Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет НДС для отдельных выпусков в водохранилища и озера 4 глава




Ряд важных положений, в том числе нормативного характера, содержит­ся в федеральной целевой программе «Отходы». Эта программа принята постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 г. Она состоит из шести раз­делов и двух приложений. В первом разделе описывается содержание прог­раммы, дано обоснование необходимости ее решения. Второй раздел объ­единяет цели, задачи, сроки и этапы реализации программы. Например, ее задачами являются: создание системы управления обращения с отходами, реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов. В третьем разделе описывается система программных меро­приятий, а в четвертом — ресурсное обеспечение.

Специальный, пятый, раздел посвящен механизму реализации програм­мы и контролю за ходом ее выполнения. Наконец, шестой дает оценку ожи­даемой эффективности, экологических и социально-экономических послед­ствий от реализации программы. Первое приложение - это перечень мероприятий по научно-техническому обеспечению программы. Среди них, например, разработка правовых актов и дополнений к действующему законо­дательству, создание единой системы учета, образования, использования, обезвреживания и размещения отходов, их качественных и экологических показателей и т. д. Второе приложение — это перечень мероприятий по реа­лизации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов. Он составлен по видам отходов: ртутьсодержащие, отходы гальванического про­изводства, мышьякосодержащие, хроматного производства, углеобогаще­ния, золошлаковые, фосфогипс, медицинские, сельскохозяйственные, твер­дые бытовые — всего 16 видов.

Также Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» [1] предусмотрено экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами посредством понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуще­ствляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при вне­дрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов; применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. Наряду с организационными и экономическими механизмами не менее важное место отводится и юридическому механизму в сфере обращения с от­ходами.

Законодательно определены виды юридической ответственности за на­рушения в области обращения с отходами.

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потреб­ления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Рос­сийской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Важное место отводится вопросам защиты экологических прав граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В частности, в ст. 29 вышеупомянутого закона сказано, что исковые требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осу­ществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в обла­сти обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исковые требо­вания об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законо­дательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассмат­риваются судом.

Отходы производства и потребления в соответствии со ст. 51 Федераль­ного закона «Об охране окружающей среды» подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и ре­гулироваться законодательством Российской Федерации. Учитывая вышеиз­ложенное запрещается:

- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактив­ных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территори­ях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, ку­рортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях мигра­ции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических сис­тем и здоровья человека;

- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосбор­ных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источ­ников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

- ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» предусмотрены санитарно-эпидемиологические требова­ния к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления:

- отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и спо­собы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды оби­тания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными прави­лами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребле­ния устанавливаются органами местного самоуправления при наличии сани­тарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам;

- в местах централизованного использования, обезвреживания, хране­ния и захоронения отходов производства и потребления должен осуществ­ляться радиационный контроль.

5.2. Обращение с опасными отходами

 

5.2.1. Опасные свойства отходов

 

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» опасные отходы определены как отходы, которые содержат вредные вещест­ва, обладают опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержат воз­будителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непо­средственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Это определение закреплено в ГОСТ 30772—2001 «Ре­сурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

Опасные свойства отходов устанавливаются в соответствии с требова­ниями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансгранич­ной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Феде­ральным законом от 25.11.1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» и вступившей в силу для Российской Федерации с 1 мая 1995 г., и требованиями соответствующих государственных стандартов.

Опасные отходы обладают следующими свойствами.

Токсичность определяется как способность вызывать серьезные затяжные или хронические заболевания людей, включая раковые заболевания, при попа­дании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу.

