Противоречия в деятельности руководителя
1. Деятельность руководителя проходит в условиях наличия строго структурированных планов (стратегических, тактических, оперативных), осуществляемых людьми. 2. Дилемма выбора руководителем тактик решения поставленных целей между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями 3 Положение руководителя в организации в условиях постоянно меняющихся внутренних и внешних переменных может поставить под сомнение его компетентность, которая может не соответствовать новым условиям деятельности 4. Отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций. 5. Выбор неэффективных стратегий поведения руководителем в условиях решения управленческих конфликтов 6. Принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении 7 Строгое требование выполнять инструкции в ущерб стремлению работников проявлять творчество. 8 Рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения работников В реальности существует гораздо большее число факторов, которые мешают руководителю эффективно работать В этой связи представляет интерес как руководитель субъективно оценивает сам себя Из анализа литературы по вопросам практического менеджмента следует, что руководители ценят в себе в большей степени профессиональные и деловые качества. Оценка своих личностных свойств уходит на второй план, а критика в свой адрес удаляется на самое последнее место.
От своих подчиненных менеджеры отличаются тем, что к ним предъявляют гораздо больше требований, чем к работникам Но если посмотреть на руководителя глазами его подчиненных, то картина резко меняется На первое место в этой оценке ставят личностные качества, которые показывают отношение руководителя к работникам в высказываниях такого типа "приятный в общении", "внушающий доверие", "отзывчивый" итд /14/ По мере повышения статуса руководителя число критических оценок в адрес подчиненных резко возрастает Интерес руководителя к персоналу заключается, главным образом, в профессионально-деловых качествах работников. При этом увеличивается количество негативных оценок в адрес исполнителей по сравнению с позитивными Это проявление психологического фактора обезличенного взгляда руководителей на подчиненных Индивидуальность работника нивелируется, что отрицательно характеризует руководителя Если же руководитель переходит в другую профессиональную категорию со снижением его статуса, то его оценки быстро изменяются как по отношению к вышестоящим менеджерам, так и к персоналу В центр его внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведенческие реакции Он будет теперь оценивать, как его руководитель общается с исполнителями, насколько он к ним внимателен, доброжелателен, готов ли помочь в трудной ситуации, насколько справедливо оценивает трудовой вклад работников Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова Область межличностных отношений всегда остается для руководителя постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней не очень уверенно. Содержание человеческих отношений, психологический климат в группе, стиль руководства и другие социально-психологические феномены для руководителей низового звена управления и персонала являются наиболее значимыми аспектами их трудовой деятельности
Явно отрицательным психологическим фактом является непонимание руководителями того, что их негативные оценки своих подчиненных снижают личностную самооценку, подрывая у исполнителей веру в свои силы и возможности. Получив отрицательную оценку, работник непроизвольно снижает активность в труде, отказывается от инициативы. При положительной оценке работника повышается мотивационная сфера, желание трудиться лучше. Руководители, обладая определенным статусом, несут на себе морально-психологическую нагрузку в виде права на оценку своих подчиненных и результатов их труда, от которой в значительной степени зависит трудовая активность персонала В конечном итоге организация служит людям, но, если она начинает работать в режиме сбоев, тогда люди будут вынуждены изменить ее На рисунке 1 показана организация деятельности группы по успешному выполнению целей компании, а в таблице 1 — факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией. Рис 1. Организация деятельности группы по успешномj выполнению общих целей компании Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении Таблица 1 Факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова Резюме 1 Управление организационными системами требует комплексного подхода 2 Человеческий фактор является основополагающим в системе управления организациями 3 Противоречия и парадоксы управления в большинстве случаев имеют психологические причины 4. Управление полностью пронизано психологическими явлениями, связанными с совместной деятельностью людей 5 Взаимодействие внешних и внутренних переменных деятельности организаций приводЬт к противоречиям в управлении 6. Жесткие авторитарные методы руководства в зарубежных компаниях считаются ведущими и наиболее результативными 7 Демократизация в управлении — только декларируемое, но не реальное явление 8 Стереотипы и инерция мышления руководителей являются тормозом в развитии организационных систем 9 Расхождение групповых, индивидуальных и организационных целей существенно тормозят эффективную деятельность компании. 10. Жесткие авторитарные методы руководства не совместимы с проявлением "человеческих отношений" внутри организаций 11 Мотивация руководителей и персонала не всегда согласуются
