Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четыре правила эффективного слушания




Вот именно, их всего четыре. Конечно, вы можете подробнее узнать об искусстве слушать из множества книг, статей, на разных курсах и тренингах. В то же вре­мя, содержание всех их будет сводиться к четырем пра­вилам поведения превосходного слушателя. Это – вни­мание при разговоре, выдержка паузы перед ответом, уточнение и перефразирование.

Будьте внимательны при разговоре. Слегка подай­тесь вперед. Не перебивайте вашего собеседника. Сфоку­сируйтесь на его глазах и губах. Представьте, что ваши глаза – это кварцевые лампы и вы хотите, чтобы лицо вашего собеседника загорело под их воздействием.

Многие люди расценивают такое внимание к их сло­вам как наивысшую форму расположения. Всякий раз, когда вы внимательно слушаете людей, их самооценка растет. Они начинают чувствовать себя более важными и ценными. Благодаря этому в глубине души они чувст­вуют себя необыкновенно счастливыми. В результате, они испытывают добрые чувства по отношению к чело­веку, который своим вниманием заставил их это почув­ствовать.

При важном разговоре очень полезно отказаться от всего, что может отвлечь ваше внимание. Если дело происходит на работе, откладывайте бумаги и просите секретаря ни с кем вас не соединять. При возможности, выходите из-за стола и садитесь поближе к собеседнику, чтобы лучше видеть его лицо.

Подобное же правило справедливо и для серьезной беседы с членами семьи в домашней обстановке. Вы­ключайте телевизор, откладывайте в сторону газету и все, что только может вас отвлечь. Садитесь напротив своего собеседника и смотрите ему прямо в глаза. Слег­ка наклоняйтесь вперед. Представляйте себе, что внима­тельно выслушать этого человека – это самое важное, что вы можете сделать в течение дня. Рано или поздно, это войдет у вас в привычку.

Выдерживайте паузу перед ответом. Второе прави­ло эффективного слушания состоит в развитии привыч­ки выдерживать паузу перед ответом. Вместо того, что­бы сразу же высказывать свои комментарии, пока ваш собеседник переводит дыхание, выждите 3-5 секунд или даже дольше. Пусть в разговоре на некоторое время воцарится тишина. Привычка делать паузу перед отве­том имеет три преимущества.

Первое – вы не прервете нечаянно собеседника, ко­гда он остановится, чтобы собраться с мыслями перед продолжением разговора.

Второе– выдержка паузы ясно демонстрирует ва­шему собеседнику, что его слова важны для вас и вы тщательно продумываете свой ответ. Когда же человек сразу начинает излагать свои замечания, он показывает, что ему не интересно чужое мнение. Сам же разговор он рассматривает просто как возможность поговорить.

Наконец, третье и самое важное. Когда вы выдержи­ваете паузу после того, как замолчит ваш собеседник, вы осмысливаете его слова на более глубоком уровне соз­нания. Эти слова, подобно воде, просачивающейся в землю, проникают глубоко в ваш разум. При этом вы начинаете особенно четко понимать, что на самом деле имел в виду человек, с которым вы говорите.

Уточняйте то, что вы плохо поняли. Третье правило хорошего слушателя заключается в развитии привычки уточнять непонятные моменты. Никогда не притворяй­тесь, что до конца поняли мысль другого человека, если существует возможность ее неправильного истолкова­ния. Вместо этого сделайте паузу, а затем спросите: "Что вы имели в виду?"

Это мой любимый вопрос, позволяющий убедиться, что я правильно понял слова моего собеседника и по­слание, которое он хотел до меня донести.

Здесь срабатывает важный принцип, который гласит: "Человек, задающий вопросы, контролирует си­туацию". Когда вы задаете вопросы, вы лучше следите за ходом разговора. При этом вы также контролируете че­ловека, который отвечает на ваши вопросы.

Спрашивая: "Что вы имели в виду?" или "Что имен­но вы имели в виду?", вы получаете возможность вы­слушать собеседника еще раз, уточнив отдельные мо­менты. Благодаря этому, вы еще лучше понимаете его мысль. Таким ненавязчивым и профессиональным об­разом вы держите разговор под контролем.

Основной принцип общения таков: "Внимание соз­дает доверие". Чем больше вы задаете хороших во­просов и чем внимательнее слушаете собеседника, тем больше он доверяет вам. Соответственно, тем больше он открывается для вашего влияния.

Итак, идеальный способ наладить взаимоотношения с людьми – это задавать им хорошие вопросы, а затем внимательно выслушивать ответы. Перед ответом необ­ходимо выдерживать паузу, задавая вопросы для уточ­нения. Перед тем как отвечать, нужно попытаться до конца понять своего собеседника, выяснив, как он или она думает и чувствует.

Повторяйте сказанное собеседником своими словами. Четвертое правило эффективного слушания заключает­ся в том, чтобы перефразировать слова собеседника. По­вторяйте его идеи своими словами. Например, ваши комментарии могут начинаться так: "Если я правильно понял, вы сказали, что...".

Существуют два типа слушания, которые помогают наладить теплые отношения с другими людьми. Первый тип называется "помогающее слушание". Он предполага­ет, что вы играете роль всего лишь звукоотражателя. Вам вовсе не надо пытаться комментировать слова собеседни­ка или давать ему советы. Вы побуждаете человека к раз­говору и задаете ему вопросы, которые помогают ему подробно изложить свои мысли. Например, они могут быть такими: "Почему вы так думаете? Что вы по этому поводу чувствуете? Что вы имеете в виду?" и так далее.

Иногда людям нужно просто поговорить о своих проблемах с другим человеком, который будет кивать головой, слушать и выражать сочувствие. При этом они не хотят слышать никаких комментариев или советов. Многие психотерапевты построили свою карьеру только на том, что тихо сидели и слушали, пока их пациент без умолку говорил в течение 50-ти минут. Затем они бла­гополучно забирали свой гонорар и назначали время следующей встречи.

Второй тип называется "рефлективным слушанием". Он предполагает, что вы постоянно перефразируете мысли человека и реагируете на них, освещая проблему с новой стороны. Например, ваш собеседник может по­жаловаться на неприятный разговор со своим началь­ником. Вы должны отразить его мысли, сказав: "Мне кажется, что когда твой начальник кричит на тебя, это очень плохо влияет на твою самооценку".

Правильно используя привычки к вниманию, вы рано или поздно добьетесь того, что окружающие будут вас больше любить и уважать. Как результат, у них будет больше доверия к вашим словам, советам и влиянию. Люди, которые умеют слушать, всегда и везде в цене.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...