Изменение внутренней динамики
Франк: У меня возник еще один вопрос, касающийся моего развода. Когда я участвовал в расстановках, например, играл роль отца сегодня в расстановке семьи Бригитты, я заметил, что дети всегда должны были перейти в область влияния отца. Мне хотелось бы знать, не должен ли я применить этот принцип и, в моем случае. Б.Х.: Нет, в твоих отношениях с детьми этот принцип не действует. Он являлся действительным только для той, другой, системы. Какая ди- намика действует у тебя, нам неизвестно. Но если тебе хочется это уз- нать, мы можем сделать расстановку твоей семьи. Франк: Да, мне бы этого хотелось. Б.Х.: Тогда сразу же и начнем. У нас еще остается достаточно времени. Франк: Хорошо. К моей системе принадлежат моя бывшая жена, я сам, двое детей и Дагмар, женщина, с которой я сейчас живу. Она тоже здесь. Б.Х.: Дагмар была прежде замужем, не правда ли? Франк: Да. Б.Х.: Тогда ее муж нам тоже нужен. Рис. 14.1: М — муж (Франк); 1Ж — первая жена, мать 1-2; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, дочь; 2Ж — вторая связь, Дагмар; 1М2Ж — первый муж Дагмар.
- 180 - Б.Х.: Как чувствует себя муж? Муж: Когда моя теперешняя подруга пришла сюда и встала возле меня, меня это как будто согрело. Но мне не хватает моих детей. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена? Первая жена: Я не знаю. Первый ребенок: Отсюда, где я сейчас стою, я не могу поддерживать никакого контакта с отцом. Но одновременно у меня такое впечатление, что я потеряю связь и с матерью, если подойду поближе к отцу. Б.Х.: Все же подойди к нему, чтобы узнать, на что это будет похоже. (Сын становится рядом с отцом.) Первый ребенок: По-моему, так лучше. Так я ближе и к матери. Второй ребенок: Здесь мне нравится. Но все же я бы предпочла быть более самостоятельной.
Первая жена: Я не верю своим глазам. Б.Х. (дочери): Встань рядом с братом! (Первой ясене): Повернись в другую сторону! Как ты находишь это изменение? Первая жена: Мне это нравится. Муж: И мне это тоже очень подходит. Б.Х. (первой жене): Подвинься еще немного вперед! А сейчас? Первая жена: Мне хорошо. Первый муж Дагмар: Все это меня не касается, хотя я чувствую еще какую-то напряженность по отношению к моей первой жене. (Участница, играющая роль Дагмар, смеется.) Б.Х. изменяет констелляцию. Рис. 14.2 Б.Х. (Франку и Дагмар): Сейчас встаньте сами на свои места в расстановке. (Дочери): Тебе хорошо там? Второй ребенок: Да, хотя я ощущаю что-то неприятное со стороны этой другой женщины.
- 181 - Б.Х.: Конечно! Ты перенимаешь роль своей матери по отношению к ней. Первый ребенок: Мне тоже не хватает матери. Первая жена (стоя снова лицом к остальным): Мне было интересно увидеть, что здесь происходит. Б.Х.: Что ты чувствуешь, когда видишь свою семью с такого расстоя- Первая жена: У меня более полная картина. Франк: Я просто ошарашен. Б.Х.: То, что мы сейчас видим, и есть простое и ясное решение про- блемы Франка. На этом мы можем остановиться. Франк (сев назад на свое место в группе): Я еще не до конца все пони- маю, но некоторые детали мне стали ясны. Б.Х.: Ты должен радоваться уже тому, что ты нашел их. И этого доста- точно. Франк: Я чувствую себя очень неуверенно в этой ситуации. Б.Х.: Радуйся им, несмотря на свою неуверенность! Некоторые все- гда находят к чему придраться. С тобой всегда случается одно и то же. Счастье не только пугает, но и служит причиной для дополнительной ответственности. Франк: Мне кажется, что прежде чем принять на себя какую-то от- ветственность, я должен обдумать эту проблему. Б.Х.: В ходе расстановки стало ясно, что твою жену тянет на родину и в ее систему, а место твоих детей — рядом с тобой. Когда она это увидела, с нее словно свалился груз.
