Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка финансовой устойчивости




.

Финансовая устойчивость предприятия — независимость от ис­точников финансирования, т.е. способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие активов и пас­сивов в изменяющейся внутренней и внешней среде предприятия, гарантирующая его платежеспособность и инвестиционную привле­кательность с допустимым уровнем риска.

. Финансовая устойчивость предприятия определяется соотношени­ем использования собственного капитала и заемных средств. Анализ финансовой устойчивости проводится поэтапно, на основе определения и сопоставления вели­чины собственных и заемных средств предприятия. Его результаты необходимо дополнить результатами анализа ликвидности предпри­ятия.

Для характеристики финансовой устойчивости рассчитывают следующие коэффициенты:

1. Коэффициент автономии (Ка)

Коэффициент показывает долю собственных средств во всех ис­точниках предприятия. Фактически значение этого показателя рас­считывается при анализе структуры баланса. Установить норматив­ное значение этого коэффициента практически невозможно. Для конкретного предприятия коэффициент автономии должен опреде­лять аналитик. В среднем его принято оценивать на уровне 0,5. Огра­ничение >:0,5 означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Выполнение ограничения важно не только для предприятия, но и для его кредиторов. Чем выше коэффициент автономии, тем более устойчиво предприятие, но когда значение коэффициента близко к единице, это говорит о негра­мотном финансовом управлении, неумении использовать заемные средства.

Факторы, влияющие на коэффициент автономии:

• особенность отраслевой принадлежности (чем более капитало­емкий технологический процесс, тем выше нормальное значение дан­ного показателя);

• спрос на продукцию;

• показатели оборачиваемости;

• показатели ликвидности.

2. К оэффициент соотношения заемных и собственных средств (К.зс). Взаимосвязь коэффици­ентов Ка и К.зс:

Нормальное ограничение: Кзс < 1.

3. Коэффициент финансовой устойчивости.

Возможны четыре степени финансовой устойчивости предприя­тия:

1) абсолютная устойчивость:

3<Ес+М,

где 3 — запасы;

Ес — собственные оборотные средства;

М — краткосрочные кредиты и займы;

2) нормальная устойчивость, гарантирующая платежеспособ­ность предприятия:

3 = Ес + М;

3) неустойчивое финансовое состояние, связанное с нарушени­ем платежеспособности:

3 = Ес + М + И,

где И — прочие заемные источники;

4) кризисное финансовое состояние:

3 > Ес + М.

Расчет указанных показателей характеризует положение, в ко­тором находится предприятие, и позволяет наметить меры по его из­менению.

4. Коэффициент финансирования (платежеспособности):

Кф =
Собственные средства Заемные средства

 

Нормальное ограничение: Кф > 1. Коэффициент показывает, ка­кая часть деятельности предприятия финансируется за счет собствен­ных средств. По сути, коэффициент финансирования аналогичен ко­эффициенту автономии. На практике коэффициент финансирования применяется чаще, поскольку дает более наглядное представление о соотношении источников финансирования предприятия. К тому же коэффициент автономии фактически рассчитывается при построении агрегированного баланса.

5.Коэффициент маневренности собственных средств (Км);


Км =

Собственные оборотные средства

Собственные средства


Коэффициент маневренности собственных средств показывает, какая часть собственного капитала вложена в мобильные активы, а значит, ликвидна. Нормальное ограничение: Км > 0,5

6. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными сред­ствами:

 

Нормальное ограничение: К0 > 0,1. Коэффициент показывает на­личие собственных оборотных средств, необходимых для финансо­вой устойчивости.

Конечная цель анализа финансовой устойчивости — определе­ние величины финансового риска предприятия, т.е. достаточности собственного капитала для предприятия и степени зависимости от привлеченных ресурсов.

ПРАКТИКУМ

На основании приведенного баланса (табл. 8.5):

• сгруппируйте активы и пассивы по степени ликвидности и пассивы — по степени срочности погашения и оцените ликвидность баланса;

• определите коэффициенты ликвидности и факторы изменения их уровня.

