Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в сфере культуры и искусства




Среди финансовых средств, какими располагают у прежде» ния культуры и искусства, можно выделить следующие: бюджет» ные средства, средства меценатов, инвесторов, спонсоров; собственные средства компаний, арт-фирм.

К примеру, российские театры покрывают собственными доходами до 35% текущих расходов; концертные организации -29,8%; музеи - 28,7%; парки культуры и отдыха - 59,1%. Причем бюджет, например, Государственного Эрмитажа распределяется следующим образом:

государственное финансирование - 34%;

доходы от входной платы за проведение экскурсий, посе-щепий выставок, от организации выездных выставок - 24%;

доходы от сопутствующей и предпринимательской деятельности - 7 %;

доходы от благотворителей - 35%.

Привлечение благотворительных средств от коммерческих компаний и частных лиц организациями культуры и искусства рассматривается как альтернатива государственным субсидиям. Именно поэтому много внимания отводится изучению проблем менеджмента благотворительной деятельности. Однако важно понять, что в партнерстве культуры и бизнеса нуждаются обе стороны и дополнительные ассигнования можно получать не только от частных лиц и организаций, но от государства. Например, Александрийский театр получил дополнительные средства на социальную программу по оказанию помощи актерам; Театр Сатиры - на участие в фестивале (из федерального бюджета); Ленинградский Мюзик-Холл получил дополнительные средства из бюджета района и т.п.

Под благотворительной деятельностью понимается оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, которая направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм. Также переводится и греческое слово филантропия (рЫ1ап1:пгор1а), означающее «чело-

веколюбие, покровительство, благотворительство, помощь неимущим людям и организациям».

Овладение опытом работы с благотворительными организациями становится актуальной задачей не только для крупных учреждений культуры федерального значения, но и учреждений регионального масштаба.

Среди благотворительных фондов, активно работающих с российскими учреждениями культуры, выделяются несколько английских и американских структур. Среди них можно отметить: Фонд Форда, Фонд Кпои Но* Типе, организация \А$1ип$> Апз, входящая в структуру Британского Совета, и ушедший уже с российского рынка Фонд Сороса.

Деятельность подобных фондов является инновационной формой межкультурной коммуникации на государственном уровне и уровне конкретных учреждений культуры. И здесь проявляются два важных момента: с одной стороны, политика фондов оказывает заметное влияние на формирование в России новой социокультурной ситуации, а с другой - несмотря на успешность проектов, финансируемых фондами, их работа оценивается российским обществом крайне противоречиво.

В зависимости от структуры фонда, порядка накопления средств и распоряжения ими фонды подразделяют на следующие виды: государственные, частные, корпоративные.

С государственными фондами и организациями российские учреждения культуры сотрудничали уже давно, однако эти связи носили фрагментарный характер: организация отдельных культурных событий или осуществление краткосрочных проектов. В начале 90-х годов в России открылись представительства фондов, которые стали вырабатывать и проводить новую поведенческую линию во взаимоотношениях с российскими учреждениями культуры и официальными органами. Главной формой становится грантовая поддержка различных культурных проектов, проблематика которых определяется сотрудниками фондов с учетом приоритетов фонда и на основе анализа социокультурной ситуации в России.

Сотрудничество музеев с благотворительными фондами помогает им найти денежные средства на реализацию авторских

или внеплановых проектов, повысить профессиональный уровень | сотрудников и т.п.

Наиболее приоритетными направлениями деятельности фондов являются:

-образовательные программы;

содействие продвижению новейших культурных технологий;

поддержка партнерских и сетевых проектов. Подобные направления деятельности фондов нашли отра*

жение в сотрудничестве с российскими музеями и библиотеками, Для сотрудников учреждений организуются сессии музейщиков а России и за рубежом, групповые или индивидуальные стажировки, тренинговые семинары.

Образовательные программы включают преподавание новых концепций менеджмента и маркетинга в сфере культуры, изучение методов и приемов работы в условиях рынка, выявление слабых мест в деятельности учреждений культуры, разработку партнерских проектов, установку контактов с коллегами и поиск эффективных форм работы с ними.

Профессиональная практика, организуемая для российских специалистов за границей, ставит перед собой следующие задачи: стажировка российских менеджеров в театрах, музеях, муниципальных учреждениях, периодических изданиях, знакомство с зарубежными системами образования и организации зрелищных и культурных учреждений.

