Рекреационно-оздоровительные и спортивные занятия с инвалидами
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Рекреационно-оздоровительные занятия и спорт инвалидов -еще недостаточно исследованный раздел как в теории, так и в практике физического воспитания. Они имеют свои специфические особенности, требуют особого внимания и чуткости. Инвалиды с дефектами опорно-двигательного аппарата разделяются на следующие подгруппы: - ампутации и врожденные недоразвития конечностей (односторонние ампутации верхних конечностей); односторонние ампутации и врожденные недоразвития нижних конечностей; двухсторонние ампутации и недоразвития верхних конечностей; двухсторонние ампутации и недоразвития нижних конечностей; смешанные двухсторонние ампутации и недоразвития; - последствия детского церебрального паралича(группа С и группа Д); - повреждения позвоночника (класс 1А, 1Б, 1С, II класс, III класс, IV класс, V класс, VI класс). Прежде чем начать занятия, инвалидов подбирают соответственно диагнозу, физическим возможностям, полу и желанию занимающихся. Все виды спорта приносят или могут принести хорошие результаты для людей с физическими или психическими недостатками. Можно развивать все виды спорта, вызывающие интерес у инвалидов. Но подход должен быть в каждом случае разным. Для этого учитывают: а) что может дать этот вид спорта для развития организма, силы, готовности к труду; б) массовость и перспективы развития; в) интерес к спорту. Исходя из этого, в настоящее время выделяют две категории видов спорта: - виды спорта, которым оказывается повышенное внимание: плавание, легкая атлетика, н/теннис, лыжи, волейбол, шахматы; - перспективные виды спорта: бадминтон, кегли, стрельба из лука, туризм. ПЛАВАНИЕ Плавание как вид спорта больше всего подходит для инвалидов.
Преимущества: потеря веса в воде, облегченная работа группы мышц в горизонтальном положении. Пребывание в воде, помимо всего, закаляет организм. При невозможности полноценного использования рук плавать можно брассом. В этом случае преимущественно работают мышцы ног. Следующий способ - на спине, при таком способе основную роль играют руки. Чтобы во время соревнований не было больших различий в результатах, выбирают способ плавания в зависимости от вида инвалидности. Существует международная классификация для соревнований спортсменов-инвалидов в плавании. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА Из легкоатлетических дисциплин берутся, в зависимости от физического недостатка, прыжки, метание, толкание ядра, бег, ходьба. Масса снарядов и величина дистанции для некоторых видов инвалидности изменены. Постепенно произошло разделение - спортсмены, не владеющие ногами, соревнуются в метании и толкании, а спортсмены, не владеющие руками - в беге, прыжках, ходьбе. В вопросе о выборе дисциплины, в способе соревнования и о многоборье для инвалидов с ампутированными ногами нет однообразия. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС Настольный теннис очень популярен среди инвалидов, много спортсменов с физическими недостатками соревнуются и со здоровыми спортсменами. Обычно инвалиды делятся на две группы. Первая группа состоит из людей, плохо владеющих верхними конечностями п не очень хорошо нижними конечностями (группа мобильная), другая группа включает людей, не владеющих нижними конечностями - одной или двумя (ампутация выше и ниже колена, культя и т. п.). Настольный теннис особенно полезен для инвалидов, не владеющих ногами, так как развивает чувство равновесия, подвижность, стойкость, уверенность, координацию движений. ВОЛЕЙБОЛ Преимущество волейбола для инвалидов состоит в том, что п него играют во время отдыха «в кружках», с меньшим количеством игроков на маленькой площадке, на природе, на стадионе, и спортивном зале. Состязания по волейболу, как правило, проводятся только в спортивных залах.
