Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.1. Технология создания орт-проекта




В последние годы в деятельности учреждений культуры и искусства широкое распространение получили новые формы культурной деятельности - творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений культуры, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художественной форме.

К примеру, это может быть проект международной выставки, ежегодного «Московского Пасхального фестиваля» симфонической, камерной, духовной и хоровой музыки, ежегодной церемонии вручения престижной премии тележурналистам «ТЭФИ», проект реконструкции военно-исторического и природного музея «Куликово поле», концерта на Красной площади известного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького, семейного вечера отдыха в доме культуры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», а также театральные, телевизионные, кино-, шоу-, музыкальные и другие проекты.

В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект» или «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд» или проект «Народный артист» на канале «Россия»; зарождение новых традиций - проект закладки именной звезды на «Аллее звезд» на площади у концертного зала «Россия», новый оригинальный подход к проведению традиционных

праздников или ретро-проекты, раскрывающие новый взгляд на ушедшие старые формы.

Проект сегодня рассматривается как замысел, план, нацеленный на преобразование, как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и является обязательным компонентом профессиональной деятельности творческой команды продюсера, арт-менеджера, коллектива учреждения культуры, министерства, инициативы частного лица.

Профессор Пермского университета культуры и искусства Г.М. Кузицына выделяет четыре вида проектных решений, с которыми сталкивается специалист:

а) прогнозное проектирование, в ходе которого разрабаты
вается стратегия развития объекта культуры в определенных ус
ловиях; обосновывается вероятностное решение этого объекта;
выявляются перспективные культурные проблемы (проекты, оп
ределяющие стратегические направления в области культуры,
искусства, образования, книгопечатания и т. п.);

б) проектное прогнозирование, в ходе которого научно
обосновываются этапы прогноза проектов различного уровня
(«Народное творчество и народные промыслы», «Семья» и т.п.);

в) экспериментальное проектирование представляет собой
практическую проверку теоретических моделей, проводимую на
определенных уровнях и сферах социально-культурной деятель
ности;

г) текущее, типовое проектирование, в ходе которого раз
рабатываются оперативные, тактические программы, планы,
представляющие собой организационные виды деятельности.

Представленные виды проектных решений находятся в диалектическом взаимодействии и характеризуются общими, нацеленными на будущее планами, особенными, связанными с разработкой структуры проекта, и специфическими чертами, присущими конкретному учреждению культуры, социокультурной акции или объекту.

Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для про-

гнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан; проблемно-ситуационном подходе в определении цели, которая направлена ма решение задачи обеспечения эффективного воздействия на посетителей учреждения культуры в тех или иных социальных ситуациях; ориентировании на междисциплинарное использование нзаимодополняющих методов выявления актуальных и перспективных для определенной социальной среды проблем и совместное сотрудничество, координацию и интеграцию усилий различных организаций по их разрешению; предполагает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать.

Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе населенного пункта, территориальной общности), социально-экономическая и социально-культурная ситуация и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов опросов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, профессиональных групп населения.

Благодаря применению разнообразных методик, при разработке творческого проекта руководитель проекта (продюсер, сценарист, режиссер, арт-менеджер) накапливает и углубляет знания об ареале и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различных видов социокультурной деятельности, востребованных населением, процессах взаимодействия социальных общностей в решении текущих задач.

Рассматривая проблемы педагогического проектирования, Т. Смысловская выделила макро- и микроэтапы, характерные для данного процесса.

1-й этап - подготовительный, включающий принятие решения о необходимости проектирования новой системы, формы; выбор базовой модели проектирования; создание и запуск системы управления проектом; формирование рабочих проектных

групп, налаживание коммуникации; ресурсное обеспечение проектных групп.

2-й этап - основной, включающий анализ и прогноз ситуации в значимой внешней среде; анализ и прогноз требований к системе, форме; анализ состояния и достижений действующей системы или формы; проблемный анализ действующей системы, формы и ее компонентов; генерация проектных идей для образа новой системы; создание целостного проекта новой системы, формы, его редактирование и оформление.

3-й этап - завершающий, включающий самооценку полученного проекта; независимую экспертизу проекта; доработку проекта и принятие решения по его освоению.

Однако проектные технологии в сфере культуры и искусства имеют и ряд особенностей, характерных именно для этого вида творческой деятельности.

