Жизненный цикл предприятия
Действие механизма возникновения кризисного состояния производственной системы как вообще, так и фирмы протекает во времени. В зависимости от интенсивности воздействия на фирму внешних и внутренних факторов, период времени от исходного до завершающего явления может быть разным. Тем не менее, в любом случае успех стратегии во многом зависит от того, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить момент возникновения исходного явления, с которого начинается движение к кризисному состоянию. Раннее обнаружение таких исходных явлений возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством «сигналов», поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Для краткости назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы. Конкурентное преимущество фирмы (КПФ) не может существовать вечно. Это объясняется постоянным изменением конъюнктуры рынка, изменениями параметров спроса, параметров факторов производства, моральным и физическим старением элементов стратегического потенциала фирмы. Следовательно, задачей руководства фирмы является определение наиболее рационального момента начала коренных преобразований, связанных с переходом в новое качественное состояние. Эти преобразования могут вылиться в диверсификацию производства, перевод капиталов в другую отрасль, преобразование организационно- правового статуса либо вообще ликвидацию фирмы и т. п. Ввиду того, что все изменения не наступают одновременно, уровни КПФ в разные моменты времени будут различны. Продолжительность жизненного цикла предприятия (ЖЦП) для разных стран и разных фирм в разные моменты времени тоже будет различной. Однако можно с уверенностью сказать, что характер кривой для всех фирм будет одинаковым. Такой цикл называется традиционным (схема).
Схема. Жизненный цикл предприятия. Выделим этапы традиционного ЖЦП. Кривая ЖЦП состоит из отдельных участков, каждый из которых описывает зависимость уровня КПФ от условий, возникающих в тот или иной отрезок времени. На каждом этапе имеются факторы, способствующие развитию кризиса фирмы. Мы остановимся только на наиболее значимых факторах, проявляющихся в слабых сигналах о возникновении изменения состояния фирмы. 1. Зарождение. На этом этапе начинается формирование стратегического потенциала фирмы. Инвестиции направляются в первую очередь в наиболее значимые элементы стратегического потенциала, способные в короткое время создать базис для конкурентоспособности фирмы. Большое значение на данном этапе имеют внешние факторы. Они должны быть благоприятны для ведения дела в фирме. К таким факторам относятся: · Деятельность государственных властных структур (фискальная и кредитно- денежная политика, законодательство, политическая обстановка в стране). Проведение льготной налоговой политики, а именно: снижение налоговых ставок, введение льгот на товары фирмы, сокращение числа налогов без повышения ставок на действующие налоги позволят фирме получать высокую прибыль и развить своё конкурентное преимущество. · Параметры родственных и поддерживающих отраслей. Развитие производства родственных и поддерживающих отраслей, внедрение в них новых технологий, рост их научно- производственного потенциала, рост потенциала внешней социальной инфраструктуры, возможность использовать достижения родственных отраслей при выполнении миссии фирмы – все это благоприятно сказывается на развитии фирмы и укрепляет ее конкурентное преимущество.
· Параметры спроса. Нестабильный спрос, изменчивость требований покупателей к качеству продукции фирмы, повышение эластичности спроса на ее товар, снижение покупательной способности населения не позволит развить КПФ. Из внутренних факторов на этапе зарождения КПФ на первое место выходит выбор миссии фирмы. Если миссия фирмы выбрана не верно, то даже при благоприятном внешнем воздействии КПФ не разовьется. 2. УСКОРЕНИЕ РОСТА. Данный этап характеризуется существенным усилением стратегического потенциала фирмы за счет интенсификации инвестиционной деятельности, стимулируемой параметрами спроса на продукцию фирмы. Отдельные элементы стратегического потенциала фирмы складываются в систему, между ними возникают устойчивые связи, позволяющие получить эффект целостности, существенно усиливающий КПФ. Кроме того, усиливается взаимодействие фирмы с родственными и поддерживающими отраслями и повышается степень агрессивности конкурентной стратегии фирмы. На данном этапе из внешних факторов наиболее существенными будут. · ПАРАМЕТРЫ СПРОСА. Фирма уже сумела достичь определенного преимущества по сравнению с другими и старается закрепить достигнутое. Поэтому кратковременное изменение параметров спроса на фирму не может оказать существенного воздействия. В данном случае фирма постарается переждать неблагоприятную обстановку, тем более, что она обладает уже определенным запасом прочности. · ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР. На этапе ускорения роста, изменения внешней обстановки, вызванные действиями государственных органов, могут как вызвать необратимое ухудшение КПФ, так и не вызвать. Все зависит от степени воздействия. Если изменения не очень сильны, то фирма, имея уже некоторый потенциал, может присоединиться к ним. Если изменения значительны, то они могут вызвать снижение КПФ, и фирма должна будет принимать соответствующие меры. · ПАРАМЕТРЫ РОДСТВЕННЫХ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ. Поскольку фирма на этапе ускорения все теснее связывается с родственными и поддерживающими отраслями, то изменения в их отношении к фирме, вызванные различными причинами внешнего характера, могут сказаться на КПФ. Все это заставит фирму пытаться самой развить те услуги, которые до этого ей поставляли родственные и поддерживающие отрасли. Это приведет к дополнительным издержкам, которые снизят прибыль, уменьшат возможность расширения производства фирмы, уменьшат дивиденды по акциям фирмы, что сразу скажется на их курсовой стоимости и пошатнет ее положение на фондовом рынке.
