Проблемы социально-психологического исследования сферы обслуживания
Нацеленность материального производства и других сфер общественной жизни на обеспечение непрерывного роста благосостояния трудящихся, блага и счастья человека—отправной закон жизнедеятельности общества развитого социализма. Человек с его стремлениями, интересами и потребностями в условиях развитого социализма выдвинулся на первый план исторического развития, что заметно повысило значение человеческого фактора в общественном прогрессе. Этому содействует и развертывание НТР, соединение достижений которой с преимуществами социалистической системы хозяйства представляет собой одну из задач коммунистического строительства. Во всех сферах человеческой жизнедеятельности (труде, быте, семье, учении, воспитании и т. п.) в этой связи не могла не повыситься роль социально-психологических явлений. Не случайно в последние годы отмечается значительное расширение исследований социальной психологии и внедрения знаний этой науки в практику. Среди этих исследований особое место занимает изучение проблем человека в сфере торговли и обслуживания. В «Материалах XXVI съезда КПСС» поставлена задача совершенствования организации управления торговлей, повышения уровня культуры торгового и бытового обслуживания населения с целью создания максимальных удобств для трудящихся. Такого рода задачу невозможно эффективно решать без учета результатов соответствующих исследований, проводимых в рамках психологии сферы обслуживания. В данной статье предпринимается попытка осмыслить некоторые проблемы, состояние и дальнейшее развитие социально-психологических исследований в сфере торговли и бытового обслуживания.
Несмотря на значительную роль человеческого фактора в области торговли и шире—в сфере обслуживания, научные исследования этой сферы в нашей стране до недавнего времени ограничивались рассмотрением в основном экономических, организационных, технологических и товароведческих проблем. К систематическим социально-психологическим исследованиям этой сферы деятельности психологии только приступают. Сегодня без учета особенностей потребления (товаров и услуг) и поведения потребителей, без учета социально-психологических условий, в которых протекает деятельность работников сферы обслуживания, и без психологически грамотной организации процесса обслуживания невозможно существенно повысить эффективность труда почти десятимиллионной армии работников торговли и бытового обслуживания. Руководители и рядовые работники предприятий сферы обслуживания видят в решении социально-психологических проблем ключ к повышению качества труда и культуры обслуживания. Архивные и литературные источники свидетельствуют о том, что ученых неоднократно привлекали вопросы деятельности человека в сфере обслуживания. В дореволюционный период в нашей стране эти исследования чаще всего проводились среди работников торговли (приказчиков) как наиболее массового контингента среди всех, занятых обслуживанием населения. Так, в 1898 г. в России доктором С. В. Листовым впервые была предпринята попытка исследовать труд приказчиков. Условия жизни и труда приказчиков привлекали внимание и других исследователей—А. Гудвана и М. Розена. В 1901 г. А. Гудваном был проведен опрос 5127 приказчиков, результаты которого нашли отражение в его работах, опубликованных в 1904 и 1909 гг., а в 1908 г. в газете «Новая Русь» была напечатана анкета, состоящая из 58 вопросов, по которой им проводился опрос. В 1907 г. были напечатаны очерки М. Розена о торгово-промышленном пролетариате России.
Можно считать, что начало психологических исследований профессии продавца в советский период относится к 1924 г., когда В. М. Коган, А. А. Нейфан и Ю. И. Шпигель по заданию профсоюзов совторгслужащих приступили к изучению условии труда и их влияния на состояние здоровья работников прилавка. Их исследование завершилось в 1926 г. психологическим анализом профессии продавца гастронома и мануфактурщика. Этот период в советской психологии характеризуется значительным интересом к изучению вопросов психологии труда работников различных сфер деятельности, в том числе и сферы обслуживания. Надо отметить, что исследования труда работников сферы обслуживания (торговли) в тот период развивались в двух направлениях. Исследователи первого направления предпринимали попытки обосновать плохое состояние здоровья работников (быструю утомляемость, головные боли, раздражительность, вялость и т. п.) особенностями и условиями труда и ставили задачу улучшения последних. Исследователи второго направления пытались в результате исследований определить качества личности, необходимые работнику сферы обслуживания для эффективного выполнения своего труда, т. е. они шли по пути создания эталонных моделей работника—профессиограмм, но не раскрывали механизмов выработки нужных свойств личности. Подчеркивая значительный вклад исследователей этих направлений, нельзя не отметить односторонности в их подходе к проблеме изучения деятельности работников сферы обслуживания. Исследователи и того и другого направления рассматривали деятельность совторгслужащих в отрыве от деятельности обслуживаемых и вне деятельности личности в коллективе. Период индустриализации, годы Великой Отечественной войны и последующего восстановления народного хозяйства в нашей стране надолго отвлекли внимание исследователей от изучения деятельности человека в сфере обслуживания. Но с 1965 г. уже стали публиковаться работы, авторы которых предпринимали интересные попытки осмысления психологической стороны деятельности человека в сфере обслуживания. К сожалению, в числе авторов монографических исследований по психологии торговли до сих пор нет собственно психологов.
