Подробное исследование четырех тел
К настоящему моменту мы в поисках «я» вывернули наизнанку четыре тела и не смогли найти его следа. Дело в том, что «я» безмолвно исчезает за пределами четырех тел, там, где даже идеи «я» или «ты» не существует. И все же в настоящий момент недостаточно будет просто замолчать, выдавая это за глубокий покой. В данных до сих пор описаниях явное, тонкое, причинное и пра‑причинное тела были представлены поверхностно. Необходимо подробно исследовать все аспекты четырех тел. Если они не будут поняты правильно, и это понимание не станет частью собственной природы, искатель не способен будет прийти к глубокому покою, который и есть Реальность. Поэтому мы подробно исследуем, каковы же свойства этих четырех тел. Необходимо понять, что эти четыре тела являются четырьмя ступеньками, на которые нужно подняться, чтобы подойти к пятой ступени «нихшабда», которая представляет собой глубокий покой, где «мир» замирает. Шаг за шагом определенно можно достичь конца пути. Однако если несколько ступеней пропущено и ты заносишь ногу, чтобы шагнуть на следующую преждевременно, происходит что‑то похожее на потерю равновесия и ты падаешь. Поэтому только если одно тело понято полностью, искателю следует переходить к следующему. Если не использовать такой методичный подход, если кто‑то начинает взбираться по ступеням второпях, получится путаница. В этой путанице истинного понимания не будет, и искатель, скорее всего, будет неправильно понимать тонкие различия между глубоким сном и самадхи, равно как разницу между неведением и Знанием. Возьмите разницу между юлой, когда она неподвижна, потому что не вращается, и когда она кажется неподвижной из‑за очень высокой скорости вращения; или разницу между полной темнотой и ослеплением, вызванным очень ярким светом. Хотя некоторые вещи похожи на первый взгляд, между двумя состояниями гигантская разница, и их характеристики и польза от них тоже разная. Если, чтобы обрести понимание, работать методично шаг за шагом, не будет путаницы в восприятии едва уловимой разницы в приведенных выше примерах. Здесь будет разумно представить вниманию читателя метод объяснения предмета, который применяется в древних писаниях. Искатель убедится, что нет основания для каких‑либо сомнений, в отношении кажущихся противоречий в этом методе объяснения некоторых специфических моментов писаний. Так что сначала мы должны описать сам метод разъяснения учения.
Когда нужно объяснить предмет искателю, сначала дается описание изучаемого предмета, раскрывающее его большую значимость. Потом объясняется, что если тема будет правильно усвоена, последует хорошая награда. Как только искатель полностью понимает тему, прежде чем перейти к объяснению новой, учитель, используя методику писаний, сначала убеждает искателя в бесполезности только что понятой темы. Только после этого его убеждают в значимости предмета, который будет изучаться следующим. Основа этого метода в том, что если сначала не показать важность изучаемого предмета и не пообещать некую награду в качестве мотивации, ученик не склонен будет проявлять старания, чтобы понять его. Дальше ученика убеждают в бесполезности только что изученного предмета, так что он автоматически отвергается, и ученик в нетерпении хочет понять, что же его ждет в качестве новой темы. Мать шрути (Веды), принимая во внимание отправные моменты психологии искателя, вдохновляет его на труд ради пропитания, сначала объяснив ему, что пища – это Брахман. Затем Она дает ему время понежить явное тело, говоря, что само явное тело и есть Брахман. Потом объясняется, что всякое переживаемое наслаждение, которое достается явному телу, на самом деле переживается тонким телом. Явное тело выставляется просто как труп, и говорится, что труп не мог бы никоим образом ничем наслаждаться, если бы не тонкое тело. Таким образом демонстрируется бесполезность явного тела. Затем описываются ум, интеллект, чувства и оболочка, которую составляют праны (жизненные дыхания), и говорится, что это тонкое тело и есть Брахман. Показывается, что оно больше явного тела. Так шрути придает значимости тонкому телу. После этого появляется описание причинного тела, которое неподвижно, но еще более важно, нежели тонкое тело. Оно поглощает тонкое тело. И тогда причинное тело провозглашается Брахманом, и искателя извещают о том, что он сам и стал необъятным причинным телом. Однако поскольку причинное тело считается неведением и полной тьмой, Самостью его не провозглашают. Соответственно, искателя таким образом вынуждают исследовать дальше, искать внутри пра‑причинного тела. Это пра‑причинное тело еще более объемлющее, и именно оттуда исходит голос, говорящий: «Я свидетель». По прибытии туда тщательно исследуется и проверяется на месте пра‑причинное тело, состояние турия (Знание Себя). Таким способом Мать шрути отклоняет каждое тело, после того как утверждает, что оно Брахман. Когда в конце концов ей уже не уйти от проблемы объяснения неизменяемого, свободного от качеств Брахмана (Ниргуна Брахман), она провозглашает невозможность описать его и только повторяет предложение: «Не то, не то. То, что не является невежеством, и то, что не является Знанием, – это Брахман, а то, что вы называете «Брахман», – это не Брахман». Вот так путем отрицания Мать шрути описывает Брахман как «То», что за пределами всех четырех тел.