 

 

Таблица 8.5 Баланс предприятия на _____ год

АКТИВ   Код строки   Сумма, тыс. руб.  
на начало периода   на конец периода  
I. Внеоборотные активы  
Нематериальные актины • 110' 3000    
Основш.ю средства 120 47000    
Долгосрочные финансовые вложения 140 3 200    
Итого по разделу I 190 53 200    
II. Оборотные активы  
Запасы 210 14 500    
В том числе: сырье и материалы 211 3500 затраты в незавершенном производстве 213 5 000 готовая продукция и товары 214 5700 расходы будущих периодов 216 300   5500 7500 6500 500  
Дебиторская задолженность 230+240 7500    
Краткосрочные финансовые вложения 250 1 200    
Денежные средства 260 3600   5000    
Итого по разделу II 290 26 800   38000    
Баланс (сумма строк 190+290) 300 80000   110000    
ПАССИВ   Код строки   Сумма, тыс. руб.    
на начало периода   на конец периода    
III. Капитал и резервы    
Уставный капитал 410 10000   10000    
Добавочный капитал. 420 23 500   32225    
Резервный капитал 430 1 500   3375    
Нераспределенная прибыль 460 27 000   39400    
Итого по разделу III 490 62 000   85000    
IV. Долгосрочные обязательства 2 500   3000    
V. Краткосрочные обязательства    
Кредиты банков 611 9000   13500    
Кредиторская задолженность 620 6500   8500    
Итого по разделу V 690 15 500   22000    
Баланс (490 + 590 + 690) 700 80 000   110000    
           

 

ГЛАВА 9

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Важнейшим элементом предпринимательской деятельности яв­ляется планирование, в том числе финансовое. Эффективное управ­ление финансами организации возможно только при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений. Основная цель внутрифирменного финансового планирования — обеспечение опти­мальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге дости­жение прибыльности организации. С одной стороны, планирование связано с предотвращением ошибочных действий в области финан­сов, а с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможно­стей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нор­мативных) показателей по обеспечению развития предприниматель­ской организации необходимыми финансовыми ресурсами и повы­шению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.

Основными задачами финансового планирования деятельности организации являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производ­ственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибы­ли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюдже­том, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью.

Для организации финансовое планирование:

• воплощает выработанные стратегические цели в конкретные финансовые показатели;

• предоставляет возможность определения жизнеспособности финансовых проектов;

• служит инструментом получения внешнего финансирования. Финансовое планирование в организации — сложный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Этапы финансового планирования в организации

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятель­ности организации за предыдущий период па основе важнейших фи­нансовых документов — бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках и движении денежных средств. Основное внимание уделя­ется таким показателям, как объем реализации, затраты и размер по­лученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить про­блемы, стоящие перед ней.

Второй этап — разработка приоритетных направлений страте­гии и политики финансовой деятельности организации. На этом эта­пе составляются основные прогнозные документы, которые относят­ся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в случае его разработки.

В процессе осуществления третьего этапа составляется теку­щий финансовый план, в котором уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов. На чет­вертом этапе происходит состыковка показателей финансовых пла­нов с производственными, коммерческими, инвестиционными, стро­ительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.

На пятом этапе разрабатываются оперативные финансовые планы, на основе которых строится оперативное финансовое планирование.

Планирование предусматривает осуществление текущей произ­водственной, коммерческой и финансовой деятельности организации, которое влияет на конечные финансовые результаты деятельности в целом.

В завершении процесса финансового планирования анализиру­ется и контролируется выполнение финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых ре­зультатов деятельности предпринимательской организации, сопостав­лении их с запланированными показателями, выявлении причин от­клонений, разработке мер по устранению негативных явлений.

ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Финансовое планирование можно классифицировать:

• на перспективное (стратегическое);

• текущее;

• оперативное.

Для каждого из перечисленных видов планирования разрабаты­ваются определенные формы финансовых планов и существуют чет­кие сроки их реализации (табл. 9.1).

