Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура волевого действия.




Волевая деятельность состоит из определенных действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, когда человек без колебаний идет к намеченной цели и ему ясно, чего и как он будет добиваться. В этом случае выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1. Осознание цели и стремление достичь ее.

2. Осознание возможностей достичь цели.

3. Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности.

4. Борьба мотивов и выбор.

5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.

6. Осуществление принятого решения.

7. Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то остается только познать ее, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда человек может выбрать цели или, по крайней мере, очередность их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает это действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это идеально мыслимое человеком содержание потребности. Желать чего-либо — знать содержание побудительного стимула.

Поскольку желания человека различны и одновременное их удовлетворение объективно исключено, происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления к ее достижению она разрешается выбором цели действия, после чего напряжение ослабевает.

Этап «осознание возможностей достичь цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого. После этого устанавливаются причинно-следственные отношения между способами выполнения и возможными результатами.

На следующем этапе вероятные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Каждый из потенциальных способов рассматривается на соответствие ценностям конкретного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и при выборе цели, возможна конфликтная ситуация. Она связана с тем, что человек осознает возможность легкого пути (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время из-за своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), зато следование им больше соответствует системе ценностей.

Результатом разрешения такой ситуации является следующий этап — принятие одного из вариантов в качестве решения. Эта фаза характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. происходит уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного.

Этап осуществления принятого решения не освобождает, однако, человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление вновь сопряжено с преодолением препятствий. Внешние трудности могут быть столь значительны, что только наличие сильной воли помогает человеку «не опускать руки», не отказываться от выполнения принятого решения и достижения необходимого результата.

 

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия. Первое — это достижение конкретной цели, второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов и затраченных усилий.


 

72. Развитие воли в онтогенезе. Волевые качества личности.

Воля — это способ-ть чел-ка настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие внеш. и внутр.препят-ий. Чел-к, кот. преодолевает разнообразные трудности, побеждает искушающие его, мешающие ему желания и добивается поставлен.цели, доводит начатое, даже и скучное, дело до конца, представляется нам волевым. И наоборот, тех, кто колеблется, отступает от задуманного, работает спустя рукава, и, наконец, совсем бросает начатое дело, мы считает людьми неорганизов-ыми, слабовольными.

Напор сильных желаний, заставляющих чел-ка преодолев. препятствия, — необход. условие волевого поведения. Для того чтобы оно могло осуществ-ся, чел-к должен прежде сильно захотеть.

Это особенно ясно видно на мален детях. Активность, настойчивость в достижении желаемого, способ-ть игнорировать при этом все отвлекающие моменты, в том числе даже запрет взрослого, — очень хар-ная форма проявления воли у мален. детей. Однако такого рода волевое поведение явл. лишь предпосылкой более высоких, более развитых ее форм. Сильное «хотение», преобл-щее над всеми др. желаниями и стремлениями-необход. условие сложного волевого поведения. Истинно волевое поведение отличается опред. уровнем целей — тогда требования разума и совести предпочтительнее иных, непосредственно привлекат. потреб-ей. Уже в раннем детстве должны формир-ся предпосылки волевого поведения, без кот. невозможно дальнейшее полноцен развитие воли. Для осуществл-ия волевого поведения чел-ку необходим опред., достаточно сильн. заряд активности, стойкое стремление к достижению цели. Такой целью может быть заинтересовавший ребенка предмет, желание овладеть этим предметом и что-то делать с ним. Воспитывать интерес детей к окруж. миру, пробуждать их активность надо специально. И чем раньше это делать, тем лучше. К кроватке малыша в первые же месяцы его жизни подвешивают яркие звучащие игрушки, а затем их дают ему в руки и показывают, как они тарахтят, трещат.Это привлекает и удерживает внимание реб-ка на опред. предмете, возбуждает и стимулирует активность малыша. И дальше надо стараться всячески развивать активность реб-ка, его стремления и интересы. По мере того как реб-к становится старше, воспитание его активности не только должно продолжаться, но и приобретать новые формы. Появление мотивирующих представлений знаменует собой первоначал. этап в развитии воли. Ведь воля в собствен. смысле слова явл. тем, что позволяет реб-ку преодолевать силу внеш. воздействия при помощи побуждений, идущих от него самого, от сформировавшихся в его прежнем опыте и присущих именно ему самому стремлений.

Значительная роль в формир-нии воли в дошкол. возрасте принадл. игре. Игра, как деят-ть увлекател., необязательная, не направленная на опред, результат, часто противопоставляется таким видам деят-ти, как труд или учение. Игре свойственны такие особ-ти, кот. способ-ют формированию волевого поведения у детей этого возраста. В игре реб-к должен подчиняться опред. правилам, это и делает ее важнейшим средством воспитания воли. Очень важно для воспитания воли и то, что в игре реб-к подчиняется каким-то правилам не по принуждению взрослого, а по собственному желанию.И это очень важно, ибо для истинной воли как раз хар-но, что объективно сущ-щее требование, правило или соц. норма выполняются не по внеш. принуждению, а по собствен. желанию, как бы в порядке самопринуждения. Не менее важным для формирования воли явл. и то, что, подчиняясь в игре опред правилам, дети испытывают удовлетворение и радость, а это, накладывает светлый эмоц. отпечаток на сами эти правила, требования и нормы, что необходимо для формирования не только, нравственных знаний, но и нравственных чувств. Игра не только в раннем и дошкол, но и в школ. возрасте в известном смысле явл. школой жизни.