Художественный проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. Это может быть празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или международный проект «Миллениум - 2000», проект, ориентированный на конкретный коллектив, личность, возрастную группу (проект областного праздника художественного творчества детей «Воздушные замки Заполярья»), празднование исторического события (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общественно-политическая акция, национальный праздник и т.д.

Грамотно разработанный творческий проект помогает ме
неджеру культуры избежать многих ошибок при его реализации,
обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкурен
ции, найти ответы на многие вопросы, связанные с его разработ
кой и реализацией. -"'

В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и рыночные аспекты деятельности:

- во-первых, проект служит основанием для предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период;

во-вторых, проект становится документом, который определяет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения различных действий по реализации проектируемых форм деятельности;

в-третьих, проект в большинстве случаев может быть использован как средство для получения необходимых инвестиций» может служить мощным инструментом нахождения путей финансирования проекта;

в-четвертых, проект обязательно рассматривается как документ, восприимчивый для различного рода нововведений (организационных, информационных, технических, технологических, экономических и т.п.);

в-пятых, проект служит хорошей рекламой предполагаемой акции, программы, становясь своеобразной визитной карточкой проектной организации. Он должен быть компактным, красиво оформленным и информационно-насыщенным;

в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков идти на риск и является развернутым документом, страхующим успех;

в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка есть непрерывный процесс познания и самопознания.

В практике учреждений культуры существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.

В рамках всей страны или одного региона могут разрабатываться как общая стратегическая программа оздоровления всей социально-культурной деятельности страны, региона, конкретных учреждений культуры, так и отдельные проекты, связанные с освоением одного из направлений общей программы, ориентированного на разработку отдельной формы или конкретного нововведения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления могут корректироваться и даже пересматриваться.

Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете общей стратегии социально-культурного развития страны в целом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функции и результаты деятельности:

Схема работы над проектом

 

Этапы работы над проектом Результаты деятельности Функции
Подготовительный этап Цель Диагноз Целеполагание

 

       
  Диагностическая  
- - Прогноз Проект Прогностическая  

 

       
  Проективная  
Этап реализации План Информация Планирование Информационная  
.._ —_ Организация Оценка, контроль, коррекция Организационная Оценочная, контрольная, коррекционная  
Этап завершения Результат Аналитическая    

Как видно из предложенной схемы работа над проектом начинается с определения и решения трех основных задач: целепо-лагания, диагностики и прогнозирования. Обосновывается общая концепция предлагаемого проекта, определяются учредители, место проведения, его стратегические преимущества, финансовые и организационно-правовые условия.

При получении благоприятного прогноза на реализацию поставленной цели специалист приступает к собственно проектированию модели (формы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки полученных результатов.

На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное решение предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный образ.

Подготовительный этап работы над творческим проектом

\ 1. Уточнение проблемы, изучение запросов и интересов аудитории ] 2. Конкретизация темы, формулировка идеи, иели, задач 3. Обоснование выбора формы, жанра

4 11оиск художественного образа

[ 5. Определение композиционного построения сценария (завязка, развитие I лействия, кульминация, развязка), отбор, формирование содержания

' 6. Предварительный план-график выполнения проекта

1 7. Предполагаемый расчет расходов и доходов ^

На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, сроки возврата заемных средств (если в этом возникает необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, укатываются условия для потенциального инвестора или кредитора, для возможной государственной поддержки проекта органов местного самоуправления, соучредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где проект может реалнзовываться. Обосновываются ключевые факторы успеха: фактор выигрышного времени, полноценного или частичного изменения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесообразно подготовить три возможных варианта реализации проекта: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятностный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, которые могут возникнуть при реализации проекта.

Следующий этап работы над творческш проектом называется организационно-творческий и включает следующие процедуры.

71

Организационно-творческий этап работы над проектом

 

Выбор сценической площадки, разработка режиссерского сценария

 

Подбор и утверждение отдельных исполнителей и коллективов

 

Создание эскизов декораций

 

Согласованнее техническими службами, утверждение эскизов декораций и их технического решения

 

Создание эски-яов костюмов

 

Утверждение эскизов костюмов и их исполнителей

 

Подбор и разработка музыкального сопровождения

 

