Как касты (варны) переживаются внутри человеческого существа
Господь Кришна сказал в Бхагавадгите: «Я создал четыре типа каст». Это может быть самостоятельно пережито любым человеком. «Мое творение поделено на четыре части и эти части разделены в соответствии со своими качествами и кармой (активностью). Четыре касты это брахмана, кшатрия, вайшья и шудра». Четыре тела можно рассматривать с тех же позиций. Пра‑причинное тело – это каста брахмана, причинное – кшатрия (военная), тонкое тело принадлежит касте вайшья и явное тело касте шудра. Таким образом, Параматман рассеялся на части внутри Самого Себя. Явное тело тяжеловесно, это инструмент, который используется для работы и службы, т. е. это каста шудра (рабочая). Усевшись на ложе явного тела, держа весы в руке и управляя делами целого мира, интеллект (боддхи) делит вещи на хорошие и плохие, большие и маленькие, он подряжает шудру (явное тело) в качестве слуги, выполняющего работу так, как хочется его господину. Поэтому тонкое тело – это каста вайшья (торговая). Теперь взглянем на смелые действия причинного тела. Причинное тело утверждает свое владычество, одним махом проглатывая все богатство в форме мира, которое было накоплено силою желаний, мечтаний, сомнений и воображения. Оно также проглатывает и слуг в форме явного и тонкого тел. Такого рода обусловленность тотальным разрушением – это позиция воина, а значит, состояние причинного тела – это каста кшатрия (воинская). Теперь остается только пра‑причинное тело. В этом теле полное пренебрежение всеми остальными телами. «У меня нет ничего общего с явным телом, которое тяжко трудится и умирает. И ничего общего нет у меня с торгашом в виде интеллекта, который торгует мечтами и мыслями и раскрывает огромную панораму мира. Нет ничего общего у меня с воином в форме причинного тела, который спокойно сидит, будто ничего не произошло, после того как он убил и тонкое, и явное тела. Все они могут просто бездельничать, или явное тело может стонать от тяжелой работы, а тонкое торговать с миром, и пусть причинное тело ведет войну с теми двумя. Что мне за дело до всего этого?»
Думай о Самости (Рам), и пусть мир воюет. Очень хорошо это зная, пра‑причинное тело (махакарана) продолжало провозглашать слова Вед: «Я есть Брахман, Ахам Брахмасми», и спокойно восседало на собственной своей основе, достигая высокой стадии брахманства. Этот брахман (Брахман) придерживается весьма ортодоксальных взглядов в отношении других каст и не выносит прикосновений другого тела. Другие тела оценивают пра‑причинное тело очень высоко и посыпают свои головы пылью с его ног. С точки зрения виджняны (Высшего Знания, или Окончательной Реальности) даже если это пра‑причинное тело загрязнится, оно все равно будет наиболее духовным и высоким в каждом из трех миров.
Сварга‑лока, Мритью‑лока и Паталалока
Явное тело – это Сварга‑лока, тонкое тело – Мритью‑лока (мир рождения и смерти), причинное тело – Паталалока [8] (нижний мир), пра‑причинное тело – это Брахма‑лока. Тела разнятся своими качествами, и миры известны по тем же качествам. Явное тело – это Сварга‑лока, расположено наверху и закрывает собой другие миры. Все виды внешних удовольствий и всякая деятельность переживается в этом мире. Чудесные сады и прекрасные леса созданы только для этого мира и контролирующее божество здесь Брахма‑дэва, Творец, чье главное качество это активность, или раджа‑гуна. Мир, который под ним, – это мир рождения и смерти, называемый Мритью‑лока. В этой локе находится огромная фабрика рождений и смертей, где эти качества рождения и смерти постоянно находят свое осуществление. Этот постоянный процесс есть не что иное, как подьем (рождение) и спад (смерть) видоизменений ума.