Принцип, лежащий в основе только что сказанного, таков: когда говорится, что одно тело больше предыдущего, это не означает, что одно высшее и т. п. Если, например, сравнивать иголки, та иголка, которая используется для шитья джутовых мешков, больше той, что используется для хлопка, – но она не больше лома. Это показывает, что такие качества, как «больше» или «меньше», не присущи вещи изначально, но накладываются на нее при сравнении с какой‑то другой вещью. То же правило применяется и здесь. После последовательного перечисления сначала пищи как Брахмана, явного тела как Брахмана, тонкого тела как Брахмана и пра‑причинного тела как Брахмана – ив каждом случае последнее было больше предыдущего – очевидным становится намерение продемонстрировать принцип, что никакое из них не может быть названо Брахманом. И хотя показано, что в каждом случае последующее состояние относительно более высокое или более объемлющее, нежели предыдущее, – это не Брахман и тем более не Парабрахман, который абсолютно уникален и за пределами всего этого.
При использовании вышеописанного метода объяснения необходимо ясно представлять себе, что же все‑таки такое описывается как Брахман. Почему его следует описывать именно так? Как далеко можно заходить, приписывая ему некие специфические качества? Более того, почему так получается, что однажды названное Брахманом затем единым махом отрицается как не‑Брахман? Очень важно понимать это правильно. Например, когда даешь указания, как варить рис, человеку, который не ахти какой повар, сначала говоришь, чтобы он развел огонь под котлом, в котором готовится рис. Через некоторое время дается другое указание: загасить огонь. Естественно, тот человек удивлен противоречивыми инструкциями. Его учитель объясняет: «Дорогой мой, пока рис варится, нужно поддерживать огонь под котлом, но потом огонь следует затушить, иначе вместо риса мы получим угольки». Вот причина, почему любой практикуемый метод необходим только до тех пор, пока цель не достигнута. Иначе он вас только измотает, но никакой дальнейшей пользы не будет. Так, тонкое тело зовется Брахманом, пока не будет тщательно исследовано и понято, а потом целесообразность называть его Брахманом теряется, становится необходимым двигаться дальше и продолжать поиск «я», исследуя следующее тело. Это демонстрирует, что иногда, когда мы оцениваем что‑то или придаем чему‑то определенное значение, для того чтобы достичь некоторых определенных результатов, ценность, которую мы придали той вещи, может на самом деле не быть ее реальной стоимостью. Например, в жизни может возникнуть такая ситуация, что вам даже к ослу придется обращаться «дядюшка». В этом примере честь, которую вы оказываете ослу, обусловлена последствиями, которые вам помогут осуществить то, что вам нужно.
Точно так же, человек сталкивается с великими бедствиями из‑за того, что забыта собственная подлинная природа. Поэтому и приходится искать освобождения от всяческих неприятностей и преград, которые держат, подобно пасти крокодила. Если вы избавитесь от крокодила, польстив ему, будто спина у него очень гладкая, значит ли это на самом деле, что его спина такая же мягкая, как пуховая перина? Этот вопрос следует задать человеку, который вырвался из крокодильей пасти. Чтобы освободиться от похожей на крокодилью хватки четырех тел, они и называются Брахманом на некоторый короткий период времени. Приняв во внимание, что будет использоваться именно этот метод объяснения, мы сейчас переключим внимание на собственно объяснение и описание четырех тел.
