Пример расчета прибыли аналитическим методом
Первый этап. Определяется базовая рентабельность (отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции) (табл. 5.1). Таблица 5.1 - Расчет базовой рентабельности, тыс. руб.
Второй этап. В данном примере в плановом году предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 10%. Выпуск продукции по себестоимости отчетного года составит 891 тыс. руб. (810 000 руб. х 110: 100). Исходя из базового уровня рентабельности прибыль по сравнимой товарной продукции в плановом году будет равна 434,8 тыс. руб. (891 000 руб. х 48,8: 100). Прибыль на несравнимую товарную продукцию исчисляется прямым счетом. В данном примере несравнимая товарная продукция планируемого года принята по плановой полной себестоимости в сумме 250 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС, акцизов) — 300 тыс. руб. Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоящем году составит 50 тыс. руб. (300 000 - 250 000). На третьем этапе расчетов учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли. Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом. Выпуск сравнимой товарной продукции в плановом году по себестоимости прошлого года исчислен в сумме 891 тыс. руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости предстоящего года определена в сумме 1 млн 400 тыс. руб. Повышение себестоимости сравнимой товарной продукции составит 509 тыс. руб. (1 400 000-- 891 000), что повлечет снижение плановой прибыли.
Планируемое изменение ассортимента продукции вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Чтобы определить влияние; ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себестоимости в истекшем и плановом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и плановом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия, принятую на уровне ожидаемого исполнения. Суммы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабельности в истекшем и плановом году. Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль (табл. 5.2). Таблица 5.2 - Расчет влияния на плановую прибыль изменения ассортимента продукции в плановом году, % Средняя рентабельность в плановом году по сравнению с отчетным годом увеличивается на 0,45% (35,68 - 35,23). Изменение ассортимента продукции в плановом году приведет к росту плановой прибыли на 4,01 тыс. руб. (891 000 руб. х 0,45: 100). На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли. Допустим, в плановом году цены на всю реализуемую товарную продукцию предполагается увеличить на 21%. Если планируемый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах, составит 1 650 тыс. руб., то только за счет этого фактора будет получено прибыли на сумму 346,5 тыс. руб. [(1650 х 21): 100].
Для сводного расчета прибыли (табл. 5.3) следует учесть прибыль в остатках готовой продукции на начало планового года — 120 тыс. руб. и на конец планового года — 210 тыс. руб.
Таблица 5.3 Сводный расчет прибыли от реализации продукции, исчисленной аналитическим методом, тыс. руб.
При прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом учитываются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль. Прежде всего плановую прибыль значительно снижает повышение себестоимости (па 509 тыс. руб.), что можно объяснить ростом цен па потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда и другими факторами. Прибыль несколько увеличивается (на 4,01 тыс. руб.) в связи с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удельного веса наиболее рентабельной продукции. Значительный рост прибыли (на 346,5 тыс. руб.) планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляционными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли учитывают: • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; • прибыль от реализации основных фондов и другого имущества; • внереализационные доходы (расходы). Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера — для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Только при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из ее запланированного объема в плановом году и рентабельности прошлого года. Прочая реализация может принести как положительный, так и отрицательный результат. Допустим, в нашем примере прибыль от прочей реализации планируется в сумме 30 тыс. руб., а убытки — 50 тыс. руб. Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов определяются, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, они планируются в зависимости от прогнозов развития предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта. Пример. Доходы от внереализационных операций планируются в сумме 55 тыс. руб., а расходы от этих операций — в сумме 160 тыс. руб. Тогда в рассмотренном примере общая Сумма прибыли составит 321,31 тыс. руб. (236 310 + 30 000 + 55 000), а убытков - 210 тыс. руб. (50 000 + + 160 000). Валовая прибыль фирмы определяется в сумме 111,31 тыс. руб. (321310-210000). Еще один метод планирования прибыли — так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента и цен, выявляется с помощью аналитического метода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|