Под токсичностью, по Н. Реймерсу, понимается ядовитость, способ­ность некоторых химических элементов, соединений и биогенных веществ оказывать вредное действие на организмы (человека, животных, растения, грибы, микроорганизмы). Токсичность отходов определить значительно сложнее, чем воздуха или воды, поскольку отходы действуют на организмы, как правило, опосредованно — через почву. Основной параметр, определяю­щий вредность того или иного химического вещества в почве, — предельно допустимая концентрация его в почве (ПДКп). Под этим понимается такое максимальное количество данного вещества в миллиграммах на килограмм пахотного слоя сухой почвы, которое гарантирует отсутствие прямого или опосредованного отрицательного воздействия на здоровье человека, его по­томство и санитарные условия жизни населения. При установлении ПДК создаются экстремальные почвенно-климатические условия, способствующие действию вредного вещества; учитывается действие этого вещества на другие живые организмы, эффект суммарного воздействия. При обосновании величины ПДКП учитываются шесть лимитирующих показателей (признаков) вредности: органолептический (изменение запаха, привкуса, пищевой цен­ности, фит-тест растений и т. п.); общесанитарный (влияние на самоочище­ние почвы); фитоаккумуляционный (передающееся растениям количество); водно-миграционный, воздушно-миграционный; санитарно-токсикологический. Если же для данного вредного вещества не установлена величина ПДК (имеется в виду ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ) или другие приближенные оценочные критерии), то расчеты ведут по концентрации компонентов, вызывающей летальный исход у 50% теплокров­ных особей, т. е. по величине летальной дозы (ЛД). Величины ЛД берутся на основании специ­альных опытов, проведенных НИИ коммунальной и бытовой гигиены РАН.

Пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанав­ливающим требования по пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств:

- способности жидких отходов выделять огнеопасные пары при тем­пературе не выше 60 °С в закрытом сосуде или не выше 65,5 °С в открытом сосуде;

- способности твердых отходов, кроме классифицированных как взры­воопасные, легко загораться либо вызывать или усиливать пожар при трении;

- t способности отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных
условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовоз­гораться;

- способности отходов самовозгораться при взаимодействии с водой
или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах.

Взрывоопасность определяется как способность твердых или жидких от­ходов (либо смеси отходов) к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов, либо по соответствующим ГОСТам, устанавливаю­щим требования по взрывоопаснсти.

Высокая реакционная способность определяется как содержание органи­ческих веществ (органических пероксидов), которые имеют двухвалентную структуру —О—О— и могут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода, в котором один или оба атома водорода замещены органическими радикалами.

Содержание возбудителей инфекционных болезней определяется как нали­чие живых микроорганизмов или их токсинов, способных вызвать заболева­ния у людей или животных.

Помимо токсичности и токсичных веществ в Базельской конвенции по перемещению опасных отходов введено определение экотоксичных веществ (отходов) как веществ или отходов, которые при попадании в окру­жающую среду оказывают или могут оказать немедленное или отложенное во времени неблагоприятное воздействие на окружающую среду посредством биоаккумуляции и (или) токсического влияния на биотические системы.

Экотоксичность зависит не только от токсичности компонентов отхода, но и от степени их подвижности в окружающей среде.

Основным механизмом попадания компонентов отхода в окружающую среду является испарение летучих компонентов и выщелачивание их водой. Возможно также загрязнение почв, но оно скорее всего будет происходить через предварительное растворение в водной среде. Таким образом, любой тест на экотоксичность должен включать выщелачивание.

В странах ЕС и США приняты разные подходы в определении экотоксичности, однако все эти подходы сводятся к проведению выщелачивания отхо­дов (т. е. извлечения подвижных компонентов) и последующего сравнения полученных данных с принятыми нормами (в США) или прямого исследова­ния этого раствора на биологических объектах — рыбах, беспозвоночных и водорослях (в странах ЕС).

Конечно, при таком подходе вряд ли можно учесть более сложное воздей­ствие отходов на другие биологические системы и организмы. Но следует принять во внимание, что основное воздействие складированных отходов приходится на водные системы, а низшие водные организмы находятся на первых звеньях пищевых цепей. Следовательно, определив влияние отходов на низшие водные организмы, мы определим их влияние и на высшие орга­низмы и экосистему в целом.

Вопросу испарения токсичных веществ в атмосферу такого внимания, как выщелачиванию, не уделяется. Экотоксичность как результат летучести вещества определена только относительно влияния на озоновый слой. Для этого случая все вещества, перечисленные в Монреальском протоколе (1987 г.), признаются экотоксичными.

