Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.1. Интеллектуальная собственность




в арт-инлустрии и охрана авторских прав \

В международном праве, а теперь и в российском существует особая подотрасль гражданского права, которая называется «право интеллектуальной собственности».

Принятая в Стокгольме 14 июня 1967 года «Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)» определяет объектами права интеллектуальной собственности:

литературные, художественные произведения и научные труды;

исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

изобретения во всех областях человеческой деятельности;

научные открытия;

промышленные образцы;

товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения;

7) право на пресечение недобросовестной конкуренции.
«Литературные и художественные произведения, научные

труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом (копирайтом). Права на такие о^екты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами, т.е. правами, смежными с копирайтом.

Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначения - это объекты промышленной собственности в рамках ин-

геллектуальной собственности. Право на пресечение недобросовестной конкуренции также рассматривается как объект промышленной собственности...»1.

«Авторское право» и «промышленная собственность» являются основными составляющими интеллектуальной собственности. Однако кроме этих составляющих существуют такие результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом, как патентное право, право на коммерческую тайну, законодательство о средствах индивидуализации, которые не входят в понятия «авторское право» и «право промышленной собственности». Специальными законами охраняются и нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, среди которых топология интегральных микросхем и селекционные достижения, а также некоторые другие объекты правовой охраны2.

В российском законодательстве интеллектуальная собственность понимается как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные, приравненные к ним объекты, такие, как средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

Защита прав на интеллектуальную собственность гарантируется 44 статьей Конституции Российской Федерации.

Однако с защитой и охраной авторских прав, изобретений, регистрацией товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности все не так просто. До сих лор многие авторы не всегда правильно распоряжаются результатами собственного интеллектуального труда, а юристы не всегда могут отстоять в суде интересы автора, поскольку последний часто не соблюдает правила заключения договоров.

Плагиат и незаконное копирование продуктов интеллектуальной собственности становятся основными типами наиболее распространенных нарушений авторских прав в России и за ее рубежами. Именно поэтому планомерная борьба по защите авторских прав становится важным направлением деятельности арт-

Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2 ч. - Ч. I. - Новосибирск: ВО «Наука», 1993 -С 2-3.

2 Сергеев А П Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Проспект. -М., 1996.

менеджера, которому необходимо знание некоторых понятий, способствующих осознанию сущности авторских прав и их охраны.

Творческая мысль автора, его идеи находят свое выражение как в материальной форме - книги, картины, скульптуры, так и в виде уже сочиненных, но еще не записанных нот музыкальных произведений или текстов рожденных песен. Идея - это еще не записанное творческое произведение, которое только тогда начинает охраняться авторским правом, когда возникает определенная форма его записи, особого расположения слов, нот или знаков.

Задача авторско-правовой защиты заключается в том, чтобы охранять авторские художественные произведения от тех, кто их копирует, т. е. использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора. С этой целью используется особый значок ©, что в переводе с английского (соруп^Ь!) означает «авторское право». В каждой стране создаются специальные организации авторов, которые от их имени управляют определенными авторскими правами. Эти организации выдают разрешения на копирование произведений и получают для авторов адекватные гонорары.

Наша страна присоединилась ко всем основным международным конвенциям по охране авторских прав:

Всемирной конвенции об авторском праве (1973).

Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1988).

Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1995).

Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;

Римской конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (находится в процессе подписания).

Три основополагающих принципа Бернской конвенции* послужили основой при разработке в Российской Федерации Закона «Об авторском праве и смежных правах»:

I. Принцип национального режима, по которому любому произведению, созданному в стране-участнице конвенции, обеспечивается в каждой стране тот же уровень охраны, который гарантирован произведениям национальных авторов.

2. Принцип автоматической защиты, обеспечивающий
охрану произведений независимо от выполнения формальностей

- регистрации или депонирования.

3. Принцип независимости охраны, обеспечивающий ох
рану авторского права независимо от того, существует ли охрана
соответствующих прав в стране происхождения произведения.

Статья 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации гласит:

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

 

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- и видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет,
сооружение и так далее);

в других формах.

3. Авторское право не распространяется на идеи, методы,
процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия,
факты.

Следует отметить, что для того чтобы произведение охранялось авторским правом, необходима его оригинальность, при этом совершенно необязательно, чтобы идея произведения и его содержание были новыми. Новой и оригинальной должна быть форма его выражения. Охраняются и отдельные элементы произведения - образы, язык. Образный строй произведения, отражающий его содержание, называют внутренней формой, его язык

- внешней.

