Расчет НДС для отдельных выпусков в водохранилища и озера 4 глава
Ряд важных положений, в том числе нормативного характера, содержится в федеральной целевой программе «Отходы». Эта программа принята постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 г. Она состоит из шести разделов и двух приложений. В первом разделе описывается содержание программы, дано обоснование необходимости ее решения. Второй раздел объединяет цели, задачи, сроки и этапы реализации программы. Например, ее задачами являются: создание системы управления обращения с отходами, реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов. В третьем разделе описывается система программных мероприятий, а в четвертом — ресурсное обеспечение. Специальный, пятый, раздел посвящен механизму реализации программы и контролю за ходом ее выполнения. Наконец, шестой дает оценку ожидаемой эффективности, экологических и социально-экономических последствий от реализации программы. Первое приложение - это перечень мероприятий по научно-техническому обеспечению программы. Среди них, например, разработка правовых актов и дополнений к действующему законодательству, создание единой системы учета, образования, использования, обезвреживания и размещения отходов, их качественных и экологических показателей и т. д. Второе приложение — это перечень мероприятий по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов. Он составлен по видам отходов: ртутьсодержащие, отходы гальванического производства, мышьякосодержащие, хроматного производства, углеобогащения, золошлаковые, фосфогипс, медицинские, сельскохозяйственные, твердые бытовые — всего 16 видов. Также Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» [1] предусмотрено экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами посредством понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов; применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. Наряду с организационными и экономическими механизмами не менее важное место отводится и юридическому механизму в сфере обращения с отходами.
Законодательно определены виды юридической ответственности за нарушения в области обращения с отходами. Согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. Важное место отводится вопросам защиты экологических прав граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В частности, в ст. 29 вышеупомянутого закона сказано, что исковые требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом. Отходы производства и потребления в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное запрещается:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; - размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; - захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; - ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления: - отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; - порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам;
- в местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. 5.2. Обращение с опасными отходами
5.2.1. Опасные свойства отходов
Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» опасные отходы определены как отходы, которые содержат вредные вещества, обладают опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержат возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Это определение закреплено в ГОСТ 30772—2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Опасные свойства отходов устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» и вступившей в силу для Российской Федерации с 1 мая 1995 г., и требованиями соответствующих государственных стандартов. Опасные отходы обладают следующими свойствами. Токсичность определяется как способность вызывать серьезные затяжные или хронические заболевания людей, включая раковые заболевания, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу. Под токсичностью, по Н. Реймерсу, понимается ядовитость, способность некоторых химических элементов, соединений и биогенных веществ оказывать вредное действие на организмы (человека, животных, растения, грибы, микроорганизмы). Токсичность отходов определить значительно сложнее, чем воздуха или воды, поскольку отходы действуют на организмы, как правило, опосредованно — через почву. Основной параметр, определяющий вредность того или иного химического вещества в почве, — предельно допустимая концентрация его в почве (ПДКп). Под этим понимается такое максимальное количество данного вещества в миллиграммах на килограмм пахотного слоя сухой почвы, которое гарантирует отсутствие прямого или опосредованного отрицательного воздействия на здоровье человека, его потомство и санитарные условия жизни населения. При установлении ПДК создаются экстремальные почвенно-климатические условия, способствующие действию вредного вещества; учитывается действие этого вещества на другие живые организмы, эффект суммарного воздействия. При обосновании величины ПДКП учитываются шесть лимитирующих показателей (признаков) вредности: органолептический (изменение запаха, привкуса, пищевой ценности, фит-тест растений и т. п.); общесанитарный (влияние на самоочищение почвы); фитоаккумуляционный (передающееся растениям количество); водно-миграционный, воздушно-миграционный; санитарно-токсикологический. Если же для данного вредного вещества не установлена величина ПДК (имеется в виду ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ) или другие приближенные оценочные критерии), то расчеты ведут по концентрации компонентов, вызывающей летальный исход у 50% теплокровных особей, т. е. по величине летальной дозы (ЛД). Величины ЛД берутся на основании специальных опытов, проведенных НИИ коммунальной и бытовой гигиены РАН.
Пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств: - способности жидких отходов выделять огнеопасные пары при температуре не выше 60 °С в закрытом сосуде или не выше 65,5 °С в открытом сосуде; - способности твердых отходов, кроме классифицированных как взрывоопасные, легко загораться либо вызывать или усиливать пожар при трении; - t способности отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных - способности отходов самовозгораться при взаимодействии с водой Взрывоопасность определяется как способность твердых или жидких отходов (либо смеси отходов) к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов, либо по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по взрывоопаснсти. Высокая реакционная способность определяется как содержание органических веществ (органических пероксидов), которые имеют двухвалентную структуру —О—О— и могут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода, в котором один или оба атома водорода замещены органическими радикалами.
Содержание возбудителей инфекционных болезней определяется как наличие живых микроорганизмов или их токсинов, способных вызвать заболевания у людей или животных. Помимо токсичности и токсичных веществ в Базельской конвенции по перемещению опасных отходов введено определение экотоксичных веществ (отходов) как веществ или отходов, которые при попадании в окружающую среду оказывают или могут оказать немедленное или отложенное во времени неблагоприятное воздействие на окружающую среду посредством биоаккумуляции и (или) токсического влияния на биотические системы. Экотоксичность зависит не только от токсичности компонентов отхода, но и от степени их подвижности в окружающей среде. Основным механизмом попадания компонентов отхода в окружающую среду является испарение летучих компонентов и выщелачивание их водой. Возможно также загрязнение почв, но оно скорее всего будет происходить через предварительное растворение в водной среде. Таким образом, любой тест на экотоксичность должен включать выщелачивание. В странах ЕС и США приняты разные подходы в определении экотоксичности, однако все эти подходы сводятся к проведению выщелачивания отходов (т. е. извлечения подвижных компонентов) и последующего сравнения полученных данных с принятыми нормами (в США) или прямого исследования этого раствора на биологических объектах — рыбах, беспозвоночных и водорослях (в странах ЕС). Конечно, при таком подходе вряд ли можно учесть более сложное воздействие отходов на другие биологические системы и организмы. Но следует принять во внимание, что основное воздействие складированных отходов приходится на водные системы, а низшие водные организмы находятся на первых звеньях пищевых цепей. Следовательно, определив влияние отходов на низшие водные организмы, мы определим их влияние и на высшие организмы и экосистему в целом. Вопросу испарения токсичных веществ в атмосферу такого внимания, как выщелачиванию, не уделяется. Экотоксичность как результат летучести вещества определена только относительно влияния на озоновый слой. Для этого случая все вещества, перечисленные в Монреальском протоколе (1987 г.), признаются экотоксичными. Единственным смоделированным в лабораторных условиях путем попадания веществ в окружающую среду является выщелачивание отходов водой. В большинстве случаев в результате лабораторных исследований можно получить качественную информацию и определить выщелачивающиеся вещества. Выбор метода выщелачивания и состав раствора для выщелачивания в любом случае будет имитировать реальную ситуацию достаточно грубо. В качестве компромиссного варианта в большинстве методов исследования используется вода с водородным показателем рН, равным 7 или 5,6 (уравновешенная с атмосферным СО2). Вода берется в соотношении 10: 1 к массе отхода. Существуют два различных подхода к определению экотоксичности полученного экстракта выщелачивания. Экстракт либо подвергается химическому анализу для определения наличия и количества токсичных компонентов (практика Агентства по охране окружающей среды США), либо исследуется на биологических тест - объектах (практика ЕС). В первом случае требуется установить перечень токсичных веществ и их концентрации в экстракте выщелачивания. Во втором случае не требуется идентификации компонентов, так как биоисследование с использованием водных организмов, обеспечивает свой путь оценки экстракта выщелачивания на токсичность для окружающей среды даже в случае неизвестных или