Таким способом в течение одного и того же дня рождаешься и умираешь много раз. Каждому следует вести для себя счет своих рождений и перерождений. Всякая мысль создает визуальную видимость, а когда мысль оседает, видимость тоже сворачивается. Таким образом, когда мысли останавливаются, наступает конец эры, или кальпанта (конец концепции). Это постоянно переживается в тонком теле. Авторы писаний приняли принцип творения и видимости. Они утверждают, что как только мысль возникает, возникает мир, а когда мысль успокаивается, и мир угасает. Если тонкое тело в форме Мритью‑локи навсегда не разрушено и не погребено, сотни эр обязательно возникнут и угаснут. Таким образом, следует умереть такой смертью, которая полностью уничтожит будущую нужду в перерождении, и жить в собственной «Истинной Природе» так, чтобы не было страха какого‑либо дальнейшего переживания смерти. Быть посему. Все, что должно случиться, случится, но до тех пор очевидно, что эта Мритью‑лока готова проглотить все что угодно. Это место пребывания тонкого тела есть «внутренний ум», который известен как «антахкарана», или «Сознание». Контролирующее божество тут Вишну, и мир этот питает обман[9]. Под ним находится Паталалока (нижний мир), который является причинным телом в форме забытья. 8 Паталалоке кромешная тьма неведения. Разрушитель Рудра (Шива), который имеет качество неведения, или тамаса, является там контролирующим божеством. Над этими тремя мирами находится пра‑причинное тело, которое является самым высоким телом. Контролирующее божество здесь «Чистое Знание». Это Знание царит тут и является Богом богов. От этого Бога происходят все миры и Он зовется «Господин трех миров», или Трайлокьянатх. Брахман (брахман) является Гуру всех каст (варан) и поэтому находится надо всеми ними. Это дает ему статус Учителя. Этот Брахман не позволяет даже тени неведения пасть на Себя. Более того, он отказывается даже от загрязнения умом и интеллектом. Так что откажитесь от идеи, что Он когда‑либо раскроет объятия трупу явного тела. Ортодоксальный чистый брахман в форме «Чистого Сознания», или «Вселенского Космического Сознания», не дозволяет никому вообще входить в Свое пра‑причинное тело. Так что следует понять, что ни одно из этих тел или каст (воин/причинное тело, торговец/тонкое тело или работник/явное тело) не может даже войти туда, где Он пребывает. Это означает, что явное и тонкое тела никогда не смогут войти в пра‑причинное тело. Эти тела (касты) ничего не могут сделать без помощи Брахмана, Базового Знания, «Я Есть». Все их благие и злые дела, всякая работа может происходить только при поддержке Брахмана, Его силой. В этом случае Брахман выходит из Своего обиталища и совершает работу тех трех каст. Как только работа сделана, Он прямо у них на пороге очищает Себя от всяких следов ассоциации с ними и только после этого входит обратно в Собственное обиталище.
Осмысление Знания о Себе (Ведо‑Нараяна‑Атма Дэва)
Брахман богат Знанием. Вот почему он называется Ведо‑Нараяна. Он знает все три интервала времени (начало, середину и конец), и его характеристикой является сандхья, которая есть пространство, промежуток между двумя мыслями. Ему поклоняются все люди, и поэтому он также зовется Господином Земли (Бхудэва). Люди всех каст и вероисповеданий почитают этого Бога сознательно или нет. Почитающий может быть индусом, мусульманином, христианином, джайном, парсом или буддистом. Он может быть из любой страны: Ирана, Турции и т. д. – и все же он почитает только одного Бога, кем бы тот ни был. С этим ничего нельзя сделать. Когда этот Бог голоден, Ему предлагаются все виды пищи и питья. Перины и подушки ожидают, чтобы Он отдохнул на них. Если Ему захочется попутешествовать, для Него готовы машины, самолеты и многие другие средства транспорта. Чтобы обеспечить Его благоухающими гирляндами, есть много деревьев и лиан, которые расцветают множеством цветов. Все слуги и служители складывают ладони, готовые повиноваться Ему. Жена, дети, дворцы – все для Его развлечения, и они также место Его обитания. Бог пребывает в глубине сердца всех существ и получает разные виды служения, воздаваемого Ему. Но несмотря на Его величие и вездесущность, мы считаем некое тело Богом и предлагаем ему все виды служения. Невежественные люди восприняли ложную идею и неверно поняли суть дела. Именно эта идея и разделила Бога и Его преданного. Чему тут особенно удивляться?