Профессиональная практика содержит в себе целевое программирование российской культуры, способствует установлению личных контактов между российскими и зарубежными менеджерами и разработке новых культурных проектов и программ, укрепляющих сотрудничество в сфере культуры. Подобную программу для российских менеджеров культуры осуществляет структурное подразделение Британского Совета ЧЧзкт^ Айз. В ней могут принимать участие молодые менеджеры культурны до 40 лет, работающие в сфере культуры в регионах Сибири, Урала, Северо-Западного региона, Центра, Поволжья.

Не менее важным является и такое перспективное направление деятельности благотворительных фондов в России, как продвижение новых культурных технологий: компьютеризация ра-

боты музейных и библиотечных фондов, создание собственных представительств в Интернете, использование новейших технических средств (мультимедиа, комплексная автоматизация, локальные компьютерные сети). К новым технологиям относят также и такие направления модернизации, которые связаны с освоением и внедрением новых технических средств в различные виды искусства.

В 1999 году экспертами Института «Открытое общество» была разработана стратегия создания Российской сети культурного наследия. Данная стратегия вышла на уровень государственной программы, нацелена на формирование системы, ориентированной на практическую деятельность сетевой организации, и открывает доступ к культурным сокровищам России для отечественных и зарубежных пользователей. Российская сеть культурного наследия включает:

электронные каталоги и путеводители по музеям, памятникам культуры и выставкам;

ссылки на российские и международные культурные ресурсы в Интернете;

обучающие курсы и тренинги;

электронные издания по культурному наследию.

Третьим важным направлением в деятельности международных благотворительных фондов в России является создание-сетевых организаций и структур, способствующих различного вида партнерству и созданию партнерских проектов, что является характерной чертой как государственных, так и частных фондов. Создаются различные ассоциации, содружества, информационно-методические центры, распределяются грантовые средства для поддержки наиболее интересных проектов. Примером может служить созданный в 1999 году в Санкт-Петербурге Институт «Про арте», который финансируют Фонд Форда и Институт «Открытое общество» (представитель Фонда Сороса).

Институт «Про арте» строит свою деятельность в рамках определенной тематики, занимаясь изучением и пропагандой культуры и искусства. Например, для продвижения проекта авангардного искусства были использованы различные формы просветительской работы (семинары, конференции, выставки, концерты), разрабатывались проекты, направленные на развитие ак-

туальных явлений современного искусства. При этом одним Щ учредителей Института «Про арте» является Музей историк Санкт-Петербурга, постоянными партнерами при проведении различных программ - Русский музей, Эрмитаж, Санкт«Петербургская филармония. В финансировании проектов прини» мали участие как зарубежные, так и отечественные благотвори» тельные профильные организации и частные благотворители.

При анализе структуры финансирования учреждений культуры, по данным годовых отчетов, выяснилось, что благотвори» тельная помощь от физических и юридических лиц в нашей стра«не существенно возросла. К примеру, за пять лет (с 1998 по 2003 год) благотворительная помощь учреждениям культуры и искус* ства достигла: в Большом театре - 9% годового бюджета (в 1998 году помощь составляла 1%), Мариинском - 10% (в 1998 году -1,2%), в Эрмитаже - 8% (в 1998 году - 0,5%), в Государственной Третьяковской галереи - 1% (в 1998 году - 0,4%), в Русском музее - 6% (в 1998 году - 0,1 %) и т.д.

Формы оказания благотворительной помощи могут быть самыми разными: денежные средства, передача оборудования, закупки костюмов и декораций, проведение ремонтных и строительных работ и пр. И, если на первых этапах благотворительной деятельности эта помощь носила разовый, иногда даже бессистемный характер, то сейчас со стороны учреждений культуры поиску и организации благотворительной деятельности уделяется много внимания. Осваиваются формы длительного взаимодействия, подыскиваются новые материально состоятельные организации и новые формы поддержки.

Остановимся на особенностях организации и стимулирования благотворительной деятельности, которые мы можем наблюдать в настоящее время.