За рубежом исследованию рынка посвящается масса работ. И если первые из них (Парсонс) носили профессиографический характер, то в работах последних лет наряду с общетеоретическими вопросами рассматриваются такие проблемы, как поведение потребителя, личность потребителя, реклама и другие средства воздействия на потребителя, принятие решения и т. п. Только в одном журнале «Рыночные исследования» (США) в 1970—1973 гг. опубликовано более 40 статей, посвященный этим проблемам. По в связи с принципиальными различиями экономических целен торговли в социалистических и капиталистических странах, во-первых, и разными методологическими принципами психологической науки, во-вторых, практическое использование в нашей стране результатов этих исследований почти невозможно. В социалистических странах проблемы человеческого фактора в сфере обслуживания наиболее активно исследуются в Болгарии, Венгрии и ГДР. Работы по психологическим проблемам сервиса, представленные нашими коллегами из социалистических стран, имеют большое значение и для практики советского сервиса. Как известно, в нашей стране в сфере обслуживания занята почти десятая часть всего трудоспособного населения: 6 млн. 299 тыс. человек в торговле, 2 млн. 364 тыс. в общественном питании, более 2,5 млн. человек в бытовом обслуживании. В процессы же взаимодействия, которое происходит в разнообразных предприятиях сферы обслуживания: магазинах, универмагах, парикмахерских, мастерских по ремонту одежды и предметов быта включено почти все взрослое население. Отсюда понятна актуальность, многоплановость и сложность исследования социально-психологических проблем, которые возникают в рассматриваемой области жизнедеятельности общества. Их можно условно представить в виде семи групп. 1. Общетеоретические проблемы сферы обслуживания. 2. Социально-психологические и психофизиологические особенности деятельности работников и коллективов сферы обслуживания. 3. Психологические особенности личности покупателя, клиента и их поведения.
4. Социально-психологические проблемы управленческой деятельности сферы обслуживания и организации труда. 5. Реклама и ее воздействие на психику человека; возможности и ограничения ее использования. 6. Экспериментальные исследования и моделирование. 7. Психологические аспекты профориентации, профотбора, профподготовки кадров и их адаптация к деятельности и коллективам. Каждая из перечисленных групп включает более конкретные проблемы и вопросы.. Отдельные проблемы (такие, как общение) находятся на стыке двух-трех групп или в разных аспектах присутствуют почти во всех группах. Значительный круг социально-психологических проблем, связанных с деятельностью человека в сфере обслуживания, с 1978 г. стал объектом исследований, проводимых Институтом психологии АН СССР. Первый этап в проведении этих исследований был посвящен выявлению общего состояния социально-психологической изученности сферы обслуживания, определению проблем, которые требуют для своего решения усилии психологов. С этой целью в 1978 г. был проведен опрос руководителей предприятий сферы обслуживания, в 1979 г. — совещание «Круглый стол» по социально-психологическим проблемам торговли, в работе которого приняли активное участие психологи, экономисты, руководители и практические работники предприятий торговли, представители ВЦСПС, преподаватели ВУЗов. Ограничение рассмотрения общих вопросов сферы обслуживания на указанном совещании лишь торговлей было обусловлено тем, что сфера торговли наиболее полно представляет все указанные группы проблем. Специалистов из других сфер обслуживания предполагается привлечь к следующим этапам начатой работы. Для выделения психологии сферы обслуживания как самостоятельной отрасли психологической науки, прежде всего необходимо определить ее место среди других наук, ее предмет и методы исследования. Как и любая другая наука, психология сферы обслуживания должна исследовать как общие, так и специфические психические явления и закономерности. В отличие от общей психологии она призвана изучать конкретные формы реализации общих закономерностей психики. Как и психология труда, она призвана исследовать психологические особенности различных видов деятельности и личности, выполняющей эту деятельность. По своему же гносеологическому статусу психология сферы обслуживания есть отрасль социальной психологии, поэтому в центре внимания для нее не могут не быть малые группы и коллективы, межличностные отношения, массовидные явления и психологическая совместимость различных личностей в трудовом процессе.