Исследование начинается
Природа явного тела довольно хорошо известна. Это масса плоти и крови, которую можно потрогать руками; все с ним знакомы. И не только знакомы, но все его постоянно используют. Явное тело – это «я», и, таким образом, все страсти и желания, которые случаются с телом, «мои». Соответственно, темная или светлая кожа, стадии детства, юности и старости тоже принадлежат «мне». Кастовые, религиозные, домашние, земельные, финансовые отношения тоже все «мои». Это урок, который каждый человек учил на протяжении многих рождений и усвоил очень хорошо. Настолько хорошо, что разбуди кого ночью, тебе скажут, что я тот‑то и такой‑то. Поэтому нет необходимости разъяснять кому‑то этот урок, который повторялся снова и снова и так твердо вживлен в психику. Всякий человек обеими ногами крепко стоит на ступени этого явного тела. Это явное тело пребывает в состоянии «бодрствования», и в нем присутствуют частично память, частично забвение. Раджас‑гуна, или качество мирского действия, доминируют в явном теле. Этих основных объяснений достаточно, чтобы понять явное тело. Сейчас мы перейдем к следующей ступеньке, к тонкому телу. Как было ранее установлено, тонкое тело это комиссия. Это собрание органов чувств, пращ ума и интеллекта, а также «внутреннего ума», или антахкараны, который создает своего рода ментальный мир или мир сновидения, когда видимый мир становится невидимым, после того как закрываются глаза. После некоторого размышления и исследования можно заметить, что тонкое тело и в самом деле очень своеобразно. Можно увидеть, что все движения явного тела производятся в соответствии с приказаниями тонкого тела. Слово «санкальпа» обозначает утверждение некой концепции или что «что‑то вот так», а «викальпа» – это сомнение или мнение, что «что‑то иначе, чем так». Тонкое тело таково, что оно всегда представляет собой этот противоречивый тип осознания конфликтующих мыслей, и его состояние «сновидение». Постоянная память – это показательное качество тонкого тела, а «саттва‑гуна» – качество сознания, которое здесь доминирует.
Будучи таким образом представленным тонкому телу, искатель становится этим телом. Когда одна нога твердо стоит на следующей ступеньке, другая поднимается с предыдущей и становится рядом с первой. Тогда можно полностью покинуть первую ступеньку. Когда пересекаешь границу одной деревни и делаешь шаг в пределы другой, первая деревня осталась позади и ты шагаешь по следующей. Подобным образом, для того чтобы как следует понять ступень тонкого тела, описанную выше, как только искатель твердо поставил ногу на эту ступеньку, для того чтобы осуществить свое понимание на практике, ему нужно перенести свою ногу со ступени явного тела. Когда явное тело оставлено позади, искателю надо порвать все связи с ним. Однако эту задачу не так просто выполнить, как кажется, поскольку для подьема по всем этим ступенькам у человека есть всего две ноги. Одна нога – это нога учения, а другая – это нога осуществления на практике того, что было изучено. Убрать обе ноги со ступени явного тела и поставить их на ступень Тонкого означает, что нужно выйти за пределы физического тела. Когда оставляется позади чувство гордости от обладания явным телом и принимается гордость от обладания тонким телом, нужно сказать: «Я не что иное, как тонкое тело». Только когда это пережито, это значит, что явное тело отвергнуто и тонкое тело принято как «я». Когда искатель поднимается на вторую ступень, тогда нижняя ступень осталась позади, и он теперь принимает тот факт, что явное тело не есть «я». «Я» не относится к явному телу. Изменения, которые происходят с явным телом, а также его качества, такие как темный или светлый цвет кожи, больше не рассматриваются как «мои». Никакие качества явного тела мне не принадлежат, потому что я – только тонкое тело. Это значит, что качества тонкого тела, такие как чувства, праны, ум, интеллект, чувство «я есть» и т. д., не наделены явными физическими качествами, как‑то: толстый или худой, темный или светлый, молодой или старый и т. д. Ясно, что «я» – это только ум и интеллект с тонкими качествами. Если искатель прилежно это изучит, тогда обе ноги его твердо встанут на вторую ступеньку и он утратит чувство гордости явным телом и отождествление с ним. Он становится безразличным ко всем качествам и кондициям явного тела. Третья ступень за пределами тонкого тела и выше его. Это причинное тело, или «неведение». Причинное тело – это состояние чистого «забытья», где доминирует качество тамас‑гуны. Здесь в причинном теле нет мыслей касательно благополучия явного и тонкого тел и вообще каких‑либо мыслей, имеющих отношение к ним. Причинное тело означает то, что нет