Все виды финансового планирования взаимосвязаны. Начальным этапом является прогнозирование основных направлений финансо­вой деятельности организации, осуществляемое в процессе перспек­тивного планирования. На этом этапе определяются задачи и пара­метры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

Перспективное финансовое планирование определяет важней­шие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В современ­ных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех (редко — до пяти) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране, возможности прогнозирования, объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельно­сти. Разработка финансовой стратегии — особая область финансово­го планирования. Она должна согласовываться с целями и направле­ниями общей стратегии экономического развития организации. Вместе с тем финансовая стратегия оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития органи­зации. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на фи­нансовом рынке корректирует финансовую, а затем, как правило, и общую стратегию развития организации. В целом финансовая стра­тегия представляет собой определение долгосрочных целей финан­совой деятельности организации и выбор наиболее эффективных спо­собов их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии организации вклю­чает в себя следующие основные этапы:

1) определение периода реализации;

2) анализ факторов внешней финансовой среды;

3) формирование стратегических целей финансовой деятельности;

4) разработку финансовой политики;

5) разработку системы мероприятий по обеспечению реализации

финансовой стратегии;

6) оценку разработанной финансовой стратегии.

При разработке финансовой стратегии организации важно опре­делить период ее реализации, продолжительность которого в первую очередь зависит от времени формирования общей стратегии разви­тия. Помимо этого фактора, на период реализации стратегии воздей­ствуют:

•динамика макроэкономических процессов;

• изменения, происходящие на финансовом рынке;

• отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности организации.

В процессе формирования финансовой стратегии большое вни­мание уделяется анализу факторов внешней среды, особенно важен учет факторов риска.

Следующий этап — формирование стратегических целей финан­совой деятельности организации. Основная задача этого этапа — мак­симизация рыночной стоимости организации. Стратегические цели организации должны четко и кратко отражаться в конкретных пока­зателях — нормативах. Как правило, в качестве таких стратегических нормативов используются:

• среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;

• минимальная доля собственного капитала;

• коэффициент рентабельности собственного капитала органи­зации;

• соотношение оборотных и внеоборотных активов организации и др.

На основе финансовой стратегии определяется финансовая по­литика организации по конкретным направлениям деятельности: на­логовой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, формируются «центры ответ­ственности», определяются права, обязанности и меры ответствен­ности их руководителей за результаты реализации финансовой стра­тегии организации.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии яв­ляется оценка ее эффективности, которая осуществляется по несколь­ким параметрам.

 

Во-первых, выявляется степень согласованности целей, направ­лений и этапов реализации разработанной финансовой стратегии с общей стратегией организации.

Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии организации с прогнозируемыми изменениями во внешней предпри-. нимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности организации в формиро­вании собственных финансовых ресурсов и привлечении внешних.

В заключение оценивается результативность финансовой стра­тегии на основе прогнозных расчетов различных финансовых пока­зателей; динамики нефинансовых результатов реализации разрабо­танной стратегии, таких как рост деловой репутации организации, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью ее структурных подразделений и т.п.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирова­ние, воплощающее стратегию предпринимательской организации на рынке. Прогнозирование заключается в изучении возможного финан­сового состояния организации в длительной перспективе. Прогнози­рование базируется на обобщении и анализе имеющейся информа­ции с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важным моментом в прогнози­ровании является признание факта стабильности изменения показа­телей деятельности организации от одного отчетного периода к дру­гому.

Система текущего планирования финансовой деятельности орга­низации основывается на разработанной стратегии и политике по от­дельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансово­го планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, позволяющих определить на предстоящий пери­од все источники финансирования развития организации, сформи­ровать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платеже­способность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является раз­работка трех основных документов:

1) плана движения денежных средств;

2) плана отчета о прибылях и убытках;

3) плана бухгалтерского баланса.

Основная цель подготовки этих документов — оценка финансо­вого положения организации на конец планируемого периода. Теку­щий финансовый план составляется на один год с разбивкой по квар­талам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы организации разрабатываются на основе данных, характеризующих:

• финансовую стратегию организации;

• результаты финансового анализа за предшествующий период;

• планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельно­сти;

• систему норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

• действующую систему налогообложения;

• действующую систему норм амортизационных отчислений;

• средние ставки кредитного и депозитного процентов на финан­совом рынке и т.п.