К одной из них можно отнести создание благотворительных организаций, привлекающих средства для учреждений культуры, минуя бюджет. Это обеспечивает ряд преимуществ при оказании помощи;

1. Благотворительный фонд и общественная организация имеют большую свободу в выборе уставной деятельности, чем любое учреждение культуры. Они имеют право более широко осуществлять предпринимательскую деятельность, производить

непрофильные товары (майки, кружки, пакеты и т.п.) с символикой и знаками учреждения и без оного и услуги, заниматься куплей и продажей ценных бумаг, учреждать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности.

Благотворительный фонд и общественная организация имеют право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Государственное учреждение, имеющее имущество и материальные ценности, имеет право лишь на оперативное управление им.

Благотворительный фонд и общественная организация обязаны ежегодно публиковать отчеты о расходовании средств и использовании имущества, т.е. средства, полученные от юридических и физических лиц, возможно проконтролировать и отследить направления их расходования. Такая открытость не возможна в учреждениях культуры, которые подобных обязательств не имеют и годовые финансовые отчеты которых не публикуются (их отчетность осуществляется перед вышестоящими организациями) или публикуются нерегулярно.

Благотворительный фонд и общественная организация выступают как независимая структура в планировании расходов и привлечении внебюджетных средств. Открытие подобных независимых структур при учреждениях культуры способствует привлечению в них внебюджетных средств, которые учитываются при распределении бюджетного финансирования самого учреждения культуры, что способствует как укреплению материально-технической базы учреждения, так и отдельных его проектов.

В то же время следует указать и на некоторые недостатки сложившейся практики партнерства благотворительных фондов и учреждений культуры и искусств:

Благотворительные фонды и общественные организации за свои обязательства перед партнером отвечают всем своим имуществом, тогда как учреждение культуры несет ответственность только в рамках имеющихся у него денежных средств.

Создание благотворительных фондов и общественных организаций, являющихся более рискованной структурой по сравнению с учреждением культуры, влечет за собой усложнение процессов управления. Для руководства этими организациями создаются органы управления: попечительские советы, правление фонда, дирекции во главе с президентом или консультационный

совет во главе с управляющим, что сопряжено со снижением оперативности действий и дополнительными административными расходами, поскольку использование денежных средств фонда или благотворительной организации требуют согласования и принятия решения со стороны учреждения культуры и перечисленных структур.

Рассмотрим модели функционирования рассматриваемых фондов и организаций, действующих в учреждениях культуры и искусства.

Внутренняя модель. Ее рекомендуется создавать на начальных этапах организации благотворительной деятельности. В этом случае благотворительная организация не выделяется в самостоятельную структуру, а представляет собой структурное подразделение учреждения культуры. Деятельность такой организации организуется согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», где оговаривается право не регистрироваться в органах юстиции и не приобретать статуса юридического лица.

Впервые подобная модель в России появилась в 1980 году при Павловском музее, где было организовано временное благотворительное общество «Друзья Павловска», которое было создано для реализации проекта реконструкции дворцового ансамбля. Численность друзей дворца только среди иностранных членов составляла более 250 человек, масштаб деятельности общества был поистине огромен, как и выделенные денежные средства.

Внутреннюю модель общественных организаций широко используют и современные учреждения культуры, создавая общества и клубы друзей, которые являются структурным подразделением учреждения. Можно привести примеры таких клубов при Государственном Эрмитаже, Русском музее, Московском художественном академическом театре и многих других учреждениях.

Деятельность «Клуба друзей» при Эрмитаже, который является структурной единицей отдела развития, курируется заместителем директора по вопросам выставок и развития. Членами этого клуба могут быть как физические, так и юридические лица. Членские взносы для юридических лиц довольно значительны, клубом предусмотрена сумма взносов от двух тысяч долларов

США и более. И в зависимости от суммы взносов юридические лица получают определенный статус - простого или почетного корпоративного члена клуба, рядового или официального покровителя Эрмитажа. Для физических лиц начальная сумма членских взносов также оговаривается, и она колеблется от пятидесяти до ста долларов США. Статус члена клуба также имеет свои категории - простой, коллективный или привилегированный член «Клуба друзей Эрмитажа».

Кроме членских взносов клуб собирает целевые средства, расходование которых определяет сам вкладчик (образовательные программы, реконструкция помещений, экспонатов и т.п.).