знания ни о чем. Оно похоже на состояние глубокого сна, но это не глубокий сон. Причинное тело трудно понять, но не будет преувеличением сказать, что понять это состояние очень важно. Те, кто провозглашает «принцип нуля» (там, где нет ничего, только пустота), пришли к этому состоянию и вернулись, заявляя, что дальше нет ничего. Причинное тело – это состояние «непознаваемого», представленное в мировоззрении философов Запада. Это состояние, лишенное всяких мыслей, сомнений и представлений, часто ошибочно принимается ищущими за самадхи или, что то же самое, за Нирвикальпа Брахман (свободный от качеств и концепций Брахман). Когда этот вакуум, или состояние пустоты, достигнуто, скорее всего, придет ложное удовлетворение и мысль: «Сегодня я видел Брахман». Эта пауза, или интервал, когда одна из модификаций ума исчезает, а вторая еще не возникла (как, например, пространство между двумя мыслями или промежуточная фаза между явью и сном), и есть состояние чистого забытья. Это то, что в священных текстах описывается как «покров блаженства» (анандамайя коша). В этом причинном теле весь хаос, борьба, все бесчисленные волны мыслей прекращаются. Таким образом, в этом третьем теле присутствует ощущение покоя, которое не наблюдается в предыдущих двух. И в самом деле, ищущий переживает некое наслаждение, но это не есть Изначальный Покой или даже подлинное блаженство. Этот момент нужно понять очень хорошо. Причинное тело – это естественное состояние всех богов, демонов и всякого человеческого существа. Состояние причинного тела – это «забытье». Главный знак, или индикатор причинного тела – это забыть все. Например, если человек не забыл все, он не может впасть в глубокий сон. Сказать «я спал глубоким сном, но кое‑что я помнил на самом деле» значит сказать «я не спал». Действительно впасть в глубокий сон значит не помнить вообще ничего. Точно так же забыть все, будучи в состоянии бодрствования, значит войти в причинное тело. Быть в состоянии, где вы не знаете ничего, и войти в такое состояние – это одно и то же. Как уже было отмечено, это естественное состояние человека. Даже самые образованные ученые не понимают природу человека, не говоря уже о природе Шивы. Для того чтобы полностью понять это состояние человеческого забытья, предписан метод изучения паузы. Если и есть что‑то очень трудное, то это полностью стабилизироваться в состоянии забытья и тщательно с ним разобраться. Достичь этого очень важно для духовного прогресса и требует больших усилий со стороны искателя. Святые особенно отмечали этот момент. Пауза между двумя состояниями – не что иное, как чистое сознание. Состояние моуни (молчащего) таково, что он не позволяет подняться ни единому слову, а если оно все‑таки поднимается, он не позволяет всплыть его значению, но просто дает ему проскользнуть. Когда слово поднимается и ему позволяется отпечатать свой смысл во «внутреннем уме» (антахкаранё), рождается мир. Не обратить внимания на слово и не позволить ему донести какой‑либо смысл до ума – это искоренение мира. Когда слово не включает напряжение ума, сохраняется «чистая энергия сознания». Постоянное переживание такого состояния называется «состоянием тишины». Искателю, который вот‑вот поставит свою ногу на третью ступеньку, после того как уже забрался на первую и вторую, говорят, что это ступень состояния чистого сознания. Он находится под впечатлением, что это состояние чистой пустоты, и, принимая эту пустоту за Брахман, не способен быть свидетелем пустоты. Однако когда искатель поднимается на четвертую ступень, он начинает смотреть назад на третью. Будучи неспособным что‑то увидеть в пустоте причинного тела, он удивляется, почему Гуру дал ему указание взойти на эту ступень небытия, которой вообще‑то и не существует. Причина в том, что как только познано чистое сознание, не может существовать и следа чего‑то такого, что зовется «неведением». Непонятно, что такое состояние забытья, и в уме искателя не возникает никаких вариантов, кроме как «чистое сознание». Сознание, или Знание, представляется искателю двумя способами: 1 когда в сознании есть объект, оно становится «объектным знанием» и будет переживаться как объектное знание, и 1.2 когда объекта нет, оно переживается как «чистое Знание». 2. Когда есть объект, это называется «объектное знание». Когда объекта нет, это просто «Знание» (безобъектное Знание), которое есть чистая осведомленность, или чистое сознание. Исключая две эти модификации, никаких других в уме искателя нет. С точки зрения искателя, слово «неведение» бессмысленно. В этом случае существование забвения невозможно. Что бы ни переживалось, это будет либо объектное знание, либо чистое Знание без объекта.