Единственным смоделированным в лабораторных условиях путем попа­дания веществ в окружающую среду является выщелачивание отходов водой. В большинстве случаев в результате лабораторных исследований можно по­лучить качественную информацию и определить выщелачивающиеся ве­щества. Выбор метода выщелачивания и состав раствора для выщелачивания в любом случае будет имитировать реальную ситуацию достаточно грубо. В качестве компромиссного варианта в большинстве методов исследования используется вода с водородным показателем рН, равным 7 или 5,6 (уравно­вешенная с атмосферным СО2). Вода берется в соотношении 10: 1 к массе отхода.

Существуют два различных подхода к определению экотоксичности полу­ченного экстракта выщелачивания. Экстракт либо подвергается химическому анализу для определения наличия и количества токсичных компонентов (практика Агентства по охране окружающей среды США), либо исследуется на биологических тест - объектах (практика ЕС). В первом случае требуется установить перечень токсичных веществ и их концентрации в экстракте вы­щелачивания. Во втором случае не требуется идентификации компонентов, так как биоисследование с использованием водных организмов, обеспечивает свой путь оценки экстракта выщелачивания на токсичность для окружающей среды даже в случае неизвестных или непредвиденных токсинов.

В качестве тест - объектов используются дафнии и одноклеточные водоросли Применение в качестве тест - объектов позвоночных (рыб) ограничено как по этическим причинам (директивы ЕС, ограничивающие применение позвоночных животных при научных исследованиях), так и из-за высоких расходов на их содержание.

Представляется целесообразным совместное использование двух подхо­дов определения экотоксичности экстракта выщелачивания, так как хими­ческий анализ в сочетании с биологическим даст полную картину состава экстракта и причин его воздействия на биологические объекты.

В качестве критерия токсичности экстракта выщелачивания применяют­ся ПДК для водоемов рыбохозяйственного значения. Помимо этого критерия в РФ в соответствии с приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511 введе­но еще 18 первичных показателей опасности компонентов отхода, которые рассматриваются ниже и приведены в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1

Перечень первичных показателей опасности компонентов отхода

 

ПДК (мг/кг) Предельно допустимая концентрация вещества в почве
ОДК Ориентировочно допустимая концентрация
ПДКпп Предельно допустимая концентрация вещества в продуктах питания
ПДКв (мг/л) Предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов хозяйственно – питьевого и культурно-бытового водопользования
ОДУ Ориентировочно допустимый уровень
ОБУВ Ориентировочный безопасный уровень воздействия
ПДКрх (мг/л) Предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения
ПДКСС (мг/м3) Предельно допустимая концентрация вещества среднесуточная в атмосферном воздухе населенных мест
ПДКмр (мг/м3) Предельно допустимая концентрация вещества максимально разовая в воздухе населенных мест
ПДКрз (мг/м3) Предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны
МДС Максимально допустимое содержание
МДУ Максимально допустимый уровень
S (мг/л) Растворимость компонента отхода (вещества) в воде при 20˚ С
Снас (мг/м3) Насыщающая концентрация вещества в воздухе при 20˚ С и нормальном давлении
Кow Коэффициент распределения в системе октанол / вода при 20˚С
  LD 50 (мг/кг) Средняя смертельная доза компонента в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном пероральном введении в унифицированных условиях
LDкожи (мг/кг) Средняя смертельная доха компонента в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном нанесении на кожу в унифицированных условиях
LC 50(мг/м3) Средняя смертельная концентрация вещества, вызывающая гибель 50% подопытных животных при ингаляционном поступлении в унифицированных условиях
БД Биологическая диссимиляция

 

К особым видам отходов относятся отходы медицинских учреждений. Они представляют инфекционную опасность для пациентов, обслуживающего персонала лечебно-профилактических учреждений и окружающей среды. Такие отходы отличаются большим разнообразием морфологического состава. Кроме того, для сохранения в контейнере культуры, которая может вызвать заболе­вание, требуются ничтожно малые количества органического материала, а культура может сохраняться и на медицинском инструменте. Легкомыслен­ное выбрасывание использованных ножниц в мусорные корзины приводило часто к заражению санитаров, когда они руками очищали контейнер.