непредвиденных токсинов. В качестве тест - объектов используются дафнии и одноклеточные водоросли Применение в качестве тест - объектов позвоночных (рыб) ограничено как по этическим причинам (директивы ЕС, ограничивающие применение позвоночных животных при научных исследованиях), так и из-за высоких расходов на их содержание. Представляется целесообразным совместное использование двух подходов определения экотоксичности экстракта выщелачивания, так как химический анализ в сочетании с биологическим даст полную картину состава экстракта и причин его воздействия на биологические объекты. В качестве критерия токсичности экстракта выщелачивания применяются ПДК для водоемов рыбохозяйственного значения. Помимо этого критерия в РФ в соответствии с приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511 введено еще 18 первичных показателей опасности компонентов отхода, которые рассматриваются ниже и приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 Перечень первичных показателей опасности компонентов отхода
К особым видам отходов относятся отходы медицинских учреждений. Они представляют инфекционную опасность для пациентов, обслуживающего персонала лечебно-профилактических учреждений и окружающей среды. Такие отходы отличаются большим разнообразием морфологического состава. Кроме того, для сохранения в контейнере культуры, которая может вызвать заболевание, требуются ничтожно малые количества органического материала, а культура может сохраняться и на медицинском инструменте. Легкомысленное выбрасывание использованных ножниц в мусорные корзины приводило часто к заражению санитаров, когда они руками очищали контейнер. Болезнетворные бактерии присутствуют в очень больших концентрациях в твердых отходах больниц. Доказано, что наибольшее число колиформов встречается в отходах педиатрического и психиатрического отделений, а также отделения интенсивной терапии. Особенно важно использование закрытых пластмассовых мешков, а для удаления наименьших твердых частиц, которые могут проникать в дыхательные пути, необходима система вентиляции и очистки воздуха. Как правило, потенциальная опасность отходов, а также метод обращения с ними приводятся для целого класса или группы отходов; возможны исключения или особые условия, которые выявляются при более конкретном определении вида отходов. Такая более высокая степень определения необходима, когда природа химических веществ сложна или какая-либо часть отходов имеет газообразную или жидкую форму. Наряду с требованиями природоохранных органов РФ системой Госстандарта России введены свои стандарты на перемещаемые опасные вещества (включая и отходы): ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ГОСТ 26319—84 «Грузы опасные. Упаковка». 5.2.2. Классы опасности отходов
Факторы, учитываемые при определении класса опасности отходов для окружающей среды, достаточно разнообразны. Ранее (до 2001 г.) эти факторы оценивались по коэффициенту токсичности, который из всех параметров, перечисленных в таблице 5.1, учитывал лишь предельно допустимую концентрацию в почве ПДКп, растворимость Sи концентрацию вещества в отходах С. Коэффициентом токсичности определялась и степень опасности отходов. При этом чем меньше был коэффициент токсичности, тем опаснее считалось вещество. С 2001 г. разработана и внедрена новая система оценки опасности отходов. Класс опасности отходов определяется в РФ на основании критериев, разработанных МПР России в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и приказа МПР России № 511. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду (ОС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее (табл. 5.2). Таблица 5.2 Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды
При этом сохранены пять классов опасности — от I (чрезвычайно опасные) до IV (малоопасные) и V (практически не опасные). Но способы отнесения к тому или иному классу изменились. Для 640 наиболее распространенных наименований отходов класс опасности установлен Федеральным классификационным каталогом отходов. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) утвержден приказами МПР России от 30.07.2003 г. № 663 «О внесении дополнений в ФККО» и от 02.12.2002 г. № 786 «Об утверждении ФККО». Установление класса опасности отходов, не вошедших в ФККО, может осуществляться расчетным или экспериментальным методами в соответствии с критериями, приведенными в таблицах 5.1, 5.2. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности.