Те, кто осуществляет всякие действия, делают это только по одной причине: совершают поклонения Ему. Этот Великий Бог (Махадэва) наслаждается непрерывным ливнем чувственных объектов в форме звуков, форм, прикосновений, вкусов и запахов. Он получает все то, что имеет природу пяти инструментов чувственных действий и пяти инструментов познания. Тот преданный воистину славен, кто понимает этот секрет Великого Бога, Махадэвы. Всякое естественное действие такого преданного посвящено Брахману. Пчелы, птицы, насекомые и даже муравьи выполняют поклонение этому Богу. Однако у них нет интеллекта, чтобы понять это, поэтому их нельзя обвинить в невежестве. Однако это и вправду несчастье, что обладающий интеллектом человек не понимает, что всякое его повседневное и случайное действие совершается исключительно ради этого Единого Бога. Как печально, что этого не понимают. Этот Бог есть то же самое, что «Царь Знания», который, проглатывая пищу, ощущает ее вкус и получает удовольствие. Это Он отличает благоухание от смрада. Это Он понимает, какой звук приятен, а какой режет ухо. Это Он отличает красивую форму от пугающей и безобразной. И это опять‑таки Он, тот, кто понимает, что одно прикосновение мягкое, а другое неприятное. Он присутствует всегда, будучи верховным правителем в сердце каждого существа. Как же ошибочна сама идея, что мы поклоняемся какому‑либо другому Богу, кроме Него! Просто подумайте, какому Богу поклоняются, когда христиане поклоняются Христу, индусы Вишну или Шиве, парсы Зороастру или буддисты Будде. Разве не поклоняются они просто трупам вышеперечисленных Богов? Но каковы при этом чувства поклоняющегося преданного? Попроси человека любой религии описать своего Бога, и он ответит: «Мой Бог – это Сознание, Свет, Целостность. Он Всеведущ, Вездесущ и Всемогущ, Он в душе каждого и он владеет всем, не рожден и никогда не умрет». Разве кто‑нибудь скажет, что его Бог – это камень, или скала, или глина, или металл, разве скажет, что Бог тяжелый, тупой, не наполнен сознанием или что Он слабый, слепой и глухой? Из этого ясно, что будь то Христос, Будда, Зороастр или еще какой угодно Бог, Его природа будет полна Сознания, а Он будет полон «Божественными качествами». Если кто‑либо обладает всеми такими качествами, тогда это указывает на то, что «Сей есть Абсолютный Парабрахман». Он Васудэва в форме Знания, которое присутствует в сердце каждого. Только этот Бог пребывал в Мохаммеде, и сердце Христа было наполнено этим Единым Богом. Благодаря этому, а не какому‑то иному Богу поддерживались качества Вишну (Хранителя). Всякий преданный, кем бы он ни был и какому бы Богу ни поклонялся, поклоняется «Единой Внутренней Самости». Знаки почитания, оказанные любым другим Богам, доходят только до этого Единого Бога (Кешава, Наша Собственная Внутренняя Природа). В этом «Абсолютная Истина». Формы всех вышеперечисленных Богов – это только храмы Единого Бога, Атмадэвы. Все имена относятся к Его храмам. Он присутствует во внутренних пределах всех этих форм. Он находится в формах всех существ и принимает всякое их поклонение.
Какие бы действия ни совершались явным телом и какие бы фантазии или желания, концепции или сомнения ни проскакивали в уме – все это случается ради этого Бога, для того чтобы ублажить его. Если вы распознаете это в полной мере, дело сделано. Все вы что‑то делаете посредством тела или ума. Если вы скажете: «Мы этого делать не хотим», – вы не сможете прекратить действие. Что бы вы ни делали, тот, кто делает, и тот, кто наслаждается вашими делами, – это только Бог (Самость). Только этот факт должен осознаваться каждое мгновение. Таким образом, все благие и неблагие действия становятся посвящены Брахману, а искатель остается абсолютно свободным. Это то, что называется «джняна яджня», жертва через Знание. Когда ты приходишь или уходишь, разговариваешь или глотаешь пищу, когда забираешь или отдаешь, стоишь или сидишь, совершаешь любое действие дома или на улице, или когда в постели наслаждаешься сексом – оставь всякий стыд и думай только о Боге. В предыдущем разделе объяснялось, как Единое Знание и только оно играет все роли сразу. Созерцать это значит созерцать Бога. Телесное сознание должно быть превращено в Само‑Сознание. Заключение о том, что только Самость совершает все, само по себе есть состояние освобождения. Такой совет давал Самарта Рамдас. Даже святой Тукарам просил об этом даре Бога: «Пусть я никогда‑никогда не забуду Тебя». Так же и мы никогда не должны забывать Самость. И тогда избавление обязательно упадет к вашим ногам. Как