Работа в студиях звукозаписи над записью музыкального сопровождения

После утверждения сценария и бизнес-плана начинается не
посредственная работа над организационно-управленческой сто
роной реализации проекта на практике. На этом этапе работы над
проектом определяются формы и методы управления проектом,
дается характеристика персонала, отвечающего за реализацию
проекта (возраст, пол, образование, послужной список, квалифи
кация), оценивается конъюнктура рынка, определяются органи
зации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта,
формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются
ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются
положения, условия отбора (конкурс или любой другой вид кас-
тинга) как внутри проекта (для участников), так и для зрителей,
посетителей. -^

Также на этом этапе проекта утверждаются творческие коллективы и отдельные исполнители, организаторы, принимающие участие в реализации проекта, доказательно обосновывается использование различных технических средств: световой и сценической техники, лазерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкального оборудования, разрабатываются эски-

<ы одежды сцены, ее художественно-декорационного решения. С >той целью предлагаются макеты оформления, образцы тканей, >скизы костюмов, технические характеристики предлагаемой к использованию техники.

Финансово-экономическая часть проекта основывается на развернутом бизнес-плане с указанием стоимости всех видов работ, связанных с осуществлением проекта и указанием конкретных источников финансирования. Определяются пути возможной самоокупаемости постановочных затрат, обосновываются штатное расписание и заработная плата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислений на налоги и других статей.

Важное место отводится разработке режиссерского сценария, который является отправным пунктом для деятельности всех служб, задействованных в разработке проекта на данном этапе.

Следующий этап работы над проектом - это этап непосредственного производства, включающий аренду или покупку оборудования, репетиционный период, производство декораций и костюмов, проведение рекламной кампании.

Этап непосредственного производства и вторичного финансирования проекта

Производство реквизита и пошив костюмов

Запись музыкального

оформления, шумов | Подбор, аренда, покул-; ка технического обору-!дования

Производство декорационного оформления

Организация и проведение репетиций

Проведение рекламной кампании

На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые соглашения, контракты, договора, составленные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и обоснованно заключенными между организаторами (учредителями) и участниками проекта.

Промоутерская часть проекта включает в себя основные приемы информационной и рекламной деятельности, в ней обосновывается необходимость применения тех или иных приемов, разрабатываются (при необходимости) слоган, видеоклипы, ви-деоджинглы. Организуются и проводятся пресс-конференции,

осуществляется поиск информационных спонсоров, разрабатывается стимулирующая система скидок на билеты, флаерсы, утверждаются эскизы афиши, листовок, буклетов, используются рекламные формы и приемы, усиливающие и подогревающие интерес зрителей к проекту.

Заключительный этап работы над проектом связан с непосредственной его реализацией, завершающими монтажными работами по оформлению и оборудованию сцены, монтажными и генеральными репетициями, премьерой, экспертными оценками деятельности по реализации проекта и анализом творческих и финансовых результатов. Схематично этот период можио представить так.

Завершающий этап работы над проектом

 

Монтаж

декорационного

оформления

Монтаж

светотехнического

оборудования

ПРЕМЬЕРА

Монтажные репетиции и генеральный прогон

Экспертиза и анализ педагогических, творческих и финансовых результатов

В этот период особую роль играет разработка режиссерско-постановочной документации, которая находит отражение в монтажном листе, соединяющим воедино деятельность всех технических служб, задействованных в постановочной работе (рабочие сцены, звукооператоры, радисты, осветители, исполнители). Благодаря монтажному листу каждая служба согласованно и без каких-либо заминок и срывов включается в рабочий процесс.

Монтажный лист

11 (азвание блока эпизо-I да, акта, сценки, его порядковый номер и [ и рем я

Фрагменты текста сценария, сценического действия

Декорационное, техническое оформление сцены

 

Музыкальный, звуковой и шумовой ряд

Световое, лазерное

оформление

Место действия, основные мизансцены, исполнители

Проект в художественно-образной форме отражает глубокое осмысление автором (менеджером, технологом, сценаристом, режиссером, продюсером, исполнителем) отдельного факта или целого явления социальной и частной жизни человека и общества, и особую, если не главную роль играет в нем творческий замысел предстоящей акции. На значимость замысла в работе над творческим произведением, к коим мы относим и проект, указывал еще XVIII веке великий немецкий поэт и философ Иоганн Вольфганг Гете, отмечавший, что «в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла».

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств. Замысел несет в себе логику проекта, будущего шоу, социальной акции, выставки, концерта, отдельного номера и других художественных и соци-, альных форм. В замысле отчетливо просматриваются как общий смысл проекта - тема, идея, содержание, форма, так и отдельные составляющие драматургии проекта - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность построения, образность.