Так как деятельность человека в торговле и бытовом обслуживании имеет свои специфические особенности, то общие психические явления и закономерности в этой деятельности приобретают своеобразное проявление, которое нельзя не учитывать в научном исследовании. Здесь возникают новые механизмы действия этих закономерностей и обладающие характером необходимой взаимозависимости, т. е. определенные устойчиво повторяющиеся связи и отношения индивидуальной и общественной психики, присущие индивидам, группам и коллективам при осуществлении соответствующей деятельности и особой формы взаимодействия—товарно-денежном обмене (процессе покупки). Сознательное и целенаправленное использование механизмов этих закономерностей в жизни, труде и обучении работников сферы обслуживания должно стать основой для совершенствования психических свойств указанных работников, облегчения их труда и повышения эффективности и качества последнего. Остановимся на некоторых особенностях деятельности человека в этой специфической сфере общественного производства. Деятельность человека по обслуживанию другого человека немыслима без понимания смысла и мотивов деятельности, без осознания психологии обслуживаемого, без знания тонкостей человеческих взаимоотношении в процессе купли-продажи товаров или оказания услуг. В толковом словаре С.И.Ожегова слово «обслужить» определяется как «работать по удовлетворению чьих-либо нужд». Все ли работники сферы обслуживания однозначно понимают смысл этого слова? В одном из исследований мы обратились к работникам указанной сферы трудовой деятельности с просьбой дать свое определение этому слову. В результате анализа полученных определений появилась возможность всех занятых в сфере обслуживания разделить на три группы по их отношению к деятельности и по мотивам указанной деятельности. К первой группе были отнесены лица, понимающие и воспринимающие процесс обслуживания только как естественную, необходимую деятельность по удовлетворению тех или иных потребностей других людей. Во вторую группу вошли работники, привносящие в процесс деятельности по удовлетворению потребностей других людей положительную - эмоциональную окраску, отмечающие высшую степень удовольствия от своего труда, от своей способности помочь в чем-то другому человеку, доставить ему радость, быть полезным людям. Третью группу составили лица, подчеркивающие, что их высококвалифицированная деятельность позволяет им чувствовать. свое превосходство над человеком (покупателем, клиентом), обратившимся к ним за услугой, с просьбой что-то выполнить, чем-то помочь. Их отношение к обслуживаемым приобретает форму высокомерия, а в обращении они стараются унизить покупателя, клиента, показать зависимость последних от своей способности выполнять определенную работу. В общении они стремятся подчеркнуть неосведомленность обратившегося к ним человека и в этом отношении подчеркнуть его ущербность и ограниченность. В определениях, данных опрошенными, которых мы отнесли ко второй и третьей группам, по нашему мнению, проявляется достаточно четко мотивация деятельности. В последующих наблюдениях за деятельностью этих опрошенных наши предположения подтвердились. Наряду с другими мотивами в деятельности, связанной с обслуживанием, ярко проявлялся также мотив отношения к своей деятельности и к людям, прибегающим к использованию услуг. Отсутствие соответствующего отбора и психологической подготовки (в частности, в процессе обучения и повышения квалификации) работников сферы обслуживания отрицательно сказывается на эффективности их деятельности, что выражается, например, в усугублении атмосферы конфликтность, часто возникающей на этих предприятиях в процессе общения. Важнейшая особенность коллективов сферы обслуживания заключается и том, что они при малочисленности собственного состава обслуживают такие массы покупателей, клиентов, заказчиков, которые по своему количественному составу во много раз превосходят число работников этих коллективов. Последние в постоянных непосредственных контактах с населением оказывают как положительное, так и отрицательное влияние (эмоциональное, воспитательное и т. п.) на каждого пользующегося помощью сферы обслуживания человека. Продавец, обладающий свойствами личности, позволяющими ему понимать мотивы поведения покупателей и оказывать на них целенаправленное положительное воздействие, стремящийся лучше узнать своих сослуживцев и способный оказать им помощь и поддержку в работе и быту, сознательно управляющий своим поведением и настроением, представляет собой в социально-психологическом отношении такой тип работника, который можно взять в качестве определенного образца. До сих пор работники сферы обслуживания стихийно осваивали психологию (свою и обслуживаемых) в зависимости от собственных возможностей, способностей, интересов. Это приводило