Исцеление двойного переноса
Лаура: Я страшно разгневана, но не знаю почему. Б.Х.: Разгневана? Ты имеешь в виду, что ты действительно в ярости? Лаура: Да. Ты смеешься? Б.Х.: Ты бы предпочла, чтобы я плакал? Хорошо, расставим твою семью. Рис. 8.1: М - муж; Ж — жена (Лаура); Д - дочь.
- 114 -
Б.Х.: Эта расстановка указывает на то, что существует системное пе- реплетение. Подобные отношения между мужем и женой невозможно представить себе даже в самых страшных снах. (Лауре): Можешь ты себе это как-то объяснить? Лаура: Раньше у меня часто бывало такое впечатление, будто в на- шей семье кто-то что-то скрывает. Стараясь раскрыть эту тайну и зада- вая вопросы, я всегда наталкиваюсь на неудовольствие родственников. Но все же у меня сильное подозрение, что моя мать что-то скрывает. Б.Х.: Тогда это переплетение исходит из ее семьи. Лаура: У дедушки со стороны матери было семеро детей, и все дочки. Ему это совсем не нравилось. Он хотел сына и всегда настаивал на том, чтобы все его дочери имели детей, не выходя замуж. Он надеялся, что одна из них родит сына, который носил бы его имя и передал дальше по наследству. И все дочери поступили по его воле, кроме моей матери. Она вышла замуж, и у нее единственной родились сыновья. Все остальные родили дочерей. Б.Х.: Итак, кого в твоей расстановке должен был замещать твой муж? Твоего деда! Если это верно, то ты в большом долгу перед своим мужем. (Группе): Мне хотелось бы еще раз затронуть тему динамики двойного переноса. Как терапевт сначала я спрашиваю себя, какими должны были быть чувства этих дочерей по отношению к отцу. Они были в ярости, но эта ярость была обоснованной. И на кого спроецировалась эта ярость? Лаура: На моего бывшего мужа.
Б.Х.: Вот именно. Ты перенимаешь чувства этих женщин. Это про- ецирование в субъекте,то есть от твоих теток на тебя. Но ярость, вместо того чтобы быть направленной на деда, направлена на твоего мужа: это проецирование в объекте,то есть от твоего деда на мужа. Иными словами, ты в большом долгу перед своим мужем. В большинстве случаев, когда пациент считает себя правым (действительно правым — так, как ты преж- де), тогда в системе происходит двойное проецирование. Когда речь идет о его собственном праве, пациент не так сильно вступается за него, как в случае, если это касается прав других. Б.Х.: Сейчас мывыполним с тобой одно упражнение. Расставь всех своих теток и сама встань к ним. (Лауре): Сейчас ты должна с любовью посмотреть на каждую из них и каждой сказать так, как маленькая девочка обратилась бы к любимой тете: «Дорогая тетя!» Лаура: Я бы не сказала, что я их так уж люблю. Б.Х.: Тогда повторяй эту фразу до тех пор, пока ты не сможешь ска- зать ее с любовью. (Лаура повторяет фразу до тех пор, пока ей это, наконец, удается.) Б.Х.: Сейчас встань на колени перед тетями, поклонись до самого пола, положи перед собой руки с обращенными кверху ладонями и ска-жи своим тетям: «Я вас уважаю!» 8* - 115 -
Pис. 8.2: Т1 - первая тетя и т. д. Рис. 8.3 Лаура: Я вас уважаю. Б.Х.: «Дорогие тети, я вас уважаю». Лаура: Дорогие тети, я вас уважаю. Б.Х. (через некоторое время): Теперь поднимись, встань рядом со сво- ими тетями и скажи каждой из них: «Дорогая тетя». Лаура: Дорогая тетя, дорогая тетя. (Лаура глубоко взволнована. Только сейчас ее любовь, боль и сочув- ствие могут течь к этим родственницам. Тогда Хеллингер возвращает мужа в поле ее зрения.)
- 116 - Рис. 8.4 (Лаура подходит к мужу, обнимает его за шею и говорит, всхлипывая: «Прости, пожалуйста?») Б.Х.: Скажи только: «Мне жаль». Не больше. «Мне жаль». Лаура: Мне жаль.
