Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исходное негативной чувство и как его изменить




Софи: Сегодня ночью я тоже хорошо спала, но мой сон был разделен на две фазы. После первой фазы глубокого сна я проснулась и сначала чувствовала себя спокойно, но потом ко мне пришли воспоминания, ко- торые взволновали меня. Я думаю, что у меня нет проблем, связанных с моей семьей. Тем не менее я внезапно почувствовала, что моя тепереш- няя жизнь так приятна, потому что я была в области влияния моего отца и там мне ничто не угрожало, в то время как моя мать умерла.

Б.Х.: Когда она умерла?

Софи: Мне только исполнилось семь лет. Моим сестрам, и братьям
было плохо.

Б.Х.: Шкала исходных аффективных чувств человека видна с перво- го взгляда. Исходное аффективное чувство — та степень внутренней энер- гии, до которой мы доходим при попытке жить с наименьшим психичес- ким стрессом. Стресс повышается не только тогда, когда мы становимся несчастнее, но и когда становимся счастливее. Если представить себе эти исходные аффективные чувства в виде шкалы, низшее деление которой соответствует отметке минус сто ниже нуля, а верхнее — плюс сто, а нуле- вое деление - середине, то можно разделить людей по их исходным аф- фективным чувствам. Ты, Софи, находишься примерно на отметке ми- нус пятьдесят.

У всех, кто находится в области ниже нуля, нет одного из родителей. Анне, например, находится в области выше нуля, а Вильгельм - ниже. Каким бы странным это ни казалось, но Клара скорее в области выше нуля. Обычно считается, что исходное аффективное чувство нельзя из- менить, но я нашел метод, при помощи которого это возможно.

Софи (смеется): Я надеюсь, ты мне об этом расскажешь.

Б.Х.: Да, конечно, иначе я бы не начинал такого длинного предвари- тельного объяснения. Если клиенту удается снова интегрировать в свою систему одного из родителей, отсутствующего или изгнанного из нее, тогда его исходное аффективное чувство увеличивается на семьдесят пять пунктов.

(Смех в группе.)

(Софи): Так как ты потеряла свою мать в возрасти семи лет, то ее не хватает в твоей системе. Это понятно. Но ты в состоянии снова вернуть

 

 

- 188 -

мать на ее место в системе. Ты должна знать, что ребенку, рано потеряв- шему одного из родителей, не по силам вынести боль этой потери, пото- му что он еще слишком слаб. Ребенок реагирует на это злостью, являю- щейся его выражением траура. Позже, когда он попытается пережить тра- ур снова, он не будет в состоянии это сделать, то есть достичь внутренне- го уровня траура, но только уровня злости. Тогда он начинает стыдиться ее. Однако злость является формой траура, соответствующей силам ре- бенка, и родителям это известно. Твоя мать это поняла бы. Отчего она умерла?

Софи: Вообще-то, от последствий хирургической операции, но она была психически больна. Она никогда не отличалась хорошим здоровь- ем и просто не выдержала этой операции.

Б.Х.: Мне бы хотелось выполнить с тобой одно простое упражнение. Оно действительно очень простое и с его помощью ты сможешь найти доступ к матери и своей любви к ней. Ты согласна?

Софи: Я немного боюсь.

Б.Х.: Так всегда бывает, когда человек собирается заняться чем-то
важным для себя с точки зрения психики. Но наше упражнение будет
для тебя приятным и совсем не сложным.

Софи: Хорошо, я согласна.

Исцеление с помощью любви

Б.Х. (Кларе): Ты согласна помочь нам выполнить это упражнение?

Клара: Да.

Б.Х.: Ляг спиной на пол, закрой глаза и оставайся неподвижной.

(Софи): Ляг тоже спиной на пол, на небольшом расстоянии от нее — так, чтобы твоя голова лежала примерно на одном уровне с ее головой. Представь себе, что ты ребенок, лежишь возле твоей больной матери и смотришь на нее с любовью. Смотри на нее! Дыши глубоко, открытым ртом! Ты осознаешь ее присутствие и болезнь. Смотри на нее с любовью!

(Софи учащенно дышит, ощущает возникающее чувство траура и
плачет с широко открытыми глазами.)

Б.Х.: Смотри на нее с любовью! Как ты называла свою мать ребен-
ком?

