О предмете возрастной и педагогической психологии
Интересы развития социальной психологии как науки, с одной стороны, и прикладного, практического использования добытых в конкретных исследованиях научных фактов и закономерностей — с другой, требуют поставить проблему ее оптимальной дифференциации на отдельные дисциплины. Это позволит, преодолеть, во-первых, затянувшийся период беспредметного теоретизирования и, во-вторых, эмпиризм и бесперспективность ряда конкретных исследовании. О предмете социальной психологии спорить трудно совсем не потому, что она, как думают некоторые, не имеет собственного предмета, а потому, что она имеет не один предмет и уже в наши дни фактически термин «социальная психология» наряду с общей социальной психологией объединяет ряд специальных социально-психологических наук. По-видимому, пришла пора каждой из них осознать себя как таковую. В нашу задачу не входит сколько-нибудь полная классификация социально-психологических дисциплин. Мы не затрагиваем здесь проблем индустриальной социальной психологии, которые давно успешно разрабатываются психологами Москвы и Ленинграда, вопросы медицинской социальной психологии, представленные в трудах по коллективной психотерапии и специальных изданиях Ленинградского психоневрологического института им. В. M. Бехтерева, проблемы спортивной и военной социальной психологии и т.д. Наша задача — выделить те социально-психологические дисциплины, в русле которых идут наши собственные исследования и разработки нашего научного коллектива. Речь идет о двух взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных психологических дисциплинах: возрастной (генетической) и педагогической социальной психологии, которые по традициям, уровню разработанности методов, качеству и количеству полученных научных результатов и числу сотрудников, занятых их разработкой, являются, пожалуй, вполне подготовленными для такого конституирования. Не имея возможности дать полный очерк предмета, методов и конкретных проблем возрастной и педагогической социальной психологии, ограничимся анализом некоторых аспектов, имеющих непосредственное значение для решения практических задач коммунистического воспитания.
Предметом возрастной социальной психологии, как мы полагаем, являются возрастные закономерности развития, деятельности и отношений личности в процессе непосредственного и о посредственного общения. Этим определяются основные проблемы возрастной социальной психологии, которые представлены в конкретных исследованиях. 1. Проблема онтогенеза общения, которая включает изучение возрастных закономерностей общения как фундаментального феномена жизнедеятельности человека, начиная момента появления общения на ранних стадиях онтогенеза до геронтологических аспектов; роль общения в развитии личности, его функции, содержание, виды и средства. 2. Проблема онтогенеза общностей — контактных и неконтактных групп и коллективов, в рамках которых реализуется, видоизменяется и развивается межличностное общение: генезис группы как универсальной системы непосредственного общения, поэтапное формирование коллектива в процессе совместной деятельности его членов на основных стадиях онтогенеза, возрастные закономерности развития внутри коллективного. Воздействия и т. д. 3. Возрастные закономерности влияния межличностных взаимодействий (общения и взаимоотношений), на формирование личности. 4. Возрастные закономерности взаимодействия личности с широкой социальной средой в процессе опосредованных форм общения: влияние основных компонентов образа жизни на становление личности, воздействие средств массовых коммуникаций и т.д.
Таким образом, основные проблемы возрастной социальной психологии охватывают весь предмет общей социальной психологии в ее специфическом генетическом ракурсе Выделение возрастной социальной психологии в качестве самостоятельной отрасли психологического знания неразрывно связано с конституированием педагогической социальной психологии, В самом общем виде предметом ее можно, как мы полагаем, считать социально-психологические закономерности обучения и воспитания. Иными словами, педагогическая социальная психология изучает, закономерности развития, деятельности и отношений личности в процессе непосредственного и опосредствованного педагогического общения. Органическое единство возрастной и педагогической социальной психологии вытекает, прежде всего из совпадения объектов изучения и близости предмета исследования, а также из активной гражданственной позиции исследователя, которая реализуется в стремлении не только констатировать те или иные психологические зависимости, закономерности и состояния, но и оптимизировать изучаемые явления в интересах развития личности испытуемых в соответствии с целями коммунистического воспитания. Разработка проблем возрастной и педагогической социальной психологии ведется у нас довольно широко. Сюда относятся исследование онтогенеза общения, изучение процессов социального развития дошкольников, процессов взаимоотношения в группах и коллективах на всех возрастных этапах, процессов социальной перцепции и т.д. Важно отметить тенденцию к интенсификации исследований общения, которые объективно втягиваются в орбиту возрастной и педагогической Социальной психологии. Так если еще совсем недавно можно было говорить в основном о педагогической социальной психологии воспитания, то сегодня мы вправе констатировать появление у нас педагогической социальной; психологии обучения которая обретает свой предмет и методы в исследованиях, посвященных изучению закономерностей познавательных процессов в условиях общения и формам коллективной (групповой) учебной деятельности.
Осознание психологами, которые фактически ведут изыскания в русле возрастной и педагогической социальной психологии, этой своей «предметной», принадлежности может, по нашему мнению, сыграть положительную роль как в аспекте адекватной интерпретации: локальных результатов, так и в части совершенствования координации и планирования научных исследований. Исследователь, который занят, например, изучением жизни группы дошкольников, нередко не соотносит свою paботу с общей социально-психологической проблематикой. По этой причине ускользают из поля зрения многие факты и проблемы, а добытые результаты толкуются слишком узко и специфично. Насколько расширялся бы горизонт подобных исследований, если бы психолог анализу своих данных результаты подобных изысканий, проведенных с детьми младшего школьного возрастав подростками, старшими школьниками. Ведь именно так и изучаются проблемы развития познавательных процессов: например, закономерности памяти дошкольников сравниваются с особенностями памяти людей всех-других возрастов. Здесь уже давно отказались от наивных «внутренних» сопоставлений по принципу «больше—меньше», «лучше—хуже», здесь ищут и находят качественные особенности, присущие познавательным процессам на том или ином возрастном этапе. Как показывают проведенные исследования, ключ к пониманию социально-психологических закономерностей жизни детей младших возрастов лежит в области изучения таких же закономерностей жизни представителей старших возрастных групп. Кроме того, изучающие социальную психологию, например, подростков или юношей должны видеть, откуда появились те или иные особенности, обнаруженные на данном возрастном этапе, как они возникли и развивались. Остановимся на некоторых конкретных проблемах возрастной и педагогической социальной психологии, непосредственно связанных с осуществлением задач коммунистического воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|