5.2.3. Паспортизация опасных отходов
В целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение постановления Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения Государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерство природных ресурсов РФ разработало и утвердило форму паспорта опасного отхода и инструкцию по ее заполнению. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I—IV класса опасности для окружающей среды. Форма паспорта (Приложение IX) опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов. Код и наименование отхода указываются по Федеральному классификационному каталогу отходов (таблица 1 Приложения IX). Компонентный состав отхода указывается на основании протокола результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентом составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др. В паспорте указывается наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара (продукции). Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, выдаваемое территориальным органом МПР России собственнику отхода, является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды. В позиции «Дополнительные сведения» указываются необходимые меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с данным опасным отходом. Следует иметь в виду, что еще до принятия формы паспорта опасного отхода, приведенного в Приложении IX, ГОСТ 30774-2001, была введена развернутая форма. Согласно этому стандарту паспорт должен содержать в краткой текстовой или табличной форме достоверную информацию обязательного характера, необходимую для принятия решений любого уровня о порядке обращения с отходами в зависимости от вида и степени их опасности для здоровья и жизни людей, для обеспечения требований охраны окружающей среды, а также о необходимых и целесообразных способах их использования в качестве сырья для производства товарной продукции либо о целесообразности переработки отходов в соответствующее сырье. Поскольку эта форма паспорта во многом дублирует документы, разрабатываемые в процессе лицензирования предприятия на деятельность по обращению с отходами, следует ожидать приведение требований данного ГОСТа в соответствие с последними документами (2002-2003 гг.) по отходам. Госстандартом России с 01.02.1998 г. введен ГОСТ Р 12.1.052-97 «Паспорт безопасности вещества (материала) Основные положения». Этот стандарт распространяется на паспорт безопасности, предназначенный для обеспечения безопасности применения, хранения, транспортирования, утилизации, удаления (ликвидации) вещества. Стандарт устанавливает общие положения и требования к составлению, содержанию, оформлению, регистрации и распространению паспорта безопасности вещества или материала (далее паспорт безопасности). Паспорт безопасности разрабатывают на: - выпускаемые вещества (материалы), стандарты и технические условия, на которые содержат требования безопасности; - новые и модернизируемые опасные и потенциально опасные вещества (материалы); - вещества (материалы), включенные в международные регистры (перечни) опасных и потенциально опасных веществ. Паспорт безопасности должен содержать учетно-регистрационный лист и следующие обязательные разделы: - наименование (название) и состав вещества или материала; - сведения об организации (лице)- производители или поставщике; - виды опасного воздействия и условия их возникновения; - меры первой помощи; - меры и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности; - меры по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - правила обращения и хранения; - требования по охране труда и меры по обеспечению безопасности персонала (пользователя); - физические и химические свойства; - стабильность и химическая активность; - токсичность; - воздействие на окружающую среду; - утилизация и (или) ликвидация (удаление) отходов; - требования безопасности при транспортизации; - международное и национальное законодательство; - дополнительная информация. Раздел «Токсичность» включает в себя: - краткое, исчерпывающее описание токсикологических воздействий в случае контакта человека с веществом (материалом); - основные токсикологические показатели и их значения; - сведения об опасных для здоровья воздействиях при непосредственном контакте с веществом (в том числе при вдыхании, проглатывании, контакте с кожей, глазами и т.п.), а также последствия этих воздействий; - сведения об известных отдаленных последствиях, в том числе хронических, в результате краткосрочных и длительных воздействий (например, сенсибилизация, канцерогенность, репродуктивная токсичность, наркотическое воздействие и т.п.); - указания о любом воздействии отдельных компонентов вещества на здоровье людей. Раздел «Утилизация и (или) удаление отходов (остатков)» должен отражать: - меры безопасности при обращении с отходами, образующимися при потреблении, хранении, транспортировании, ЧС и др.; - сведения о способах утилизации отходов; - сведения о местах и методах обезвреживания, уничтожения или захоронения отходов, вещества (материала), загрязненной упаковки, включая тару (упаковку). Раздел «Виды опасного воздействия и условия их возникновения» должен включать: - сведения об опасных свойствах вещества, в особенности критически опасных для людей и окружающей среды; - значения предельно допустимых концентраций в воздухе рабочей зоны (по государственным нормативам), а также в атмосфере, почве, воде; - данные о наиболее опасных воздействиях на человека, в том числе и в результате возможного неправильного обращения вещества (должны быть описаны наблюдаемые при этом симптомы); - описание путей возможного поступления в организм (через органы дыхание, кожу, слизистые оболочки глаза, рот и т.п.). 5.3. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду
5.3.1. Структура экологического нормирования
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в окружающую среду. Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий — экологических нормативов — как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем. Современная российская концепцияэкологического нормирования (рис. 5.1) определяет его как установление:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|