раньше эта веревка в форме ума вилась в направлении телесного сознания, теперь она должна виться в обратном направлении Само‑Сознания. Потом веревка разовьется, нити будут трепаться на ветру, и не останется ничего, что можно было бы назвать веревкой. Когда шуруп завинчен, чтобы вывернуть его обратно, нужно вращать в противоположном направлении. Так же и в отношении телесного сознания: если ум, ведомый интеллектом, направлен в сторону Самости, он поглощается Самостью. Коль скоро ум направлен в сторону Бога, Господа Рамы (Сознания), он поглощается Рамой. Ум сам становится Рамой, и ничего не остается в форме ума, ни внутри, ни снаружи, ни еще где‑то, и он становится един с формой Рамы. Последуйте этому совету, и сами все увидите. Чтобы лучше понять, как именно играет «Единое Чистое Сознание», нужно просто выйти из дому и сразу взглянуть на луну. С какой скоростью чистое сознание мчится к луне из окошка вашего ума? Посмотрите, как оно пронзает небо за долю секунды. Попробуйте. Обладает ли ум такой скоростью? Ум получил эту скорость осознания луны только с помощью этого «Знания». Куда бы ни пошел ум, Сознание уже там. Удивительно наблюдать, как движение ума, можно сказать, вязнет в этом Сознании! Вам нужно только лишь разомкнуть веки, и одновременно «Знание» (Сознание) заполняет собой все небо, всю эту безбрежность, содержащую миллионы звезд и луну. Вместо того чтобы говорить «заполняет собой», лучше сказать, что оно уже наполнило собой все, что теперь переживается. Когда Сознание путешествует от глаза к луне и распознается как луна, это знание объектно. В этом примере луна представляет собой объект, а Сознание немедленно принимает его форму, как только распознает, что это луна. Если перед луной находится облако, Сознание принимает форму облака и видится как этот объект. Сознание наполняет собой облако и узнает облако как объект.
Майя и Брахман
Теперь попробуем остановить внимание на этой «взвеси» Сознания без объекта, «Чистом Знании» без примеси какого‑либо объекта. То пространство или пустота, которая находится между глазом и луной, не попадает в поле вашего внимания, и, тем не менее, она там присутствует, наполняя собой все, существуя в своей собственной природе. Это чистая форма Знания. Когда пустота, ничем не заполненное пространство, до того момента не замечаемое, намеренно делается объектом внимания, оно может стать объектом внимания в качестве «пространства». То, что замечается, есть майя, а все то, что нельзя увидеть, есть Брахман. Пока ты смотришь на луну, промежуточная пустота, или пространство, не попадает в поле внимания. Таким образом, оно является Сознанием без объекта. Если это пространство или пустота выделена и превращена в зримый объект, то Чистое Знание трансформировано в ноль, потому что если пространство видится отдельно, эта разновидность ума становится пустотой. Если есть какая‑то разница между небом (пространством) и Чистым Знанием, то заключается она в следующем: рассматривать отдельно чью‑либо собственную природу – это пространство; а когда «рассматривание» отбрасывается, это Чистое Знание. Как только Чистое Знание должным образом распознается таким способом, оно может распознаваться, даже будучи «смешанным» с каким‑либо объектом. Как только чистая вода познана, даже будучи перемешана с чем‑то, она распознается как составляющая той смеси. Вода – это жидкость, которая может замерзать до состояния льда. Даже когда вода теряет свою текучесть и принимает плотность льда, она все же узнается как вода в форме льда. Нетрудно также распознать воду в мокрой грязи. Подобным образом, как только познано Чистое Знание, можно узнать его неизменное присутствие в движущемся мире в форме Сат‑Чит‑Ананды (Бытия‑Сознания‑Блаженства). Чистая вода лишена всякого цвета, формы, вкуса или запаха. Как только это как следует понято, даже если вода замерзла, приняв плотную форму, или обжигает из‑за того, что в нее добавили перец чили, или стала сладкой на вкус из‑за добавленного сахара, или приобрела какой‑то цвет, например розовый, или используется как основа для краски, она, тем не менее, вполне безошибочно узнается как чистая вода: вода минус форма, вкус, запах и цвет. Таким образом, тем же самым методом исключения – даже когда это Чистое Знание обусловлено – вычитая обусловленность и деля форму на составляющие элементы, оно будет распознаваться единственно как абсолютное «Чистое Знание», которое везде до самых краев наполняет всякую форму. Однако прежде чем с помощью этого метода исключения бывает получено Чистое Знание, если