Б.Х.: Скажи ему: «Я не знала». Лаура: Я не знала. Б.Х. (после того, как Лаура успокоилась): Встань рядом с ним, а я по- ставлю вашу дочь к вам. Рис. 8.5 Б.Х.: Как вы себя сейчас чувствуете? (Все чувствуют себя хорошо.) Б.Х.: Хорошо. Нашли решение проблемы. (Группе): Сейчас мне хотелось бы более подробно рассказать о данном случае. При двойном Переносе пациент больше не живет собственной жиз- нью. Он идентифицируется с другим членом семьи. Идентифицироваться — значит быть чуждым себе, быть как то лицо, с которым человек идентифи- цируется. Это лицо больше не является чужим «Я» для пациента. Он чув- ствует как тот другой человек, то есть его чувства — это чувства того чело-
- 117 -
века. Поэтому в данной расстановке было необходимо сначала расставить Играющая роль одной из теток: В качестве тетки в этой расстановке Б.Х.: Мы все видели красоту теток, когда они стояли здесь, полные собственного достоинства. Без этого ничего не получилось бы. При от- сутствии уважения со стороны пациентки - уважения, которое предше- ствует любви, - «дезидентификация» не стало бы для нее возможной. Тот же самый принцип соблюдается в тех случаях, когда «ребенок» снова на- ходит в себе способность любить своих родителей: прежде всего он дол- жен уважать их, например, когда его проблема состоит в том, что он их презирал или чем-то обидел. Только когда уважение предшествует люб- ви, между людьми могут складываться хорошие отношения. Иначе про- блемы не решаются и отношения остаются пустыми. Большинство серьезных трудностей в отношениях между мужем и
Лаура: Я в совершенном изумлении! Первый раз в жизни я чувствую странное спонтанное тепло в пояснице; для меня это совершенно новое чувство. Играющий роль мужа: Меня очень тронули ее слова: «Мне жаль, я не знала». Прощение не рекомендуется Б.Х. (Лауре): Я не позволил тебе произнести: «Пожалуйста, прости меня!», потому что это неприемлемо. Нельзя просить о прощении. У че- ловека нет права на то, чтобы прощать. Ни один человек не имеет такого права. Когда кто-то просит о прощении у другого, он перекладывает на
- 118 - него ответственность за собственную вину. Некоторые пациенты каются своему терапевту в своих грехах. И если он им это позволяет, то берет все на себя.. Однако он может защититься, ответив пациенту: «Я не хочу ни- чего об этом знать». Тот, кто прощает, находится как будто на более высоком уровне по сравнению с тем, кого прощает, и из-за этой разницы нормальные рав- ноценные отношения невозможны. Но если мы говорим другому чело- веку: «Мне жаль», два индивидуума оказываются на равных друг с дру- гом. Тогда каждый из них сохраняет собственное достоинство и каждому будет гораздо легче иметь нормальные отношения друг с другом, чем в случае, когда кто-то просит о прощении. Лаура: Точно так я и чувствовала. Я чувствовала эту огромную разни- цу! Сейчас я понимаю, что произнести слова «Мне жаль» — самое пра- вильное. Б.Х.: Твоя боль выражает уважение к мужу, и этого достаточно для решения твоей проблемы. Последствия для ребенка Лаура: Сначала мне хотелось с восторгом сказать тебе, как хорошо я себячувствую. Но это продолжалось всего минут десять. Сейчас же я стою перед чем-то и мне нужен твой совет. Я не последовала за мужем в его семью, это он пришел со мной в нашу семью. После развода я вернула свою девичью фамилию, и моя дочь тоже носит ее. Во время бракораз- водного процесса его родители постоянно вмешивались. Все мы очень сильно перессорились. После этого я запретила дочери встречаться с его родителями, но сейчас у меня такое чувство, что это была огромная глу- пость с моей стороны.
Б.Х.: Да, действительно, но эту глупость еще не поздно исправить. Лаура: Мне хотелось бы еще кое-что добавить. Вот уже полгода, как моя дочь не имеет никакого контакта с моим бывшим мужем из-за того, что он совершил сексуальное посягательство. И я до сих пор не доверяю ему до такой степени, чтобы позволить им видеться. Но сейчас у меня такое чувство, будто моя дочь должна жить вместе с отцом у его родите- лей, несмотря на то, что у меня нет доверия к нему. Еще вчера я просто рассмеялась бы, если бы кто-то сказал мне что-нибудь подобное. У меня уже раньше было чувство, что я пожертвовала своим ребенком. Мне зна- кома подобная ситуация: в нашей семье это происходило из поколения в поколение, и мне хотелось положить этому конец. Но уверенности в том, что я своевременно защитила свою дочь, у меня больше нет.. Сейчас же я просто не могу сказать ему: «Забери свою дочь и иди вместе с ней к своим родителям. Там ее место». Б.Х.: Что касается сексуального посягательства, ты должна сказать дочери: «Ты сделала это для меня».