Франк: Я всегда чувствовал себя в чем-то виноватым. Б.Х.: И для меня было большим облегчением видеть все то, что про- изошло здесь во время этой расстановки. Я обрадовался за тебя. Тут вов- се не нужно искать виноватого. Все зависит от действующей динамики, и мы только что видели: в твоей системе она развивается так, как и долж- на развиваться.
- 182- ДЕНЬ ТРЕТИЙ Беседы На наших терапевтических курсах проводятся так называемые бесе- ды, во время которых каждому участнику по очереди предоставляется возможность рассказать о воздействии на него проделанной здесь рабо- ты а также задать вопросы о своих наболевших проблемах, чтобы немед- ленно их решить. Пока один участник говорит, другие внимательно слу- шают, не прерывая и никак не вмешиваясь. Говорящий не должен обра- щать внимания на комментарии других участников. Тем не менее при- сутствие других помогает ему сосредоточиться, потому что, как только он попытается отклониться от своей темы, — например, вдруг начнет ис- кать оправдания для кого-то или обвинять, вместо того чтобы продви- гатьсяпо пути познания своих проблем, — группа обязательно отреаги- рует. Тогда ведущий прерывает беседу с ним и переходит к следующему участнику. Однако когда кто-то из участников рассказывает о чем-то дей- свительно очень важном для него, все остальные сохраняют внимание и сосредоточенность, даже если такой разговор длится довольно долго. Тема, очень важная для одного, всегда затрагивает и всех остальных, и когда один из участников что-то осознает и решает какие-то важные вопросы, все другие учатся вместе с ним, как по модели, не участвуя не- посредственно в расстановках семей или дискуссиях. В начале курса такие беседы довольно кратки, но к концу они стано- вятся длиннее, так как для большинства участников это последняя воз- можность решить еще не разрешенные проблемы. В настоящей главе опи- сывается одна из таких бесед. Перенятые симптомы Анне: Мне здесь хорошо. Я чувствую, как пришли в движение многие внутренние процессы, а некоторые вещи очень прояснились. Мне стало понятно, что я идентифицируюсь с определенным лицом или даже с мно-
гими... Б.Х.: Нет, человек, как правило, идентифицируется только с одним лицом. Идентификация с несколькими людьми ведет к помешательству. Анне: Я подозреваю, что идентифицируюсь с моей бабушкой; у меня были физические симптомы. Иногда я дышу только верхней частью лег- ких, не используя их полностью. Например, я сдерживаю дыхание в кон-
- 183 -
фликтных ситуациях или когда чего-то боюсь и словно стараюсь сжать- ся, чтобы казаться меньше. Тогда я вспомнила об этой бабушке, которая страдала манией преследования, и ребенком мне часто приходилось по ее просьбе проверять, не спрятался ли кто-то в доме. Мне кажется, что я переняла часть этих страхов от нее и уже в детстве часто задерживала ды- хание в подобных ситуациях. Б.Х.: Ты знаешь, что нужно делать при таких кризисах? Анне: Я думаю, просто глубоко и спокойно дышать. Б.Х.: Тебе нужно представить себе, что ты смотришь на бабушку с любовью, и сказать ей: «Я задержу воздух вместо тебя». Хорошо? Это в твоих силах? Анне: Я попробую. Б.Х.: Ты ощущаешь эту любовь? Она освободит тебя, если ты позво- лишь ей подняться из бессознательного. Есть у тебя еще вопросы, Анне? Еврейское происхождение Анне: Да. Сегодня утром первый раз в жизни я смогла произнести о моих бабушке и дедушке со стороны отца фразу «Их убили» вместо фор- мулировки «Они умерли» или «Они погибли». Б.Х.: Кто их убил? Анне: Нацисты. Сама я еврейка по происхождению. Б.Х.: Это всегда очень и очень много значит. После ужасов Холокоста брак между женщиной-еврейкой и мужчиной-немцем не может быть сча- стливым. Анне: Но я все-таки это сделала. Б.Х.: Это большая проблема. Анне: Можешь объяснить почему? Б.Х.: Такие отношения в любом случае разрушатся. Я не могу при- помнить ни одного положительного примера. Наоборот — да. Еврей мо- жет жениться на немке, но не наоборот! У таких отношений нет будуще- го. Йоханн: Существует ли какое-то объяснение? Или это просто факт? Б.Х.: Я этого ничем не объясняю. Это действительно просто факт. (Анне): Тебе известны противоположные примеры?
