9.1 Неисправности колесных пар, их составных частей и методы устранения приведены в таблице 9.
Наименование дефекта
| Методы устранения
|
1 Оси
|
1.1 Радиальное биение шеек более допустимых значений
| В зависимости от причины дефекта устранить обработкой шеек (обточкой или шлифовкой) или восстановлением центрового отверстия.
|
1.2 Трещины поперечные и наклонные:
|
|
а) на любой части оси (кроме подступичной) независимо от срока службы
| Устранить обточкой. Обточку проводить не менее чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещины с последующим упрочнением накаткой и проведением МПК*. Ось бракуется, если после обточки в пределах допуска трещины остаются.
|
Б) на подступичной части
| Устранить обточкой, если глубина трещины не превышает 2 мм. Обточку проводить не менее чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещины с последующим проведением МПК оси и упрочнением накаткой.*Ось бракуется, если после обточки в пределах допуска трещины остаются.
|
1.3 Трещины и плены продольные
| Устранить обточкой или зачисткой в пределах допуска ремонтного размера. Обточку (зачистку) проводить не менее чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещиныс последующим проведением МПК*.
|
1.4 Волосовины (для новых осей)
|
|
а) на галтелях оси
| Устранить обточкой*.
|
Б) на цилиндрических поверхностях шеек и на подступичных частях оси
| Устранить обточкой* или шлифовкой в пределах допуска ремонтного размера с последующей накаткой.
Не допускаются волосовины:
- если длина одной волосовины более 10 мм;
- в любом поперечном сечении более:
3 шт. волосовин для прицепных вагонов МВПС,
2 шт. волосовин для локомотивов и моторных вагонов МВПС;
- всего волосовин более:
5 шт. для немоторных вагонов МВПС,
4 шт. волосовин для локомотивов и моторных вагонов МВПС.
Волосовины длиной до 2,0 мм на шейках
|
Продолжение таблицы 9
|
Наименование дефекта
| Методы устранения
|
| осей локомотива и моторного вагона МВПС, длиной до 3,0 мм на шейках осей прицепных вагонов при нескученном и нестрочечном их расположении не учитывают
|
в) на предподступичных и средней частях оси
| Не допускается если:
для немоторных вагонов МВПС длина отдельной волосовины более 50 мм и более 3 шт. волосовин в любом поперечном сечении;
для локомотивов и моторных вагонов МВПС длина отдельной волосовины более 25 мм и более 2 шт. волосовин в любом поперечном сечении.
Устранить обточкой* или шлифовкой в пределах допуска ремонтного размера с последующей накаткой.
Волосовины длиной до 3,0 мм при нескученном и нестрочечном их расположении не учитывают.
|
1.5 Риски поперечные, забоины, задиры на предподступичных частях и на шейках оси с подшипниками скольжения
| Устранить обточкой* или шлифовкойс последующим проведением МПК.
|
1.6 Риски, задиры, забоины и коррозия на буксовых шейках и предподступичных частях оси с подшипниками качения
|
|
а) риски и задиры поперечные на шейках
| Риски и задиры глубиной до 0,5 мм не ближе 100 мм и глубиной до 1,5 мм не ближе 160 мм от предподступичной части оси зачистить. Площадь зачистки не должна превышать 15 % посадочной поверхности подшипника. После зачистки провести МПК. При размерах повреждения более указанных ось бракуется
|
б) риски и задиры продольные на шейках, предподступичных частях и шейках под моторно-осевые подшипники
| Риски и задиры на шейках глубиной до 0,5 мм не более трех не ближе 50 мм от начала галтели, а на предподступичных частях глубиной до 1,0 мм без ограничения количества зачистить вдоль оси.При размерах рисок и задиров более указанных ось бракуется.
|
В) забоины на шейках и предподступичных частях
| Острые края забоин глубиной до 0,8 мм не ближе 60 ммот начала галтели, общей площадью до 50 мм2 на шейках и глубиной до 1,0 мм на предподступичных частях общей площадью до 50 мм2 разрешается притупить, не оставляя выступов над поверхностью.