Чтобы составить финансовые документы в процессе осуществле­ния текущего финансового планирования, важно правильно опреде­лить объем будущих продаж (реализованной продукции). Это необхо­димо для организации производственного процесса и эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж со­ставляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы. При этом чем короче период прогноза, тем более точная и конкретная информация в нем содержится. Прогноз объема про­даж помогает определить влияние объема производства и цены реа­лизуемой продукции на финансовые потоки организации. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть пред­ставлен в виде таблицы (табл. 9.2).

Таблица 9.2 Прогноз объемов продаж на 2010 г.

Показатель   2005г.   2010г.  
I кв.   II кв.   III кв.   IV кв.   итого  

Объсм продаж и натуральном выражснии

Цена за единицу продаж, тыс. руб.

Индекс цен, %

Объсм реализации денежном выражении

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается потребность в материальных и трудовых ресурсах, а также определя­ются другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем (планируемом) периоде. Форма «План от­чета о прибылях и убытках» представлена в табл. 9.3.

Таблица 9.3 План отчета о прибылях и убытках

Показатель   Код строки   Планируемый период  
I кв.   II кв.   III кв.   IV кв.  
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов)                    
Себестоимость реализованной продукции                    
Коммерческие расходы                    
Управленческие расходы                    
Прибыль (убыток) от реализации (строки 010 - 020 - 030 - 040)                    
Проценты к получению                    
Проценты к уплате                    
Доходы от участия в других организациях                    
Прочие операционные доходы                    
Прочие операционные расходы                    
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки 050 + 060 - 070 + 080 + + 090 - 100)                    
Прочие внереализационные доходы                    
Прочие внереализационные расходы                    
Прибыль (убыток) планового периода (строки 110+120-130)                    
Налог па прибыль                    
Отвлеченные средства                    

Нераспределенная прибыль (убыток) 170 планируемого периода (строки 140 - 150 - 160)

 

При составлении плана отчета о прибылях и убытках особое вни­мание уделяется определению выручки от реализации продукции. Как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от ре­ализации за предшествующий год. Затем эта величина варьируется в текущем году с учетом изменений:

• себестоимости сравнимой продукции;

• цен на реализуемую фирмой продукцию;

• цен на покупные материалы и комплектующие;

• оценки основных средств и капиталовложений организации;

• оплаты труда работников организации.

Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизаци­онных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовой сто-: имости основных фондов и норм амортизационных отчислений.

Правильное определение плановой суммы амортизационных от­числений достаточно важно, так как она является частью себестои­мости производимой продукции. Также следует правильно заплани­ровать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочей силы и накладные расходы. В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. Центром ответственности вы­ступает каждое подразделение организации, руководитель которого несет ответственность за его издержки.

Чтобы запланировать затраты по центрам ответственности, раз­рабатывается матрица, включающая размерность:

• центра ответственности, т.е. указание отдела, в котором возни­кает данная статья затрат;

• производственной программы, т.е. указание цели возникнове­ния данной статьи затрат;

• элемента затрат, т.е. указание вида используемых ресурсов. В итоге при суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы получаются плановые данные по центрам ответственности.

Далее разрабатывается план движения денежных средств. Его необходимость определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражают порядка осуществления платежей. План движения денежных средств учиты­вает приток денежных средств (поступления и платежи), отток де­нежных средств (затраты и расходы) и чистый денежный поток (из­быток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Разграничения направлений деятельности при разработке плана дви­жения денежных средств позволяют повысить результативность уп­равления денежными потоками в процессе осуществления финансо­вой деятельности организации.

План движения денежных средств составляется на год с разбив­кой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализа­ции продукции, основных средств и нематериальных активов, дохо­ды от внереализационных операций и другие доходы, которые фир­ма предполагает получить в течение года.

В расходной части отражаются затраты на производство реали­зованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долго­срочных ссуд, уплата процентов за пользование банковским креди­том, направления использования чистой прибыли. Примерный план движения денежных средств организации представлен в табл. 9.4. Он позволяет проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, а так­же своевременно определить возможную величину потребности в за­емных средствах.

Таблица 9.4 План движения денежных средств на 2010 г.

Разделы и статьи баланса   Планируемый период  
год   I кв.   II кв.   III кв.   IV кв.  

Поступления

1. От текущей деятельности

1.1. Выручка от реализации продук­ции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин)

1.2. Прочие поступления

Итого по разделу 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...