Анне: Да. Б.Х.: Правда? Анне: Правда! Б.Х.: Хорошо, тогда мне, вероятно, все-таки придется взять свои слова обратно... Анне: Но в любом случае я понимаю, что проблема, о которой ты ска- зал, действительно существует. Б.Х.: Когда еврейка выходит замуж за человека не своего вероиспо- ведания — в случае, если она выходит за немца, это, конечно, еще хуже, -
- 184 - такая связь будет возможной только при условии, что они откажется от своей веры. Но это просто невозможно для человека еврейского проис- хождения: их связь с религиозными традициями и политической судь- бой и намного сильнее, чем у других народов. Aнне: А как ты думаешь, почему это правило не действует по отноше- нию к мужчине еврейского происхождения? Б.Х.: Это связано с тем, о чем я рассказал вчера, а именно, что жена Георг: А ведь согласно еврейской традиции дети являются евреями по матери, а не по отцу. Поэтому они, в соответствии с семейно-системны- ми принципами, автоматически покидают семью отца, если он не еврей. Б.Х.: Это объясняется тем, что еврейка не может выйти замуж за муж- чину, не принадлежащего к еврейской культуре, не отказавшись от своей религии, но женщина, не принадлежащая к еврейской культуре, может выйти замуж за еврея без отказа от своей веры. Предписанная еврейке система ценностей не позволяет ей жить по-другому. Но это только одна из многих причин. Как правило, попытка пренебречь этими принципа- ми иллюзорна. Анне: Но я выбрала именно этого мужчину! Наши отношения ослож- няло то, что мой муж должен был быть посвящен в сан священника, он католик. Его мать не предназначала его для роли мужа. Б.Х.: Хорошо. Решение этой проблемы не представит слишком боль- шой трудности, так как то, что ты о нем рассказала, не является причи- ной для того, чтобы покинуть его. Скорее, ты сама, твои родители и твоя судьба являются сложными аспектами. (Анне не живет со своим мужем.) Роберт: Возможно, в таких случаях играет роль и то, является ли че- ловек только наполовину или на четверть евреем? Б.Х.: Я не хочу сейчас вдаваться в казуистику. Цель нашей работы состоит в восприятии воздействующих сил в целом. А то, что происходит в каждом отдельном случае, должно быть исследовано позже. (К Анне): Ты рассказала о важных деталях, и сейчас нам будет легче расставить твою семью. Чувство меры Ида: Я немного взволнована, и мне хотелось бы узнать, как опреде- ляется мера вещам. Б.Х.: Мера вещам? Ида: Да, мера вещам.
Б.Х.: Человек обладает определенным «органом» внутренней ориен- тации. Если он сознательно обращает внимание на все внутри себя и всем
- 185 - своим существом сосредоточивается на собственных ощущениях, то чув- ствует, когда мера уже превышена или где лежит граница. Иногда мы оп- ределяем такие границы умом, и чаще всего это неправильные границы. С другой стороны, когда у нас возникает какое-то сильное чувство, и если оно реально и мы отдаемся этому чувству, то оно указывает нам меру и мы никогда не превысим ее. Но если же мы просто внушаем себе какие-то чувства, как в случае Вильгельма, который считает себя жертвой, то это уже нечто другое, так как такое чувство иллюзорно и мы превышаем меру. Так происходит по- тому, что мы не прислушиваемся к самим себе. При настоящих же, не внушенных чувствах, которые возникают непосредственно из определен- ной ситуации, чувство меры уже присутствует, даже если нам кажется, что чувства не имеют границ. В таких случаях чувство меры позволяет нам точно определить, когда мы достигли границ наших Ощущений. С помощью этого метода сосредоточения мы в состоянии определить меру и во всех других жизненных ситуациях. Некоторые считают, что безопаснее проявлять себя только в малом. Но такое мнение ошибочно, и в безопасности мы только тогда, когда про- сто знаем меру в соответствующей ситуации. Ида: Не значит ли это, что и при уравновешивании мы должны сна- чала подождать, пока не узнаем меру интенсивности действий «давать» и «брать», удовлетворяющую каждого из партнеров? Б.