Эрмитаж берет определенные обязательства перед своими членами и предоставляет им определенные привилегии. Все юридические лица, являющиеся членами «Клуба друзей Эрмитажа», получают почетный диплом «Корпоративного члена Клуба друзей Эрмитажа», руководители компаний получают право на обладание персональной карточкой бесплатного посещения музея и участия а клубных мероприятиях. Название организаций, внесших значительные средства, заносятся на Доску почетных благотворителей Эрмитажа, вносятся в специальный список «Благотворители Государственного Эрмитажа», включаются в годовой отчет, выставочные каталоги и освещаются в средствах массовой информации.

Официальным покровителям Эрмитажа предоствляется право проведения корпоративных мероприятий в залах музея и участия руководителей компаний в совете «Клуба друзей». Индивидуальные члены клуба получают персональную карточку на бесплатное посещение музея, концертов, которые в нем организуются, клубных мероприятий и двадцати процентную скидку на приобретение сувенирной продукции.

Следующая модель функционирования благотворительных организаций называется простой внешней моделью.

Эта модель организации, в отличие от рассмотренной раннее, является самостоятельным юридическим лицом и ставит своей основной целью поддержку конкретного юридического лица, что и записано в ее уставе. В задачи организации, созданной как простая внешняя модель, входит сбор финансовых средств и

организация культурно-просветительных мероприятий и крупных проектов.

В России подобная модель организации впервые была создана при Большом театре в 1991 году. «Фонд развития Большого театра» выступает как самостоятельное юридическое лицо для реализации реставрационных и культурных проектов театра.

Несколько иные задачи решает «Благотворительный фонд КДТ», созданный при Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге в 1994 году. Фонд считает главными целями своей деятельности - создание условий долгосрочной финансовой стабильности театра, обеспечение социальной поддержки сотрудников, оказание финансовой помощи в реализации творческих проектов театра, модернизации сценических постановочных средств и капитальном ремонте здания. За счет средств фонда осуществляются новые театральные постановки, организуются творческие вечера ведущих артистов театра, организуются гастрольные туры.

Привлекательной особенностью простой внешней модели благотворительной организации является то, что она может осуществлять свою деятельность как на территории России, так и за рубежом, В целях привлечения средств зарубежных инвесторов и благодаря особым условиям привлечения финансовых средств за границей (развитости системы пожертвований, значительности налоговых льгот для участников благотворительной деятельности, высокому уровню жизни всего населения) учреждения культуры нашей страны часто регистрируют там свои благотворительные организации и фонды.

Примером создания такого зарубежного благотворительного общества для поддержания российского учреждения культуры может послужить «Общество друзей Мари и некого театра». Оно было учреждено в 1993 году в Лондоне и ставит перед собой цель поддержать Мариинский театр в постановке опер, организации гастролей, учебных программ, стажировок для артистов, содержании и реставрации здания Санкт-Петербургского театра.

Третья модель функционирования благотворительных организаций носит название - сложной внешней модели.

Она характеризуется наличием разветвленной сети благотворительных фондов и общественных организаций при учреж-

дении культуры. В этой модели предполагается действие не менее двух независимых благотворительных организаций, которые создаются как независимые юридические лица для поддержки одного и того же учреждения культуры. Эти организации представляют собой своеобразную сеть, которая может координироваться одним центром, что позволяет усовершенствовать менеджмент благотворительной деятельности, и которая применяется для привлечения значительных финансовых средств из-за рубежа.

Примеров подобной модели может служить сеть зарубежных «Обществ друзей Мариинского театра», включающую четыре автономных общества. В круг деятельности каждого входит одно из налравлений оказания помощи театру: организация гастролей, фестивалей и фапдрайзинг (деятельность по привлечению и аккумулированию средств финансирования). Центральное общество расположено в Лондоне, оно руководит деятельностью трех других, которые действуют в Нью-Йорке, Хельсинки, Токио.

Государственный Эрмитаж но другому принципу координирует деятельность благотворительных обществ под общим названием «Клуб друзей Эрмитажа». Данная структура состоит из трех автономных обществ, расположенных в Нидерландах, США, Канаде, которые координируют свою деятельность непосредственно с дирекцией Эрмитажа.

«Клуб друзей Эрмитажа» имеет большую свободу в выборе направлений своей деятельности по сравнению с «Обществом друзей Мариинского театра»: они самостоятельно определяют приоритетные формы фандрайзинга и культурно-просветительской работы.

Американский клуб «Друзья Эрмитажа» специализируется на организации просветительских акций (лекций, встреч под названием «Эрмитажные четверги») и распространении материалов по истории музея среди американских общественных организаций и библиотек.

