Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники формирования заемного капитала




ПРЕДПРИЯТИЯ

Заемный капитал организации включает в себя денеж­ные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности фир­мы. Все формы заемного капитала представ­ляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в определенные сроки.

Заемный капитал — это кредиты банков и финансовых компа­ний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бу­маги и др.

Классификация заемного капитала:

- По целям:

• для воспроизводства основных средств и нематериальных ак­тивов;

• пополнения оборотных активов;

• удовлетворения социальных нужд.

- По источникам привлечения

вне­шние и внутренние.

- По срочности погашения

долгосрочные и краткосрочные.

- По форме обеспечения

обеспеченные залогом или закладом, поручительством или гарантией и необеспеченные.

РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

 

Важным фактором развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, пре­вышающих платежи.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличе­нию капитала этой организации, за исключением вкладов участни­ков (собственников имущества).

Не относятся к доходам и не приводят к увеличению капитала:

• суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных сумм, подлежащих пе­речислению в бюджет;

• полученные предприятием в виде авансов в счет оплаты про­дукции, товаров, работ, услуг;

• полученные задатки;

• полученные залоги;

• полученные в погашение кредита (займа), предоставленного ранее заемщику;

• поступления по договорам комиссии.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного иму­щества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к умень­шению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами и потому не влияет на величину капи­тала выбытие активов в связи:

• с приобретением (созданием) внеоборотных активов;

• вкладами в уставные (складочные) капиталы других организа­ций и приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью пере­продажи;

• перечислением средств в рамках благотворительной деятель­ности, организации отдыха, мероприятий спортивного и культурно-просветительского характера;

• договорами комиссии;

• перечислением авансов и задатков;

• погашением полученных ранее кредитов и займов.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

К расходам по обычным видам деятельности относятся затра­ты, связанные с изготовлением (или приобретением) и продажей про­дукции, а также возмещением стоимости амортизируемых активов в виде амор­тизационных отчислений.

К операционным доходам относятся:

• поступления, связанные с предоставлением за плату во времен­ное пользование активов;

• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, воз­никающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам;

• прибыль, полученная организацией по договору простого то­варищества (в результате совместной деятельности);

• поступления, связанные с продажей и прочим списанием ос­новных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, продукции, товаров;

• поступления от операций с тарой;

• проценты, полученные (подлежащие получению) за предостав­ленные в пользование денежных средств организации, а также про­центы за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации.

К операционным расходам относятся:

• расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, а также рас­ходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

• расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списани­ем основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, товаров, продукции;

• расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

• остаточная стоимость активов, по которым начисляется амор­тизация, и фактическая стоимость других активов, списываемых орга­низаций;

• расходы по операциям с тарой;

• проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

• прочие.

К внереализационным доходам относятся:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, по­лученные или признанные к получению;

• поступления, связанные с безвозмездным пользованием активов;

• поступления, возмещающие причиненных организации убытков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• прочие доходы, признанные операционными и внереализаци­онными.

К внереализационным расходам относятся:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уп­лаченные или признанные к уплате;

• расходы на содержание производственных мощностей и объек­тов, находящихся на консервации;

• возмещение причиненных организации убытков;

• убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

• отчисления в резервы под обеспечение вложений в ценные бу­маги, под снижение стоимости материальных ценностей, по сомни­тельным долгам;

• суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок ис­ковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

• курсовые разницы;

• расходы, связанные с рассмотрением дел в суде;

• прочие.

Перечисленные виды доходов должны признаваться, только если:

• организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом;

• сумма выручки может быть определена;

• в результате конкретной операции произойдет увеличение эко­номических выгод организации;

• право собственности на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком;

• расходы, которые повлекут проведение этой операции, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, получен­ных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете организации признается кредитор­ская задолженность.

В бухгалтерском учете расходы признаются при наличии следу­ющих условий:

• расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями де­лового оборота;

• сумма расхода может быть определена;

• в результате конкретной операции произойдет уменьшение эко­номических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организа­цией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтер­ском учете предприятия признается дебиторская задолженность.

К чрезвычайным доходам (расходам) относятся доходы и рас­ходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от спи­сания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.)