Представляя искателю состояние причинного тела как просто неведение, пустоту, состояние забвения или еще чего‑то, откуда ничего не утащишь домой, имеем в виду описанный выше факт чистого сознания. Как аналогия, учитель рисует на доске точку необъятной длины и ширины, для того чтобы объяснить ученику, что такое точка, у которой нет ни длины, ни ширины. Так же и здесь иллюстрируется обсуждаемый предмет. Если этого не сделано, следующий шаг не объяснить. Искателю следует иметь полное доверие к Садгуру и без возражений принять на веру, что есть состояние забвения. Ему следует начать практиковать то, о чем говорилось, и начать процесс забвения всего. Нужно понять, что причинное тело есть причина двух предыдущих тел. Отсюда и эта метка «причинное тело». Вот пример, взятый из театра, где по ту сторону занавеса есть часть сцены, которая называется кулисой, откуда появляются актеры и где потом исчезают. Причинное тело, которое является естественным состоянием человеческого существа, подобно этому крылу сцены и существует как состояние «забытья». Из‑за этого занавеса появляются все воспоминания, а потом за ним исчезают. Когда мы говорим, что позабыли о чем‑то, прежде чем это вспомнили, это значит, что та вещь пребывала там в состоянии забытья, и возникла именно оттуда, а не откуда‑то еще. И наоборот, когда мы говорим, что забыли о чем‑то, это значит, что та вещь, которая была в памяти, исчезла за занавесом забытья. Возникновение и утверждение любых идей находится в недрах этого единого «забытья», которое является общей основой для всех человеческих существ. Именно это забытье – причина того, что каждое человеческое существо ощущает свое невежество и борется за обретение знания. К сожалению, в этой борьбе большинство людей получают только мирское знание, упуская Знание своей Истинной Природы. Представляя причинное тело вышеописанным способом, Садгуру говорит ученику: «Дорогой мой, ты не явное физическое тело и не тонкое тело, тебе следует отождествить себя с причинным телом». Для искателя быть в состоянии забвения значит, что у него должно быть чувство: «Я точно не являюсь явным телом, и я не тонкое тело. Так что все мечтания и сомнения, которые возникают в тонком теле, живут не во мне. Я есть полное забвение, свободное от всяких концепций и фантазий. Рождение и смерть тела, несчастья и искушения, боль и наслаждение, а также голод и жажда, которые возникают в пранах, не могут меня затронуть. Честь и бесчестье – только понятия ума, а такие качества, как темная или светлая кожа, принадлежат физическому телу, но я не они. Ничто не может быть приложено ко мне. Я есть забытье». Фиксируясь на этом уроке снова и снова, твердо утверждаясь в состоянии забытья, не имея даже мысли об ассоциации с чем‑либо, делаешь это своей собственной природой. Таким образом переживается полное опустошение от всех качеств явного и тонкого тел. Когда твердо укоренится такая практика переживания себя в забвении, искатель определенно поднимается на третью ступень. Обретя устойчивость в забвении, искателю стоит перейти к следующей ступени, к пра‑причинному (махакарана) телу, или состоянию турий. Однако прежде чем перейти к следующему шагу, необходимо упомянуть, что причинное тело, хотя и похоже на глубокий сон, является состоянием, довольно сильно от него отличающимся. В глубоком сне все чувства в полном покое, при полном отсутствии всякой активности, а следовательно, и при отсутствии восприятия объектов. В глубоком сне все существа наслаждаются блаженством пребывания в своей собственной Природе, но на самом деле не сознают свою Истинную Природу. Пробуждаясь от глубокого сна, каждый скажет эти два предложения: «Я сладко спал. Я ничего не сознавал». Этим способом все передают удовлетворение и блаженство, исходящее от своей собственной Природы, а также свое неведение относительно нее. Таким образом, хотя бессознательно и передается их осознание неведения, это также доказывает существование осознанности внутри. Тем не менее это не значит, что человек осознавал свою истинную Самость, даже несмотря на то что переживал ее во время глубокого сна. Во время глубокого сна невозможно переживать присутствующую там осознанность. Предположим, например, что есть человек, который, не ведая об этом, является наследником закопанного сокровища, состоящего из