- 119 - Лаура: Мне действительно необходимо ей это сказать? Б.Х.: Да, ты должна сказать ей: «Ты сделала это для меня, но сейчас мы можем это исправить». Кроме того, ты можешь еще сказать ей: «Дети никогда не виноваты». Таким образом ты примешь ответственность за случившиеся в прошлом события на себя и своего мужа, а дочь станет свободной, сразу же. (Вероятно, в данном случае воздействует еще иден- тификация с бабушкой, которая предоставила своих беззащитных дочерей своему мужу и его планам.) Расстановка: Умершие в детстве братья Утэ: С тех пор, как мы говорили с тобой о могиле, я поняла, что в моей семье смерть являлась в необычайно разнообразных и трагических видах. Б.Х.: Об этом я не хочу ничего знать. Утэ: Мне тоже не хотелось говорить об этом подробнее, у меня толь- ко вчера возникла одна идея. Кроме моего родного старшего брата, у меня был еще сводный брат, который являлся внебрачным ребенком моего отца. Старший брат умер через полгода после моего рождения: у него был поражен мозг. А о внебрачном сыне моего отца, который тоже умер в дет- стве, я даже никогда и не думала. Только после того, как ты упомянул других членов моей семьи, я в первый раз вспомнила о нем.
Б.Х.: Этот сводный брат —, самый старший ребенок в семье? Утэ: Нет, мой родной брат — самый старший. После него родился этот сводный брат, а потом я. Я самая младшая. Б.Х.: А что с матерью твоего сводного брата? Утэ: Я почти ничего не знаю о ней. Знаю только, что она была секре- таршей у моего отца, потом она вышла замуж и жизнь у нее сложилась нормально. Обо всем этом я узнала после смерти отца. Б.Х.: В подобном случае порядком, отражающим отношения в сис- теме, было бы то, если бы твой отец развелся с твоей матерью и женился на этой женщине, у которой от него был ребенок. Тот факт, что твоя мать сохранила для себя старшинство и муж остался с ней, представляет со- бой несправедливость по отношению к другой женщине. Утэ: Моя мать хотела забрать этого ребенка к себе. Б.Х.: Нет, нет, это невозможно! У нее просто нет никакого права на это. Б.Х.: Расставь сейчас свою родительскую семью. Мы посмотрим на ситуацию. (Утэ начинает расстановку.) Б.Х.: Кто-то из твоих родителей прежде состоял в браке или был по- молвлен?
- 120 - Утэ: Да, мой отец. Отец был женат. Обо всем этом я услышала только Б.Х.: У них были дети? Утэ: Нет. Но и у моей матери были очень серьезные отношения с кем- то до брака с моим отцом. Тот мужчина был на 25 лет старше матери. Б.Х.: Эти люди также нужны нам для расстановки, Обвинял ли кто-либо из родителей другого в том, что ребенок родил- ся инвалидом? Утэ: Я думаю, моя мать чувствовала себя виноватой из-за успокаи- вающих таблеток, которые по ее просьбе ей дала повитуха. Б.Х. (участникам курса): Что думают медики по этому поводу? Могли такие таблетки послужить причиной поражения мозга? Врач: Если рождение ребенка было таким образом задержано, то да. Утэ: Ребенок, можно сказать, застрял, попросту застрял, а она это позже отрицала! Рис. 9.1: О- отец; М - мать; +1 — первый ребенок, рано умерший сын-инвалид; +2 — второй ребенок отца, рано умерший внебрачный, сын; 3 — третий ребенок, дочь (Утэ); М2 — мать умершего внебрачного ребенка; 1ЖО — первая жена отца; БДМ — бывший друг «лагери. Утэ: Неожиданно я вижу так много людей, а всегда чувствовала себя такой одинокой. Б.Х.: Как чувствует себя отец? Отец: Мне просто плохо. У меня плохое настроение, и ситуация как будто безвыходная. Мне кажется, что я застрял и не могу двинуться ни вперед, ни назад.
