Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Основополагающими показателями при обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия являются безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия. Безубыточность — состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (прибыли), и чем она больше, тем стабильнее финансовое состояние предприятия. Для определения уровня безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия можно использовать аналитический и графический способы. Рис. 5.6. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
График позволяет установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком - нет. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно каждый раз рисовать график, что довольно трудоемко. Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении сумму постоянных затрат необходимо разделить на долю маржинальной прибыли в выручке:
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении: Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид: При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении: Для определения зоны безопасности (запаса финансовой прочности) аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула: Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям: С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень суммы постоянных затрат, цены при заданном значении остальных факторов. В основе этих расчетов лежит базовая модель прибыли, учитывающая взаимосвязь «затраты — объем продаж — прибыль»: П = ВРП х (р - Ь) - А. Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом: А = ВРП х (р-Ь), Если постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то оно не сможет их покрыть за счет своей выручки. Срок окупаемости постоянных затрат отчетного периода:
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (bкр) при заданном объеме продаж (ВРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:
Критический уровень цены (р) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
Объем продаж можно найти следующим образом: Чтобы определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, приравнивают затраты по разным вариантам: . Тогда искомый объем продаж находят следующим образом: На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными затратами выражается показателем производственного (операционного) левериджа, от уровня которого зависит прибыль предприятия. Уровень производственного левериджа исчисляется отношением темпов прироста брутто-прибыли (до выплаты процентов и налогов) (ДП%) к темпам прироста физического объема продаж в натуральных или условно-натуральных единицах (ΔВРП%) или к темпам прироста выручки (ДВ%): Уровень показывает степень чувствительности операционной прибыли к изменению объема продаж. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Пример расчета операционного левериджа приведен в табл. 5.4.
Таблица 5.4 - Определение уровня производственного левериджа
Приведенные в таблице данные показывают, что наибольшее значение коэффициента производственного левериджа имеет то предприятие, у которого выше отношение постоянных расходов к переменным.
Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. ПРАКТИКУМ 1. Предприятие выпускает один вид продукции и реализует его по цене 36 руб. за изделие; средние переменные расходы на изделие составляют 20 руб.; общие постоянные расходы — 30 тыс. руб. Определите критический объем выпуска и реализации продукции в денежном и натуральном выражении. 2. В отчетном году были изготовлены и реализованы 107 тыс. изделии по цене 240 руб./шт. Общие постоянные расходы предприятия оставляют 310 тыс. руб. Удельные переменные расходы — 190 руб./шт. В будущем году планируется увеличить прибыль на 10% по сравнению с предыдущим. Каким должен быть дополнительный объем, реализации, чтобы прибыль возросла на 10%? 3. В январе предприятие выпустило 1200 изделий, в феврале — 1900, в марте — 1800. Цена одного изделия составляет 70 руб. Себестоимость одного изделия составляла в январе 55 руб., в феврале — 57 руб., в марте — 52 руб. Сравните рентабельность продукции, выпущенной за три месяца. 4. Предприятие производит один вид продукции по цене 600 руб. за единицу. Переменные расходы на единицу продукции составляют 560 руб. Общая величина постоянных расходов — 840 тыс. руб. В результате роста накладных расходов общие постоянные расходы увеличились на 7%. Определите, каким образом увеличение постоянных расходов повлияет на, величину критического объема выпускаемой продукции. 5. Цена на изделие в I квартале составляла 200 руб., во II — увеличилась на У/о. Переменные расходы на единицу изделия — 120 руб., постоянные расходы — 3 млн. 500 тыс. руб. Определите, как увеличение цены изделия повлияло на изменение критического объема (табл. 5.6). Таблица 5.6 План по изделиям
6. Фактически предприятие добилось снижения себестоимости по первому изделию на 8%, а по второму — на 3%. Цена реализации оставалась без изменений. Определите, как изменилась фактическая рентабельность продукции по сравнению с плановой по обоим изделиям. 7. На основании приведенного баланса (табл. 5.7) определите уровень операционного левериджа и запас финансовой прочности организации.
Таблица 5.7 Баланс предприятия на ___ год
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|