Основные теории образования Древнерусского гос-ва.
Стр 1 из 31Следующая ⇒ Место в системе юридических и гуманитарных наук История отечественного государства и права – фундаментальная юридическая наука. Также к ним относятся ТГП, ИГПЗС. ИОГП тесно связана с отраслевыми науками. Взаимосвязь с ТГП. ИОГП близка к науке ТГП. Обе изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что ТГП, вскрывая закономерности развития государства и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств, а ИОГП изучает не только закономерности, но и особенности народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности. ИОГП использует абстрактные термины ТГП (закон, норма права) на конкретных примерах. Взаимосвязь с ИГПЗС. Если ИОГП изучает возникновение и развитие России с древнейших времен и до наших дней, то ИГПЗС исследует развитие государства и права за пределами России. Связь заключатся в том, что на развитие отечественного законодательства имело большое влияние законодательство других стран (например: заимствования из византийского, шведского, немецкого, французского законодательства). ИОГП является не только юридической, но и исторической наукой, так как изучает развитие государственно-правовых институтов по основным этапам развития, поэтому ИОГП тесно связана с историей отечества (гуманитарная наука). В свою очередь ИОГП опирается на конкретные исторические факты по истории развития российского государства, государственно-правовых отношений. Также ИОГП связана политологией, философией и другими. В отличие от отраслевых юридических наук ИОГП изучает развитие государственно-правовых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.
ИОГП имеет прикладное значение, так как изучение развития государственно-правовых институтов помогает выявить недостатки ранее действовавшего законодательства, чем способствует совершенствованию действующего законодательства. Периодизация науки ИОГП. Периодизация – это хронологические периоды (этапы) развития государственно-правовых институтов в России. Периодизация ИОГП связана с общей периодизацией истории отечества. Периодизация имеет различные критерии, различные авторы выделяют свои периоды. 1. Древнерусское государство (Киевский период) - ΙX-XΙΙ века. 2. Феодальная раздробленность на Руси (Удельный период) – XΙΙ-XΙV века. 3. Московский период - XV-1 половина XVΙΙ века. Этот период делят на период централизации – XV – 1 половина XVΙ века и период сословно-представительной монархии – 2 половина XVΙ – начало XVΙΙ века. 4. Имперский период – 2 половина XVΙΙ – XVΙΙΙ века, абсолютная монархия. 5. Период капитализма XΙX – начало XX века (до революции 1917 года). Этот период делят на дореформенный (1 половина XΙX века), реформенный (середина XΙX века) и пореформенный (конец XΙX века) периоды. 6. Буржуазно-демократический период – февраль – октябрь 1917 года. 7. Советский период – 1917-1991 годы. 8. Постсоветский период 90-е годы XX века. Существуют и другие критерии периодизации Истории отечественного государства и права: Ø Смена общественно-экономических формаций (феодализм, капитализм, социализм); Ø Смена столиц государства (киевский, московский, петербургский периоды); Ø Смена титула главы государства (княжеский, великокняжеский, царский, имперский периоды). Историография. Историография предмета возникла только в ХVΙΙΙ веке. Первые исследования были включены в исторический контекст: А.И. Манкиев «Ядро Российской истории» (1784), Ф. Прокоповича «Слово о власти и чести царской» (1718), П.П. Шафирова «Рассуждения, какие законные причины Петра Ι к начинанию войны против короля шведского Карла ХΙΙ в 1700 году имел» (1717). Существенный вклад в ХVΙΙΙ веке внес В.Н. Татищев «История Российская с самых древнейших времен» (1768). В академии наук проблемы происхождения государства изучали представители норманнской школы (Байер, Шлецер) и антинорманнской (М.В. Ломоносов). Первым русским профессором юридического факультета МУ был С.Е. Десницкий, он исследовал проблемы развития собственности, семьи, разделения властей.
В начале ХΙX века историко-правовая наука стала самостоятельной: Н.М. Карамзин «История государства Российского» (1842), К.Ф. Каляйдович и П.М. Строев – исследование Судебника 1497 года, М.М. Сперанский – исследования при создании Полного собрания законов и Свода законов. Начинают складываться научные школы: школа «официальной народности» (М.П. Погодин), славянофильское направление (И.Д. Бердяев), государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин). Государственная, или «юридическая» школа главную роль в историческом процессе отводила государству (все социальные преобразования проводятся сверху, все социальные группы в той или иной мере подчинены государству). Во 2 половине ХΙX века к ним примыкали: В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский, М.Ф. Владимирский-Буданов. Государство – надклассовый институт, договорная теория (Сергеевич), «служебный характер всех сословий по отношению к государству (Чичерин), «органическое» единство власти и народа (Градовский). Основные направления в конце ХΙХ–начале ХХ: исследование «внешней» истории права (истории кодификации, создания основных форм права) В.Н. Латкин, А.Н. Филиппов; культурно-исторический метод исследования права (В.О. Ключевский, П.Н. Милюков); сравнительный метод (М.М. Ковалевский). Классическим стал метод, разработанный М.Ф. Владимирским-Будановым. Специфическим течением было евразийство сложилось в 20-е годы ХХ века в среде российской эмиграции (хотя истоки были заложены в ХΙХ веке - К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский). Евразийцы (Г. Вернадский, Г. Флоровский, Н. Алексеев) определяли Россию-Евразию как особый культурный мир со свойственными только ему чертами: ни западные, ни восточные образцы развития не приемлемы. Его специфику определяли географические, религиозные и этнографические особенности. Россия всегда была идеократичным государством (в основе – политическая или религиозная идея), власть всегда носила авторитарный характер, а право стремилось решать идеальные цели.