золотых монет. Каждый день он ложится спать прямо на землю, а по утрам отправляется попрошайничать, чтобы прокормиться. Ему от этого сокровища пользы не больше, чем если бы его не было вовсе. Точно так же каждый человек входит в свою истинную природу и выходит из нее, глубоко погружаясь и испытывая блаженство, но и его глубокое невежество относительно собственной подлинной природы тоже присутствует как часть переживания. Именно по этой причине глубокий сон не может быть средством обретения «Знания Самости», знания собственной истинной природы. В глубоком сне искатель не способен изучить состояние. Однако в случае состояния забвения это не так. Изучить забвение – это наслаждаться состоянием глубокого сна, будучи полностью пробужденным. Способу, с помощью которого наслаждаешься этим пробужденным глубоким сном, учит Садгуру. Как спит рыба, живущая в воде? Это можно понять, только если примешь рождение в соответствующем виде. Как может сон рыбы не нарушаться водой, попадающей ей в глаза? Секрет открывается, только если рождаешься рыбой. По той же аналогии, как можно пережить и понять это состояние глубокого сна, когда ты полностью пробужден? Понять это можно, только став подлинным «Гурупуртой», сыном Садгуру Причинное тело, которое имеет природу забвения, не что иное, как очень глубокий сон. Однако то, что описано выше, это тишина внутри, которая переживается умышленно или сознательно во время состояния бодрствования. Это не состояние глубокого сна, которое приходит неумышленно, само собой. В состоянии глубокого сна, которое наступает неумышленно, ничего не знаешь, но природа Самости может быть познана с помощью метода познания «забытья», которое переживается во время бодрствования. В этом разница между глубоким сном и самадхи. И хотя ясно, что «забытье» – это состояние, где ничего не известно, факт состоит в том, что после того как все забыто, «Знание» остается. «Знание» может быть понято только через исследование забытья. Состояние забытья истинно и должно быть понято. Как глубокий сон, так и забытье – результаты тамас‑гуны. Если взять аналогию, химический анализ угля и алмаза показывает, что и то и другое состоит из углерода. Это значит, что и уголь, и алмаз не что иное, как два аспекта углерода. Но, несмотря на это, существует огромная разница в их цене. В то время как и то и другое состоит из углерода, как получается, что алмаз сияет, а уголь черный и тусклый? Причина в том, что доля одного и того же компонента в двух случаях различна. Подобным образом в глубоком сне и в забытье разные доли неведения, что объясняет, почему в глубоком сне ощущается высочайшая плотность неведения, тогда как в забытье осознается неведение в тонком виде. Когда глубокий сон делается менее глубоким, возникает слой бодрствования. Человек, который пробуждается от глубокого сна, поначалу ощущает нечеткость, вызванную влиянием сна, а потом медленно пробуждается. Такое состояние возникает от того, что по мере перехода от сна к бодрствованию глубина сна делается тоньше, а сам он более расплывчатым. Глубокий сон похож на непроницаемую черную занавесь, которая укрывает лампу Самости, тогда как причинное тело, или состояние забвения, которое нами исследуется, похоже на тонкую прозрачную бархатную занавесь. Это значит, что степень наслаждения блаженством как в глубоком сне, так и в причинном теле (состоянии забытья) одинакова. Однако с точки зрения достижения знания собственной Истинной Природы глубокий сон бесполезен, как попытка продолжить род, вступив в половую связь с бесплодной женщиной. Исследование же «покрова блаженства» (или анандамайя коши) в форме состояния забытья доставляет удовольствие и является необходимым шагом в достижении цели, в познании собственной Истинной Природы. Рассказав все это, теперь мы будем наблюдать пра‑причинное тело (или состояние турий), которому даровано «Знание», приходящее после исследования забвения. Давайте немного отвлечемся. У тех искателей, которые получили традиционную мантру в соответствии с традицией Шри Садгуру Баусахеба Махараджа, в этом месте могут возникнуть сомнения. Исследование причинного тела означает, что следует научиться забывать все. Значит ли это, что повторение мантры, данной Гуру цвета или формы, которые встают перед полузакрытыми глазами, тоже нужно забывать? Ответ: да! Вам