Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли




ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

Основополагающими показателями при обосновании управлен­ческих решений, оценке деятельности предприятия являются безу­быточный объем продаж и зона безопасности предприятия.

Безубыточность — состояние, когда бизнес не приносит ни при­были, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю.

Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть за­траты, после чего каждая дополнительная единица проданной про­дукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона бе­зопасности (прибыли), и чем она больше, тем стабильнее финансо­вое состояние предприятия.

Для определения уровня безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия можно использовать аналитический и гра­фический способы.


Рис. 5.6. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

 

График позволяет установить, при каком объеме реализации про­дукции предприятие получит прибыль, а при каком - нет.

Зона безопасности по­казывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с гра­фическим, так как не нужно каждый раз рисовать график, что доволь­но трудоемко. Для определения безубыточного объема продаж в сто­имостном выражении сумму постоянных затрат необходимо разделить на долю маржинальной прибыли в выручке:

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:

При многопродуктовом производстве этот показатель определя­ется в стоимостном выражении:

Для определения зоны безопасности (запаса финансовой проч­ности) аналитическим методом по стоимостным показателям исполь­зуется следующая формула:

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

С помощью маржинального анализа можно установить крити­ческий уровень суммы постоянных затрат, цены при заданном значении остальных факторов. В основе этих расчетов лежит базовая модель прибыли, учитываю­щая взаимосвязь «затраты — объем продаж — прибыль»:

П = ВРП х (р - Ь) - А.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

А = ВРП х (р-Ь),

Если постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.

Срок окупаемости постоянных затрат отчетного периода:

Критический уровень переменных затрат на единицу продук­ции (bкр) при заданном объеме продаж (ВРП), цене (р) и сумме по­стоянных затрат (А) определяется следующим образом:


 

Критический уровень цены (р) определяется из заданного объе­ма реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

 

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управ­ленческих решений (оборудования, технологии, цен, структуры про­изводства и т.д.).

Объем продаж можно найти следующим образом:

Чтобы определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, приравнивают затраты по разным вариантам:

. Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:

На основании проведенных расчетов выбирается один из вари­антов управленческих решений.

Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и перемен­ными затратами выражается показателем производственного (операци­онного) левериджа, от уровня которого зависит прибыль предприятия.

Уровень производственного левериджа исчисляется отношени­ем темпов прироста брутто-прибыли (до выплаты процентов и нало­гов) (ДП%) к темпам прироста физического объема продаж в нату­ральных или условно-натуральных единицах (ΔВРП%) или к темпам прироста выручки (ДВ%):

Уровень показывает степень чувствительности операционной прибыли к изменению объема продаж. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли.

Пример расчета операционного левериджа приведен в табл. 5.4.

 

Таблица 5.4 - Определение уровня производственного левериджа

Показатель   Предприятие    
А   В   С  
Цена изделия, руб.        
Удельные переменные расходы, руб.        
Сумма постоянных затрат, тыс. руб.       1 500  
Безубыточный объем продаж, шт.        
Объем производства, шт.: вариант 1 вариант 2              
Прирост производства, %        
Выручка, тыс. руб.: вариант 1 вариант 2              
Сумма затрат, тыс. руб.: вариант 1 вариант 2              
Прибыль, тыс. руб.: вариант 1 вариант 2              
Прирост операционной прибыли-брутто, %     82,5    
Коэффициент производственного левериджа   3,0   4,125   6,0  

 

Приведенные в таблице данные показывают, что наибольшее зна­чение коэффициента производственного левериджа имеет то пред­приятие, у которого выше отношение постоянных расходов к пере­менным.

Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащен­ности производства. При повышении уровня технической оснащенно­сти происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня произ­водственного левериджа.

ПРАКТИКУМ

1. Предприятие выпускает один вид продукции и реализует его по цене 36 руб. за изделие; средние переменные расходы на изделие составляют 20 руб.; общие постоянные расходы — 30 тыс. руб. Определите критический объем выпуска и реализации продукции в денежном и натуральном выражении.

2. В от­четном году были изготовлены и реализованы 107 тыс. изделии по цене 240 руб./шт. Общие постоянные расходы предприятия оставляют 310 тыс. руб. Удельные переменные расходы — 190 руб./шт. В будущем году планируется увеличить прибыль на 10% по сравнению с предыдущим. Каким должен быть дополнительный объем, реализации, чтобы прибыль возросла на 10%?

3. В январе предприятие выпустило 1200 изделий, в феврале — 1900, в марте — 1800. Цена одного изделия составляет 70 руб. Себестоимость одного изделия составляла в январе 55 руб., в феврале — 57 руб., в марте — 52 руб. Сравните рентабельность продукции, выпущенной за три месяца.

4. Предприятие производит один вид продукции по цене 600 руб. за еди­ницу. Переменные расходы на единицу продукции составляют 560 руб. Об­щая величина постоянных расходов — 840 тыс. руб. В результате роста на­кладных расходов общие постоянные расходы увеличились на 7%. Определите, каким образом увеличение постоянных расходов повлияет на, величину критического объема выпускаемой продукции.

5. Цена на изделие в I квартале составляла 200 руб., во II — увеличилась на У/о. Переменные расходы на единицу изделия — 120 руб., постоянные рас­ходы — 3 млн. 500 тыс. руб.

Определите, как увеличение цены изделия повлияло на изменение крити­ческого объема (табл. 5.6).

Таблица 5.6 План по изделиям

Показатель   Изделие  
1-е   2-е  
Себестоимость, руб. ' 170 60  
Цена одного изделия, руб. 210 75  
Объем выпуска и реализации, тт. 840 3500  

 

6. Фактически предприятие добилось снижения себестоимости по пер­вому изделию на 8%, а по второму — на 3%. Цена реализации оставалась без изменений. Определите, как изменилась фактическая рентабельность продук­ции по сравнению с плановой по обоим изделиям.

7. На основании приведенного баланса (табл. 5.7) определите уровень операционного левериджа и запас финансовой прочности организации.

 

Таблица 5.7 Баланс предприятия на ___ год

Актив   Код строки   Сумма, тыс. руб.  
на начало периода   на конец периода  
I. Внеоборотные активы  
Нематериальные активы 110 3000 4300  
Основные средства 120 47000 63000  
Долгосрочные финансовые вложения        
Итого по разделу I        
II. Оборотные активы  
Запасы       20 000  
В том числе: сырье и материалы затраты в незавершенном производстве готовая продукция и товары расходы будущих периодов   211 213 214 216   5700 300    
Дебиторская задолженность   230 + 240      
Краткосрочные (финансовыс вложения        
Денежные средства        
Итого по разделу II       38 000  
Баланс (сумма строк 190 + 290)        
ПАССИВ III. Капитал и резервы  
Уставный   '410      
Добавочный        
Резервный        
Нераспределенная прибыль        
Итого по разделу III        
IV. Долгосрочные обязательства          
V. Краткосрочные обязательства  
Кредиты банков        
Кредиторская задолженность        
В том числе: поставщики и подрядчики векселя к уплате перед персоналом организации перед бюджетом авансы полученные прочие кредиторы   621 622 624 626 627 628     -   1150 300  
Итого по разделу V        
Баланс (490 + 590 + 690)        
           

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...