кто‑либо принимает на вооружение метод перечисления[10], перечисляет качества Бога и продолжает бубнить о том, что один лишь только Бог наполняет собой все существа и формы, и что нет ничего, кроме Рамы, и что «мир и властвующий над ним Господь суть одно» и т. д. и т. п., – тогда от такого бормотания нет никакой пользы. И наоборот, если кто‑то, не имея за этим реального опыта, будет произносить лишь пустые слова, типа «я есть Брахман», «чувства выполняют свою работу, в то время как я не являюсь делателем», «в моих действиях нет ни греха, ни добродетели» и т. д., вместо того чтобы обрести Самость, он только обманет Самого Себя. Таким способом эти так называемые «раскрывшие Себя» утрачивают радость этого мира, равно как и радость мира иного. Святой Кабир сказал: «Ушел таким, каким пришел». Это значит, что такие люди умирают в том же самом состоянии сознания, в каком родились. Никакой другой пользы они не получают. Такие мирские знатоки выдают свои слова за истинное Знание Себя, но разве та Истина, которая находится за пределами речи, когда‑либо нисходила на невежественного человека? Каждый может сказать: «Чувства выполняют работу чувств, но я не являюсь этими чувствами» или «Качества ума принадлежат уму, а качества тела – телу, но какое я к ним имею отношение? Я отличен от этого». Что неверного в этих высказываниях? Кто он, тот, кто понимает Истину? Кто он, тот, кто переживает Истину? Только тот, кто знает, кто он. Какой прок другим от подобных высказываний? Каждый наслаждается своими собственными удовольствиями и блаженством. Тукоба говорит: «Каждый за себя». Даже попугая можно научить постоянно повторять: «Брахман есть Истина, мир только видимость». Однако нельзя сказать, что попугай понял Истину, что есть Брахман, или что такое мир, или даже что есть высказывание об Истине. Где нет понимания, не может быть «Блаженства Знания». Пусть все будет как есть. Однако искателю не надо следовать за тем, кто является экспертом на словах, а на деле лицемером. С помощью упорного исследования, применяя метод исключения, нужно прежде всего прийти к пониманию того, что такое Чистое Знание. Знание бывает разных типов, как, например, общее, специальное, объектное знание, допущения и сомнения, и «Знание» безо всякой мысли. Специальный и объектный типы знания, допущения и сомнения противостоят Чистому Знанию. Когда Чистое Сознание через процесс видения принимает форму объекта, получаешь объектное знание или знание, которое может быть специальным, или предположительным, или сомнением. Если объект явный, это объектное знание. Если это только неочевидная идея, то это савикальпа, или знание идеи. Это значит, что когда Чистое Знание принимает форму объекта, идеи или мысли, тогда его можно отнести к специальному знанию. Специальное знание, будучи искусственным, по природе своей преходящее и длится только небольшой отрезок времени. Оно в основе своей преходящее и имеет нестабильную природу. Однако есть правило, согласно которому специальное знание должно вернуться обратно во всеобщее знание, знание, что «Я Есть». Как пример, когда мы идем, это считается обычной, простой скоростью, а когда мы увеличиваем скорость и начинаем бежать, это становится специальной скоростью. Но как долго можем мы бежать? Через некоторое время бег заканчивается, и скоро мы снова переходим к естественной скорости. Подобно этому, по природе своей мы очень любящи и блаженны, и эта любовь внутри нас представляет собой всеобщий и простой тип любви. Например, если любовь направлена на сына, друга или дом и т. п., то это объектный и специальный тип любви. Любовь, которая приходит, должна точно так же уйти. Любовь, которая приходит, – это нечто специальное и является преходящим и поддающимся разрушению. Счастье, которое получают от объектов, тоже подпадает под категорию «специального» типа счастья, которое длится только очень непродолжительное время. Нечто малое приносит переживание «специального» типа, но пока наше внимание сфокусировано на этом, Единое, что наполняет собой все, не может переживаться. Причина в том, что «наполняющее» огромно и бесконечно, и на самом деле мы являемся тем же самым «Наполняющим Брахманом». «Специальное» – это майя, а всеобщее или простое – это Брахман, и мы суть «То». Когда мы фокусируемся на переживании «специального типа», мы не испытываем Любви нашей собственной Самости и не наслаждаемся «Счастьем Блаженства Самости». Теперь проведем исследование того, что называется «общим знанием», которое лишено объекта или идеи. Существует некоторая дистанция между