Ключевые слова Управление — Система скоординированных меропри- ятий, направленных на достижение организационных целей Успех Реализованная цель. Развитие организации — Долгосрочная программа усовершенствования организации по решению проблем и способность к обновлению. Решение — Выбор альтернативы Организационная — Логические соотношения уровней уп- гтруктура равления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ: ПЕРСОНАЛОМ" Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении ===== ' Бюрократия — Тип организации, для которой харак- терно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника. Обратная связь — Реакция на сообщение Ситуация для анализа • В одном из столичных вузов произошло сокращение профессорско-преподавательского состава в начале учебного года. Количество факультетов и кафедр в институте осталось прежним. Что касается количества учебных предметов, их не уменьшилось, а, наоборот, добавилось Брать специалистов-преподавателей на почасовую оплату ректор института запретил Выход для сотрудников был один — увеличить фиксированную министерством учебную нагрузку преподавателей без дополнительной оплаты за их труд. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. 1. Почему так поступил ректор института? 2 Что должны были сделать оставшиеся в вузе преподаватели? 3. Понесет ли наказание руководитель института? 4. Какую выгоду он извлек из такого дела? 5. Что бы сделали вы в такой ситуации, если бы вы были профес- сором одной из кафедр этого института? Вопросы для усвоения 1. В чем состоит основное противоречие в управлении? 2 В чем выражается субъективный характер управления? 3 Что такое микро- и макросреда организации? 4 Может ли быть стабильной организация в условиях постоянно меняющейся деятельности? 5 Что такое динамическое неравновесие в управлении? 6. Каковы основные свойства информации? 7. В чем состоит сущность бюрократической системы? Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова 8 Почему возникает искажение информации? 9 Какие существуют барьеры прохождения информации внутри организационной структуры7 10 Какое управленческое решение можно считать эффективным2 11. Что способствует отрицательной мотивации у работников7 12. Как должны поступать руководители с конкурентами7
13 Какое место занимают "человеческие отношения" внутри современных организаций7 14. Чем вызываются межгрупповые конфликты7 15. В чем проявляются противоречия в работе руководителя7 Вопросы для повторения и обсуждения I. Обсудите, какие факторы приводят к противоречиям и конф- ликтам в организации 2 Назовите конкретные противоречия в системе управления, которые препятствуют выполнению общих целей и задач организации 3. Какие внутренние переменные являются тормозом для управления организацией? 4 В чем состоит статика и динамика в работе организации7 5. Обсудите, нужна ли бюрократия в управлении организацией7 6 Каковы ошибки человеческого фактора и каким образом можно их уменьшить7 7 К чему приводят ошибки управления7 8. В чем состоит манипулирование людьми? 9. Возможно ли применение демократических стилей руководства в управлении современными организациями7 10. Можно ли ликвидировать бюрократию? II. Какие стратегии поведения малых групп являются наиболее желательными для современных компаний7 12. Рассмотрите примеры межгрупповых конфликтов и определите, каким образом можно их разрешить Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении Литература 1 Уотермен Р фактор обновления Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Пер с англ — М Прогресс, 1988 2 Gardner I.W Self-Renewal' The Individual and the Innovative Society, rev ed - NY W.W Norton, 1981 3 Ковалевски С Руководитель-подчиненный / Пер. с польск. — М Прогресс, 1973 4 Ладанов И.Д Практический менеджмент — М - Красный пролетарий, 1995. 5 Likert P The Human Organization -NY, 1967 6 Забродин Ю М, Полежаев А П, Рубахин В Ф Программно-целевое управление народным хозяйством и психология управленческой деятельности — Психологический журнал, 1984, № 2 7 Simon НА The Sciences of the Artificial — Cambnge M.A.- MIT Press, 1984 8 Тичи Н, Деванна М.А Лидеры реорганизации / Пер. с англ — М.-Экономика, 1990 9 Лоуренс Дж Питер Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось / Пер с англ. — М • Прогресс, 1990 10. Производительность труда "белых воротничков" / Пер с англ. — М ■ Прогресс, 1989 11 Katz D, Kahn R The Social Psychology of Organizations — N.Y. 1966 12 McGregorD The Human Side of Enterprise - NY., 1960 13 Мескон М, Альберт М., Xegoypu Ф. Основы менеджмента / Пер с англ - М: Дело, 1992. 14 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер с нем — М Экономика, 1990 15 Argyris С How Learning and Reasoning Processes Affect Organizational Change in Paul S Goodman and Associates, Change in Organizations. — San Francisco- Jossey-Bass, 1982. 16 ФайолъА. Общее и промышленное управление / Пер с франц. — М.: Контроллинг, 1992 17 Газ "Капитал", 26 февр — 4 марта 1997 г 18 КузьминИ Этапы эффективного менеджмента Журн "Лидер", 1991, № 12 Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров 4.1 Проблема кадров в управлении 4 2 Оценка руководителей 4.3. Подготовка руководителей для современных организаций и методы их обучения 4.4 Различия европейского и японского подходов к подготовке и оценке управленческих кадров 4 5. Модели руководителей XXI века Краткое содержание главы 1 Для оценки управленческих кадров необходим комплексный подход 2 Подготовка квалифицированных кадров — основная проблема зарубежных компаний. 3. Ответственность является сильным мотивирующим фактором для руководителей. 4. Лидерские качества руководителей положительно коррелиру- ют с успешностью их деятельности. 5 К менеджерам XXI века существует система повышенных требований Ключевые слова Руководитель (менеджер), кадры управления, оценка персонала, планирование человеческих ресурсов, аттестация. Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров 4.1. Проблема кадрон в управлении Термин "управленческие кадры" стал употребляться после выхода в свет фундаментального произведения А. Файоля "Основы менеджмента" в 20-х годах XX века. Центральной фигурой, или основным субъектом управления в любой организации является руководитель. Его помощники (менеджеры среднего и низшего звена управления) стали частью управленческого персонала Специалистов, например инженерно-технический состав, а также служащих, выполняющих иную по сравнению с руководителями работу, относили просто к "персоналу" организации. Управление кадрами стало одновре-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|