Болезнетворные бактерии присутствуют в очень больших концентрациях в твердых отходах больниц. Доказано, что наибольшее число колиформов встречается в отходах педиатрического и психиатрического отделений, а так­же отделения интенсивной терапии. Особенно важно использование закры­тых пластмассовых мешков, а для удаления наименьших твердых частиц, ко­торые могут проникать в дыхательные пути, необходима система вентиляции и очистки воздуха.

Как правило, потенциальная опасность отходов, а также метод обраще­ния с ними приводятся для целого класса или группы отходов; возможны ис­ключения или особые условия, которые выявляются при более конкретном определении вида отходов. Такая более высокая степень определения необ­ходима, когда природа химических веществ сложна или какая-либо часть от­ходов имеет газообразную или жидкую форму.

Наряду с требованиями природоохранных органов РФ системой Госстан­дарта России введены свои стандарты на перемещаемые опасные вещества (включая и отходы): ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Классификация и мар­кировка» и ГОСТ 26319—84 «Грузы опасные. Упаковка».

5.2.2. Классы опасности отходов

 

Факторы, учитываемые при определении класса опасности отходов для окружающей среды, достаточно разнообразны. Ранее (до 2001 г.) эти факторы оценивались по коэффициенту токсичности, который из всех параметров, перечисленных в таблице 5.1, учитывал лишь предельно допусти­мую концентрацию в почве ПДКп, растворимость Sи концентрацию вещест­ва в отходах С. Коэффициентом токсичности определялась и степень опас­ности отходов. При этом чем меньше был коэффициент токсичности, тем опаснее считалось вещество.

С 2001 г. разработана и внедрена новая система оценки опасности отхо­дов. Класс опасности отходов определяется в РФ на основании критериев, разработанных МПР России в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и приказа МПР России № 511.

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вред­ного воздействия на окружающую среду (ОС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды

 

Степень вредного воздействия опасных отходов Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОС Класс опасности отходов для ОС
Очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует I класс. Чрезвычайно опасные
Высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия II класс. Высоко-опасные
Средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника III класс. Умеренно опасные
Низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет IV класс. Малоопасные
Очень низкая Экологическая система практически не нарушена V класс. Практически не опасные

 

При этом сохранены пять классов опасности — от I (чрезвычайно опас­ные) до IV (малоопасные) и V (практически не опасные). Но способы отнесе­ния к тому или иному классу изменились.

Для 640 наиболее распространенных наименований отходов класс опас­ности установлен Федеральным классификационным каталогом отходов. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) утвержден приказами МПР России от 30.07.2003 г. № 663 «О внесении допол­нений в ФККО» и от 02.12.2002 г. № 786 «Об утверждении ФККО».

Установление класса опасности отходов, не вошедших в ФККО, может осуществляться расчетным или экспериментальным методами в соответ­ствии с критериями, приведенными в таблицах 5.1, 5.2.

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности эксперимен­тальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности.

 

5.2.3. Паспортизация опасных отходов

 

В целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение постановления Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения Государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных от­ходов» Министерство природных ресурсов РФ разработало и утвердило форму паспорта опасного отхода и инструкцию по ее заполнению.

Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности ко­торых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным ор­ганом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержа­ние возбудителей инфекционных болезней); на отходы I—IV класса опасности для окружающей среды.

Форма паспорта (Приложение IX) опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов.

Код и наименование отхода указываются по Федеральному классифика­ционному каталогу отходов (таблица 1 Приложения IX).

Компонентный состав отхода указывается на основании протокола результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на прове­дение количественных химических анализов.

Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентом составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.

В паспорте указывается наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара (продукции).

Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, выдаваемое территориальным органом МПР России собственнику отхода, является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды.

В позиции «Дополнительные сведения» указываются необходимые меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с данным опасным отходом.