Стоячий волейбол. В стоячем волейболе правила судейства в соревнованиях не отличаются от правил международной волейбольной федерации, за исключением формирования команды. Она формируется по специальной классификации и по очкам, команда должна набрать более 13 очков. Эти требования отражаются в медицинской карте участника. Высота сетки в волейболе стоя - 2,43 м для мужчин. Сидячий волейбол. Команда для игры в сидячий волейбол имеет численность 12 игроков. В момент игры на площадке находится 6 человек. Играют, сидя на полу без протезов. Игра начинается с подачи, ее выполняет игрок, ударяя мяч рукой (открытой или зажатой в кулак, можно культей) так, чтобы мяч перелетел через сетку в сторону площадки противника.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯ Среди факторов, способствующих увеличению числа занимающихся по месту жительства и массового отдыха, следует отметить широкую доступность и избирательность используемых средств ФР в условиях жилого микрорайона, санатория-профилактория, базы отдыха, близость к дому, а также к месту отдыха спортивных сооружений, возможность индивидуального регулирования физических нагрузок, продолжительность занятий, изменение мест их проведения, участие в рекреационно-оздоровитель-ных мероприятиях в удобное для занимающихся время дня. Задачами ФР по месту жительства и массового отдыха населения являются: 1. Пропаганда ФР. 2. Привлечение максимального числа населения к систематическим занятиям ФКСиТ. 3. Воспитание положительного отношения и приобщение кФР. 4. Реклама форм и видов ФР. 5. Воспитание прикладных навыков и умений. 6. Идейно-политическое и патриотическое воспитание. 7 Обмен передовым опытом. 8. Оценка эффективности проводимых занятий и мероприятий. В целях координации и руководства ФР по месту жительства могут быть созданы общественные советы по ФР. Основными задачами названных советов являются:
- содействие в создании условий для организации и проведения мероприятий по оздоровлению населения средствами физкультуры, а также для организации активного досуги: - организация широкой пропаганды ФР; - осуществление систематического контроля за состоянием работы в области ФР в жилищно-эксплуатационных организациях; - внедрение новых форм и методов ФР. Основными формами организации ФР по месту жительства являются группы здоровья, спортивные секции, группы по интересам, спартакиады, дни здоровья, спортландии, соревнования, турпоходы, физкультурно-спортивные праздники и др. Основными формами ФР в местах массового отдыха населения являются: - индивидуальные занятия (самостоятельные); - групповые занятия под руководством тренера (педагога); - массовые физкультурные мероприятия (соревнования, вечера, праздники, показательные выступления и др.). ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА НАСЕЛЕНИЯ Большая работа по ФР проводится РОЦ, являющимися хозрасчетными организациями, создаваемыми по месту жительства с целью оказания платных рекреационно-оздоровительных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических услуг населению. РОЦ - единый производственно-хозяйственный комплекс сооружений, объектов, включающих спортивные и тренажерные залы, бассейны, душевые, сауны, лечебно-оздоровительные и массажные кабинеты, пункты проката, дорожки здоровья и т. п., он является первичным звеном в системе жилищно-коммунального хозяйства. Основными задачами, стоящими перед РОЦ, являются: - всемерное развитие и улучшение рекреационно-оздорови-тельной работы среди населения по месту жительства; - планирование, организация, проведение и учет массовых рекреационно-оздоровительных мероприятий по месту жительства в городе (районе); - создание необходимой материально-производственной базы для организации рекреационно-оздоровительной работы по месту жительства; - укрепление здоровья населения, улучшение его физического развития, максимальное повышение и поддержание относительно высокого уровня работоспособности, закаливание, повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, продление активной творческой жизни людей, особенно лиц среднего и старшего возраста;
- приобретение занимающимися знаний по основам ФР и методике самостоятельного использования физических упражнений; - пропаганда ФР как средства гармонического развития физических и духовных способностей личности, укрепления дисциплины и борьбы с вредными привычками. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ В МЕСТАХ ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯ Зоны массового отдыха населения являются объектом повышенного спроса у людей всех возрастных категорий, располагают емкой проектной мощностью, способной единовременно охватить большую часть населения. Общение человека с природой является одной из особенностей зон массового отдыха, важнейшим и обязательным фактором сохранения здоровья, средством лечения многих заболеваний. На ПКиО возложены следующие функции: - укрепление и расширение материально-спортивной базы, строительство, реконструкция и ремонт на долевых началах спортивных сооружений, приобретение спортивного инвентаря коллективного пользования, оборудование маршрутов здоровья, терренкуров, лыжных освещенных трасс, катков, детских спортивных площадок, бассейнов на естественных водоемах, аттракционов рекреационно-оздоровительной и спортивной направленности; - обеспечение условий для круглогодичных занятий ФКСиТ различных групп населения, создание рекреационно-оздоровительных групп; - обеспечение проведения врачебного контроля и постоянного медицинского наблюдения за занимающимися ФКСиТ; - организация и проведение зрелищных рекреационно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; - проведение широкой пропаганды ФР, проведение разъяснительно-консультационной работы по вопросам самостоятельных занятий ФКСиТ с использованием средств наглядной агитации, проведением лекций, бесед, радиопередач, спортивных праздников с показательными выступлениями, демонстрацией специальных кинофильмов. В зависимости от условий, расположения и возможностей ПКиО, мероприятия по рекреационно-оздоровительной и спортивно-массовой работе могут включать: - организацию занятий в спортивных секциях для постоянных посетителей, коллективов предприятий; - организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий; - создание детских групп по фигурному катанию на коньках, оздоровительной гимнастике, плаванию, спортивным играм; - организацию учебно-консультативных пунктов для лиц различного возраста, занимающихся самостоятельно на базе парков или в домашних условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|