придется сделать это. Прежде чем сделать это – во время повторения мантры присутствуют цвета или какие‑то формы, – искателю следует убедиться, что ментальные шумы и вибрации прекратились и утихли полностью. После концентрации на кончике носа с полузакрытыми глазами, кроме повторения мантры и цветовой формы, не должно возникать никаких других слов или форм. Сделав это, нужно это забыть. Веник, который вы использовали, чтобы подмести дом, не нужно продолжать держать в руке, после того как весь мусор со всех углов дома выметен. В конце уборки и веник тоже выбрасывается. Садгуру передает искателю мантру в качестве дисциплины. Он таким образом дает инструмент в форме мантры, который выметает весь мусор в форме сомнений, страхов, домыслов и концепций, которые накопились за бесчисленное количество рождений. Этот инструмент мантры помогает искателю научиться концентрироваться, или фокусировать внимание, и дает возможность уму успокоиться. Как этим инструментом воспользоваться и когда его следует оставить, было только что четко объяснено. А теперь мы посмотрим, что такое четвертое тело, пра‑причинное тело. Пра‑причинное тело также известно в учении веданты как состояние турий, или тело Сат‑Чит‑Ананды. В этом тексте оно называется пра‑причинным, потому что оно выше или за пределами причинного тела. Это отец трех других тел. В индуистской мифологии царь Джанака (Джанака значит творец или изготовитель) был видехи, что значит «без тела». У него была дочь по имени Джанаки (Джанаки значит «осознанность»). Эта мифологическая история рассказывает нам, что царь Джанака – это то же самое, что четвертое тело, пра‑причинное тело. Это указывает на состояние Сознания, в котором нет тела, несмотря на тот факт, что тело все еще существует. Это состояние «Знания» в четвертом теле. Это царь Джанака. Из него сотворена дочь Джанаки (осознанность). У нее тоже есть еще одно имя: Вайдехи. Если сравнивать с тремя предыдущими телами, то четвертое это состояние без тела и без каких‑либо характеристик – в форме «Знания». Однако это не значит, что в предыдущих трех телах отсутствует Знание. Знание одно и то же, будь оно в возбужденном состоянии или в невозмутимом. Оно чистое без примесей в невозмутимом состоянии, так же как в обеспокоенном, и даже когда утоплено в потоке объектного знания. Во всех состояниях Знание одно и то же. Однако в первых трех телах Знание разбавлено или обусловлено объектным знанием. Знание в состоянии пра‑причинного тела сбалансировано в отношении трех гун (раджас, тамас и саттва) и может переживаться как «Чистое Знание». Знание всегда Знание, в сбалансированном состоянии оно находится или в разбалансированном. Однако оно разно, в отношении собственной обусловленности. Из‑за отождествления с определенными условностями Знания человеческое существо видит различия и создает особенности и отличия в Едином Знании. Например, сладость, которая чувствуется в разных сладостях, называемых «ладду», или «джилеби», или «басунди», есть везде сахар. Тем не менее, поскольку она представлена в определенных формах, мы говорим, что ладду сладкое, или что джилеби сладкое, или басунди сладкое. Если мы попробуем немножко сахара, который не смешан ни с какими другими ингредиентами, мы скажем, что сахар сладкий. Если кому‑нибудь описать, на что похож сахар, дать ладду и сказать, что сладость ладду – это сахар, он никогда не получит знания об истинной природе сахара. Однако если ему дать чистый сахар, не смешанный ни с какими другими ингредиентами, он точно будет знать, что такое сахар. Этот пример показывает, почему невозможно получить опыт Знания в его изначальном состоянии, будучи в первых трех телах: потому что оно всегда в какой‑то из форм обусловленности. В первых трех телах оно всегда будет переживаться как объектное знание. В четвертом теле Знание, которое не объектно и чисто, которое не очевидно (не видимо) в других трех телах, сияет в своей чистой Природе. Это та причина, по которой искателя нужно довести до пра‑причинного тела. Когда чистое Знание, или Сознание, познано, тогда даже если оно перемешано с объектным знанием или находится еще в каком‑нибудь состоянии, искатель правильно поймет, что нечто существующее под названием «мир» не отделено, не отлично от того, что называется «Знанием Самости» (Знанием Себя). Даже когда