7.1 Обыкновенное освидетельствование колесных пар производится:
- во всех случаяхподкатки их под ТПС в депо, за исключением колесных пар, с момента формирования илипроизводства полного освидетельствования которых прошло не более 2 лет, при условии, что колесная пара не эксплуатировалась;
- при ТР-2 колесных пар моторных тележекМВПС. Разрешается не производить выкатку колесных пар моторных тележек на первом ТР-2после постройки вагона или нового формирования колесной пары, при этом произвести осмотр колесной пары в соответствии с пунктом 4;
- после крушений и схода с рельсов при скорости более 10км/ч, если отсутствуют повреждения элементов колесной пары, требующие их замены.
При выполнении работ по переподкатке колесно-моторных блоков (КМБ), колесно-редукторных блоков (КРБ)длявыравниваниядиаметров бандажей колесных пар в комплектепод ТПСразрешается не производить их разборку и обыкновенное освидетельствование колесных пар при условии, что их расчетные пробеги не превысят установленных нормативов до следующего текущего ремонта, на котором производится обыкновенное освидетельствование колесных пар. При этом производить осмотр колесных пар в соответствии с пунктом 4.8.
7.2 Все обнаруженные при обыкновенном освидетельствовании износы и дефекты устраняют при ремонте в соответствии с п.10.2 настоящей Инструкции
7.3 При обыкновенном освидетельствовании колесных пар должны выполняться следующие работы:
- предварительный осмотр колесных пар после выкатки до очистки и освидетельствования с целью выявления ослабления или сдвига ступиц колесных центров, ступиц зубчатых колес, цельнокатаного колеса на оси, проворота бандажа, трещин на составных частях колесной пары;
- очистка колесных пар от грязи и смазки или обмывка в моечной машине.
Разрешается производить очистку колесных пар металлическими щетками;
- очистка открытых поверхностей средней части оси от ржавчины, загрязнений и смазки, а также старой растрескавшейся краски и других покрытий, мешающих проведению контроля;
- проверка установленных клейм и знаков маркировкив соответствии с рисунками 25, 26, 27, 32.При несоответствии произвести полное освидетельствование колесных пар;
- неразрушающий контроль колесных пар в соответствии с таблицей 5.
Зоны контроля деталей колесных пар устанавливаются в технологических картах или технологических инструкциях в соответствии с нормативными документами по неразрушающему контролю, действующими в ОАО «РЖД».
структура металла («прозвучиваемость»); внутренние дефекты
за исключением абзаца 4 п.7.1
трещины поперечные эксплуатационного происхождения
МПК
трещины поперечные и наклонные
- доступные для контроля поверхности оси;
- после устранения дефектов (шлифовки, обточки, накатки) – повторный МПК
внутренние кольца (на буксовых шейках)
МПК
трещины поперечные и наклонные на поверхности качения внутренних колец
-
зубчатое колесо (шестерня)
МПК
трещины по впадинам и зубьям, торцам зуба
- допускается УЗК;
- после устранения дефектов - МПК
ВТК и ВОК
трещины разнонаправленные по торцу ступицы
- доступные для контроля поверхности;
- допускается МПК;
- после устранения дефектов - МПК
колесный центр
литой
МПК и ВОК
трещины разнонаправленные;
литейные дефекты
- доступные для контроля поверхности;
- после устранения дефектов – МПК;
- после проведения сварочных работ и механической зачистки – МПК
колесный центр
катаный
ВТК и ВОК
трещины разнонаправленные
- доступные для контроля поверхности;
- допускается МПК;
- после устранения дефектов - МПК
колесный центр коробчатый с удлиненной ступицей
ВТК и ВОК
трещины разнонаправленные;
литейные дефекты
- доступные для контроля поверхности;
- после устранения дефектов – МПК;