|
Продолжение таблицы9
|
Наименование дефекта
| Методы устранения
|
| После этого поверхности шейки и предподступичные части проверить МПК. При больших размерах забоин ось бракуется.
|
Г) коррозия на шейках и предподступичных частях
| Коррозию на шейках глубиной до 0,8 мм не ближе 60 ммот начала галтели и на предподступичных частях глубиной до 1,0 мм устранить обточкой* или шлифовкой.
|
1.7 Непостоянство диаметра шеек в поперечном и продольном сечениях, прямолинейности шеек более установленных значений
| Устранить обточкой* или шлифовкой.
|
1.8 Отклонение от прямолинейности оси, определяемое в центрах станка
| Ось бракуется при превышении допуска прямолинейности, предусмотренного ремонтными чертежами.
|
1.9 Радиус галтелей шеек менее допустимых значений
| Восстановить обточкой* фасонным резцом
|
1.10 Смятие галтелей осей с подшипниками качения при запрессовке или распрессовке
| Разрешается исправление галтелей на станке галтельным резцом.*
|
1.11 Протертое место, забоины на средней части оси
| При наличии протертого места более 3,0мм, ось бракуется. При наличии протертого места в пределах допускаемых значений выполнить плавный переход от протертого места к образующей оси.
Допускаются забоины глубиной не более 2 мм, общей площадью не более 100 мм2, с зачисткой острых кромок.
|
1.12 Диаметр шеек менее допустимых размеров
| Ось бракуется.
|
1.13 Смятая или изношенная резьба на колесных парах с подшипниками качения
|
|
а) на конце оси
| При наличии поврежденной резьбы более 5% резьбу сточить, поверхность наплавить** и нарезать новую резьбу.При наличии поврежденной резьбы M110×4-6h осей типов РМ3, РМ5, РУ1 менее 5% разрешается калибровать резьбу с доведением до класса точности 8gпо технологической документации ремонтного предприятия.
|
б) на торце оси под болты
| Восстановить резьбовые отверстия на торце локомотивной оси в соответствии с технологической инструкцией «Восстановление дефектных резьбовых поверхностей и центровых отверстий локомотивных осей» ТИ 2351.25290.00001Р или другой утвержденной технологической документацией. Для МВПС: дефектную резьбу срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу.
|
Продолжение таблицы 9
|
Наименование дефекта
| Методы устранения
|
1.14 Забитые и разработанные центровые отверстия оси
| Восстановить в пределах размеров, установленных в ремонтном чертеже в соответствии с технологической инструкцией «Восстановление дефектных резьбовых поверхностей и центровых отверстий локомотивных осей» ТИ 2351.25290.00001Р или другой утвержденной технологической документацией.
|
1.15 Следы электродугового ожога
| Следы электродугового ожога на средней части оси удалить проточкой, зачисткой или шлифовкой с последующим проведением МПК. При следах ожога на других частях ось бракуется.
|
1.16 Наличие явно выраженных цветов побежалости на моторно-осевых шейках оси
| Устранить обточкой* или шлифовкой
|
1.17 Риски и задиры на торцах оси с торцевым упором скольжения
| Устранить обточкой в пределах допуска на размер по ремонтному чертежу.
|
1.18 Уменьшение диаметра под упорный подшипник
| Восстановить наплавкой с последующей обработкой.
|
1.19 Риски и задиры на подступичной части оси
| Устранить обточкой *.
|
2 Бандажи и ободья цельнокатаных колес
|
2.1 Трещины поперечные или косые независимо от размера, количества и места расположения
| Бандаж (цельнокатаное колесо) бракуется.
|
2.2 Трещины и плены продольные:
|
|
а) на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса, поверхности гребня и внутренней боковой поверхности
| Устранить обточкой на станке до полного исчезновения в пределах допускаемых размеровсогласно п.1.3 - 1.6 таблицы 8 настоящей Инструкции
|
б) на наружных боковых гранях бандажа или обода цельнокатаного колеса
| Устранить шлифовальной машинкой. Глубина впадин допускается не более 3,0 мм. Общая их длина на одном бандаже или ободе цельнокатаного колеса не должна превышать 300 мм. Количество трещин в одном поперечном сечении не должно быть более двух у бандажей и более трех на ободьях цельнокатаных колес.