Софи: Мамочка.

Б.Х.: Скажи: «Дорогая мамочка!»

Софи: Дорогая мамочка!

Б.Х.: «Дорогая мамочка!» С глубокой любовью! Скажи с глубокой лю- бовью: «Дорогая мамочка!»

Софи: Дорогая мамочка!

Б.Х.: Произнеси эти слова спокойно.

Софи: Дорогая мамочка!

 

 

- 189 -

Б.Х.: А сейчас скажи ей: «Дорогая мамочка, благослови меня

Софи: Дорогая мамочка, благослови меня!

Б.Х. (спустя некоторое время, после того, как печаль Софи улеглась): Наше упражнение закончено.

(Группе): Видите, какой счастливой она выглядит? Прекрасно! Таким
образом и функционирует мой метод психотерапии. Основным его прин-
ципом является решение проблем с помощью любви. Когда пациент внут-
ренне достигает уровня детской любви, исцеление может быть начато и
продолжено.

Запрятанное счастье

Хартмут (Хеллингеру): Как ты думаешь, на каком градусе шкалы я нахожусь?

(Смех в группе.)

Б.Х.: Как ни странно, но в области выше нуля.

Хартмут: Это и удивляет и радует меня.

Б.Х.: Каждый из нас знает, на каком делении он находится. Доста- точно понаблюдать за собственными чувствами.

Хартмут: По-моему, я большой меланхолик и поэтому считал, что нахожусь в области ниже нуля.

Б.Х.: Меланхолия помогает тебе сохранить запрятанное счастье.

Хартмут (смеется): Ну и хорошо. Здесь, на нашем курсе, я многое осознал и чувствую благодарность. А еще здесь благоприятный энерге- тический климат. Я первый раз принимаю участие в подобном курсе и мне хотелось бы рассказать о том, что было для меня абсолютно новым и сразу же помогло мне.

Б.Х.: Хорошо, расскажи нам об этом.

Познание другого рода

Хартмут: Для меня было новым то, что существует некое прямое зна- ние или прямое спонтанное познание того, что находится внутри нас, и того, что мы не получили путем устной передачи из поколения в поколе- ние. Для меня было новым то, что такое знание вообще существует. Я сразу же это осознал, потому что иначе все то, что ты здесь рассказал и показал в ходе расстановок—динамику, противоречащую обычному пред- ставлению о семейных реальностях, — показалось бы мне совершенно парадоксальным или, по крайней мере, гипотетическим. Кроме того, де- сятилетиями я, как одержимый гонец, который падает от усталости, не успев передать послание, старался примирить между собой разных чле- нов моей семьи и поэтому совсем забросил собственные дела. Затрачи- вая массу энергии, я всегда старался примирить членов моей семьи, что-

 

 

- 190 -

бы восстановить системные порядки, которые, по моему теперешнему представлению, вовсе никогда не существовали или не были фундамен- тальными. Здесь, на этом курсе, благодаря тебе и твоей терапевтической работе я впервые понял, что способен общаться с отцом, не испытывая никакой злости. Я был ужасно сердит на него, потому что он постоянно избегал прямой конфронтации со мной. За всю мою жизнь я ни разу не услышал от него ни одного слова или совета, которые повлияли бы на мою нравственную ориентацию, как бы сильно я ни старался его спро- воцировать. Его душа была словно обернута в какую-то оболочку... Из-за этого я злился на него. Сейчас же я в первый раз увидел возможность достичь с ним компромисса, хотя его нет в живых уже пять лет. Осозна- ние того, что мне больше не придется жить без его активного присутствия в моей жизни, освобождает меня, учитывая то, что я больше всех других членов семьи старался поддерживать с ним хорошие отношения и в то же время именно меня он больше всех избегал.

К тому же сейчас я в состоянии примириться с тем, что так ни разу в жизни и не проявил агрессии или злости, то есть упустил много возмож- ностей для внешнего проявления психической энергии, и многое поте- рял. До сегодняшнего дня я считал, что мне придется наверстать упущен- ное, каким-то образом стать агрессивным, бороться. Но сейчас я вижу, пусть еще и не совсем точно, что существует внутренний способ осво- бождения силы и энергии, которые пока остаются у меня латентными, из-за того, что я их постоянно подавлял.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...