Нарушенное равенство и закон уравновешивания
Бригитта: Я наконец решилась расставить свою семью, и мне хочет- ся сделать это немедленно. Б.Х.: Пожалуйста! Бригитта: Я должна расставить мою собственную родительскую се- мью или родительскую семью моей дочери? Собственно, моя проблема касается дочери. Б.Х.: Расставь свою нынешнюю семью: всех мужчин, женщин и Бригитта: Я замужем во второй раз. Мой первый муж ушел, а позже Б.Х.: Почему вы разошлись? Что у вас случилось? Бригитта: Я изучала психологию. После того как я закончила уни- верситет, он был мне больше не нужен. Б.Х.: Здесь действует закон уравновешивания. Если один из партне- ров, состоящих в браке, дает возможность другому закончить образова- ние, последний разрывает отношения, потому что с точки зрения семей- но-системной динамики он будет не в силах установить равновесие меж- ду собой и своим партнером. Брак не может продолжаться, если суще- ствует слишком большая разница между тем, что один из партнеров отдает другому, и тем, что он получает от него. Во всем должно царствовать рав- новесие. Когда жена оплачивает образование мужа, он оставит ее, как только закончит учебу. (Бригитте): Ты все еще в долгу перед своим мужем. Бригитта: Я помню только некоторые его слабые стороны. В любом случае, я понимаю, что все еще в долгу перед ним. Б.Х.: Воспоминания являются целенаправленными. Бригитта: Вчера и позавчера я пыталась найти его фотографии, что- бы поставить их вместе с другими, и мои дети... Б.Х.: Твои дети делают сейчас то, что ты не сделала в свое время.. Бригитта: Я хотела сказать, что мои дети забрали себе все фотогра- фии отца. Я не смогла найти ни одной. Мой муж снова женился, и у него двое детей с этой женщиной.
- 172 - Б.Х.: Она тоже нужна нам для расстановки. Бригитта: У моего второго мужа было двое детей от первого брака. Его жена умерла. Теперь эти дети живут с нами. Б.Х. (видя, что Бригитта начинает расставлять членов своей семьи): Я сам расставлю их в правильном порядке. В данном случае это не пред- ставляет особой трудности. Рис. 13.1: 1М — первый муж, отец 1-4 и 5-6; Ж — жена, мать 1-4 (Бригитта); 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, дочь; 3 — третий ребенок, дочь; 4 — четвертый ребенок, дочь; 2Ж — вторая жена бывшего мужа Бригитты, мать 5-6; 5 — пятый ребенок, дочь; 6 — шестой ребенок, сын; 2М — второй муж Бригитты, отец 7-8; +1Ж — первая жена второго мужа Бригитты (умерла), мать 7-8; 7 — седьмой ребенок, сын; 8 — восьмой ребенок, дочь. Б.Х.: Как чувствуют себя дочери? Первый ребенок (представляющий, по мнению Бригитты, проблему в системе): Я ощущаю силу, исходящую из этого круга! Второй ребенок: Мне хорошо, потому что все члены семьи в сборе. Третий ребенок: Меня это впечатляет. Четвертый ребенок: Довольно хорошо. Б.Х. (участнику, играющему роль первого мужа Бригитты): Как чув- ствует себя отец? Первый муж Бригитты: Меня очень тронуло то, что дочери забрали себе все мои фотографии.
- 173 - Б.Х.: Дети должны перейти в область влияния отца. В данном случае у матери нет никаких прав на детей. Они — часть системы отца. Как чувствует себя вторая жена бывшего мужа Бригитты? Вторая жена: Хорошо.,. Пятый ребенок: Тоже хорошо. Б.Х. (детям Бригитты, указывая на остальных детей): Все они — ваши Шестой ребенок: Слишком много женщин. Б.Х.: Да, с твоей точки зрения. Как чувствует себя второй муж? Второй муж Бригитты: Такое расстояние между мной и женой не случайно. Но я с ним согласен. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена второго мужа Бригитты? Первая жена: Хорошо. Б.Х.: Как чувствуют себя ее дети? Седьмой ребенок: Интересная группа.
Восьмой ребенок: Хорошо. Б.Х. (участнице, играющей роль Бригитты): Как ты себя чувствуешь? Жена (участница, играющая роль Бригитты: Плохо, У меня такое чув- ство, словно меня душат. Здесь слишком много людей. Мне бы хотелось, чтобы круг был поменьше. Первый ребенок: Мне бы хотелось поближе к отцу. (Б.Х. изменяет констелляцию.) Рис. 13.2
- 174 - Жена (участница, играющая роль Бригитты): Здесь мне лучше, гораз- до лучше. Мне только немного грустна из-за потери дочерей. Мои чув- ства тянут меня к ним. Б.Х.: Ты проиграла свое право на дочерей. Их место — рядом с отцом, в его системе. Ты не имеешь права отнимать их у него. Они — твой долг ему. Бригитта: Я собираюсь развестись со своим вторым мужем. Б.Х.: И в его системе тебе нет места. Ни в первой, ни во второй. (Б.Х. формирует констелляцию, показывающую решение проблемы.) Рис. 13.3 Б.Х. (участнице, играющей роль Бригитты): Как тебе там? Жена: Здесь мне тоже хорошо. Б.Х.: Значит, это и есть твое место. Жена: Здесь мне лучше. Больше места. Второй ребенок: Здесь у меня впервые возникли настоящие чувства по отношению к моей матери. Первый ребенок: Сейчас между нами установилась какая-то связь. Б.Х.: Здесь мы наблюдаем последствия легкомысленного развода. В (Бригитте): Хочешь встать на свое место в расстановке? (Бригитта становится на свое место в расстановке.) Можешь еще что-то попробовать, если хочешь. Бригитта: Я потерпевшая сторона.
- 175 - Б.Х.: Нет. Ты только отвечаешь за последствия собственного реше- ния. Иначе это придется делать твоим дочерям. Бригитта: Я сама должна отвечать за последствия. (Плачет.) Б.Х.: Да. Но ты до сих пор с этим не согласилась. Бригитта: Да, может быть. Б.Х.: Да, я так и думаю. Но твоя боль — исцеляющая. Она примиряет дочерей с матерью. Ты согласна? (Бригитта согласно кивает.) Б.Х. (группе): На примере этого случая стало ясно, что когда один из партнеров совершает то, что служит только его собственным интересам, как сделала Бригитта, ему не избежать негативных последствий своих действий и он должен принять эти последствия. Недопустимо, чтобы жена поступила несправедливо по отношению к мужу и вдобавок отняла у него детей. Покинувший систему остается в одиночестве, и дети должны ос- таться с тем из партнеров, с кем поступили несправедливо. Это является важным принципом.
Бригитта: Я поступила в университет, когда узнала, что у моего мужа была связь с другой женщиной, которая продолжалась тогда уже полтора года. Б.Х.: Значит, и он был виноват. Это дополнительный аспект, но этим твое поведение и действия по отношению к детям не нейтрализуются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|