Не допускаются трещины на расстоянии 15 мм от цилиндрической поверхности упорного бурта.
|
|
| Бандаж браковать при наличии дефектов, попадающих в зону клейм.
На цельнокатаном колесе разрешается зачистка дефектов попадающих в зону клейм, при условии, что при зачистке клейма не будут срезаны, а ширина обода колеса не
|
Продолжение таблицы 9
|
|
Наименование дефекта
| Методы устранения
|
| будет менее значения, допустимого ремонтными чертежами
|
в) на внутренней поверхности бандажа, в выточке для бандажного кольца, и в зоне прижимного бурта
| Бандаж бракуется.
|
2.3 Раковины, выщербины, вмятины на поверхности катания бандажа
| Устранить обточкой на станке до полного исчезновения в пределах допускаемого размера согласно п. 1.5, 1.6 таблицы 8 настоящей Инструкции
|
2.4 Сколы, выкрашивания, выщербины, раковины на внутренней цилиндрической поверхности упорного или прижимного бурта бандажа
| Бандаж бракуется.
|
2.5 Местное или по всему кругу катания увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса
| Устранить обточкой на станке до полного исчезновения в пределах допуска на размер согласно п.1.11 таблицы 8.
|
2.6 Ослабление бандажного кольца
| Устранить путем обжатия прижимного бурта бандажа или заменить бандажное кольцо. До обжатия прижимного бурта бандаж нагреть до температуры от 220 до 270 °С. Обжатие бурта бандажа должно быть закончено при температуре бандажа не ниже 100ºС.
|
2.7 Зазор между концами бандажного кольца
| При зазоре более 2 мм – заменить бандажное кольцо.
|
2.8 Зазор между боковой гранью обода и упорным буртом бандажа
| При зазоре более 0,5 мм по всей окружности на глубину более половины высоты бурта – бандаж бракуется
|
2.9 Разность расстояний между внутренними гранями бандажей или ободьев цельнокатаных колес у одной колесной пары более допустимого значения (измеренной у ненагруженной колесной пары в четырех местах в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр оси)
| Устранить обточкой внутренних боковых граней бандажей (ободьев цельнокатаных колес) или заменой бандажей, перепрессовкой центров и цельнокатаных колес, заменой оси при ее изогнутости
|
2.10 Черновина на обточенном гребне на расстоянии от 10 до 18 мм от вершины гребня и равномерно расположенная на поверхности катания глубиной более 2 мм
| Устранить обточкой на станке до полного исчезновения в пределах допускаемого размера согласно п. 1.3 - 1.6 таблицы 8 настоящей Инструкции
|
2.11Черновины на обработанной посадочной внутренней поверхности бандажа
| У бурта и выточки на ширине до 10 мм черновины не допускаются. На остальной части этой поверхности не допускаются черновины площадью более 16 см2 (наибольшая длина черновины 40 мм). Количество черновин с площадью до 16 см2 допускается не более 2 штук.
|
Продолжение таблицы 9
|
Наименование дефекта
| Методы устранения
|
2.12 Несоответствие расстояния от вершины гребня бандажа до поверхности катания и толщины гребня бандажа или обода цельнокатаного колеса размерам по пункту 10.11 настоящей Инструкции
| Устранить обточкой. При проверке профильный шаблон должен быть плотно прижат к внутренней грани бандажа. Зазоры между шаблоном и поверхностью колеса допускаются не более 0,5 мм по профилю, 1 мм – по высоте гребня.