внешним явным объектом и глазом или умом. Та пустота или пространство – хоть и наблюдается бессознательно – как будто не видимо, и, таким образом, мы не признаем или не распознаем этого пространства. Это передаточное знание (пространство), будучи «Знанием» как таковым, не может стать объектом своего собственного знания. Как может сахар ощутить собственную сладость? Точно так же и Знание не переживает самое себя как объект. Это Знание естественным образом простирается между глазом и объектом, равно как и между интеллектом и идеей или мыслью. Следует постоянно обращать внимание на то, как «Чистое Знание» естественным образом заполняет собой все, прежде чем узнает или распознает объект. Обращение на это внимания или «видение» не то же самое, что смотреть на объект со словами «я тот, кто видит» или «я думаю эту мысль». Это «видится», только когда отбрасываются как само видение, так и мысль что «я тот, кто видит». Инструментом видения является глаз, а инструментом «знания мысли» интеллект. «Знание» как таковое можно увидеть, только если отложить в сторону оба эти инструмента. Инструменты видения и интеллекта здесь бесполезны. Любая попытка познать «Чистое Знание» посредством глаза или интеллекта есть не что иное, как забытье этого «Чистого Знания», подлинного ощущения «Я Есть», когда этим инструментам позволяется вмешиваться. Познать «Чистое Знание» воистину означает не знать его, и как только оно «познано» таким образом, «познавший» сам становится «Чистым Знанием». Самарта Рамдас сказал: «Пытаясь познакомиться с Чистым Знанием, отделяешься от него. Но без попыток встретиться с ним всегда един с ним». Эта загадка очень трудна. Мудрецы, йоги и отрекшиеся от мира делают ошибку и путают видимое и видящего, когда говорят: «Параматман такой‑то, у Него четыре руки. Он подобен свету миллионов солнц. Он сияющий. Он темнолик. Он подобен точке. Он такой‑то и такой‑то и т. д.». Они говорят все, что угодно. Но чье это знание утверждает: «Это такое, а вот то этакое». «То» полностью забывается в тот момент, когда говорится о великой Реализации, о «Сакшаткара». Тот, кто видит, забыт, а все, что видится, это «Я», которое есть Брахман. Не известно, что сказать об этом. Храбрец начинает поиски Брахмана, но у него на пути встает препятствие в форме видимого. Это состояние большинства искателей.
В поисках потерянного «Я»
Во время паломничества я потерялся в толпе и не мог себя найти, даже когда пытался искать внутри. Тогда я пошел в полицию и заявил им, что потерял себя. Констебль подошел и сильно бил меня по щекам, пока они не покраснели, а потом спросил меня: «Кто этот парень?» Только тогда я действительно осознал себя и очень обрадовался, что нашелся. В точно таком же состоянии находится тот, кто сам является Брахманом и, тем не менее, ищет Брахмана. Где и как он может найти себя? Его точная позиция такова: Он тот, кто знает всякого, но не познаваем никем. И, тем не менее, тот, кто пытается познать Его, не знает, что его собственная истинная природа есть «Чистое Сознание», и он бродит по лесам и джунглям (в поисках того, что никогда не терялось). Как это поразительно! Как может быть познан Он, тот, кто познается только после того как выйдешь за пределы «способности познания»? Если не придешь внутри себя в устойчивое состояние, оставив позади желание познать, невозможно получить «Знание» Брахмана. Есть история об одном глупце, который хотел узнать, что такое сон. Всякий раз, когда он начинал дремать, он сразу же вспоминал: «Ага, сейчас‑то я поймаю этот сон». С этой мыслью он хлопал в ладоши и тот час же полностью просыпался. Делая так снова и снова, бедняга устал и полностью отказался от попыток поймать сон. Пытаться познать Брахман – то же самое. Когда кто‑то отказывается от попыток «узнать» Брахман, он становится Самим Брахманом. Когда явное и тонкое тела отвергнуты, инструменты ума и интеллекта сломаны. Тогда искатель уходит в состояние причинного тела, которое есть состояние «забытья». Оно есть человеческое неведение как таковое. Чтобы искоренить это неведение, необходимо обрести «Знание Брахмана». Так что искатель пытается получить это «Знание Брахмана» с помощью тонкого интеллекта и той части сознания, которая является «Чистым Знанием». Святой Шанкарачарья (Шри Шанкара) назвал такого человека полным идиотом. Если пытаешься познать Брахман таким способом, с помощью тонкого интеллекта, тонкое тело будет только расти. Когда тонкое тело разрушается и подходишь к причинному телу, тот, кто пытается познать Брахман с помощью тонкого интеллекта, не приходит