Чрезвычайные доходы (расходы) не принимаются во внимание при исчислении налога на прибыль, а их сальдо прибавляется к прибыли после вычета нало­гов и других обязательных платежей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

Выделяют следующие виды затрат:

Затраты на воспроизводство производственных фондов обес­печивают непрерывность производства и создают условия для реа­лизации продукции (затраты на основные и оборотные фонды).

Затраты на социально-культурные мероприятия обеспечивают повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий.

Операционные расходы — это затраты особого назначения: на проведение научно-исследовательских работ, изобретательство и ра­ционализаторство, переоценку основных фондов, паспортизацию обо­рудования.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, ус­луг) складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, ма­териалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных затрат.

Затраты на производство разнообразны и классифицируются по определенным признакам:

- по способу отнесения на себестоимость продук­ции:

прямые затраты - расходы, связанные с производством отдель­ных видов продукции, которые могут быть непосредственно включе­ны в себестоимость (сырье, основные материалы, по­купные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.)

косвенные - затраты, связанные с производством разных изделий, которые нельзя прямо от­нести на себестоимость определенного вида продукции (содержание и эксплуатацию оборудования, содержание и ремонт зданий, заработную плату вспомогательных рабочих, инженерно-тех­нических работников и др.)

- по связи затрат с объемом производства:

услов­но-постоянные - расходы, общая величина которых суще­ственно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции (отопление и освещение поме­щений, заработная плата управленческого персонала, амортизацион­ные отчисления, денежные расходы на административно-хозяйствен­ные нужды и др.)

условно-переменные расходы зависят от объема производства продукции (затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, ос­новную заработную плату производственных рабочих и т.п.)

- по степени однородности:

элементные затраты имеют единое экономи­ческое содержание для данного звена независимо от их назначения (материальные затраты, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, аморти­зацию основных производственных фондов и пр. Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции (работ, услуг)).

комплексные затраты включают несколько элементов, разнородны по со­ставу (общезаводские расходы, потери от брака, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.)

- в калькуляционном разрезе выделяют основные и накладные рас­ходы. Основные расходы связаны с процессом производства непо­средственно (сырье, основные и вспомогательные материалы, топли­во, энергия, заработная плата производственных рабочих и др.). Накладные включают цеховые, общезаводские, внепроизводственные и другие расходы, участвующие в общих затратах по управлению и обслуживанию производства.

- по калькуляционным статьям выделяют:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производствен­ного характера сторонних предприятий;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальные нужды;

6) расходы на освоение и подготовку производства;

7) общепроизводственные расходы;

8) общехозяйственные расходы;

9) потери от брака;

10) прочие производственные расходы;

11) коммерческие расходы (связанные со сбытом продукции).

Первые 10 статей составляют производственную себестоимость, с добавлением коммерческих расходов образуется полная себестои­мость производства и реализации.

Затраты относятся на себестоимость в соответствии с Положе­нием по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) в ред. приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н и от 30 марта 2000 г. № 27н.

Полная себестоимость продукции определяется в обобщающем документе — смете затрат на производство и реализацию продукции.

Полная себестоимость продукции, подлежащей выпуску в пла­нируемом году, отличается от себестоимости реализуемой продукции. Разница обусловлена наличием остатков нереализованной продукции на начало планиру­емого периода и величиной остатков продукции, которые не будут реализованы в конце планируемого периода.

Состав остатков нереализованной продукции и их величину по себестоимости следует учитывать при планировании затрат на реа­лизуемую продукцию. При этом методика расчета затрат и выручки должна быть единой.

Себестоимость реализуемой про­дукции рассчитывается как сумма фактической производственной себестоимости остатков готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода (год, квартал); плановой полной себестоимости товарной продукции, планиру­емой к выпуску в предстоящем периоде (год, квартал), определя­емой в смете затрат на производство и реализацию продукции и плановой производственной себестоимости остатков готовой про­дукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода (год, квартал).

В зависимости от того, что считается моментом реализации продукции, различают два метода учета выручки:

1) по мере оплаты продукции, поступающей на расчетный счет (по оплате);

2) по отгрузке продукции и предъявлению расчетных докумен­тов покупателю (не является традиционным для России).