Подчеркивая решающее значение замысла в технологическом процессе создания проекта, теоретики и практики социально-культурной деятельности нередко сравнивают творческий социально-культурный проект с архитектурным проектом в строительстве. В нем архитектор предусматривает целостный образ всего строительного сооружения, а также гармоническое соотношение его отдельных частей, производит расчеты «несущих» конструкций.

Что же входит в понятие «творческий социокультурный проект»? Каковы и в чем заключаются его «несущие» конструк-

ции, составные части, как и зачем производить расчеты? Рассмотрим это подробнее.

Говоря о проектном замысле, мы не можем обойти его концептуальную основу - ведущую мысль проекта, т.е. то, что волнует людей и что тревожит автора как личность, о чем он хочет поведать, рассказать зрителю.

Работая над проектом, автор из всего многообразия окружающих явлений и свойств каждого из них выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что автор считает для себя наиболее интересным и важным, теми жизненными явлениями, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, теми явлениями и связями, которые он считает наиболее характерными. Именно поэтому выбор явлений, отображение связей, в которые эти явления вступают с другими явлениями, глубоко лично-стны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции, понимания общественной значимости отобранных фактов и явлений.

Отображая ту или иную сторону жизни, тот или иной факт, человеческий характер, автор так конструирует события или отображает человеческий характер и так заставляет его действовать, чтобы в этих событиях, фактах, поступках проступали наиболее важные и существенные черты современной социально значимой личности.

Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала, характер художественного повествования, охват жизненных явлений входят в понятие темы. Вечные темы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала всегда привлекательны для человека. Они и становятся основой творческого замысла проекта, но раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, личностный характер.

Через тему автор доносит главную мысль проекта до зрителей, поднимая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку проект не создается абстрактно, а рассчитан на конкретную аудиторию и предполагает, как уже говорилось нами ранее, изучение ее культурных запросов и интересов, возрастных, образовательных, профессиональных, социальных и других особенностей.

Определенность и ясность выбранной темы напрямую связаны с постановкой автором проблемы или идеи, требующей ответа на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям, аудитории?», «Какие обобщающие выводы сделает побывавший на предполагаемой программе?», «Какое отношение у него (зрителя) сформируется к увиденному и услышанному на сцене?», то есть ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя.

Тема и идея составляют идейно-тематический план проекта. Этот план является своеобразным стержнем, который держит весь замысел проекта в едином русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а наоборот, объединяет их в единое целое, углубляя и уточняя основную тему и идею, усиливая впечатление от их восприятия.

Следующие важные конструктивные элементы проекта -отбор содержания и выбор формы. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение авторов проекта, направляя по заданному маршруту поиск содержательного материала, предопределяя выбор наиболее выразительных концертных номеров, разнообразных жанров литературы и искусства, документальных материалов, способных адекватно отразить авторскую мысль.

Выбранная форма активно влияет на отбор содержания проекта, так же, как и содержание, в свою очередь, лепит форму. Ответ па вопрос: «В какой форме будет реализован проект?» не менее важен, чем ответ на вопрос о том: «Какое содержание, какова основная сущность будущего проекта?».

Многообразие драматургических форм социально-культурной деятельности (театрализованные представления, праздники, гала-концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, разговорные шоу и др.) диктуют свои законы при отборе соответствующего выбранной форме содержания.

Проект, основанный на использовании такой формы как литературно-музыкальная композиция, предполагает включение в замысел произведений художественной литературы, публицистики, музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Проект гала-концерта рас-

крывает свое содержание через отдельные эстрадные номера -. основные конструктивные составляющие, которые и раскрывают] основной смысл проекта.

Активно развивающиеся авторские телевизионные разговорные шоу типа «Основной инстинкт», «Свобода слова» или игровые шоу «Поле чудес», «Слабое звено» предполагают каркасную форму, рассчитанную на конкретного ведущего (очень часто 1 автора или соавтора проекта), периодичность выхода в эфир и регулярное влияние на зрителя. Оригинальность каждого выпуска подобного проекта заключается в отборе неординарного содержания, поиске интересных героев, непосредственно участвующих в обсуждении проблемы, разработке «острых» вопросов к участвующим в дискуссии, сиюминутности ответов и убедительного комментария ведущего программы. Личность ведущего, его виртуозное владение техникой импровизации - часто залог успеха разработанного проекта. Иногда проект разрабатывается под конкретного ведущего творческой программы, и его смена влечет за собой снижение интереса к проекту или отказу от него.