в устойчивое состояние в причинном теле. Вместо этого он выталкивается обратно в тонкое тело силою причинного тела и опять подпадает под «раскачку» воображения, концепций, желаний и сомнений. Если искатель сновидит, пользуясь услугами слов или ума, он никогда не пройдет туда, куда слова и ум не могут войти. Вместо этого он переместится на более низкий план. Искатель не может оставаться искателем, но должен стать «Тем, кто реализовался» (сиддха). Для этого приходится преодолеть ступени всех четырех тел. Постоянно изучая их, нужно исследовать «территории» четырех тел, очистить их посредством анализа и дедукции. Только тогда может активизироваться и утвердиться «Истина Самости» (Сатья Нараяна). Как только это сделано, искатель определенно станет сиддхой. До сих пор в тексте объяснялось, что представляют собой четыре тела, объяснялся метод их изучения. Искатели, должно быть, уже усвоили представленный материал. Если использовать аналогию, было изготовлено деревянное кресло с четырьмя ножками, сделанными в форме тел, но оно все еще очень грубое. Для того чтобы довести его до кондиции, придется приложить еще усилие. Чтобы оно засияло, его необходимо отполировать, так чтобы оно отражало свет. Процесс изготовления чего‑либо довольно сильно отличается от процесса окончательной зачистки и шлифовки, для того чтобы сделать «кресло» абсолютно гладким и приятным на вид. Если оно таким образом до конца не доделано, оно не может считаться законченным и за него не выручить настоящей цены. Так что прежде чем стать сиддхой, мы какое‑то время должны быть искателями, неустанно полируя «Чистое Знание» пра‑причинного тела. Оно должно стать абсолютно чистым. Мы знаем, что Чистое Знание в форме Параматмана заполняет собой всякую форму. После интеллектуального познания Самости лучший способ изучить Ее и осознать полностью это попытаться сделать всех счастливыми. Только с помощью такой практики видно, что Самость наполняет собою все. Весь мир – это только «Знание». Поскольку все есть Самость, делая счастливым каждого, делаешь приятно Самости. Таким образом будет доказана и пережита на опыте истинность Вед, а Знание Себя упрочится. Почитание Параматмана в форме сагуны (обладающего формой) – это почитание проявленного. Брахмананда (Блаженство Брахмана) проявляется во столь многих формах: в виде насекомого, муравья, собаки, свиньи. Только «Высшая Самость», Параматман, наполняет собой все. Параматман, который не имеет формы и атрибутов, который непроявлен, проявился вместе с качествами в форме Вселенной. Он присутствует в неподвижном, но ясно переживается и во всех подвижных существах. Вместо того чтобы поклоняться безжизненным грубым объектам, таким как каменные и металлические идолы, лучше поклоняться движущемуся, ходящему, говорящему Богу, в котором качество «Знания» переживается очень сильно. Это и есть поклонение сагуне, или поклонение проявленному Богу. Какими качествами обладает каменный идол? Из трех качеств – саттва, раджас и тамас – ни одного не найдешь в инертном бездушном идоле, сделанном из камня или металла. Однако одно или несколько из этих качеств обнаруживаются в тех проявлениях Бога, которые движутся. Так что всякое существо является формой Бога. Если искренне молиться святому или хорошему человеку, который наполнен саттва‑гуной (знанием и склонностью к духовному пониманию), он радуется и исполняет наши желания. Однако если мы порицаем его тамас‑гуну, он дает нам пощечину и нам больно. Так что, пожалуйста, поклоняйтесь Богу, который ходит и говорит. Чтобы обрести знание, камень бесполезен. Святой Кабир недвусмысленно предупреждал об этом. Он советовал всем поклоняться только Богу, который ходит и говорит. Как только произносится слово «поклонение», в голову сразу приходят благовония, сандаловая паста, цветы, кумкум и прочие предметы, используемые для поклонения. Однако действительно поклоняться Богу означает доставлять радость и делать счастливыми все существа. И хотя Параматман есть Единое, существующее везде, методы, которые преданные используют, чтобы поклоняться Ему, различаются исходя из их собственной обусловленности, из того, как они себе Его представляют. Бог присутствует и в осле, однако если вы молитвенно сложите руки пред ним, это будет похоже на шутку или надругательство над Параматманом. Будет ли он рад, если вы сложите пред ним руки? Если нет, справедливым будет то, о чем было сказано выше: поклонение, которое доставляет радость другой форме божества, не подойдет для осла. Если бы ослу дали зеленой травы и родниковой воды, это