Формирование, распределение, использование
И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
Размер прибыли зависит от учетной политики предприятия. Согласно действующим нормативным актам, субъекты хозяйствования могут регулировать прибыль с помощью: • изменения стоимостных границ отнесения имущества к основным или оборотным активам; • изменения метода переоценки основных средств; • использования метода ускоренной амортизации по активной части основных средств; • применения различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним; • выбора метода оценки потребленных производственных запасов; • изменения порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции; • изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода; • изменения метода определения прибыли от реализации продукции. Эффективность функционирования предприятия зависит от размера получаемой прибыли и характера ее распределения. Порядок ее распределения показан на рис. 5.3. Принципы распределения прибыли: • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.
Рис. 5.3. Общая схема распределения прибыли
Большое влияние на сумму налога на прибыль оказывает налогооблагаемая прибыль. На изменение суммы налогооблагаемой прибыли влияют факторы, формирующие величину общей суммы брутто-прибыли (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Структурно-логическая модель формирования брутто-прибыли
Чистая прибыль - разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Ее величина зависит от факторов изменения прибыли до налогообложения и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме, а именно доли налогов, экономических санкций и т.п. (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Факторы, влияющие на формирование чистой прибыли
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли: - внешние: • правовые ограничения; • система налоговых льгот при реинвестировании прибыли; • рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли; • стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов. - внутренние: • уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.; • наличие в портфеле предприятия инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе; • необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов; • уровень коэффициента финансового левериджа, который является одним из индикаторов финансового риска и факторов, способствующих увеличению собственного капитала при низкой цене заемных ресурсов; • наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов;
• текущая платежеспособность предприятия. Распределение чистой прибыли включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели. Планирование прибыли — составная часть финансового планирования. Прибыль планируют отдельно по всем видам деятельности предприятия. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли - прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах. Существует два способа планирования прибыли: метод прямого счета и аналитический. М етод прямого счета применяется, если ассортимент выпускаемой продукции небольшой. Выделяют две разновидности этого метода: укрупненный прямой метод планирования и метод поассортиментного планирования прибыли. 1.1. Укрупненный прямой метод планирования прибыли применяется, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, определяющей себестоимость товарного выпуска планируемого периода и равна стоимости товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок) за минусом полной себестоимости товарной продукции планируемого периода. Прибыль на реализуемую продукцию: Пр.п = Врп - Ср.п. Вр.п — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Ср„п — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции. Плановая сумма прибыли от реализации продукции: Пр,п„ = По1 + Пт.п – По2, где Пр.п — прибыль от реализации продукции в планируемом периоде; По1 — прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода; Пт.п — прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде; По2 — прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|