В первом случае, если выручка планируется по поступлению де­нег на расчетный счет (в кассу предприятия), остатки нереализован­ной продукции на начало планируемого периода включают:

• готовую продукцию на складе;

• отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил;

• отгруженные товары, не оплаченные в срок покупателем;

• товары на ответственном хранении у покупателей.

В составе остатков продукции на конец планируемого периода рассчитываются только первые два элемента. Так, при годовом пла­нировании используются данные IV квартала, при квартальном - данные соответствующего квартала.

Производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода рассчитывается по фор­муле:


где Ст.п — производственная себестоимость товарной продукции IV квар­тала;

N — норма запаса в днях.

По готовой продукции на складе норма в днях — это число дней, в течение которых продукция находится на складе.

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат осуществляется двумя взаимодополняющими методами:

1) по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;

2) по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.

Установленные нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяют определить суммарный объем затрат на объем выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле

С=Н х В,

где С — планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

Н — норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

В — плановый объем выпуска в натуральном выражении.

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

где Сф — фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

Впл — плановый объем выпуска в натуральном выражении;

Вф — фактический объем выпуска в натуральном выражении.

При планировании постоянных затрат решающее значение име­ет их взаимосвязь с объемом выпуска. Значительные изменения в объеме выпуска могут вызвать большие изменения и в себестоимо­сти продукции.Поэтому предприятие должно:

• определить необходимый объем выпуска и реализации продук­ции, при котором достигается окупаемость переменных и постоян­ных затрат;

• рассчитать необходимую величину постоянных затрат и сопо­ставление их с реальными производственными возможностями.

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) - это денеж­ные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за про­дукцию, отгруженную покупателю.

Выручка - основной регуляторный источник средств из всех возможных поступлений.

- процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализа­цией продукции и поступлением выручки, что означает восстановле­ние затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.

От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, сво­евременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, бан­ком, поставщиками, рабочими и служащими.

Выручка от реализации продукции не является доходом, так как из нее необходимо произвести отчисления. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохо­да, т.е. прибыли.

Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции (работ, услуг):

• в сфере производства — объем производства, качество и ассор­тимент продукции, ритмичность выпуска и т.д.;

• в сфере обращения — ритмичность отгрузки, своевременное офор­мление транспортных и расчетных документов, сроки документооборо­та, соблюдение условий договора, уровень цен, формы расчетов и т.д.;

• не зависящие от деятельности предприятия — нарушения до­говоров поставщиками, недостатки в работе транспорта, несвоевре­менность оплаты.

В зависимости от целей выручку от реализации продукции мож­но планировать на предстоящий год, квартал и оперативно.

Рис. 4.3. Направления использования выручки

Квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное — для контроля за поступлением фактической выручки на расчет­ный счет предприятия.

Общая сумма выручки от реализации продукции на предстоя­щий период (год, квартал) включает выручку:

• от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собствен­ного производства;

• выполнения работ и оказания услуг промышленного и непро­мышленного характера.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих цен без НДС, акцизов, торговых и сбы­товых скидок. НДС и акцизы хотя и включены в цену товара, но не принадлежат предприятию и как косвенные на­логи поступают в бюджет.

Величина выручки от выполненных работ и оказанных услуг за­висит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тари­фов по каждому направлению реализации работ, услуг.

Существует два метода определения плановой выручки: метод прямого счета и расчетный.

1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходит­ся на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее до­стоверный метод планирования выручки. Здесь выручку от реализа­ции можно определить по следующей формуле:

В = Р х Ц,

где В — сумма выручки;

Р — объем сопоставимой реализованной продукции;

Ц — цена единицы реализованной продукции.

2. Основой расчетного метода является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Выручка, от реализации продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукции так же, как и затраты на реализуемую продукцию.

ПРАКТИКУМ

Примеры решения задач

1. Себестоимость товарной продукции в отчетном году составила 360 тыс. руб. Затраты на 1 руб. товарной продукции — 0,9 руб. В будущем году предпо­лагается увеличить объем производства продукции на 10%. Затраты на 1 руб. товарной продукции установлены на уровне 0,85 руб.

