Древнерус. права. Влияние и рецепция Византийского права в древнерус. зак-ве.
-----Договоры Руси с Византией являются самым древним источником древнерусского права, они основывались на византийском праве, которое во многом имело черты римского, поэтому структура этих договоров была схожа с современной: преамбула, основная часть и заключение; эти договоры устанавливали изначально равное, впоследствии с перевесом в пользу Византии, право субъектности Руси и Византии, регулировали порядок выдачи преступников друг другу, порядок торговли друг с другом, официально оформляли отношения между Византией и Русью. Первый договор - 907 г. после похода Олега на Константинополь (не захватил, а лишь ограничился взиманием дани). Текст до нас не дошел. Главные пункты договора: 1 – платить дань русским; 2 – давать корм русским, а гостям месячное содержание. Греки со своей стороны прибавили условие, что русские не разбойничали и жили в предместье Софии, а также входили в город через одни ворота в сопровождении императорского чиновника. Бедное содержание договора 907 на тот момент было достаточным, но в следующие годы возникает необходимость более подробных условий. И в 911 году послы Олега заключают новый договор. Он дошел до нас полностью. Этот договор гораздо богаче первого юридическим содержанием: он касался отношений (уголовных и гражданских) между греками и русскими, находившимися в Византии, международных обязательств русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушения, взаимного выкупа и возвращения в отечество рабов и пленников. В 941 году Игорь нарушил договор 911 года в связи с отказом от уплаты дани. Совершается поход – неудачный, тогда в 944 году был заключен третий договор в который были включены статьи из договоров 907-911 с некоторыми изменениями не в пользу русских: Статья 12 договора 944 г. запрещает наказывать (казнить) греков за какое либо преступление без решения византийского суда. Этим самым она отменяет прежнее постановление ст.3 договора 911 г., допускавшее решение дел самосудом. Если в ст. 10 договора 911 г. греки выговорили себе право беспрепятственного пропуска наемников из Руси, то по ст. 15 договора 944 г. они попытались обязать князя русского посылать вооруженные отряды на борьбу с противниками Византии. Это же оговаривается ст. 4 договора 971 г. Статья подтверждает старое право русских послов на получение в Византии служебного права купцов на получение месячного. Русским предоставляется также продовольствие для обратного пути на родину и в случае надобности транспортные средства (ладьи). Вместе с тем византийское правительство, напуганное русскими походами на Царьград, принимает предохранительные меры, направленные на ограничение свободы передвижения послов и купцов: они поселялись в предместье и могли появляться в Царьграде только безоружными в количестве не более 50 человек и то в сопровождении императорского чиновника. Срок их пребывания в Византии ограничивался 6 месяцами (до зимы). Также подвергался ограничению объем торговых операций. Святослав хотел совсем переселится на Дунай в Болгарию, но в войне 971 года он проигрывает и заключает 4ый договор дошедший до нас полностью но весьма бедный по содержанию (ограничивался клятвой быть в вечном мире с греками). Под влиянием народа высшей культуры русские в первый раз пробуют выразить нормы своего права в объективной (письменной) форме притом сделать их для себя обязательными по силе внешнего принуждения и клятвы.
-------К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.).
Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах. В них устанавливался Церковный судебный иммунитет, т. е. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.). Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Оленецкие редакции). Устав выступает как соглашение между князем (Владимиром Святославовичем) и митрополитом (предположительно Лионом). По уставу изначально - князь: а) покровитель церкви (защищает церковь и обеспечивает ее материально); б) не вмешивается в дела церкви; Для существования церкви определяется десятина. По уставу князь должен 1/10 часть средств полученных от: - судебных дел; - в виде дани от других племен; отдать церкви - от торговли. Подобно князю, каждый дом 1/10 часть приплода, дохода от торговли, урожая должен был отдавать также церкви. Уставная грамота была составлена под сильным влиянием византийской церкви, о чем говорит содержание статей в части определения состава преступления. Целевое назначение устава - утверждение в Древнерусском государстве христианской церкви. Положение устава Владимира "О десятинах, судах и людях церковных" направлены на: -сохранение семьи и брака, утв-ие незыблемости семейных уз; -защиту церкви, церковной символики и христиан. церк.порядка; -борьбу против языческих обрядов. Распространенные в Древнерусском государстве сборники византийского церковного права (номоканоны) имели большое значение. Впоследствии на их основе с привлечением норм из русских и болгарских источников на Руси были составлены "кормчие" (руководящие) книги как источники церковного права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|