байкальской природной территории (рис. 2.5), успешно работают индивидуальные предприниматели, имеющие от одной до нескольких автозаправочных станций. Завоз нефтепродуктов на предприятия осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, это относится в первую очередь к нефтебазам. Автозаправочные станции снабжаются нефтепродуктами в зависимости от объемов реализации и расстояний доставки большегрузными автомобилями на базе «КАМАЗ», «МАЗ», «VOLVO», также «ЗИЛ» и «ГАЗ» в пределах населенных пунктов. Опорожнение железнодорожных цистерн и автозаправщиков производится со специальной эстакады.
Рис. 2.5. Схема хранения и реализации нефтепродуктов
Предприятия по хранению и реализации нефтепродуктов это хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по транспортировке, хранению и реализации через оптовую или розничную сеть различных нефтепродуктов. В состав предприятия «Нефтеперевалочная база» входят: 1. Склад светлых нефтепродуктов. 2. Склад темных нефтепродуктов. 3. Склад смазочных материалов. 4.Котельная (склад угля, шлакозолоотвал). 5. Гараж. 6. Эстакада железнодорожная – автомобильная. 7. Водозабор. 8. Очистные сооружения.
2.12. Лечебно-оздоровительные учреждения и предприятия рекреации и туризма
На Байкальской природной территории (БПТ) расположено большое количество особо охраняемых природных территорий: заповедников, национальных парков и заказников. Заповедники и национальные парки являются субъектами хозяйственной деятельности, что ведет к антропогенному и техногенному воздействию на окружающую среду. Заповедники: · Баргузинский. · Джергинский. · Байкальский. · Ленский. Национальные парки: · Забайкальский. · Тункинский. · Прибайкальский. Из вышеуказанных особо охраняемых природных территорий ОПТ заповедник Ленский и национальный парк Прибайкальский расположены на территории Иркутской области. Заказники не являются субъектами хозяйственной деятельности и не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. На территориях национальных парков, расположенных на БПТ, выделены рекреационные зоны, разрешен доступ туристов, путешественников, а также вход в акваторию Забайкальского национального парка различных плавсредств: катеров, мотоботов, яхт и маломерных судов. В своей хозяйственной деятельности вышеуказанные (ОПТ) имеют различные производственные участки, например: · лесничества; · гаражи (автотранспорт, вездеходы, тракторы); · котельные (склад угля, шлакозолоотвал, сварочные посты и т.д.); · плавсредства (катера, мотоботы, и др.); · столярный, кроме того, имеются различные хозяйственные здания и сооружения: складские помещения, стоянки для транспорта, пирсы, офисные помещения, конторы и другое. В процессе эксплуатации производственных участков на окружающую среду оказывается негативное воздействие в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, образования и размещения твердых и жидких отходов (табл. 2.1, 2.2). На территории республики Бурятия расположены лечебно-оздоровительные учреждения, входящие в систему «Байкалкурорт» и Министерства здравоохранения РБ, а также различные частные лечебные учреждения. Санаторно-курортные учреждения: - «Аршан»; - «Горячинск»; - «Байкальский бор»;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|