Круг деятельности канадского общества «Клуб друзей Эрмитажа» достаточно широк. Общество реализует образовательные программы среди школьников от шести до двенадцати лет, а также организует лекции и семинары в канадских университегах и школах, занимается разработкой и реализацией программ по

обмену между российскими и канадскими студентами, организует стажировки специалистов, изучающих искусство Канады и России в Государственном Эрмитаже и музеях Канады.

Четвертая модель деятельности благотворительных организаций носит название автономной модели. Она используется в тех случаях, когда возникает необходимость усовершенствовать менеджмент нескольких организаций культуры, имеющих тесные партнерские отношения.

Благотворительный фонд, построенный по принципу авто
номной модели, функционирует независимо от какого-либо
учреждения культуры, но оказывает поддержку лишь
оговоренному ограниченному числу учреждений культуры, чьи
представители входят в исполнительную дирекцию фонда. При
всей самостоятельности управленческих действий

благотворительный фонд, действующий в рамкам автономной модели, обязан принимать во внимание замечания и пожелания представителей финансируемых им учреждений культуры.

Автономная модель лежит в основе деятельности Международного благотворительного Строгановского фонда, созданного в Нью-Йорке для оказания помощи Русскому музею и Музею театрального искусства в Санкт-Петербурге, тесно сотрудничающих в проведении выставочной деятельности, образовательных программ и фестивалей.

Независимая модель деятельности благотворительных фондов и организаций отличается от автономной тем, что, являясь самостоятельным юридическим лицом, может оказывать поддержку неограниченному числу учреждений культуры и является полностью независимым в принятии управленческих решений.

При независимой модели благотворительный фонд финансирует деятельность учреждений культуры в определенном направлении или определенной области, поэтому она применяется для реализации крупных проектов, в которых задействовано большое число организаций и учреждений культуры.

Примером может служить благотворительный фонд «Симфонический оркестр», в уставе которого отражена основная цель фонда - сохранение и преумножение традиций российской культуры. Фонд «Симфонический оркестр» помогает Российскому национальному оркестру, Государственному симфоническому и

академическому оркестрам, оказывает поддержку филармоническим коллективам Москвы и Санкт-Петербурга в ежегодном участии в Пасхальном фестивале, проводимом под руководством и при участии известного дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева.

Рассмотренные нами модели деятельности благотворительных организаций успешно сочетаются в рамках одного или нескольких учреждений культуры. К примеру, благотворительные организации Эрмитажа, Русского музея, Мариинского театра оперы и балета сочетают внутреннюю и внешнюю модели. Некоммерческие организации широко используют сложные внешние модели.

Весь процесс организации сети зарубежных обществ и фондов в российских учреждениях культуры проходит в три этапа:

Учреждения культуры подыскивают специалистов в области управления благотворительных организаций, готовых к сотрудничеству. Обычно привлекаются специалисты-иностранцы, работающие в сфере культуры. При создании «Общества друзей Мариинского театра» приняли непосредственное участие независимые английские специалисты в области фандрайзинга, которые и возглавили работу общества в дальнейшем. Управление и контроль за деятельностью организации осуществляет директор учреждения культуры, который является президентом общества или фонда и который определяет приоритеты полигики благотворительной организации и обладает преимущественным правом голоса в Совете директоров.

Открываются общества и фонды за рубежом по выбранной модели. К примеру, созданное в Англии «Общество друзей Мариинского театра» послужило своеобразной моделью для создания подобных организаций в Финляндии, США, Японии, а английское общество было наделено управленческими функциями по координации их деятельности.

Создается координационный центр в России. По этому принципу организована деятельность международного клуба «Друзей Эрмитажа», объединившего в единое звено работу своих зарубежных обществ.

Менеджмент деятельности благотворительных организаций создает возможность привлечения значительных финансовых

средств для развития учреждений культуры и осуществления отдельных проектов. В зависимости от целей и задач благотворительных организаций применяются различные модели деятельности, что помогает привлечь финансовые средства в России и за рубежом, способствует активизации инициативы российских учреждений культуры, осознанию ими своих возможностей и перспектив.