и приводит к нарушениям не только правил торговли, подрывая ее нравственные основы, но и норм общения в сфере обслуживания. Так, порой работники сферы обслуживания просят и даже иногда требуют, чтобы ученые-психологи «вооружили» их психологическими знаниями... для противоборства с их противниками, т. е. покупателями. Вряд ли правомерна подобная просьба, в которой продавец и покупатель понимаются в качестве антагонистов, ведущих друг с другом затяжную борьбу. Вместе с тем важно выявить условия возникновения такого рода психологического стереотипа восприятия продавцом покупателя и найти средства предотвращения его культивирования в сознании продавцов. В нашей стране ежедневно совершается около 900 млн. посещений магазинов. Каждое второе посещение заканчивается покупкой. При сравнительно неточном подсчете на каждого продавца магазина в среднем приходится до 200 покупателей, а в магазинах и универмагах типа столичных ГУМа, ЦУМа, Детского мира и т. п. — от 300 до 400 покупателей. В связи с этим становится весьма актуальным вопрос о нервно-психических нагрузках и даже нервных перегрузках, о перенасыщении общением в торговой деятельности. Отсюда вытекает необходимость, с одной стороны, тщательного учета при подборе кадров в сферу торговли и бытового обслуживания нервно-психического состояния тех, кто стремится работать в этой сфере, с другой — проведения психоневрологической диспансеризации, которая должна стоять на страже здоровья работников бытовых и торговых предприятий. Такого мнения придерживаются руководящие работники торговли, так как, прежде всего к ним попадают жалобы на невыдержанность, грубость, невнимательность, нетактичность работников массовых профессий торговли — продавцов. При разборе выявляются самые разные причины подобных отклонения от норм поведения и правил обслуживания. Одна из таких причин заключается в подобном же нетактичном поведении со стороны покупателей, клиентов, в подозрении и обвинении всех работников торговли в нечестности, в постоянно растущей требовательности со стороны обслуживаемых и к качеству товара, и к культуре обслуживания и т. п. Работник сферы обслуживания, если он не владеет специальными знаниями и психологически не подготовлен к работе с массами населения, как бы находится в состоянии единоборства с каждым, кого он обслуживает. К тому же и лозунг: «Покупатель всегда прав!», призванный хоть как-то регулировать двусторонние отношения исполнителей и потребителей услуг, ставит работников этой сферы в неравное с обслуживаемыми людьми положение. Но в том и должна состоять заслуга психологически подготовленного работника сферы обслуживания, что он, владея определенными навыками обслуживания,. общей культурой поведения, профессиональными навыками и знанием социально-психологических закономерностей общения и поведения людей, будет способен понять мотивы поведения обслуживаемых, их интересы, вкусы, сможет регулировать поведение посетителей в торговом зале, в салоне ателье и т. п. и без чрезмерных усилий сможет нормализовать свое психическое состояние. Очевидно, что в деле повышения культуры обслуживания и сохранения здоровья работников сферы обслуживания и покупателей положительную роль сыграет введение систематического обучения, как руководителей предприятий, так и работников массовых профессий специальным психологическим знаниям. Помочь в этом важном деле могла бы психологическая служба в сфере обслуживания, создание которой широко обсуждается в последние годы на страницах психологических журналов. Содержанием этой службы могут быть: —собственно исследовательская деятельность по выявлению проблем, структуры исследования, перспектив развития и определение наиболее важных направлении научно-практических исследований; —психогигиеническая и консультативная деятельность, т. е. медико-психологическая и социально-психологическая профилактика и консультации, производственная гигиена, профориентация, профподбор, профподготовка и др.; —помощь при реализации результатов психологических исследований в практической деятельности предприятии сферы обслуживания. Подчеркивая важность и необходимость усвоения специальных психологических знаний работниками сферы обслуживания, надо постоянно помнить, что основное назначение сферы обслуживания служить человеку. Осуществляя это свое высокое призвание, работники, участвующие в создании удобств бытовой жизни населения, одновременно выполняют и более важные функции - воспитательные. Воспитательное воздействие здесь выступает более очевидно и ярко, чем в сфере производства. Организованные в соответствии с требованиями нашей жизни торговля и бытовое обслуживание, с одной стороны, являются выражением социалистического образа жизни, с другой — выступают своеобразными учреждениями, осуществляющими функции воспитательного воздействия на личность потребителя