Поиск и нахождение сюжета или сюжетного хода, конфликта, основных событий и действия влечет за собой следующую составляющую проекта - его композиционное построение.

Композиция организует форму проекта, не просто упорядочивает номера, эпизоды, блоки, но и требует такого их расположения, которое позволит наиболее полно, порой интригующе выразить главную мысль проекта.

Композиция включает в себя такие элементы, как: экспозиция, завязка, эпизоды, раскрывающие развитие основного действия, кульминация, развязка, финал.

Следующая важная составляющая проекта - поиск художественного, зримого образа, который можно выразить в^еатраль-ной символике, через метафору, когда музыка, свет, цвет, пластика становятся лейтмотивом проекта, создавая ту или иную (нужную замыслу автора) атмосферу; через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным образным смыслом проекта.

Толчком к рождению художественного образа проекта может послужить подробное и глубокое знакомство с личностью героя проекта, находка интересного документа, увиденный

фильм, спектакль, прочитанная книга, жизненный факт, событие, г.е. весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любопытнее и внимательнее взгляд автора проекта, тем шире его возможности в нахождении художественной образности проекта.

Созданию художественного образа в творческом проекте способствует использование выразительных и технических средств - света, цвета, музыки, лазера, кинохроники, пластики, документов, костюмов, сценографии и других.

Но здесь автора подстерегают подводные рифы творчества -штампы, т.е. однажды найденное оригинальное решение, которое неоднократно повторяется в ряде программ.

Умение отказаться от найденного раннее художественного решения (даже очень интересного и своеобразного), искать и находить новые пути и новые, порой нетрадиционные подходы в решении творческих задач, становится важной характеристикой творческой состоятельности специалистов, работающих над проектом.

Не менее важным аспектом, свойственным социально-культурным проектам, является организация общения, которое программируется в ходе работы над проектом. Именно общение, которое возникает в ходе реализации проекта, способствует проявлению сильных коллективистских эмоций, стимулирует возникновению эстетических переживаний.

Специальные приемы, активизирующие участие зрителей в проектируемой программе, планируются уже на уровне замысла (массовые шествия, ярмарки, игрища, конкурсные состязания, встречи, кинофестивали, театрализованные представления и т. п.), что позволяет создавать условия для активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширяет границы и формы общения.

Проектный замысел находит конкретное выражение в определенных формах записи. 8 зависимости от сценарной обработки содержательного материала различают и формы записи.

Существуют следующие формы записи:

А. Сценарный план - набросок композиционного построения содержания будущей программы с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории.

Б. Либретто - форма, в которой содержание, более развернуто, чем в сценарном плане.

В. Литературный сценарий - представляет собой развернутую подробную литературную разработку содержания программы с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальной темой, описанием технических средств, которые предполагается использовать.

Г. Режиссерский сценарий - представляет собой развернутый план литературного сценария, который включает точное указание сценической площадки, конкретных технических служб, подробно расписанную свето-звуковую и музыкальную партитуру, организационные моменты.

Работа над замыслом и проектом в целом - процесс творческий и требует от авторов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением своего кругозора, устоявшегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности личности, высоких профессиональных и нравственных качеств личности.

Только 8 этом случае личностная позиция автора проекта будет понята обществом, зрителями. Успех проекта возможен при условии творческого подхода автора (или коллектива авторов) к использованию инновационных методик, нетрадиционных форм и приемов, фантастической работоспособности и точного расчета в организационно-финансовой деятельности разработчиков и при подборе лиц и организаций, которые будут заниматься реализацией проекта.

Вопросы для самопроверки:

Перечислите, в чем сходство и в чем различие между социально-культурной программой и творческим проектом?

Назовите составные части творческого проекта и дайте им характеристику.

Охарактеризуйте роль замысла в творческом проекте и раскройте этапы работы над ним.

Рекомендуемая литература к теме 2.1

Азбука фандрайзинга //Арт-менеджер. -2002. -№ 1,2.

Жданова Е.И. и др Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. -! 76 с.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 320 с.

Красияьников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие- М.: МГИК, 1993. - 73 с.