Следует отметить то, что при всех положительных сдвигах, которые происходят в культурной жизни нашей страны под влиянием деятельности иностранных фондов и организаций, имеют место и негативные тенденции: происходит коммерциализация деятельности учреждений культуры и искусства, ее сращивание с туристско-развлекательной деятельностью, что ведет к односторонности развития и снижению ценностей объектов культуры.

Вопросы для самопроверки:

С какой целью создаются благотворительные общества и фонды?

Охарактеризуйте модели функционирования благотворительных организаций. В чем преимущества каждой из них?

Приведите примеры деятельности благотворительных организаций известных Вам учреждений культуры и дайте оценку их деятельности.

Какие модели функционирования благотворительных организаций Вы можете предложить региональным учреждениям культуры, высшим учебным заведениям? Дайте им обоснование.

Охарактеризуйте приоритетные направления деятельности зарубежных фондов в России. В чем их плюсы и минусы?

Рекомендуемая литература к теме 3.2

Закон РФ «Об общественных организациях» от 19 мая 1995 г. №82-83

Абросимова ЕЛ. Современное состояние и тенденции развития благотворительного сектора в РФ // Помоги ближнему!: Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В. Меньшикова. - М: ИПО «Полигран», 1994.

3. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. - М.: МГУК, 1995.

4 Дымникова ЛИ. Практика фандрейзинга в учреждениях культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. -№1.

Дымникова А.И., Иксанов ЛИ. Благотворительный фонд БДТ: теория и практика успеха. - СПб., 1997.

ЗайцевД.А., Падоршин ЕР. Обоснование инвестиционной привлекательности культурного проекта II Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - №5.

Калинина А.В. Грантовая поддержка учреждений культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - №5.

8. Талмасова А Благотворительная деятельность в России: Право
вые аспекты и вопросы налогообложения. Консультация // Иностранный
капитал в России. - 1999. - №9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение основ современной деятельности менеджере! в сфере культуры позволяет подойти к пониманию всей совокуп* ности деятельности арт-менеджера, глубоко разобраться в технологиях ее отдельных направлений, осознать значимость многообразных ролей управленца - руководителя, организатора, финансиста, прагматика, творца, создателя конкретной «звезды», проекта, важного по своей социальной значимости, управленца-воспитателя команды и публики, формирующего вкусы и эстетические идеалы.

Арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из
направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и ис
кусства. Творческая деятельность художника в искусстве рас
крывается при его непосредственном взаимодействии со зрите
лем, слушателем - потребителем такого необыкновенного про
дукта, каковым является спектакль, кинофильм, концерт класси
ческой музыки, цирковая программа, эстрадное шоу-
представление, вернисаж произведений изобразительного искус
ства и др. И для того, чтобы сделать это взаимодействие более
приятым как для исполнителя, так и для зрителя, в наиболее под
ходящей атмосфере и специально подготовленном для подобных
целей помещении, без раздражающих огрехов и накладок, суще
ствует профессионал особого рода. Он называется арт-менеджер.
Это его усилиями заключаются контракты с известными творче
скими коллективами или отдельными исполнителями на гаст
рольные туры и разовые выступления, организуется рекламная
кампания по оповещению зрителей о предстоящих концертах. Он
же арендует помещение, где будут проходить выступления его
коллектива, договаривается об условиях быта артистов, обеспе
чивает транспорт, декоративное оформление сценической пло
щадки и т.д. и т.п. ^

В профессиональные обязанности арт-менеджера входит поиск и сложнейшая работа по созданию «звезды» эстрады, кино, театра, оперного искусства. Он должен уметь найти подходящего режиссера-постановщика готовящегося зрелища, составить с ним грамотный контракт, нанять художника-постановщика, звукорежиссера, костюмера, рабочих сцены, определить какую театраль-

ную технику необходимо арендовать или купить, составить расписание репетиций. Этот специалист должен владеть нормативно-правовыми основами деятельности в сфере искусства, тонкостями составления бизнес-плана, простой сметы, умениями поиска спонсоров, вкладывающих финансовые средства в развитие отдельного исполнителя или коллектива.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авторское право в шоу-бизнесе: Нормативные акты и комментарии / Автор-составитель И.А. Силонов. - М.: Агентство «Издательский сервис», «Норма», 2001.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (с изменениями от 19 июля 1995 г.).

Закон Российской Федерации. Основы законодательства РФ о культуре. - М.: Изд-во «Ось-89», 2000.