Образы произведения могут быть заимствованы при условии придания им новой внешней формы, однако закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания ссылок на источник заимствования. Внешняя форма, к которой относится язык произведения, заимствоваться не может.

Существуют некоторые исключения из объектов авторских прав, к которым относятся: информационные сообщения о событиях и фактах, официальные документы (законы, судебные решения и их официальные переводы). Авторскими правами не охраняются и произведения народного творчества.

В статье 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации перечислены следующие объекты авторских прав:

I. Объектами авторских прав являются:

литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

 

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом и без текста;

 

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие (карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам);

другие произведения.

Законом также охраняются необнародованные произведения, т.е. такие, которые не были известны общественности, Обнародованные же произведения, которые стали известны через публикацию, публичный показ, исполнение с согласия автора, закрепляют за автором широкий круг гарантированных полномочий. Авторам или обладателям авторских прав российским законодательством определяются конкретные вознаграждения за копирование, репродуцирование, адаптацию или переработку произведения1.

Право автора действует в течение всей его жизни, а после смерти охраняется его наследниками, авторско-правовым и организациями или государством. Если автор не дает согласия на обнародование своего произведения, то принудить его это сделать нельзя, даже если произведение было создано по заказу или в силу выполнения им служебных обязанностей.

Если носителем авторства произведения становится творческий коллектив, то согласие на какие-либо действия с произведением должны дать все авторы.

Законом предусматривается закрепление за автором права на публикацию произведения, контролирование процессом выпуска в обращение его материальных носителей.

С правом авторства связаны понятия авторское имя и способ указания имени. Причем автор может использовать или разрешить использовать как подлинное имя, так и псевдоним и даже анонимно без имени. Автор в праве требовать указания своего имени при любом использовании, исполнении, цитировании, публикации своего произведения.

Одним из наиболее распространенных видов нарушения авторских прав является нарушение права автора на защиту репутации. Суть права заключается в том, что при издании, исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения в само произведение, его название, имя автора.

Автор имеет право на отзыв уже обнародованного произведения. И закон устанавливает в этом случае обязанность авго-

Сгргеев АН Авторское право России. - СПб., 1994,

ра возместить пользователю принесенные таким решением убытки, включая и упущенную выгоду.

Разрешая использование созданного произведения, автор имеет право решать, как будет воспроизводиться избранная им материальная форма. При этом с согласия автора произведение может использоваться в первоначальной неизмененной авторской форме, а также в виде переработки или перевода.

В статье 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации подчеркивается:

2. Исключительные права автора на использование произведений означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять произведение любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая произведения, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведения (право на публичный показ);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или иным образом перерабатывать произведение (право на переработку).

4. Ограничение прав авторов, указанных в пункте 2 статьи 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах», устанавливается статьями 17-26 этого Закона при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

Законодательство предоставляет авторам разрешать или не разрешать другим лицам воспроизведение охраняемого произведения. Заключаемые с автором договоры на публикацию могут касаться не только права копирования, но и трансляции произведения по радио, телевидению, открытия сайта в компьютерной сети и т.п.

При заключении договора, следует различать такие понятия, как «право на воспроизведение» и «право на распространение», поскольку в юридической практике, несмотря на близость этих понятий, они рассматриваются как самостоятельный способ использования произведения. «Право на импорт» как еще одна из составляющих авторских прав является своеобразным продолжением права на распространение и позволяет осуществлять авторский контроль за рубежами страны проживания автора.

1!раво предоставить разрешение на музыкальную звукозапись, подвижные изображения (кинофильмы, видеофильмы, компьютерные фильмы) принадлежит как обладателю прав на музыку, так и обладателю авторских прав на слова, а также (в некоторых странах) и исполнителю. В случаях, когда сделана инсценировка произведения и осуществлена постановка драматического спектакля, право на контроль за использованием произведения приобретает и сценарист, переработавший оригинальное произведение для публичного показа.

Отдельно оговаривается и возможность передачи литературного или художественного произведения по кабельным устройствам, применения цифровых технологий записи.

Перевод и переработка произведений также требуют разрешения обладатели авторских прав, а сами произведения называются производными и тоже охраняются авторским правом. Если издатель собирается опубликовать производное произведение, то ему необходимо иметь разрешение как от автора оригинального произведения, так и от обладателя права на перевод (адаптацию).