- 121 - Б.Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Ужасно. Просто ужасно. Совершенно ужасно. Б.Х. (играющему роль умершего старшего сына): Как чувствует себя умерший старший сын? Первый ребенок: Хорошо. Я чувствую себя уютно и тепло между ними. Б.Х.: Как чувствует себя мать внебрачного сына? Мать второго ребенка: Как будто меня бросили с ребенком. У меня сейчас очень большая ответственность. Б.Х. (играющему роль умершего внебрачного сына): Как чувствует себя умерший внебрачный сын? Второй ребенок: Я чувствую ужасную подавленность. У меня слезы на глазах. Все это нехорошо. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена отца? Первая жена отца: Странно. С одной стороны, я предпочла бы не иметь ничего общего со всем этим, абсолютно ничего. Но с другой сторо- ны, если уж мое присутствие здесь так необходимо, то мне бы хотелось быть бабушкой всех этих людей. Б.Х.: Как чувствует себя бывший друг матери? Бывший друг матери: С правой стороны от меня приходит много теп- ла, как будто кто-то ласково гладит меня или я кого-то глажу. Я чувствую, что меня как будто что-то тянет к этой женщине. Все остальное для меня неважно. Б.Х. (играющей роль Утэ): Как чувствует себя дочь? Третий ребенок: Мне кажется, что я как будто расщеплена пополам. Одна половина меня, правая, — теплая и спереди и сзади. Вторая — ледя- ная, и я чувствую себя совершенно бессильной. (Б.Х. ставит первую жену отца напротив остальных.) Рис. 9.2
-122 - Б.Х.: Как чувствует себя сейчас отец? Отец: Мне нравится, что она сейчас находится в поле моего зрения. Когда она стояла позади меня, мне это совсем не нравилось. Мать: Мне на этом месте все еще плохо, но все же лучше, чем прежде. Третий ребенок: Я рада, что могу направить свой взгляд на кого-то. Б.Х.: Как чувствует себя сейчас первая жена? Первая жена отца: Когда я стояла позади всех, мне было холодно, а когда ты поставил меня сюда, сразу стало тепло. Сейчас я могу интересо- ваться всем, что происходит. Между нами возникли какие-то отноше- ния. (Б.Х. ставит мать рядом с первой женой отца.) Рис. 9.3 Отец: Так лучше. Сейчас я могу первый раз за все время по-настоящему видеть мою вторую жену. Прежде я не понимал, зачем она здесь. Но сейчас я ничего не имею против нее, но и особой привязанности к ней я тоже не чувствую. Третий ребенок: Сейчас я могу свободнее дышать. Первый ребенок: Мне все безразлично. (Б.Х. изменяет констелляцию, посадив умершего старшего сына на пол перед родителями и прислонив его к ним спиной.) Б.Х.: Как чувствует себя сейчас старший сын? Первый ребенок: Эта позиция мне подходит. Б.Х.: А как чувствует себя мать? Мать: Мне грустно. (Б.Х. ставит умершего внебрачного сына рядом с его отцом, а дочь — рядом с ее матерью.)
- 123 - Рис. 9.4 Рис. 9.5 Б.Х.: Как чувствует себя отец сейчас? Отец: Странно. То, что мой внебрачный сын здесь, рядом со мной, для меня скорее тягостно. А сын, лежащий на полу, не представляет для меня никакой проблемы. Целью моих отношений с женой является глав- ным образом забота о ребенке. Я чувствую симпатию к ней, но все же у меня такое впечатление, что между нами что-то ненормально, но что именно— не знаю.
- 124 - Б.Х.: С точки зрения семейной системы между вами все кончено. (Играющей роль Утэ): Как чувствует себя дочь? Третий ребенок: Плохо. (Б.Х. расставляет членов семьи в решающую проблему констелля- цию.)
Рис. 9.6 Б.Х.: Как чувствует себя дочь? Третий ребенок: Лучше. Мать: Мне тоже лучше. Б.Х.: Как чувствует себя умерший внебрачный сын? Второй ребенок: Я рад, что снова могу быть возле матери. Там, рядом с отцом, я чувствовал себя очень одиноким. Третий ребенок: То чувство разделения пополам у меня исчезло. Б.Х.: Как чувствует себя мать внебрачного ребенка? Мать второго ребенка: Неплохо. Прежде мне было грустно, потому что мой сын так далеко от меня. Но сейчас лучше. Мать: Это наводит на меня грусть. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена отца? Первая жена отца: Все это меня больше не касается. Б.Х.: Динамика событий, которые происходили в этой семье после первого брака отца, так сильна, что связь отца с его первой женой боль- ше не играет никакой роли. (Бывшему другу матери): А для тебя это еще играет какую-то роль? Бывший друг матери: У меня теплые чувства, я могу взглянуть на нее, но между нами все кончено.