было бы подходящей формой поклонения Богу в форме осла. Однако поклоняться Богу, который принял человеческую форму, это не просто предлагать ему пищу из рук, но делать что‑то такое, что ему на самом деле понравилось бы. Это будет истинное поклонение Параматману. Если даешь кому‑нибудь то, что он хочет, его сердцу приятно, и он чувствует радость. Змея и скорпион тоже формы Нараяны, но поклонение им состоит в том, чтобы почитать их издали. В том смысле, что их надо оставить в покое и дать жить своей жизнью. Если вместо этого вы начнете от большой преданности обниматься с ними, змея‑Бог укусит вас и докажет, что обнимать ее не значит ей поклоняться. Здесь у кого‑нибудь могут возникнуть сомнения: «Как это так позволить змее и скорпиону уползти восвояси может означать поклонение им? Это злобные твари и их надо убивать». Я бы ответил им, что змеи и скорпионы без нужды не кусают, а делают это, только если на них нападают или мучают. Однако человек всегда готов убивать их, даже если увидит где‑нибудь вдалеке. Разве природа человека менее злобна, чем змеи или скорпиона? Более злобна, потому что у человека есть желание убивать их без необходимости. Пусть окрепнет чувство «змея и скорпион одной со мною природы», и посмотрите на чудо, которое произойдет. «Самость» змеи или скорпиона тоже не камень. Когда вы утвердитесь в понимании, что ваша Самость это та же Самость, что у змеи или скорпиона, вы увидите, что у змеи не возникнет желания кусать вас. Если же в змее видится лишь змея, то и в человеческом воплощении видится враг. В зеркале вы увидите то же самое выражение, какое у вас на лице. Если отражение в зеркале неприятное, виновато ли в этом зеркало? Не нужно заказывать специальное зеркало, отражающее улыбку, достаточно просто улыбнуться. Почему вор грабит наш дом? Потому что у нас тоже есть постоянное желание разными способами грабить людей и наполнять собственный дом. Когда мы разовьем чувство полного отречения, тогда это чувство будет отражаться во всем, что окружает нас. Даже если вы откажетесь просить, люди готовы будут отдать вам горы всякой всячины, которая у них имеется. Но тот, кто выпрашивает, ничего не получит. От таких разговоров читатель может смутиться и сказать: «Махарадж, твой образ мыслей не кажется мне правильным. Не трогать змею, если ее обнаружил, или принять как Бога того, кто вытащил у тебя из кармана пачку банкнот, и ничего по этому поводу не предпринимать – это нечто такое, что мы никогда не сможем сделать». Согласен! Готов согласиться сотню раз! Ах, искатель, такое не представляется возможным из‑за привычки многих‑многих рождений. Такой тип поклонения нельзя принять тотчас. Но, тем не менее, можно начать с малого, скажем, с маленьких клопов дома вместо змей и скорпионов. С незначительных действий, таких как не убивать дома клопов, следует начать изучение «Всеобщего Единства». Замечай «Единство Самости» в каждой вещи, в каждом существе и тогда увидишь, какое у тебя будет чудесное переживание. Потом ты придешь к ощущению Единства со всеми существами, даже с куда более вредными, нежели клопы; постепенно твоя уверенность в Себе и переживание Себя будут усиливаться. Не должно быть чувства: «Клопов не надо убивать, их надо оставить в покое». Вместо этого должно быть чувство: «Они со мной одной природы, они – формы меня самого. Их счастье – это мое счастье». Мать испытывает чувство радости, доставляя удовольствие своему ребенку, когда тот сосет грудь. С таким же отношением должно переживаться чувство удовлетворения, когда позволяешь клопам сосать кровь из твоего тела. Возможно, эту идею сложно принять, но это начало, или первый урок, по ощущению Единства со всеми существами. Постепенно и настойчиво изучай это, и у тебя не будет врагов на земле, а бесстрашие станет твоей судьбой. Этим путем ты освободишься от всех страхов. Когда искатель освобождается от всяких сомнений и достигает «Знания Себя», он становится свободен. Но хотя это так, тем не менее, он все еще не способен испытать «полного торжества подлинного освобождения». Например, нажить богатство – это одно, а наслаждаться возможностями, после того как стал богатым, это нечто другое. Точно также, если ощущение единения со всем не приходит к джняни, его Знание Себя не развивается, не расширяется. Он похож на скупого богача и не может обрести «полного блаженства освобождения при жизни». Даже если кто‑то достиг Знания Себя, если он не испытывает чувства «единства со всем», бесстрашие не будет его уделом. «Полное
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|