Обладание авторскими правами не является бесконечным, а действует с момента создания произведения и некоторое время после его смерти (но не более 50 лет с 1 января года следующего за годом смерти автора), чтобы наследники могли извлекать экономическую выгоду от использования произведения после смер-

ти автора. Если произведение написано в соавторстве, то авторское право действует в течение всей жизни переживших соавторов и 50 лет после его смерти. В случаях, когда авторы - участники Великой Отечественной войны или репрессированные, реабилитированные посмертно, то срок действия авторских прав начинается с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В практике встречается и такое понятие, как «свободное использование произведения», т.е. его использование без получения согласия автора, без выплаты авторского вознаграждении. В этом случае речь идет о репродуцировании охраняемого произведения лишь в целях личного использования, а также цитирование произведения с обязательным указанием источника цитаты, автора произведения или его кратковременная запись в целях его передачи (при организации эфирного вещания).

Свободное использование произведения может осуществляться в случаях;

использования фрагментов исполнения, постановки, воспроизведения фонограммы в информационных программах для включения в обзор о текущих событиях;

использования небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы для цитирования при условии, что оно осуществляется в информационных целях для обучения или научного исследования, или в личных целях (для проведения досуга), в судебных процессах.

Для заявления о своих авторских правах применяется специальная предупредительная маркировка, включающая три элемента: а) латинскую букву «С» внутри круга; б) имя обладателя исключительных авторских прав; в) год первого опубликования произведения.

К авторским правам тесно примыкают и смежные права: 1)
право исполнителя произведения на исполнение; 2) право изгото
вителя фонограммы на фонограмму; 3) право вещательных орга
низаций на радио-, теле- и другие виды передач. ""'

Особенностью этих прав является их произволность, зависимость от создателей творческого произведения, а лица, представляющие авторские произведения (музыкальные, литературные) широкой общественности, так же, как автор, нуждаются в защите от нелегального использования своего труда.

Права исполнителя произведения и изготовителя его материальных носителей возникают без дополнительной регистрации. Однако обладатель смежных прав должен на каждом экземпляре изготовляемой продукции (фонограммы, футляре, пакете и т.д.) поставить предусмотренной Римской конвенцией знак охраны, включающий три элемента:

а) латинская буква «К» внутри круга;

б) имя (наименование) обладателя исключительных смеж
ных прав;

в) год первого опубликования фонограммы.

Следует помнить, что даже при отсутствии знака охраны законом предусмотрена защита смежных прав, но такое положение вызывает затруднения при приведении доказательства на судебных процессах.

К числу исполнителей российское законодательство откосит артистов, режиссеров-постановщиков, дирижеров. Их смежные права в Российской Федерации охраняются при условии:

а) если носители смежных прав являются гражданами
Российской Федерации;

б) если исполнение произведения или его постановка впер
вые исполнены в Российской Федерации;

в) если исполнение или постановка произведения записаны
на фонограмму, которая охраняется законом;

г) если исполнение, постановка произведения, незаписанно
го на фонограмму, включено в передачу (в эфир или но кабелю),
которые охраняются законом2.

Обладатели смежных прав так же, как и обладатели авторских прав, пользуются личными имущественными и неимущественными правами, включая право на вознаграждение за каждый вид использования исполнения или постановки.

К имущественным правам относятся права на использование, исполнение или постановку в любой форме и право получения вознаграждения за каждый вид исполнения или постановки (запись, передача в эфир, воспроизведение записи в эфире, прокат).

1 См.: Соловьев ИВ. Правовая охрана фонограмм в России и СНГ II ИС: Автор-

1 См. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» См.: Соловьев ИВ. Правовая охр: ское право и смежные права - 2000. - №2

Неимущественные права включают; право признания автором, право на имя, право на обнародование произведения в любой форме, право на защиту, право на исключительное использование.

При этом производители фонограмм могут осуществлять следующие действия: а) воспроизводить фонограмму; б) изменять или перерабатывать фонограмму иным способом; в) распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать в прокат и т.д.; г) импортировать экземпляры фонограмм, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы1.

В случаях, когда необходимо защищать имущественные интересы вещательных организаций (эфирное и кабельное вещание), следует перечислить круг их исключительных прав. Эти организации могут: а) одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю свои передачи другим организациям; б) сообщать передачу для всеобщего сведения; в) записывать передачу; г) воспроизводить запись передачи; д) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом2.

Произведения, охраняемые смежными правами, российским законодательством также разрешены к «свободному» использованию, но не в ущерб интересам исполнителей, производителей фонограмм, организаций зфирного и кабельного вещания, авторов исполняемых произведений.