- 125 - Б.Х. (к Утэ): Стань на свое место в расстановке, пожалуйста. (Утэ становится на свое место в расстановке и долго смотрит на всех.) Утэ: Мне приятно, что есть возможность контакта с членами семьи, стоящими слева и справа от меня. И приятно стоять между мужчинами. Моя мать оказала на меня большое влияние и очень ограничила в само- выражении. Я думаю, что если бы мать могла занять место рядом с от- цом, для нее это было бы лучше, чем заботиться обо мне. Меня потрясло то, что участница, игравшая мою роль, испытывала то же чувство рас- щепления, что и я. У меня и в самом деле очень часто возникало чувство, будто я расщеплена или поперек, или вдоль туловища. Но в данный мо- мент ничего подобного я не чувствую. А то, что у меня сейчас есть брат, тот, слева, — совершенно новая ситуация для меня. Я осознаю это в пер- вый раз. Я по-прежнему нахожу это грустным, но в данный момент меня это не очень волнует. Б.Х.: В систему пришел покой. (Утэ осторожно гладит по щекам отца и обоих братьев.) Утэ: Сейчас все в порядке. Б.Х. (группе): Сейчас я расскажу вам еще одну историю. В ней гово- рится о полноте времени. Полнота времени Спросил юнец у старика: «Что различает нас: тебя, что век свой прожил, и меня, чей день лишь настает?» Старик ответил: «Я был больше. Хоть нам и кажется в час предрассветный, что больше юный день, раз прежний позади. Но этот день грядущий, пусть он лишь наста- ет, лишь тем становится, чем был вчерашний, и чем богаче тот был, тем богаче этот будет. Как день когда-то прошлый, он сначала наверх, к полудню держит путь. До зноя он зенита достигает, и там на время в вышине, нам кажется, он тихо замирает, пока, отяжелев, не покатит к закату — и вот он весь такой же как вчера был старый. Но то, что было, не прошло. Оно осталось, потому что было. Оно живет, хотя и позади, и, наполняясь вслед идущим новым, растет. Так капля, что из облака упала, уже была ведь, но упала в море, которое осталось. И только то, чему не суждено было стать чем-то, что мы все упу- стили, не узнав, подумали, не сделав, растратили не в плату за свой выбор, — то миновало: от него и следа не осталось.
- 126 - Бог верного момента поэтому для нас двулик — он юноша с лица кудрявый, а со спины — старик. И руку протянув вперед, его за ло- кон схватишь, а сзади подойдешь и схватишь пустоту». И юноша спросил: «Что ж делать мне, чтобы стать тем, кем был ты?» Старик ответил: «Будь!» Б.Х.: Хорошо, Утэ? Утэ: Из этой истории я узнала нечто важное для себя. Напрасная борьба Улла: Я чувствую себя хорошо. Как будто очнулась после расстанов- ки моей родительской семьи. Но кое-что я еще не поняла. До того, как я расставила участников, играющих роли членов семьи, ты сказал, что мое внутреннее сопротивление против превращения бывшей невесты отца в мой идеал является напрасным усилием. Этого я не понимаю; но саму констелляцию я поняла. Б.Х.: Этого уже достаточно. Я только хотел обратить внимание на то, Улла: Мне приятно видеть бывшую невесту отца и то, что она полу- чила подобающее место. Б.Х.: Вам, вероятно, известна библейская история о Якове. Целую ночь он боролся с ангелом на берегу реки. Ума: Это был архангел Гавриил? Б.Х.: Нет, не думаю, что это был Гавриил. Имя этого существа не ука- зывается. Точнее сказать, ангел здесь - только образ Бога. Ангел сказал Якову: «Отпусти меня!» А Яков ответил: «Я не отпущу тебя до тех пор, пока ты меня не благословишь». Только тогда они смогли разойтись. Понимаешь? Перенятый траур ослабляет Улла: В моей жизни сейчас переломный период, и вот уже некоторое время меня преследует грусть. После «пробуждения», о котором я уже говорила, у меня было намного больше энергии, и я пришла сюда пол- ной сил. Но при расстановке семьи Утэ, в которой я играла роль ее мате- ри, мне стало очень грустно — ведь ее история действительно очень грус- тная, — и я сразу же начала использовать это для работы над собственной грустью. Но при этом вся моя новая энергия исчезла, а сейчас я снова чувствую ее.
- 127 - Б.Х.: Это как в случае с чужой виной. Обоснованная собственная грусть делает человека сильным. Она всегда полна энергии. Чужая же грусть ни к чему не ведет. Например, когда кто-то один плачет, а другие плачут вместе с ним, они становятся слабыми. Только тот, кто плачет; потому что у него есть веская личная причина для этого, приобретает силу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|