- после проведения сварочных работ и механической зачистки – МПК
УЗК
структура металла («прозвучиваемость»);
-
трещины в зоне галтели
- подтверждающий -МПК
Продолжение таблицы 5
Наименование составных частей
Метод контроля
Вид дефекта
Примечание
бандаж
УЗК
трещины поперечные и наклонные,внутренние несплошности в основном сечении, гребне
-
дефекты на поверхности катания и подповерхностной зоне бандажа
- после обточки, в том числе без выкатки из-под ТПС
термические трещины в гребне
- допускается МПК или ВТК;
- после термоупрочнения гребня на выкаченных колесных парах
цельнокатаное колесо
ВТК и ВОК
трещины разнонаправленные
- доступные для контроля поверхности;
- допускается МПК
УЗК
трещины поперечные и наклонные, внутренние несплошности в основном сечении, гребне
дефекты на поверхности катания и подповерхностной зоне обода
- после обточки, в том числе без выкатки из-под ТПС
термические трещины в гребне
- допускается МПК или ВТК;
- после термоупрочнения гребня на выкаченных колесных парах
- проверка соответствия размеров всех составных частей колесной пары согласно
таблице 6;
- проверка состояния упругих элементов зубчатых колес, плотности посадки косозубых венцов, а также болтов, крепящих венцы зубчатых колес; крепления стопорных колец упругих зубчатых колес тепловозов;
- ревизия первого объема узлов с подшипниками качения в соответствии с требованиямируководства по техническому обслуживанию и ремонту «Узлы с подшипниками качения железнодорожного тягового подвижного состава»;
- проверка состояния антикоррозионного покрытия оси (при наличии);
- окраска в соответствии с пунктом 13.
После производства обыкновенного освидетельствования приемку колесных пар производит мастер и приемщик локомотивов и МВПС или инспектор- приемщик ЦТА.
7.4Результаты контроляпри обыкновенном освидетельствовании заносят в бумажныеформуляры и электронный паспортколесной пары,а также:
- в моторвагонном ремонтном депо в книгу регистрации освидетельствования колесных пар по единой учетной форме ТУ-21, в ремонтном локомотивном депо в книги формы ТУ-21л;
- на заводе в книгу регистрации освидетельствования колесных пар по установленной на заводе форме;
- в журналы регистрации результатов неразрушающего контроля.
Таблица 6–Параметры колесной пары, и ее составных частей при выпуске после обыкновенного освидетельствования
Наименование параметра
Допускаемое значение, мм
1 Бандажи, ободья цельнокатаных колес
1.1 Расстояние между внутренними гранями бандажей или
ободьев цельнокатаных колес (после обточки бандажей), измеренное у неподкаченной колесной пары:
для ТПС с установленными скоростями движения до 120 км/ч
От 1437 до1443
для дизель-поездов с изогнутой осью
От 1439 до 1442
для ТПС с установленными скоростями движениясвыше 120 км/ч до 200 км/ч
От 1439 до 1441
1.2 Разность расстояний между внутренними гранями бандажей или ободьев цельнокатаных колес у одной колесной пары, измеренная в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, не более:
для ТПС (кроме немоторных вагонов МВПС)
1,0
для немоторных вагонов МВПС
1,5
1.3 Минимальная толщина бандажей после обточки колесных пар*
1.3.1 Для ТПС с установленными скоростями движения до 120 км/ч:
электровозов
тепловозов с нагрузкой на ось 25 т и выше
тепловозов с нагрузкой на ось от 23 до 25 т
тепловозов с нагрузкой на ось менее 23 т и маневровых тепловозов
1.3.2 Для моторных вагонов МВПС до 140 км/ч:
электропоездов
дизель-поездов
Продолжение таблицы 6
Наименование параметра
Допускаемое значение, мм
1.3.3 Для ТПС с установленными скоростями движения свыше 120 до 160 км/ч:
электровозов
тепловозов
1.4 Минимальная толщина ободьев цельнокатаных колес после обточки колесных пар*:
1.4.1 Тепловозов ТГМ (ТГМЗ, ТГМ4, ТГМ6)