Следует иметь в виду, что еще до принятия формы паспорта опасного отхода, приведенного в Приложении IX, ГОСТ 30774-2001, была введена развернутая форма. Согласно этому стандарту паспорт должен содержать в краткой текстовой или табличной форме достоверную информацию обязательного характера, необходимую для принятия решений любого уровня о порядке обращения с отходами в зависимости от вида и степени их опасности для здоровья и жизни людей, для обеспечения требований охраны окружающей среды, а также о необходимых и целесообразных способах их использования в качестве сырья для производства товарной продукции либо о целесообразности переработки отходов в соответствующее сырье. Поскольку эта форма паспорта во многом дублирует документы, разрабатываемые в процессе лицензирования предприятия на деятельность по обращению с отходами, следует ожидать приведение требований данного ГОСТа в соответствие с последними документами (2002-2003 гг.) по отходам.

Госстандартом России с 01.02.1998 г. введен ГОСТ Р 12.1.052-97 «Паспорт безопасности вещества (материала) Основные положения».

Этот стандарт распространяется на паспорт безопасности, предназначенный для обеспечения безопасности применения, хранения, транспортирования, утилизации, удаления (ликвидации) вещества.

Стандарт устанавливает общие положения и требования к составлению, содержанию, оформлению, регистрации и распространению паспорта безопасности вещества или материала (далее паспорт безопасности).

Паспорт безопасности разрабатывают на:

- выпускаемые вещества (материалы), стандарты и технические условия, на которые содержат требования безопасности;

- новые и модернизируемые опасные и потенциально опасные вещества (материалы);

- вещества (материалы), включенные в международные регистры (перечни) опасных и потенциально опасных веществ.

Паспорт безопасности должен содержать учетно-регистрационный лист и следующие обязательные разделы:

- наименование (название) и состав вещества или материала;

- сведения об организации (лице)- производители или поставщике;

- виды опасного воздействия и условия их возникновения;

- меры первой помощи;

- меры и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности;

- меры по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- правила обращения и хранения;

- требования по охране труда и меры по обеспечению безопасности персонала (пользователя);

- физические и химические свойства;

- стабильность и химическая активность;

- токсичность;

- воздействие на окружающую среду;

- утилизация и (или) ликвидация (удаление) отходов;

- требования безопасности при транспортизации;

- международное и национальное законодательство;

- дополнительная информация.

Раздел «Токсичность» включает в себя:

- краткое, исчерпывающее описание токсикологических воздействий в случае контакта человека с веществом (материалом);

- основные токсикологические показатели и их значения;

- сведения об опасных для здоровья воздействиях при непосредственном контакте с веществом (в том числе при вдыхании, проглатывании, контакте с кожей, глазами и т.п.), а также последствия этих воздействий;

- сведения об известных отдаленных последствиях, в том числе хронических, в результате краткосрочных и длительных воздействий (например, сенсибилизация, канцерогенность, репродуктивная токсичность, наркотическое воздействие и т.п.);

- указания о любом воздействии отдельных компонентов вещества на здоровье людей.

Раздел «Утилизация и (или) удаление отходов (остатков)» должен отражать:

- меры безопасности при обращении с отходами, образующимися при потреблении, хранении, транспортировании, ЧС и др.;

- сведения о способах утилизации отходов;

- сведения о местах и методах обезвреживания, уничтожения или захоронения отходов, вещества (материала), загрязненной упаковки, включая тару (упаковку).

Раздел «Виды опасного воздействия и условия их возникновения» должен включать:

- сведения об опасных свойствах вещества, в особенности критически опасных для людей и окружающей среды;

- значения предельно допустимых концентраций в воздухе рабочей зоны (по государственным нормативам), а также в атмосфере, почве, воде;

- данные о наиболее опасных воздействиях на человека, в том числе и в результате возможного неправильного обращения вещества (должны быть описаны наблюдаемые при этом симптомы);

- описание путей возможного поступления в организм (через органы дыхание, кожу, слизистые оболочки глаза, рот и т.п.).

5.3. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду

 

5.3.1. Структура экологического нормирования

 

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благопри­ятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вно­сящая физические, химические, биологические и другие изменения в окру­жающую среду. Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий — экологических нормативов — как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем. Современная российская концепцияэкологического нормирования (рис. 5.1) определяет его как установление:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...