Определите себестоимость товарной продукции будущего года.

Решение

Затраты на 1 руб. товарной продукции рассчитываются как отношение себестоимости товарной продукции к объему товарной продукции.

Исходя из этого можно определить:

1) объем товарной продукции в отчетном периоде

360 000 руб.: 0,90 - 400 000 руб.;

2) увеличение объема товарной продукции в будущем году на 10%

400 000 руб. х 0,1 = 40 000 руб.;

3) объем товарной продукции будущего года

400 000 руб. + 40 000 руб. = 440 000 руб.;

4) себестоимость товарной продукции будущего года:

440 000 руб. х 0,85 = 374 000 руб.

2. О выпускаемой продукции известны следующие данные: цена — 98руб./шт., объем реализации — 2 тыс. шт., себестоимость — 92 руб./шт., об­щие постоянные расходы — 126 тыс. руб.

На основании приведенных данных определите: выручку, общие пере­менные расходы, удельные постоянные и переменные расходы, общую себе­стоимость партии товара, общую прибыль от реализации продукции и при­быль на единицу продукции.

Решение

1) Выручка определяется как произведение цены изделия на объем реа­лизации

98 руб./шт. х 2000 шт. - 196 000 руб.;

2) общая себестоимость партии товара определяется как произведение себестоимости единицы продукции на объем реализации:

92 руб./шт. х 2000 шт. = 184 000 руб.;

3) общая прибыль от реализации составит:

196 000 руб. - 184 000 руб. = 12 000 руб.;

4) прибыль на единицу продукции составит:

12 000 руб.: 2000 шт. - 6 руб.;'

5) общие переменные расходы определяются посредством вычитания из выручки общих постоянных расходов и полученной общей прибыли:

196 000 руб. - 126 000 руб. - 12 000 руб. = 58 000 руб.;

6) удельные переменные расходы на единицу продукции составят:

58 000 руб.: 2000 шт. - 29 руб./шт.;

7) удельные постоянные расходы на единицу продукции составят:

126 000 руб.: 2000 шт. = 63 руб./шт.

3. В первом квартале себестоимость единицы продукции составляла 98,2 тыс. руб., а удельные постоянные расходы — 30,2 тыс. руб./шт. Доля за­трат на сырье и материалы в структуре себестоимости в нервом квартале со­ставляла 70%. Во втором квартале объем производства и реализации продук­ции был изменен, а затраты на сырье и материалы по сравнению с первым кварталом возросли на 40%. Остальные составляющие переменных расходов, приходящиеся на единицу продукции, остались неизменными, себестоимость единицы продукции выросла на 22,8 тыс. руб.

Определите, на сколько процентов изменился объем производства.

Решение

1) Удельные переменные расходы в первом квартале определяются как себестоимость единицы продукции, уменьшенная на сумму удельных посто­янных расходов:

98 200 руб. - 30 200 руб. - 68 000 руб.;

2) затраты на сырье и материалы, приходящиеся на единицу продукции в I квартале:

0,7 х 68 000 руб. = 47 600 руб.;

3) затраты на сырье и материалы, приходящиеся на единицу продукции во II квартале:

1,4 х 47 600 руб. = 66.640 руб.;

4) увеличение затрат на сырье и материалы во II квартале:

66 640 руб. - 47 600 руб. = 19 040 руб.;

5) удельные переменные расходы во II квартале:

68 000 руб. + 19 040 руб. = 87 040 руб-.;

6) себестоимость продукции во II квартале по условию возросла на 22 800 тыс. руб.:

98 200 руб. + 22 800 руб. = 121 000 руб.;

7) удельные постоянные расходы во II квартале:

121 000 руб. - 87 040 руб. - 33 960 руб.;

8) определив отношение удельных постоянных расходов в I квартале к удельным постоянным расходам II квартала, получим коэффициент изме­нения объема производства:

30 200 руб.: 33 960 руб. = 0,89.

Значит, объем производства во II квартале по сравнению с I сократился на 11%, т.е. (1,0 - 0,89)100%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...