посредством налаживания с ним делового общения. Для выполнения своей воспитательной задачи психологическая служба сферы обслуживания не может не принимать участия и в решении таких проблем, как исследование спроса населения на товары и услуги; выработка средств для формирования тех или иных потребностей; изучение психологии потребителя и природы потребительских отклонений и извращений; исследование действия закономерностей моды на психологию масс и отдельных потребителей; выявление психологических феноменов, обусловливающих региональные особенности потребления и поведения покупателей, клиентов и т. п. Одной из специфических особенностей работы в сфере обслуживания, делающей эту работу психологически трудной, является наличие материальной ответственности у рассматриваемой категории работников. Социалистическое общество, доверяя огромные материальные ценности работнику сферы обслуживания, возлагает на него обязанность по их сохранению. Каждый работник сферы торговли и других видов обслуживания населения ежедневно, ежечасно как бы держит перед обществом, коллективом, самим собой экзамен на честность. Как показывает практика, не всем эта ноша, оказывается по плечу в силу либо индивидуальных особенностей психики, либо в силу сформировавшихся у личности нравственных норм и ценностей. Наличие фактора материальной ответственности за ценности, личности не принадлежащие, предъявляет ряд требований к самой личности, задает тон в характере взаимоотношений, ставит определенные задачи при подборе кадров и воспитании коллектива, создает особый психологический настрой для каждого отдельного индивида и коллектива в целом, определяет состояние психологического климата в коллективе, нередко переносится на отношение к обслуживаемым. Ответственность за материальные ценности каждой конкретной личностью воспринимается и переживается по-разному и в состоянии человека выражается в определенном уровне беспокойства, тревожности. Для лиц с высоким уровнем тревожности, который мы определяли с помощью модифицированной и адаптированной методики Ж. Тейлора, работа, связанная с материальной ответственностью, нежелательна. Находясь постоянно в состоянии психического дискомфорта, такие работники подвергают свое здоровье и психическое состояние нервным перегрузкам. Для них подобные нагрузки представляются стрессовыми факторами. Нежелательна подобная деятельность и для лиц безответственных, безразличных к этому условию их работы. Наиболее благоприятной она может быть для лиц, характеризующихся ответственностью, уровень тревожности которых не вызывает у них психического дискомфорта. Ответственность за сохранность материальных ценностей имеет и другой важный аспект — контроль за поведением покупателей в системе магазинов самообслуживания, связанный с проблемой так называемого «забывчивого» покупателя. Раскрытие истоков возникновения феномена «забывчивости» и путей его предотвращения — одна из задач психологии сферы обслуживания. Несомненно, рассматриваемая проблема не узковедомственная. Она должна решаться в равной мере экономистами, юристами и психологами. Психологи должны понять и раскрыть механизмы того, каким образом у некоторых покупателей в условиях открытого доступа к товару происходит деформирование установок, норм, ценностей, в других условиях не возникающее. При выявлении психологических причин этого явления и средств снижения коэффициента «забывчивости» хотя бы на 0,01% страна может получить весомую экономическую прибавку. Являясь структурным компонентом деятельности обслуживания, общение в торговле и бытовом обслуживании играет огромную роль и занимает у продавца, приемщика и др. от 43 до 75% рабочего времени. В связи с этим целенаправленное формирование у последних навыков общения выступает основным фактором их профессиональной подготовки. Общение, включенное в содержание трудовой деятельности, следует рассматривать как профессиональное. В труде рассматриваемой категории работников оно оказывает решающее воздействие на протекание процесса деятельности и на результат, являясь одним из средств достижения целей деятельности. Существует прямая зависимость между высокой степенью культуры общения и эффективностью деятельности работника сферы обслуживания. Однако до последнего времени об эффективности деятельности последних судили лишь по выполнению экономических показателей и совершенно не обращали внимания на показатели культуры обслуживания, и прежде всего общения, которое в сфере обслуживания следует рассматривать как психологическое взаимодействие вступивших в непосредственный контакт личностей. «Взаимодействие, — писал Ф. Энгельс, — может рассматриваться с двух точек зрения: чтобы его понять как целое, его даже необходимо исследовать в отдельности, сперва с одной, а затем с другой точки зрения....». Этот сформулированный