5. Новикова VII. Технологические основы социально-культурной
леятельности: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2004. - 175 с.

Пригожий ИИ. Политика- вершина шоу бизнеса. - М.: Алкигам-ма, 2001. -320 с.

Социокультурные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века» (Москва, март, 2001 года). - М.: МГУКИ, 2001.-48 с.

Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижико-па. М.: МГУКИ, 2000. - 215 с; Вып. 2 / Под науч. ред. АД. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001 -202 с.

9. Чижиков В.М., Чижиков ВВ. Введение в социокультурный ме
неджмент: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 383 с.

Тема 2.2. Проектный менеджмент

В последнее время в российском арт-мснеджменте появилось направление, которое одни называют менеджмент проектов, другие - проектный менеджмент. Проектный менеджмент появился как новое направление управленческой деятельности и требует материальных и трудовых ресурсов, организационного, экономического и правового обеспечения по реализации творческого замысла проекта. Т.е. проектный менеджмент направлен на получение эффективного результата от конкретного проекта в определенных условиях, в определенный срок. Этот результат оценивается по творческим и экономическим показателям.

До сих пор еще не устоялось определение самого понятия «проектный менеджмент». Некоторые специалисты предполагают, что проектный менеджмент постепенно вытеснит устаревший менеджмент организаций. Другие видят в проектном менеджменте инновационную компоненту, направленную на освоение современных управленческих технологий, новых форм взаимодействия с аудиторией и потребителем, на развитие социального и сетевого партнерства, осуществление взаимодействия сферы культуры с другими сферами и т.д.

Постепенно осваивают этот тип менеджмента и бюджетные организации, которые имеют незначительные внутренние стимулы к развитию, реформированию и модернизации своей деятельности, поскольку они зарегистрированы как некоммерческие организации. За счет проектной деятельности эти организации осваивают новые технологии финансового планирования и управления ресурсами.

Проектный менеджмент ориентирует творческий коллектив на достижение конкретного результата в определенные сроки, ориентируясь на ограниченные результаты - финансовые, кадровые, информационные, организационные и т.п.

Проектный менеджмент предполагает публичность и ис
пользование таких управленческих механизмов, которые способ
ны учитывать разные группы внешних интересов. С этой целью
при учреждениях культуры, фирмах, ассоциациях формируются
разного рода «правления», в состав которых входят обществен
ные организации, потребители, спонсоры, представители органов
власти. В управленческой практике российских учреждений ши
рокое применение находят такие формы, как попечительские со
веты, клубы друзей, функции которых ограничены лишь привле
чением финансовых ресурсов. Вопросы кадровой политики, фор
мирования планов развития, репертуарной политики находятся
вне зоны их компетенции. --"

Современные рыночные отношения в сфере культуры и искусства заставили научиться руководителей этой сферы оперировать новыми терминами, такими, как «продукция», «производитель», «потребитель» и др. В деятельности арт-менеджера все более активно используются приемы, в недалеком прошлом так не типичные для этой сферы деятельности:

«оперативное управление финансами»;

«распределение людских ресурсов»;

«управление информационными потоками»;

«формирование потребительского спроса» и др.

Проектный менеджмент играет решающую роль в эффективном осуществлении замысла проекта, в донесении проекта до (ригеля как конечного пункта творческого процесса, осуществлении организационно-управленческих решений, адекватных рыночным условиям.

Для проектного менеджмента также характерны функции: организации, планирования, мотивации, контроля. Каждая из тгих функций жизненно необходима для арт-менеджера. Планирование обеспечивает основу для реализации главной стратегической цели - создания и реализации проекта, получения прибыли, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических задач.

В организации как технологическом процессе проявляются характерные для арт-деятельности особенности и принципы, среди которых можно выделить следующие:

Ситуационный принцип, основанный на определении степени и характера организации и устанавливающий ее пределы.

Принцип партнерских отношений, предусматривающий построение отношений между участниками на уровне субъектно-субъектных отношений, взаимоуважении, взаимном интересе, партнерстве.

Принцип постоянного действия организационного фактора, пронизывающий все стадии подготовки и реализации проекта.

Независимо от масштабов проекта ар.т-менеджер в ходе выполнения организационной функции должен уметь:

разобраться и определить цели проекта, детализировать их, выявить степень участия в проекте той или иной организации, личности;

выявить виды деятельности, необходимые для достижения выявленных целей;

произвести распределение видов деятельности <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...