Закон о средствах массовой информации. - М.: ПРИОР, 2000.

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г, № 2-ФЗ.

Закон РФ «Об общественных организациях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.

Комментарий к Закону «Об авторском праве и смежных правах». - М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995г.№88-ФЗ.

Абросимова Е.А. Современное состояние и тенденции развития благотворительного сектора в РФ // Помоги ближнему!: Благотворительность вчера и сегодня У Под ред. В.В. Меньшикова. - М.: ИПО «Полигран», 1994.

Азбука фандрайзинга // Арт-менеждер. - 2002. -№1,2.

Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. -2004. -№2. -С. 21-35.

Алешина И. Паблик ри.чейшинз для менеджеров и маркетологов. - М.: Гном-Пресс, 1997.

Арт-менсджмент (выпуски за 2002-2004).

Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. В.М. Чижикова, Г.Н. Новиковой. - М: МГУКИ, 2002.

Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. - М.: МГУК, 1995.

Бодунген А, На пути к успешному фандрайзингу. -М., 1995.

Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик ри-лейшинз: предмет и мастерство / Пер. А.В. Полунина - М.: Имидж-контакт: ИНФА, 2001.

Браун Л. Имидж - путь к успеху: Практическое пособие / Пер. с англ. Л. Царук. - СПб., 2000.

Браун Дж., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: В 2 т.: Пер. с англ.- М: Мир, 2001.

Вейсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. - М.: Экономика, 1995.

Войтковский СБ. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве. - М.: НАМ-ИЗДАТ, 2000.

Гаврилов Э.П Комментарий закона «Об авторском праве и смежных правах». — М.: Правовая культура, 1996.

Дафт Р.Л. Менеджмент. -СПб.: Питер, 2002.

Дудков ЕВ. Анализ современных механизмов функционирования государственных и негосударственных театрально-зрелищных предприятий / Информкультура. Вып. 5. -М., 1994.

Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003.

Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильяме, 2000.

Жарков АД. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: Учебное пособие для вузов культуры и искусств. - Ч. I. - М.: МГУКИ, 2003^4. П. -М.: МГУКИ, 2004.

Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Законодательное обеспечение бизнеса в России. - М.: Конэ-ско, 1997.

Иванов Г.П. Продюсерский сектор культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 8. -С. 75-83.

Имиджелогия. Как нравиться людям. / В.М. Шепель и др. -М.: Народное образование, 2002.

Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. А..Д. Жаркова и В.М. Чижикова. Вып. I. - М.: МГУКИ, 2000; Выи. II / Под науч. ред. А.Д. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2001.

Инновационные технологии подготовки социокультурных менеджеров: Сб. науч. тр. - М.: МГУКИ, 2004.

Игнатьева Е. О государственной поддержке благотворительности и спонсорства в культуре // Финансы. - 2003. - № 3.

Карпова Н.Н Правовая охрана и лицензирование ИС в России // Интеллектуальная собственность. - 2000. -№ 9.

Кезин А.В Менеджмент: Методологическая культура. -М.: Гардарика, 2001.

Киселева ТТ., Красшышков Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004.

Клитии С.С. Эстрада. Проблемы теории, история и методика. -Л.: Искусство, 1987.

Ковальчук АС. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. - М.: «Российский фонд культуры», 5Р82 - «Русская панорама», 2001.

Концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2010 гг.) //Справочник руководителя учреждений культуры. - 2004. - № 8.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. -М„ 1995.

Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. В.Л. Гольдича и А.И. Оганесовой. - М.: ООО «Издательство АСТ, 2000.

Кузнецов ЕМ. Из прошлого русской эстрады. - М., 1958.

Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. -М.:МГУК, 1998.

Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Мексон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1992.

Минков А. Контракт... Как много в этом звуке! // Интеллектуальная собственность. - 2000. - № 9.

Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг: Монографий. -Омск, 1992.

Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2004.

Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.

Почепцов ГГ. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2002.

Предпринимательство: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

Предпринимательская деятельность в России: Сборник законодательных и нормативных актов. - М., 1991.

Пригожий И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. - М.: Алкигамма, 2001.

Принципы формирования ФЦП «Культура России (2001 -2005) // Справочник руководителя учреждений культуры. -2004,-№ 9.

Ратнер А.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. -М., 1980.

Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

Социокультурные проекты: Материалы Всеросси<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...