В практике существует и такое понятие, как «авторские права юридических лиц», которые возникают в результате заключения договора с автором произведения или его наследниками. В случае передачи исключительных прав за юридическим лицом закрепляется право на использование произведения определенным способом и в установленных пределах. При передаче неисключительных прав в договоре оговаривастся^ра-во на использование произведения наравне с автором или лицами, получившими от автора разрешение.

ность. т СПб.: Питер. 2001. - С. 34. 154

Там же.

Ьорохович Л., Монастырская А., Трохова М Ваша интеллектуальная собствен-

Следует оговорить и такое понятие, как «служебное произведение», которое создается в процессе трудовых отношений между автором и работодателем в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Имущественные авторские права переходят к работодателю после заключения трудового договора и сохраняются после его прекращения.

Существуют организации, которые специально занимаются вопросами управления авторских и смежных прав. Их деятельность регламентируется законом и направлена на защиту имени и интересов автора на основе заключения с ним письменного договора. Эти организации: а) предоставляют пользователям лицензии на способы использования произведений и объектов авторских прав; б) собирают вознаграждения за использование произведений и объектов авторских прав; в) распределяют и выплачивают собранные вознаграждения правообладателям.

В Российской Федерации в 1995 году созданы специальные структуры, защищающие авторские права и смежные права: Российское авторское общество (РАО); Российская фонографическая организация (РФО); Российская ассоциация музыкальных продюсеров (РАМП); Международная ассоциация производителей фонограмм (1РР1) и многие другие организации и ассоциации, открывшие свои представительства в различных регионах России и за рубежом.

Российское авторское общество регистрирует музыкальные произведения (песни, романсы, мюзиклы, музыкальные спектакли); сценарии тслеигр, телепередач, шоу-программ, рекламных роликов, логотипы, эмблемы, хореографические произведения, кино- и фотопроизведения и т.п. Факт регистрации произведения и членство автора в РАО позволяют получать вознаграждения за каждый вид использования произведения и служат доказательством в случаях судебного разбирательства.

Российская ассоциация музыкальных продюсеров консультирует по всем вопросам музыкального бизнеса, связанным с заключением контрактов между различными физическими и юридическими лицами: «продюсер - артист», «менеджер - артист», «издатель - автор», «продюсер - компания звукозаписи», участвует в разрешении споров и конфликтов, сотрудничает с «Рос-

1 Сергеев А.П Авторское право России. - СПб., 1494. - С 117.

сийской газетой», освещающей законодательные акты Правительства Российской Федерации.

Авторский договор является серьезным юридическим документом, который может защитить интересы автора. Неграмотно составленный договор может быть использован против интересош автора, и поэтому при его составлении необходимо привлечение юриста. Можно зарегистрировать произведение, как мы уже говорили, в Российском авторском обществе, где выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации.

Не исключена (а в некоторых случаях даже предпочитается) возможность заключения договора на первую публикацию (обнародование) произведения до его обнародования. В этом случае автор сохраняет экземпляр договора с печатью и подписями другой стороны, чтобы подтвердить свое авторство.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды, формы, средства и способы защиты авторских и смежных прав и борьбы с конрафактной или пиратской продукцией. Этими терминами означаются нарушения прав интеллектуальной собственности.

Статья 48 Закона «Об авторском праве и смежных правах» гласит;

За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторских и смежных прав.

Контрафактными являются экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав Российской Федерации из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Вопросы для самопроверки:

Что входит в понятия «интеллектуальная собственность», «авторское право»?

Что такое «смежное право» и при каких обстоятельствах оно возникает?

Охарактеризуйте основные статьи Закона РФ, охраняющего авторские и смежные права.

 

Что такое «свободное пользование произведением»? При каких обстоятельствах оно возникает?

Что такое «контрафактная продукция»? Какие организации защищают права авторов и ведут борьбу с «контрафактной продукцией»?

Рекомендуемая литература к теме 3.1

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. №5351-1 (с изменениями от 19 июля 1995 г.)

Гаврилов Э.П. Комментарий закона об авторском праве и смежнмх правах. - М: Правовая культура, 1996.

Жданова Е.И. и др. Управление и экономика а шоу-бизнесе: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Карпова IIП Правовая охрана и лицензирование ИС в России // Интеллектуальная собственность. - 2000. - № 9.

Минкое А. Контракт... Как много в этом звуке! // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. - 2000. - № I.

Иригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. - М.: Алкигам-ма, 2001.

1. Сергеев АН. Авторское право России. - СПб., 1994.

8. Туяубьева И. Распространение произведений и фонограмм // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. - 2000. -№2.

Тема 3.2. Менелжмент и организация

благотворительной А^ятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...