Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтологический смысл красоты (античная, средневековая традиции через призму русской философской мысли «Серебряного века»)




«Красота есть характеристика высшего качественного состояния бытия»

Н.А. Бердяев

Эстетическая категория красоты («прекрасное») является значимым мировоззренческим элементом и вовсе не ограничивается своей чисто «внешней» характеристикой, предполагая внутреннюю наполненность и насыщенность. Интерес к этой категории проявлялся ещё в античную эпоху, когда впервые был сформулирован идеал калокагатии, что в буквальном переводе означает «прекрасно-доброе». Красота выступала одной из характерных черт бытия, ведь космоцентризм предполагал совершенство и упорядоченность (форм) бытия/ мироздания.

Прежде всего следует выделить несколько существенных аспектов из предыстории того периода философской мысли, о котором идёт речь.

1. Эпоха античности, рассматривающая проблему человека через призму космической гармонии, определяющая человека как микрокосм, предваряет особое в и дение божественного начала феномена красоты.

2. Античная традиция возвеличивания бытийственности красоты получила своё логическое продолжение в эпоху Средневековья с особым вниманием к персоне Бога, воплощающего в себе абсолютное совершенство.

3. Согласно Августину Блаженному, Бог – высочайший художник, который даёт и образ, и красоту, и строй всему по своим законам. Августин называет Бога «истиной всякой красоты» и «высочайшей красотой». Мир прекрасен потому, что сотворён Богом, и именно в силу этого обстоятельства (божественного творения) является воплощением божественного замысла.

4. Бог – сверхчувственная, вечная и абсолютная красота. Из этого следует, что красота в своей глубокой сущности есть добро и истина, но добро и истина чувственно воспринимаются только в форме созерцаемой красоты. При этом важна не сама красота как таковая, а смысл, заложенный в ней Богом / природой.

5. Сродство человека с Богом состоит в том, что человек "украшен и жизнью, и логосом, и мудростью, и всеми прекрасными и божественными ценностями". И всё это богатство личности, – как утверждает Григорий Нисский, – книга Бытия выражает в одном многообъемлющем слове: сотворён по образу Божию [5].[16]

 

Осознавая уникальность эстетического опыта в человеческой жизни, С.Л.Франк (1877-1950) также затрагивает исследуемую нами проблематику. Эстетическая сфера, в основе которой лежит именно категория красоты, играет существенную роль в процессе коммуникации человека с окружающей действительностью. В проблеме прекрасного (эту категорию С.Л.Франк фактически не разделяет с красотой и эстетическим) могут быть выявлены два основных аспекта. Первый заключается в том, что существуют некие особенности индивидуального эстетического восприятия, от которых зависит наше непосредственное восприятие прекрасного; второй аспект затрагивает сферу эстетического объекта. Таким образом, можно утверждать, что в процессе эстетического опыта индивида воплощаются стороны субъект-объектного взаимодействия, способствующие духовному обогащению и совершенствованию личности.

Кроме того, по словам Франка, прекрасное – это всегда образ, «картина», «предмет чисто чувственного созерцания», а не анализирующей и раздробляющей мысли; это «металогическое единство, поскольку оно дано наглядно и усматривается созерцательно в чувственно данном его составе или через него». Везде, где нам удаётся без каких-либо особых размышлений и предметного истолкования «сосредоточиться на простом созерцании реальности в её непосредственной конкретности – везде и всегда, когда нам удаётся, наподобие детей, без размышлений жадно воспринимающих образы бытия, иметь чистый опыт реальности вне всякого умственного её анализа – мы воспринимаем реальность как прекрасное». По глубочайшему убеждению Франка, подлинный художник «обладает даром показать нам реальность именно в этой её наглядной непосредственности – и именно тем дать нам ощутить новизну, значительность – красоту – даже самого будничного, прозаического, привычного и знакомого» [11, с. 601-602].

Для Франка то, что может быть выражено через категорию прекрасного «есть сама реальность в её отвлечённо-невыразимой конкретности – в её сущностной непостижимости. Пережить реальность эстетически – хотя бы в малейшем частном её проявлении – значит иметь живой, наглядно убедительный опыт её непостижимости – её совпадения с непостижимым» [11, с.605]. Здесь нам важно указать, что индивидуальный опыт (восприятия) красоты позволяет человеку соприкоснуться с тем, что неподвластно разуму, что обозначено Франком как непостижимое. Это доказывает наличие онтологического статуса красоты, поскольку чувственное восприятие прекрасного позволяет человеку осознать существование неких высших основ бытия, рационально не обоснованных.

Погружаясь в трактовку, предложенную в философии С.Л.Франка, необходимо выделить две ключевые характеристики красоты:

1) «Красота есть непосредственное и наглядно наиболее убедительное свидетельство некоего таинственного сродства между «внутренним» и «внешним» миром – между нашим внутренним и непосредственным самобытием и первоосновой внешнего, предметного мира» [11, с.606]; это принципиальное единение духовности отдельной личности с (частным) восприятием внешнего мира; попытка слияния индивидуального самосознания личности с осознанием собственного места в мире; – указание на факт самоидентификации в духовном пространстве;

2) «Красота как таковая нейтральна, в каком-то смысле равнодушна к добру и злу. Знаменуя какую-то потенциальную гармонию бытия, она мирно сосуществует с его актуальной дисгармонией; более того, сама она, по глубокому указанию Достоевского, сочетает в себе «божественное» с «сатанинским», – ибо где что-либо прельщает нас обманчивой видимостью, там мы имеем дело с началом демоническим» [11, с. 614]. Эта знаковая отсылка к философским идеям Ф.М. Достоевского требует оговорки, что для самого писателя красота и добро в принципе совпадают, по крайне мере, подлинная красота нерасторжима с идеей добра. В этом уточнении мы снова возвращаемся к идее красоты как гармонии, что доказывает сложность (однозначного) разграничения выдвигаемых нами «направлений» и фактическую неразличимость идейного пространства русской философской мысли по вопросу исследуемой нами мировоззренческой проблемы.

В сочинении Вышеславцева «Вечное в русской философии» (опубликовано посмертно в 1955 году, Нью-Йоркским издательством имени А.П. Чехова) встречаем такие рассуждения автора: «… разве трагизм, комизм и красота есть лишь иллюзия, явление, разве нет трагизма и красоты в самом бытии?..» [4]. Красота самого бытия и бытийственность красоты – это именно то, о чём мы можем прочитать, вникая в тексты Платона, Аристотеля, средневековых философов и русских мыслителей, начиная с трудов В.С.Соловьёва.

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...