|
2.13 Толщина прижимного и упорного буртов бандажа менее допустимого значения, установленного в п.1.9 и 1.10 таблицы 8
| Бандаж бракуется.
|
3 Колесные центры, зубчатые и цельнокатаные колеса
|
3.1 Ослабление колесного центра или цельнокатаного колеса на оси
| Колесный центр или цельнокатаное колесо спрессовать.
|
3.2 Трещины в ступице колесного центра, ступице зубчатого колеса
| Центр или зубчатое колесо бракуются.
|
3.3 Трещины в ободе или спице колесного центра
| Устранить заваркой** по технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность обода или колесного центра, или забраковать.
|
3.4 Трещины в дисках колесного центра
| Устранить заваркой** по технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность колесного центра, или забраковать.
|
3.5 Трещины в дисках цельнокатаного колеса
| Колесо бракуется.
|
3.6 Непостоянство диаметра в поперечном и продольном сечениях обода колесного центра более допустимых значений
| Устранить обточкой или наплавкой** с последующей обточкой в пределах допуска на размер по ремонтному чертежу.
|
3.7 Диаметр или ширина обода колесного центра менее допустимых значений
| Восстановить наплавкой**, с последующей обточкой в пределах допуска на размер по ремонтному чертежу.
|
3.8 Плены, раковины, засоры и другие пороки в дисках колесных центров и в цельнокатаных колесах
| Устранить в соответствии с ремонтной технологической документацией.
|
3.9 Задиры, черновины, раковины и засоры на внутренней обработанной поверхности отверстия ступицы колесного центра и ступицы зубчатого колеса
| Устранить расточкой в пределах допуска на размер по ремонтному чертежу или для ступицы колёсного центра и ступицы центра зубчатого колеса наплавкой**, по технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность, с последующей обточкой.
|
Продолжение таблицы 9
|
Наименование дефекта
| Наименование дефекта
|
3.10 Износ внутренней торцовой поверхности ступиц колесных центров и центров зубчатых колес ТПС более допустимого значения
| Восстановить наплавкой** с последующей обработкой до размеров, установленных в ремонтном чертеже. При ремонте колесных пар с внутренними буксовыми и моторно-осевыми шейками без выпрессовки оси разрешается приварка к ступице разрезной
шайбы толщиной не менее 8 мм с последующей обточкой на станке до размеров, установленных в ремонтном чертеже.
|
3.11 Износ посадочной поверхности удлиненной ступицы колесного центра под зубчатое колесо
| Произвести выпрессовку оси и зубчатого колеса с удлиненной ступицы. Восстановить ступицу наплавкой** с последующей обточкой на станке до размеров, установленных в ремонтном чертеже и выполнением плавного перехода удлиненной поверхности ступицы в ее радиусную часть у основания колесного центра.
|
3.12 Ослабление зубчатого колеса на удлиненной ступице колесного центра или на оси
| Зубчатое колесо спрессовать.
|
3.13 Непрохождение ультразвука через удлиненную ступицу колесного центра
| Центр бракуется.
|
3.14 Излом зуба
| Зубчатое колесо (венец) бракуется.
|
3.15 Вмятины, раковины, выкрошившиеся места на поверхности зуба более допустимого значения
| Разрешается оставлять в работе зубчатые колеса (венцы), если глубина раковин, вмятин и выкрашиваний не превышает 2,0 мм (отдельных до 3,0 мм), а общая площадь на зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи составляет не более 5 %, а на ножке зуба косозубой передачи 40 %.
|
3.16 Отколы на поверхности зуба (от торца)
| Разрешается оставлять в работе зубчатое колесо (венцы) при отколах длиной не более 10 мм и глубиной не более 2,0 мм. Заусенцы и острые кромки – закруглить.
|
3.17 Следы электродугового ожога на зубьях зубчатых колес
| Не допускаются.Устранение следов электродугового ожога глубиной не более 0,5 мм – зачисткой с последующим проведением МПК.
|
Продолжение таблицы 9
|
Наименование дефекта
| Методы устранения
|
3.18 Трещины во впадинах зубчатых колес (венцов)
| Зубчатые колеса и венцы бракуются.