каждое состояние приходит и уходит, свидетель этих состояний ниоткуда не приходит и никуда не уходит. Тот, кто видит темный или светлый цвет лица, а также детство, юность и старость физического тела, является тем, кто видит все концепции, фантазии и сомнения тонкого тела. Тот же свидетель также видит причинное тело, где наблюдается полное отсутствие концепций, фантазий и сомнений. Тот, кто свидетельствует все три этих тела, всегда пробужден. Есть история об одной странной женщине, которая родила ребенка. Ребенок умер, прежде чем узнал мать, он также никогда не видел лиц своих брата и сестры, которые тоже умерли. У той женщины было несколько детей, которые умерли. Однако с самой женщиной ничего не случалось, после того как она хоронила детей. Ни один из детей не видел лица другого ребенка, но женщина видела лица всех детей и помнила всех. Это в точности похоже на три тела, которые родились от пра‑причинного тела, состояния турий, которая есть форма махамайи (великой иллюзии, Сат‑Чит‑Ананды). Тем не менее ни у одного из этих трех тел никогда нет шанса увидеть друг друга или лицо своей матери. Даже когда одно состояние проникает в другое, Знание, присутствующее во всех этих состояниях, неизменно. Точно так же как нить в равной мере удерживает все бусины, но ни одна бусина не проникает в другую, так же и пра‑причинное тело пронизывает собой все другие состояния, такие как глубокий сон, сновидение и бодрствование. Состояние осведомленности, или Сознания в пра‑причинном теле, есть «Само‑Светящееся Пламя» без малейшего покрова, обнажающее самое себя, после того как заставило неведение забыть самое себя. Как только познана природа «свидетельствования Знания», состояние неведения исчезает полностью. Но хотя верно то, что исчезает неведение, неверно, что исчезают также внешние очертания «видимого» или «проявление». Меняется только позиция или понимание искателя. С помощью интенсивного исследования мы получим переживание, что все видимое и проявленное – это форма «Знания». Когда кто‑либо начинает воспринимать ювелирное украшение как «золото», а не как форму само ювелирное украшение не разрушается. Подобным образом, когда известно, что все существующее – это только Джанардана, (Повелитель Вселенной), видимая вселенная не разрушается. Когда свет лампы разрушает темноту, объекты не исчезают. Сначала было темно, и не было ничего известного, кроме факта, что есть какие‑то объекты, обладающие формой. Природа объектов просто стала ясна и понятна при свете. Точно так же, когда мы смотрим на мир слепыми глазами во тьме неведения, совет Садгуру дает нашему взгляду верное видение. Когда Пламя Знания зажигается во Внутреннем Сознании, оно разбрасывает свет вокруг себя и тьма невежества исчезает – хотя внешние очертания мира остаются такими же, когда Истинная Природа обнаружена и раскрыта. Аналогично, после того как обретается «Истинное Знание», точка зрения, с которой видится мир, меняется. Мираж видится разным с точек зрения человека и оленя. Объект один и тот же, но видение его в каждом случае разное. Когда песок в пустыне или уходящая вдаль дорога разогреваются от солнечных лучей, для того, кто стоит вдалеке, поднимающиеся горячие потоки создают видимость водоема. Это называется миражем. На языке маратхи мираж называется «мругджала». Это можно перевести как «видимость воды вдали, соблазняющая оленя». Причина такого названия в том, что олень обманутый миражем, воображает, будто это действительно вода, и бежит вперед, чтобы утолить жажду. Когда он понимает, что воды нет, его иллюзия исчезает. Ограниченные возможности оленьего интеллекта приводят к тому, что он верит в реальность воды. Но испытывающий жажду человек, хоть мираж и похож на воду, не побежит вперед утолять жажду. Причина в том, что мираж не является тем, чем кажется, и человек это понимает. Он не обманывается, считая, будто там есть вода. Такова способность человеческого интеллекта; он умеет отличать истинное от ложного. С точки зрения солнца вообще нет никакого миража. Откуда же возникает видимость миража? Подобно этому, позиция искателя, который в неведении и оттого ограничен, и позиция сиддхи, или освобожденного, различны. Тот, кто ограничен, тащит на себе воз практических обязанностей, принимая как са<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|