Марксистская историография сложилась в начале ХХ века (М.П. Покровский, Н.А. Рыжков; первый курс «Истории государства и права СССР» был подготовлен С.В. Юшковым; политическая история России (И.И. Смирнов, А.М. Сахаров, А.А. Зимин,); преобразования в системе органов власти, государственного управления и суда (Н.М. Дружинин, П.А. Зайончковский, Л.Г. Захаров, Ю.П. Титов); основные изменения в сфере права (О.И. Чистяков, И.А. Исаев, С.И. Штамм, Н.Н. Ефремова). 1.Предм, место,периоды, историогр. ИОГП. Место в s-ме гум. и юр. наук. Предмет - 1) изучение смены типов и форм г-ва и права, имевших место в истории Рос. г-ва, в опр. хронолгич. периоды. 2) иогп изучает развитие юр. категорий, гос-правовых институтов по осн. отраслям права (гос, гражд, угол, процесс). 3) в узк см- изучение развития отеч. зак-ва по осн. отраслям права Задачи: изучение возникновения и развития государственно-правовых институтов на территории России их взаимообусловленность и преемственность. Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии. Методы: (принципы) историзма, сравнительного правоведения, системно-структурный анализ, статистический, аналогия и экстраполяция. Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.
В результате сравнительного анализа можно проследить изменения.этих понятий и выявить их причины. Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов. Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего. Периодизация: -это хронологич. периоды гос-правов. и.нст-тов в рос. г-ве. Базируется на общей периодизации истории Рос. г-ва. 1я т.з. по названию столиц в Рос.г-ве (киевск, моск, петерб) 2я т.з. по тиулу главы г-ва (княжеский, царский, императорский) 3я т.з. по назв. общест-экон. формации (первоб-общин» рабовладельч» феодализм»капитализм»коммунизм»социализм) 4я т.з. по форме правления (1.монархич (раннефеод»сословно-предст»абсолютизм, дуалистич.»конституц.). 2. республ.) Периоды: 1. Древнерус. период (IX-XII)-«Киевский» 2. Феодальной раздр-ти (XII-XIV)- «Удельный» 3. Московский (XV- 1п XVII): а) централизация (после тат-монг ига)- 15-1п 16вв; б) сословно-предст. монархия 2п 16-1п 17вв. 4. Абсолютизм (2п. XVII-XVIII, но! офиц. с 1721г.- «Имперский» 5. Дореформенный (до сер. XIXв) 6. Реформенный (сер XIX в) 7. Пореформенный (кон. XIX-нач XX до 1917) [5,6,7- «ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ» период] 8.Советский (1917-1991) 9. Постсоветский (1990е) 12 дек 1993-принятие К-ии. S-ма курса: -это ср-ра разделов для изуч-ия иогп. 1. Ист-ки права (НПА) 2. гос. право (St населения, ф. правл-ия и гос. устр-ва, s-ма органов высш, отраслевого и местного самоупр-ия, s-ма ПО и карат. орг, ст армии,ст Церкви) 3. Гражд. право(sbst-ти=вещное, обязательств=договоры, наследств, бр-семейн) 4. Уг. право(понятие и виды прест-ий, цели и виды наказаний)
5. Процес. право (судоустр-во, судопроизводство, s-ма док-в). ! все?ы курса изуч. по каждому периоду. Историография: Историография предмета возникла в 18 в. Системный курс Росси – Татищев 5 томов, предложил переодизацию России. Когда стоит сильный авторитетный правитель, тогда Россия сильна. В 18 в. появляются различные школы: Норманнская школа-это викинги, воинские скандинавско-северные племена. Миллер сделал доклад на собрании академии опираясь на его труды, потом продолжал Шлецер, теория о том, что гос-во на Руси возникло на основании варягов. Это теория вызвала неприятеля и появилась антинорманская теория-Ломоносов,он,доказал,что гос-во возникло естественным путем.Карамзин посветил истории гос-ва рос. 12 томов, считал, что история идет к прогрессу и это благодаря прогрессу, он монохрист. 2-я половина 19 в.-исследователь Соловьев ист.Рос. с др.времен 29 т. В 50-60-е г. 19 в. сформировалась гос-ая и юр. Школа (Чичерин,Кавелин-основатели) Их вывод: творцом рос. истории является гос-во.. Движущая сила России: 1.Человеч.личность. 2.Людское общество. 3.Природа страны 4.Колонизация.5.Еврозейство – суть: Россия-Евразия крупное соц. гос-во. Место в s-ме гум. и юр.наук. ИОГП-фундамент. ист-юр.наука, основа юр. мышления. ИО-установление истор. фактов. На основе устан. ист. фактов, эти же факты изучаются с юр. т.з. +связ. с гр, процесс, гос., угол. правом и т.д. Основные теории образования Древнерусского гос-ва. Момент возникновения государства нельзя точно датировать, так как имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год – год призвания Рюрика или 882 год – год объединения Киева и Новгорода. Хотя неизвестно когда и как возникли первые княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами. Это значит, что не варяжские предводители организовали Русское государство, а уже существовавшее государство дало им государственные посты. 1. Теория завоевания. Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления – для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились – Славия, Ортания, Куявия. Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году – древлян, в 884 году – северян, в 886 – радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань – внутригосударственный налог. 2. Договорная теория. Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече. 3. Налоговая теория. Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке. 4. Городовая теория (торговая). Основоположник теории - Ключевский. В ее основе – развитие торговых отношений между племенами. Это вызывало появление излишков, расслоение населения и обмен товарами между членами племени, а затем и между племенами; постепенно складываются торговые пути и центры торговли (гостьбы), формируются города (погосты), наблюдался процесс разделения труда; торговля отделилась от ремесла. Городам нужна защита, поэтому города вооружаются, становясь политическими центрами территорий (к каждому городу прилегали волости - сельские территории с общинами, занимающиеся земледелием, волости выплачивали дань городам), в них формируются органы власти. То есть элементы государственности появились в городах до появления государства, так как стали необходимы для нормального функционирования торговли (иностранцы отмечали большое количество городов на Руси и называли ее Гардарики – страна городов). При развитии городов образовались союзы городов, союзы племен, (в конечном итоге – государство, при объединении Новгорода и Киева в 882 году) в результате появились вождь союза (князь князей) и вожди племен. Зарождается иерархия. Князья относились к общинной знати и постепенно у славян зарождаются классы – знать, горожане, общинники – земледельцы, ремесленники и рабы. При этом в процессе формирования государства наблюдается борьба между знатью и князьями. 5. Христианская теория. Ее основа – принятие христианства на Руси. Наличие общей идеологии – признак государства (если нет идеологии, нет и государства). Христианство – объединяющий фактор. О Древнерусском государстве можно говорить только после 988 года. 6. Земская теория, основоположник - Владимирский-Буданов. В основе теории – формации русского государства – объединение земель (в Новгородских землях существовало общинное самоуправление - вече). Объединение земель – причина для образования государства. 7. Патриархальная теория. В основе этой теории лежат имущественные отношения: где есть имущественные отношения, там должно быть государство (Энгельс). Со временем семьи начинают объединяться по родоплеменному признаку, образуются племена, далее происходит расширение по территориальному признаку. В связи с этим увеличивается производство труда, это ведет к обмену имуществом – возникают имущественные отношения и частная собственность, создается неравенство, это ведет к расслоению населения, в результате формируются классы. Имущественные отношения нуждаются в регулировании и защите, появляется необходимость в создании специальных органов власти, регулирующих имущественные отношения и защищающие частную собственность. Пути возникновения государства: классический путь (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое); рабство возникает там, где существует классовое неравенство. Путь, связанный с минованием стадии рабовладения: от первобытности переход к феодальному государству. Существование стадии предфеодального государства. Рабство возникает из-за войн и долговой кабалы. При рабовладельческом строе, раб по статусу приравнен к вещи (не имеет никаких прав и является основным производителем материальных благ). При феодальном строе рабы отсутствуют, вместо них формируются феодально-зависимые земледельцы. В отличие от рабов феодально-зависимые обладали правами, могли иметь средства производства, они были заинтересованы в производительности своего труда. 8. Норманнская и Антинорманнская теории. Норманнская теориявозникла в XVIII веке (Август Людвиг Шлецер (1735-1800), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738)). Байер и Миллер попытались доказать, что Русское государство было создано норманнами. ПВЛ: славяне для порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания споров. Тут летописец и произнес знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». Три князя пришли на Русь и в 862 году: Рюрик - в Новгород, Трувор - в Изборск, Синеус - в Белоозеро. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. Крайнее проявлением концепции - утверждение, что из-за неполноценности славяне не могли создать государства, а затем без иноземного руководства не могли управлять им. Цель теории - показать неполноценность восточнославянских народов. Теория в период создания отвечала интересам династии Романовых. Норманисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик). Против этой теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов(также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», руссы – славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство - продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков. Антинорманисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В ПВЛ есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь. Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» ( «sine hus» - «свой род» – Синеус) и верной дружиной ( «thru waring» - «верная дружина» – Трувор). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев». Следов варяжского влияния почти не осталось: на 10 тыс. км2 территории Руси - 5 скандинавских географических наименований, а в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию -150 ПВЛ составлена в конце XI - начале XII веков, в оригинале до нас не дошла. Известный список содержит много противоречий. Летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты. Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени русь. Обе концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей. Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез. Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю. Русь было не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|