1.4.2 Для МВПС с установленными скоростями движения до 140 км/ч:
для немоторных вагонов электропоездов
для поддерживающих тележек дизель-поездов
1.4.3 Для локомотивовс установленными скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч
1.5 Толщина гребня у всех серий локомотивов:
- измеренная на расстоянии 20 мм от вершины гребняпри чертежной высоте гребня 30 мм
- измеренная на расстоянии 18 мм от вершины гребня при чертежной высоте гребня 28 мм
От 28 до 33
1.6 Толщина гребней бандажей 2-й и 5-й колесных пар электровозов ЧС2, ЧС2т, ЧС4, ЧС4т (до №263) при измерении на расстоянии 16,25 мм от вершины гребня при профиле рисунок23
23-0,5
1.7 Отклонения ширины бандажей от номинального размера
+ 3; – 4
в местах постановки клейм
Не нормируется
1.8 Разность измерений ширины одного бандажа, не более
1.9 Непостоянство диаметра в поперечном сечении бандажа и цельнокатаного колеса по кругу катания (после обточки), не более**
0,5
1.10 Разность диаметров правого и левого бандажей(цельнокатаных колес), измеряемых по кругу катания у одной колесной пары, не более
0,5
1.11 Разность толщины гребней у одной колесной пары
Продолжение таблицы 6
Наименование параметра
Допускаемое значение, мм
2 Колесные центры
2.1 Изгиб спиц колесного центра вдоль оси колесной пары (без исправления), не более***
2.2 Допуск торцевого биения ступиц со стороны моторно-осевых подшипников у тепловозных колесных пар,
не более
0,2
2.3 Уменьшение длины ступицы от номинального размера у тепловозных колесных пар, не более
2.4 Уменьшение наружного диаметра ступицы колесного центра в местах работы уплотнения, не более
2.5 Расстояние между внутренними гранями (торцами) ступиц центров колесной пары электровозов:
3.4 Выработка шеек оси от воздействия вкладышей моторно-осевых подшипников по диаметру, не более
0,2
3.5 Допуск радиального биения шеек под моторно-осевые подшипники скольжения относительно центровых отверстий, не более
0,5
3.6 Глубина местной выработки (вытертости) на средней части оси по радиусу от номинального размера по чертежу, не более:
локомотива
3,0
МВПС
2,5
4 Большие зубчатые колеса
4.1 Уменьшение толщины зуба зубчатого колеса от
номинального размера по чертежу, не более:
4.1.1 Измеренного по делительной окружности у колесных пар тепловозов
3,0
4.1.2 Измеренного на высоте постоянной хорды:
электровозов
3,0
электропоездов
2,8
4.2 Разность толщины зубьев зубчатых колес одной колес ной пары, не более:
при двухсторонней зубчатой передаче
1,0
4.3 Уменьшение диаметра ступицы зубчатого колеса в местах работы уплотнения, не более
4.4 Уменьшение высоты головки зуба у зубчатых колес
тепловозов ТЭ3, М62, 2ТЭ10, 2ТЭ116, измеренной по
хорде делительной окружности (с учетом измененной
высоты), не более
4.5 Допуск торцевого биения зубчатого колеса (венца),
не более:
тепловозов
1,0
Окончание таблицы 6
Наименование параметра
Допускаемое значение, мм
грузовых электровозов и моторных вагонов МВПС
0,5
пассажирских локомотивов
0,25
4.6 Допуск радиального биения зубчатых колес, не более:
грузовых локомотивов и моторных вагонов МВПС
0,5
пассажирских локомотивов
0,3
*) Установлено только для ТР-3, для технических обслуживаний и ТР-1, ТР-2 - в соответствии с таблицей 1 (пункт 19).
**) При обточке под ТПС не контролируют.
***) Параметр контролируется у спицевых колесных центров электропоездов: измерить значение изгиба спиц можно, приложив поверочную линейку к внутреннему торцу ступицы колесного центра, после чего измерить расстояние от торца ступицы до внутреннего торца обода. Измерение провести в 4 точках через каждые 90°. Полученные значения сравнить с чертежным размером.
Примечание – Выпуск внутренних колец втулок с градационными размерами по специальным ТУ.