Энгельсом методологический принцип чрезвычайно важно учитывать при рассмотрении общения в сфере обслуживания. Центральной фигурой процесса взаимодействия, например, покупателя и продавца следует признать именно последнего. От него во многом зависит эмоциональная окраска общения, его собственная удовлетворенность трудом, а также результат его деятельности. В этом смысле общение для работников сервиса является способом реализации способности к общению и личностных качеств, благоприятствующих наиболее эффективному, эмоционально комфортному взаимодействию. Тем не менее было бы неверно утверждать, что эффект общения полностью зависит от продавца как работника сферы обслуживания. В значительной мере на ход общения влияет покупатель, его культура поведения и понимание им особенностей деятельности продавца. От покупателя к продавцу по принципу обратной связи идет информация об удовлетворенности или неудовлетворенности общением. Подтверждение благоприятного течения контакта придает уверенность дальнейшим действиям продавца по обслуживанию покупателя, и, наоборот, подтверждение неудовлетворенности контактом или демонстрация ярко выраженной недоброжелательности со стороны покупателя сковывает и заметно ограничивает дальнейшие действия и усилия продавца к налаживанию и продолжению контакта. Трудности, с которыми сталкиваются вступающие во взаимодействие продавец и покупатель, во многом определяются специфическими особенностями общения в торговле и условиями, в которых оно протекает. Можно отметить некоторые из них. Общение в торговом взаимодействии всегда контактное или прямое— «лицом к лицу». От реализации качеств личностей, вступающих в контакт, можно судить о том, является ли оно в данном конкретном случае формальным или неформальным. Поскольку в сфере обслуживания общение характеризуется случайностью контакта, его кратковременностью и часто одноразовостью, то создаются определенные трудности для содержательного выполнения ролей (продавца и покупателя и т. п.). При этом снижается взаимная значимость партнеров, что не может не вести к обезличиванию общения. В сфере обслуживания по своей сути общение является ролевым, т. е. имеющим функциональную направленность, регламентированным, подчиненным определенным правилам, предписаниям, социальным нормам поведения. Это способствует значительному облегчению рассматриваемых контактов людей. Часто в результате плохой организации труда и самого процесса обслуживания, низкой культуры участников общения происходит блокирование механизмов личностного общения. Личностные качества не только затушевываются, но и не раскрываются. Обычно поведение людей обусловлено наличной ситуацией, в которой развертывается их общение, а также их личным настроем. Общение в условиях предприятий сферы обслуживания — это ситуационное общение. Ситуация, постоянно изменяясь, вносит соответствующие коррективы и общение. Любая из ситуаций, поэтому уникальна и вместе с тем случайна для общающихся сторон. Но так как в каждой ситуации возможна координация поведения ее участников, то случайностью ни в коей мере нельзя объяснить конфликты, нередко возникающие при столкновении разнонаправленных интересов субъектов общения в тех или иных конкретных условиях. Во многом характер общения определяется личностной позицией работника сервиса. Неоднородность его позиции зависит от объекта общения (обслуживаемый, коллега по работе, друг, руководитель, представитель контролирующей организации и т. д.), от разнообразия видов профессиональной деятельности сферы обслуживания (продавец промышленных товаров, продовольственных товаров, кассир, приемщик ателье, мастер по ремонту радиоаппаратуры, фотограф и т. д.), от целей и потребностей работников сферы обслуживания. Работники сервиса по своему статусу в процессе общения i-де-я-жны быть ведущей стороной. Однако инициатива общения в процессе обслуживания часто смещается от продавца, мастера к покупателю, заказчику, клиенту, поскольку работники сервиса психологически оказываются не в состоянии выдержать свою активную позицию в общении и как бы самодемобилизуются. При этом в процессе общения они начинают пользоваться свернутой (односложной: «да», «нет») речью, не используют психологических элементов общения (улыбку, доброжелательное выражение лица, приветливые жесты и т. п.). Иногда свернутая речь—явление закономерное в деятельности, например, продавца. Он ею может пользоваться при условии насыщения общением в конце рабочего дня; при стремлении к быстрому обслуживанию покупателей, стоящих в очереди; при выполнении некоторых действий (взвешивания, отмеривания, подсчета и т. п.), когда такая речь не наносит ущерба в реализации профессиональных и психологических целей общения. Характер протекания и эмоциональная окраска общения обусловливают состояние и поведение субъектов общения в