Оценка финансовой устойчивости
. Финансовая устойчивость предприятия — независимость от источников финансирования, т.е. способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде предприятия, гарантирующая его платежеспособность и инвестиционную привлекательность с допустимым уровнем риска. . Финансовая устойчивость предприятия определяется соотношением использования собственного капитала и заемных средств. Анализ финансовой устойчивости проводится поэтапно, на основе определения и сопоставления величины собственных и заемных средств предприятия. Его результаты необходимо дополнить результатами анализа ликвидности предприятия. Для характеристики финансовой устойчивости рассчитывают следующие коэффициенты: 1. Коэффициент автономии (Ка)
Коэффициент показывает долю собственных средств во всех источниках предприятия. Фактически значение этого показателя рассчитывается при анализе структуры баланса. Установить нормативное значение этого коэффициента практически невозможно. Для конкретного предприятия коэффициент автономии должен определять аналитик. В среднем его принято оценивать на уровне 0,5. Ограничение >:0,5 означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Выполнение ограничения важно не только для предприятия, но и для его кредиторов. Чем выше коэффициент автономии, тем более устойчиво предприятие, но когда значение коэффициента близко к единице, это говорит о неграмотном финансовом управлении, неумении использовать заемные средства. Факторы, влияющие на коэффициент автономии:
• особенность отраслевой принадлежности (чем более капиталоемкий технологический процесс, тем выше нормальное значение данного показателя); • спрос на продукцию; • показатели оборачиваемости; • показатели ликвидности. 2. К оэффициент соотношения заемных и собственных средств (К.зс). Взаимосвязь коэффициентов Ка и К.зс: Нормальное ограничение: Кзс < 1. 3. Коэффициент финансовой устойчивости. Возможны четыре степени финансовой устойчивости предприятия: 1) абсолютная устойчивость: 3<Ес+М, где 3 — запасы; Ес — собственные оборотные средства; М — краткосрочные кредиты и займы; 2) нормальная устойчивость, гарантирующая платежеспособность предприятия: 3 = Ес + М; 3) неустойчивое финансовое состояние, связанное с нарушением платежеспособности: 3 = Ес + М + И, где И — прочие заемные источники; 4) кризисное финансовое состояние: 3 > Ес + М. Расчет указанных показателей характеризует положение, в котором находится предприятие, и позволяет наметить меры по его изменению. 4. Коэффициент финансирования (платежеспособности):
Нормальное ограничение: Кф > 1. Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств. По сути, коэффициент финансирования аналогичен коэффициенту автономии. На практике коэффициент финансирования применяется чаще, поскольку дает более наглядное представление о соотношении источников финансирования предприятия. К тому же коэффициент автономии фактически рассчитывается при построении агрегированного баланса. 5.Коэффициент маневренности собственных средств (Км);
Собственные оборотные средства Собственные средства Коэффициент маневренности собственных средств показывает, какая часть собственного капитала вложена в мобильные активы, а значит, ликвидна. Нормальное ограничение: Км > 0,5
6. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:
Нормальное ограничение: К0 > 0,1. Коэффициент показывает наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Конечная цель анализа финансовой устойчивости — определение величины финансового риска предприятия, т.е. достаточности собственного капитала для предприятия и степени зависимости от привлеченных ресурсов. ПРАКТИКУМ На основании приведенного баланса (табл. 8.5): • сгруппируйте активы и пассивы по степени ликвидности и пассивы — по степени срочности погашения и оцените ликвидность баланса; • определите коэффициенты ликвидности и факторы изменения их уровня.
Таблица 8.5 Баланс предприятия на _____ год
ГЛАВА 9 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами организации возможно только при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений. Основная цель внутрифирменного финансового планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности организации. С одной стороны, планирование связано с предотвращением ошибочных действий в области финансов, а с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде. Основными задачами финансового планирования деятельности организации являются: • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования; • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью. Для организации финансовое планирование: • воплощает выработанные стратегические цели в конкретные финансовые показатели; • предоставляет возможность определения жизнеспособности финансовых проектов; • служит инструментом получения внешнего финансирования. Финансовое планирование в организации — сложный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Этапы финансового планирования в организации На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности организации за предыдущий период па основе важнейших финансовых документов — бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках и движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты и размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить проблемы, стоящие перед ней. Второй этап — разработка приоритетных направлений стратегии и политики финансовой деятельности организации. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в случае его разработки. В процессе осуществления третьего этапа составляется текущий финансовый план, в котором уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов. На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой. На пятом этапе разрабатываются оперативные финансовые планы, на основе которых строится оперативное финансовое планирование. Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации, которое влияет на конечные финансовые результаты деятельности в целом. В завершении процесса финансового планирования анализируется и контролируется выполнение финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предпринимательской организации, сопоставлении их с запланированными показателями, выявлении причин отклонений, разработке мер по устранению негативных явлений. ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Финансовое планирование можно классифицировать: • на перспективное (стратегическое); • текущее; • оперативное. Для каждого из перечисленных видов планирования разрабатываются определенные формы финансовых планов и существуют четкие сроки их реализации (табл. 9.1). Все виды финансового планирования взаимосвязаны. Начальным этапом является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех (редко — до пяти) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране, возможности прогнозирования, объемов финансовых ресурсов и направления их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии — особая область финансового планирования. Она должна согласовываться с целями и направлениями общей стратегии экономического развития организации. Вместе с тем финансовая стратегия оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития организации. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке корректирует финансовую, а затем, как правило, и общую стратегию развития организации. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности организации и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Процесс формирования финансовой стратегии организации включает в себя следующие основные этапы: 1) определение периода реализации; 2) анализ факторов внешней финансовой среды; 3) формирование стратегических целей финансовой деятельности; 4) разработку финансовой политики; 5) разработку системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии; 6) оценку разработанной финансовой стратегии. При разработке финансовой стратегии организации важно определить период ее реализации, продолжительность которого в первую очередь зависит от времени формирования общей стратегии развития. Помимо этого фактора, на период реализации стратегии воздействуют: •динамика макроэкономических процессов; • изменения, происходящие на финансовом рынке; • отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности организации. В процессе формирования финансовой стратегии большое внимание уделяется анализу факторов внешней среды, особенно важен учет факторов риска. Следующий этап — формирование стратегических целей финансовой деятельности организации. Основная задача этого этапа — максимизация рыночной стоимости организации. Стратегические цели организации должны четко и кратко отражаться в конкретных показателях — нормативах. Как правило, в качестве таких стратегических нормативов используются: • среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; • минимальная доля собственного капитала; • коэффициент рентабельности собственного капитала организации; • соотношение оборотных и внеоборотных активов организации и др. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика организации по конкретным направлениям деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п. В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии организации. Заключительным этапом разработки финансовой стратегии является оценка ее эффективности, которая осуществляется по нескольким параметрам.
