Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание. Введение. ЛЕКЦИЯ I.




Московский государственный социальный университет

Академия социальной работы

 

 

Яцемирская Раиса Сергеевна

 

Психопатология
пожилого и старческого возраста

(курс лекций)

 

 

Москва


Яцемирская Раиса Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор

Рецензенты:

Полищук Ю. И., доктор медицинских наук;

Минигалиева М. Р., кандидат психологических наук.

 

 

Курс лекций содержит основные сведения по общей психиатрии и геронтопсихиатрии и изложен в достаточно понятной, но тем не менее профессиональной форме для восприятия психиатрических знаний лицами, не имеющими специальной медицинской подготовки или медицинского образования. В составлении лекций были использованы преимущественно труды отечественных психиатров, а также зарубежных авторов, имеющих непосредственное отношение к становлению и развитию геронтопсихиатрии. Исходя из нужд геронтологического направления социальной работы, рассмотрены основные понятия геронтопсихологии и социологии.

В соответствий с рекомендациями Отдела психического здоровья Всемирной организаций здравоохранения при ООН в охране и профилактике психического здоровья населения всех возрастов автор излагает свой собственный взгляд на приложение биопсихосоциального подхода к людям пожилого и старческого возраста в учреждениях социального обслуживания.

Курс лекций рекомендуется для обучения студентов высших и средних учебных заведений системы социальной защиты населения, для повышения профессиональной квалификации специалистам социальной работы различного уровня, а также для широкого круга лиц, интересующихся данной проблематикой в геронтологии.


Светлой памяти моих учителей, выдающихся отечественных психиатров Ивана Борисовича Галанта и
Николая Феофановича Шахматова посвящается


Содержание

Введение................................................................................................ 6

ЛЕКЦИЯ I.................................................................................................. 8

Психическое здоровье в пожилом и старческом возрасте и комплексный научно-практический подход к его изучению и охране................................. 8

ЛЕКЦИЯ 2................................................................................................ 27

Анализ психической деятельности на разных этапах старения и старости 27

ЛЕКЦИЯ 3................................................................................................ 45

Личность в геронтопсихиатрических и геронтопсихологических исследованиях и типологии личностного восприятия старения................................ 45

ЛЕКЦИЯ 4................................................................................................ 62

Психические заболевания и психические расстройства позднего возраста функциональной природы (часть I).................................................... 62

ЛЕКЦИЯ 5................................................................................................ 80

Бредовые психозы позднего возраста функциональной природы и влияние старости на динамику психопатий (часть 2)................................... 80

ЛЕКЦИЯ 6................................................................................................ 95

Психические заболевания позднего возраста органической природы 95

ЛЕКЦИЯ 7.............................................................................................. 114

Социальные аспекты психосоматики в пожилом и старческом возрасте 114

ЛЕКЦИЯ 8.............................................................................................. 131

Социальная работа с населением старших возрастов в аспекте геронтопсихологических и геронтопсихиатрических проблем.. 131

ЛЕКЦИЯ 9.............................................................................................. 149

Психотерапия в социальной работе с пожилыми и старыми людьми 149

ЛЕКЦИЯ 10............................................................................................ 168

Методические рекомендации социальным работникам, осуществляющим социальное обслуживание пожилых и старых людей в домашних условиях.............................................................................................................. 168

Вместо заключения................................................................... 188

Обязательная литература...................................................... 192

Дополнительная литература............................................... 194

Литература, использованная для составления лекций   196


Введение

Глобальное постарение населения, наблюдаемое в последние три десятилетия прошедшего 20-го столетия, породило новую сверхактуальную проблему для здравоохранительных и социальных органов всех стран – постоянный рост уровней заболеваемости и распространенности психических болезней в пожилом и старческом возрасте.

В настоящее время в литературе приводятся данные, что от 30 до 50 млн. человек страдают старческим слабоумием, а к 2025 году их количество может превысить более 100 млн. В России свыше 27% населения в возрасте 60 лет имеют различной степени выраженности психологические расстройства.

По мере развития и усовершенствования социального обслуживания населения пожилого и старческого возраста общая ситуация складывается таким образом, что первыми, кто непосредственно сталкивается с проблемами психического здоровья старшего поколения, является социальные работники. В связи с этим приобретение геронтопсихиатрических знаний в процессе профессионального образования является крайне важным. В первую очередь понимание психического состояния обслуживаемого человека необходимо для разрешения самых разнообразных трудностей, возникающих во взаимоотношениях между социальными работниками и пожилыми клиентами.

Социальные работники должны иметь представление о широком спектре психических симптомов и форм поведения, которые свидетельствуют о наличии определенных психических нарушений или психических заболеваний, характерных для позднего возраста. Они должны уметь различать, чем обусловлено психическое состояние старого человека в конкретной ситуации, наличием психического заболевания или своеобразием личностных особенностей, проявляющихся в странностях и чудаковатости поведения.

Курс лекций по психопатологии пожилого и старческого возраста имеет своей идеей – повысить компетентность социальных работников, в преобладающем большинстве своем не имеющим даже среднего медицинского образования, но вынужденных заниматься в определенной степени диагностированием и даже оказанием помощи при психических нарушениях у наблюдаемых ими пожилых и старых клиентов. С другой стороны, для решения вопроса о консультации старого человека у психиатра социальный работник должен обладать достаточным объектом геронтопсихиатрических знаний, чтобы уметь доказать, а главное, аргументировать необходимость в той или иной степени продолжительности психиатрического наблюдения и лечения.

Курс лекций по психопатологии пожилого и старческого возраста рассчитан на то, чтобы знания в области геронтопсихиатрии имели неотвлеченный теоретический характер, но были бы необходимы как для профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в целях профилактики и правильного подхода к решению вопроса, кто может оказать наиболее действенную помощь, психиатр, психолог или врачи других специальностей.

Возрастающая комплексность медицинского и социального обслуживания населения старших возрастов все более настойчиво требует не только сотрудничества между социальными работниками, психологами, психиатрами и врачами разных специальностей, но и профессионального понимания друг друга. Вне всякого сомнения, цель, стоящая перед учреждениями здравоохранения и социальной защитой, несмотря на разные формы оказываемой помощи, сохранение и восстановление физического и психического здоровья человека в заключительный период жизни.


ЛЕКЦИЯ I.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...