Развитие воли в млад. Школ. возрасте. Начинает особенно интенсивно формироваться память, что обусловливает быстрое накопление у реб-ка индивид-го опыта. В связи с развитием памяти у детей появл. так назыв. мотивирующие представления, кот. начинают как бы изнутри побуждать поведение и деят-ть реб-ка, обеспечивая ему тем самым способ-ть действовать вопреки требованиям, кот. навязываются ему окруж. людьми или ситуацией. Иначе говоря, в этот период уже появляются самые первые, самые элементарные волевые действия. В период млад. Школ. возраста в центр психич. развития выдвигается развитие самой произвольности: формируется произвольный хар-р памяти, внимания, мышления реб-ка; возникает способ-ть действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним задачами. Объясняется это тем, что в указанный период реб-к нач. учиться в школе, а положение школьника и его учебная деят-ть предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования.

Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни реб-ка. Ведь учение в школе — деят-ть обязательная, ответственная, требующая систематич.организован. труда.

Формирование воли в подростков. возрасте. Принято считать, что подростки харак-ся больше, чем дети всех др.школьных возрастов, слабостью воли. Они недостат-но организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Спецификой соц. ситуации развития подростка явл. расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой. между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Такое расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки еще не достигают. воспитание воли в подростков. возрасте должно идти в двух основ. направлениях. Во-первых, учитывая своеобразие сознательной саморегуляции подростков, надо помочь им в преодолении тех специфич. трудностей, с кот. они при этом встречаются при выборе, принятии решения, создании намерения и его исполнении. Во-вторых, надо направить внимание на своевременное формирование у подростков высших форм волевого поведения, активно воспитывая у них те качества личности, кот. его обеспечивают.

В психологии хар-ра выделяют множ-во волевых кач-в личности. К основным, базовым волевым кач-ам личности, определяющим больш-во поведенч/ актов, относятся целеустрем-ть,иници-ть, решит-ть, настой-ть, выдержка, дисциплинир-ть. Все эти кач-ва связаны с этапами осуществления волевого акта. 1. С первой фазой волевого акта связаны целеустрем-ть, инициат-ть, самостоят-ть, выдержка, кот. в явл проявлением самодетерминации воли. Целеустрем-ть - сознател. и активная направл-ть личности на определ. результат деят-ти. Целеустрем-ть явл. обобщенным мотивационно-волевым св-ом личности, опред-им содержание и уровень развития др. волевых кач-в. Различают целеустрем-ть:а)стратегическая - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеят-ти определ. ценностями, убеждениями и идеалами. Б)Тактическая связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность - активная направл-ть личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту опред. направл-ти. Инициат-ть связана с самосто-тью. Самостоят-ть - сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения др. лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоят-ть может проявиться лишь при наличии опред. выдержки.

Выдержка - сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, кот. проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, кот. мешают осуществлению задуманного действия. Чел-к, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответ-щий условиям и оправданный конкретными обстоятел-ми. 2. Вторая фазах-формируются решительность и смелость. Решительность – св-во личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминир-его мотива и прав. действия и в выборе адекватных ср-в достижения цели. Внешне решит-ть прояв. в отсутст. колебаний. Решител-ть не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижен., переживания сложной внутр. борьбы, столкновения мотивов. Решит-ть проявл. и при осуществ. принятого решения. Для решит. людей хар-н быстрый переход от выбора сре-в к исполнению самого действия. Смелость - умение противостоять страху и идти на оправдан. риск для достижения своей цели. Смелость явл. предпосылкой для формир. решит-ти. Кач-ми, противополож.решит-ти, с точки зрения волевого регулирования, выступают импульс-ть, понимаемая как торопл-ть в принятии и осущес-ии решений, когда чел-к действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку ср-во или цель. С другой стороны, решит-ти противостоит нерешит-ть, проявляющаяся как в сомнениях, в длител. колебаниях до принятия решения, так и в непоследоват-ти при претворении их в жизнь. 3. На исполнител. этапе формир-ся важнейшие волевые кач-ва - энергичность и настойчивость, а также организов-ть, дисциплина и самоконтроль Энергичность – кач-во личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставл. цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настой-тью. Настойчивость –кач-во, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоян. и длит. борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойч-ть может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство –кач-во личности, выраженное в неразумном испол-ии волевых усилий в ущерб достижению поставл. цели. Организов-ть – кач-во личности, проявляющееся в способ-ти разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деят-ти. Дисциплинир-ть – кач-во личности, проявляющееся в сознател/ подчинении своего поведения общепринятым нормам, установлен.порядку.Самоконтроль – кач-во личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деят-ти на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...