Во-первых, выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации разработанной финансовой стратегии с общей стратегией организации. Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии организации с прогнозируемыми изменениями во внешней предпри-. нимательской среде. В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности организации в формировании собственных финансовых ресурсов и привлечении внешних. В заключение оценивается результативность финансовой стратегии на основе прогнозных расчетов различных финансовых показателей; динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких как рост деловой репутации организации, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью ее структурных подразделений и т.п. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощающее стратегию предпринимательской организации на рынке. Прогнозирование заключается в изучении возможного финансового состояния организации в длительной перспективе. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важным моментом в прогнозировании является признание факта стабильности изменения показателей деятельности организации от одного отчетного периода к другому. Система текущего планирования финансовой деятельности организации основывается на разработанной стратегии и политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, позволяющих определить на предстоящий период все источники финансирования развития организации, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода. Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов: 1) плана движения денежных средств; 2) плана отчета о прибылях и убытках; 3) плана бухгалтерского баланса. Основная цель подготовки этих документов — оценка финансового положения организации на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на один год с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы организации разрабатываются на основе данных, характеризующих: • финансовую стратегию организации; • результаты финансового анализа за предшествующий период; • планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности; • систему норм и нормативов затрат отдельных ресурсов; • действующую систему налогообложения; • действующую систему норм амортизационных отчислений; • средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п. Чтобы составить финансовые документы в процессе осуществления текущего финансового планирования, важно правильно определить объем будущих продаж (реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса и эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы. При этом чем короче период прогноза, тем более точная и конкретная информация в нем содержится. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства и цены реализуемой продукции на финансовые потоки организации. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть представлен в виде таблицы (табл. 9.2). Таблица 9.2 Прогноз объемов продаж на 2010 г.
Объсм продаж и натуральном выражснии Цена за единицу продаж, тыс. руб. Индекс цен, % Объсм реализации денежном выражении На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается потребность в материальных и трудовых ресурсах, а также определяются другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем (планируемом) периоде. Форма «План отчета о прибылях и убытках» представлена в табл. 9.3. Таблица 9.3 План отчета о прибылях и убытках
Нераспределенная прибыль (убыток) 170 планируемого периода (строки 140 - 150 - 160)
При составлении плана отчета о прибылях и убытках особое внимание уделяется определению выручки от реализации продукции. Как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реализации за предшествующий год. Затем эта величина варьируется в текущем году с учетом изменений: • себестоимости сравнимой продукции; • цен на реализуемую фирмой продукцию; • цен на покупные материалы и комплектующие; • оценки основных средств и капиталовложений организации; • оплаты труда работников организации. Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизационных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовой сто-: имости основных фондов и норм амортизационных отчислений. Правильное определение плановой суммы амортизационных отчислений достаточно важно, так как она является частью себестоимости производимой продукции. Также следует правильно запланировать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочей силы и накладные расходы. В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. Центром ответственности выступает каждое подразделение организации, руководитель которого несет ответственность за его издержки. Чтобы запланировать затраты по центрам ответственности, разрабатывается матрица, включающая размерность: • центра ответственности, т.е. указание отдела, в котором возникает данная статья затрат; • производственной программы, т.е. указание цели возникновения данной статьи затрат; • элемента затрат, т.е. указание вида используемых ресурсов. В итоге при суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы получаются плановые данные по центрам ответственности. Далее разрабатывается план движения денежных средств. Его необходимость определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражают порядка осуществления платежей. План движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы) и чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяют повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности организации. План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые фирма предполагает получить в течение года. В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за пользование банковским кредитом, направления использования чистой прибыли. Примерный план движения денежных средств организации представлен в табл. 9.4. Он позволяет проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, а также своевременно определить возможную величину потребности в заемных средствах. Таблица 9.4 План движения денежных средств на 2010 г.
Поступления 1. От текущей деятельности 1.1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин) 1.2. Прочие поступления Итого по разделу 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|