При обыкновенном и полном освидетельствовании бракуются колеса и венцы:
- с трещинами на переходных поверхностях длиной более 25,0 мм; - с трещинами, выходящими на торец, глубиной более 2,0 мм; - с трещинами любых размеров, развивающимися с обеих сторон зуба (встречные трещины); - при наличии трещин более, чем на 25 % зубьев.
Остальные виды трещин разрешается выводить местной зачисткой (п.10.6.2) с последующей проверкой зубчатого колеса МПК. Глубина выемок от местной зачистки трещин не более 3,0 мм на зубьях без поднутрения и не более 2,5 мм на зубьях с поднутрением.
На колесных парах пассажирских локомотивов и МВПС зачистка трещин не допускается.
|
3.19 Трещины, образовавшиеся по очагам контактных усталостных разрушений
| Большие зубчатые колеса (венцы)
бракуются.
|
3.20 Уменьшение толщины зуба, более допустимого значения
|
Большое зубчатое колесо (венец) бракуется.
|
3.21 Ослабление призонных болтов крепления венцов зубчатых колес
| Болты заменить. Разрешается увеличить диаметр отверстия во фланце центра и зубчатом венце не более чем на 2 мм (для моторных вагонов электропоездов и электровозов серии ЧС2, ЧС4 в/и) с постановкой соответственно увеличенных призонных болтов. При ослаблении более четырех болтов зубчатого венца или более трех болтов подряд все болты заменить новыми следующей градации с проверкой отверстий развертками.
Допускается однократное сверление новых отверстий во фланце центра и в зубчатом венце зубчатого колеса между старыми отверстиями. В составных полушевронах такое рассверливание запрещено.
Призонные болты при пробеге большого зубчатого колеса 1 млн. км подлежат полной замене.
|
Окончание таблицы 9
|
Наименование дефекта
| Методы устранения
|
3.22 Неисправности упругих зубчатых колес
| В соответствии с отдельными руководствами.
|
4 Клеймение колесной пары
|
4.1 Отсутствие или неясность клейм и знаков на оси:
|
|
- изготовления оси
| Ось бракуется.
|
- последнего полного освидетельствования колесной пары
| Выполнить полное освидетельствование колесной пары.
|
- формирования
| Выполнить переформирование колесной пары и полное освидетельствование.
|
4.2 Неясность или отсутствие клейм на других составных частях колесной пары, подлежащих клеймению
| Номер составной части восстановить по формуляру, при отсутствии формуляра составная часть бракуется.
|
49 Обточку производят в пределах допуска на размер, установленный в ремонтном чертеже с последующей накаткой.
** Сварочные и наплавочные работы производят в соответствии с инструкцией, утвержденной МПС России 11.08.1995 № ЦТ‑336.
Примечания: 1 Под строчечным расположением волосовин понимается расположение волосовин на поверхности оси по ее образующей.
2 Волосовины, составляющие одну строчку и имеющие длину на шейке менее 10,0 мм, на подступичной и предподступичной части менее 15,0 мм и на средней части оси менее 20 мм принимаются за одну волосовину длиной, равной общему отрезку прямой, на которой они расположены.
3 Расположение волосовин, при котором в любом месте их число на площади размером 50 × 50 мм превышает 5 шт. считается скученным. При этом волосовины длиной до 1,0 мм при нестрочечном их расположении не учитываются.
4 У забракованной оси поверхность шеек, клейма и знаки зарубить крестообразно зубилом.
|
| | |
9.2 Данные о результатах дефектации фиксируют в учетных документах в соответствии с пунктом 8.4.