Х.: Мера чего-то является результатом взаимодействия между нами самими и каким-либо объектом, задачей или человеком. То есть она не является результатом какого-то предварительного обдумывания. Облегчение Вильгельм: Я очень хорошо спал и еще мне кажется, что вдруг у меня появилось очень много свободного времени. Б.Х.: Прекрасно! Вильгельм: И во всем остальном у меня все хорошо. Цена Б.Х.: Клара, как ты себя чувствуешь? Клара: Хорошо, но я очень устала. Б.Х: Естественно! Клара: Мне бы хотелось кое о чем спросить. С того момента, как у нас возникла тема об уравновешивании, я постоянно думаю о несчастном случае, который со мной произошел. Девять лет назад я попала в автока- тастрофу. Каждый раз, вспоминая об этом, я связывала тему уравнове- шивания с моими тогдашними отношениями с мужем. Мы оба попали в
- 186 - катастрофу. Как бы то ни было, вчера мне пришла в голову мысль, не связана ли эта катастрофа с ситуацией в нашей семье? Б.Х.: Такая связь действительно возможна. Клара: Ты думаешь? Б.Х.: Да. И что ты собираешься теперь с этим делать? Клара: Не знаю. Б.Х.: Последствия катастрофы уже нельзя изменить. Ты должна с этим жить. Но все же ты можешь их смягчить. Ты должна вспомнить о том, о чем мы говорили вчера, то есть тебе нужно найти в своем сердце место для всех членов твоей семьи и согласиться с этим. Остальное ты должна принять как собственную судьбу. (Группе): Мне бы хотелось сказать несколько слов о травмах, катаст- рофах и несчастных судьбах. Многие люди с несчастливой судьбой, на- пример, те, кто подвергались пыткам или пережили концентрационные лагеря, не замечают самого важного. Как вы думаете, чего? Клара: Того, что они все-таки выжили. Б.Х.: Того, что для них все хорошо закончилось. Принять это являет- ся самым трудным для этих людей. Однажды мне позвонил один человек и рассказал о том, что во время туристической поездки на остров Родос они осмотрели античный водо- провод, который был настолько большим, что они даже смогли войти внутрь трубы. Когда группа достигла середины водопровода, этот муж- чина впал в панику. Он протиснулся через группу и вернулся в гостини- цу. Там его снова охватил панический страх. Тогда он сразу же вернулся домой, но и там ночью с ним произошло то же самое. Я объяснил ему, что это было воспоминание о его рождении. И как только у меня освободится место на курсе, он может прийти и мы решим его проблему. Этим мы и занялись. Клиент снова пережил свое рождение, но ему это не помогло. Тогда я поинтересовался, что же случилось при его рож- дении, и он ответил, что его мать почти истекла кровью. Я посоветовал ему опуститься на колени, смотреть в направлении стены, представить себе, что он смотрит на мать, и сказать ей: «Я принимаю свою жизнь по той цене, которую ты заплатила за мое рождение». Но произнести эти слова ему было слишком тяжело. Только через три дня ему наконец уда- лось их произнести, и он избавился от своего страха. (Кларе): При расстановке твоей семьи это тоже являлось смыслом твоего поклона: ты приняла свою жизнь от каждого из членов твоей се- мьи по той цене, которую он сам заплатил. Все тогда были дружелюбны к тебе, не правда ли? Ведь если кто-то заплатил за что-то, то он рад видеть, что это не было напрасным. Клара: Ты хочешь сказать, что моя автокатастрофа была такой ценой? Б.Х.: Нет, члены твоей семьи заплатили за твою жизнь, и сейчас они хотят видеть, что их плата не была напрасной. То есть если ты примешь
- 187 - свою жизнь по той цене, которую они заплатили, и совершишь что-то значительное, тогда они принимают эту цену. Но если ты позволишь себе опуститься, то эта плата была напрасной. Понимаешь? Клара: Да. Б.Х.: Хорошо. Есть у тебя еще вопросы? Клара: Нет. Спасибо, это все.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|