· ПАРАМЕТРЫ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. Отрасли, обеспечивающие фирму ресурсами, могут увеличить цены на ресурсы, переключить ресурсы в другие отрасли, более выгодные с их точки зрения, что вызывает сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов и сигнализирует о нарастании угрозы выполнения миссии фирмы. Из внутренних факторов на первое место выходят параметры финансовых ресурсов, а точнее степень зависимости финансов фирмы от привлекаемых источников финансирования. 3. ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА. Оно может стать следствием начала проникновения на рынок большего, чем ранее, числа конкурентов, появлением более сильных соперников. В связи с этим некоторые элементы КПФ перестают соответствовать изменившейся ситуации. Фирма вынуждена вкладывать дополнительные средства в обновление технической базы, повышение уровня технологии и организации производства, совершенствование кадрового потенциала. Все это несколько снижает рентабельность производства. На данном этапе на первое место среди влияющих факторов выходят. · СТЕПЕНЬ ОМЕРТВЛЕНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА. На складах предприятия скапливается большое количество сырья и материалов, а также готовой продукции. В результате увеличивается себестоимость производимой продукции и уменьшается прибыль фирмы, ухудшается КПФ. · ПОТЕРЯ ГИБКОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ФИРМЫ. Данный фактор касается кадровых ресурсов фирмы, занимающихся управлением. Наиболее важной представляется деятельность работников, занятых определением целей фирмы, вырабатывающих средства достижения целей, которые на этапе замедления роста КПФ могут быть ориентированы на использование традиционных средств, обусловленных традиционной технологией, ранее позволивших достичь КПФ.
· СРЕДСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ (СТО). Нарастание износа СТО, выход из строя части комплекса СТО, использование морально устаревшей СТО вызывает снижение внутренней гибкости фирмы, снижает степень ее реакции на внешние воздействия, в частности со стороны спроса, что ухудшает ее КПФ. Применение материалов и полуфабрикатов, вызывающих рост издержек производства, приводит к снижению прибыли и потере КПФ. Большое значение имеет использование энергосберегающих технологий. · ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ. Это параметры, связанные с научно- техническими работами, просто с технологией изготовления товаров. Если на фирме применяется стабильная технология, не позволяющая в течение жизненного цикла спроса эффективно изменять поколения продукции фирмы, то это может служить сигналом об ослаблении позиции фирмы. 4. ЗРЕЛОСТЬ. Наступает в результате напряжения всех основных сил фирмы. Некоторые соперничающие фирмы, не выдержав конкуренции, ушли с рынка. Случай помог фирме использовать нетрадиционные средства производства. Правительство изменило денежно- кредитную политику, что позволило фирме получить на более выгодных условиях кредит. На этом этапе важнейшими являются внутренние факторы, т.к., судя по процветанию фирмы, внешние условия ей благоприятствуют. Слабыми сигналами свидетельствующими о потере КПФ, могут быть: параметры кадровых ресурсов, омертвление оборотного капитала, неадекватный маркетинг, издержки производства. 5. СПАД. Наступает за счет агрессивной политики соперничающих фирм и усиливающегося старения ресурсов фирмы: материальных, кадровых, информационных, организационных и т.п. Из внутренних факторов важнейшими становятся: неадекватный маркетинг, высокая доля заемного капитала, неадекватность трансакционных издержек. Воздействие приведенных сигналов было описано выше, но на стадии спада они проявляются резче, грубее и состояние банкротства может наступить раньше. Таким образом, слежение за слабыми сигналами и поддержание нормального состояния КПФ на всех этапах ЖЦП является основой для квалифицированного решения о миссии фирмы и ее потенциале. Поэтому важнейшим принципом антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|