течение некоторого (иногда значительного) времени после их контакта и далеко за пределами сферы обслуживания. Эмоционально комфортное общение в процессе обслуживания доставляет человеку радость и удовлетворение, поднимает в его глазах роль и значение советского сервиса. Для работников сервиса высокая культура общения — это удовлетворенность трудом и сохранение здоровья. Выявление психологических особенностей общения в сфере обслуживания есть необходимая предпосылка для решения многих задач, связанных с повышением культуры этой области человеческой деятельности и шире — культуры общения в жизнедеятельности советского человека. Характер общения лежит в основе того психологического микроклимата, который складывается в коллективах работников сферы услуг. В этом отношении заслуживает глубокого исследования роль бригадной формы организации труда в торговле, которая (форма организации) позволяет заметно усовершенствовать систему взаимоотношений людей, занятых в сфере услуг, укрепить психологическую и моральную атмосферу в коллективах работников этой сферы. Несмотря на явные преимущества, метод бригадного хозрасчета в сферу обслуживания, в частности в торговлю, внедряется нерешительно. В порядке эксперимента по методу хозрасчетных бригад в Москве, например, работают только пять магазинов. В остальных магазинах, где он считается внедренным, этот метод, изученный Минторгом, не представлял собой ничего другого, как традиционную «коллективно-сдельную оплату труда» (оклад, плюс премия за выполнение и перевыполнение плана). Формы проявления социальной активности в нашем обществе разнообразны. Наиболее действенные ее формы рождаются в трудовых коллективах, объединенных в бригады, работающие на едином хозрасчете. В бригаде, как правило, каждый работающий непосредственно участвует в управлении, а, следовательно, воспитывает в себе деловитость, ответственность и инициативу. О бригадном методе труда можно говорить и как об основе для формирования коллективистских качеств личности. Для коллективов сферы обслуживания бригадный метод открывает широкие возможности к повышению культуры обслуживания и совершенствованию способов и форм воспитательной работы, способствует созданию высоконравственной атмосферы. Постигнув механизмы действия закономерностей психики человека в сфере обслуживания, можно будет дать ответы на такие волнующие руководящих работников службы сервиса вопросы, как проблема нестабильности кадров и коллективов эффективности методов подбора руководящих кадров среднего звена, причин и условий возникновения злоупотреблений, психологических мер снижения конфликтов. Уже сегодня должен решаться вопрос о подготовке условий развития сферы обслуживания завтрашнего дня. Каким будет продавец, мастер по обслуживанию завтра и в двухтысячном году? Это не праздный вопрос. Молодое поколение, рождающееся сегодня,—это работники сервиса через 18—20 лет. Бесспорно, что требования за эти годы к работникам сферы обслуживания значительно возрастут. Ей будут нужны работники, способные предоставить каждому человеку очень высокий уровень сервиса. Этого, по нашему мнению, можно будет добиться путем воспитания у молодого поколения уважительного отношения к труду в сфере обслуживания, к людям, а также путем специального отбора и целенаправленной подготовки кадров. Неразработанность, нерешенность ряда социально-психологических проблем сферы обслуживания объясняются, в частности, незначительным количеством психологов, которые отдают изучению этой сферы деятельности свои знания, силы и энтузиазм. По нашим данным, в стране только 19 психологов работают в крупных торговых центрах страны. В основном ими решаются такие вопросы, которые перед ними ставятся руководством торгового предприятия. Однако такой узкоутилитарный подход к деятельности психолога в сфере обслуживания, учитывающий лишь текущий момент, порой не позволяет развернуть перспективные исследования основных тенденций и характеристик социально-психологических явлений в рассматриваемой сфере деятельности общества, что не может не вести к ограниченному использованию психолога, работающего в торговле. Кроме того, статус психолога в торговле все еще не определился должным образом. Отсюда нередко на него возлагаются такие обязанности и такие виды работы, которые вообще-то к его функциям прямого отношения не имеют. Налаживание психологической службы в торговле предполагает разработку прав и обязанностей психолога. Дальнейшее развитие психологии сферы обслуживания в качестве отдельной науки обусловлено как логикой развития в целом социальной психологии, находящей все большее и большее практическое применение, так и потребностями повышения эффективности деятельности в области торгового и бытового обслуживания советских людей.
Я.Л. Коломенский
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|