Программа социологического исследования
Программа социологического исследования нужна для того чтобы: 1) логично, ясно представить цели, задачи исследования 2) очертить объект исследования 3) найти, адекватные цели, решения 4) решать практические задачи в ходе теоретическогот исследовании 5) позволяет быстро выявить возможные ошибки. Программа - этап самостоятельного теоретического поиска. Это может быть работа в масштабах группы лиц (отдела), а может - процесс работы института в течении года. Содержание программы: 1) Проблемы исследования. Проблема - есть противоречие между замыслом, целью и результатом; между ожидаемым и реальностью. Под проблемной ситуацией понимают противоречие между сознанием потребностей и незнанием, как это сделать, незнанием средств и методов достижения цели. 2) Объект исследования - это область социальной жизни или реальности, которая содержит противоречия и представляет интерес для исследования. Объект ограничен местом жительства, работы. 3) Предмет исследования - область социальной жизни, содержащая противоречия отношения людей к чему-то. Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат. Задачами исследования является конкретизация цели. Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например, дисциплина труда: 1) Отношение к трудовым нормам 2) Отношение к распорядку 3) Прогул Операционализация понятий - исследователь должен изучить порядок исследования объекта. Дробление понятий на составляющие. Исследования объекта упираются в построение гипотез -
обоснованное предположение о структуре социального объекта, о характере связей между элементами, о факторах, которые детерминируют связи. Правила исследования, предъявляемое к гипотезам: 1. Гипотеза не должна содержать не проверенных понятий. 2. Гипотеза не должна противоречить известным научным фактам. 3. Гипотеза не должна быть излишне сложной. 4. В гипотезе должны быть способы ее проверки. Описательные гипотезы — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственной зависимости в изучаемых процессах и явлениях. Все, выше перечисленное, составляет программу социологического исследования. Билет №15 Понятие генеральной совокупности и выборки в социологическом исследовании. Принципы и методы осуществления выборки Для понимания сущности выборочного метода необходимо определить некоторые термины. Генеральная совокупность — множество объектов, которые являются предметом изучения в пределах, ограниченных программой исследования. Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, значимая для задач исследования. Основа выборки — перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требования полноты, адекватности, удобства. Единицы отбора — элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе выборки. Дисперсия — разброс значений признаков выборочной совокупности. Чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности требуется для дальнейшего исследования. Дисперсия — величина, равная среднему значению квадратического отклонения отдельных значений признаков от среднего арифметического. где Xj — значение /-го признака; х — среднее арифметическое; п — число признаков.
Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые для задач исследования. Различают следующие виды выборок: • простая случайная (строится с помощью таблиц случайных чисел); • систематическая (проводится через интервал в перечне объектов генеральной совокупности); • серийная (единицами случайного отбора являются определенные «гнезда» — семья, коллектив и т. п.); • стратифицированная (используется любая техника отбора с предварительным выделением в генеральной совокупности определенной совокупности однородных групп); • целенаправленная (отбираются типичные элементы по установленным критериям); • квотная (строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде определенных пропорций, или квот, распределения признаков изучаемых объектов); • многоступенчатая (на каждой ступени отбора меняется единица отбора); • комбинированная (на каждой ступени отбора меняется единица и техника случайного отбора); • многофазная (из сформированной выборки большего объема проводится подвыборка меньшего объема без изменения единицы отбора). Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Важнейшими характеристиками генеральной совокупности, определяющими объем выборки, являются: • половозрастной и социальный составы респондентов; • пространственная локализация. Мера подобия выборочной совокупности структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей исследования. Приблизительная оценка надежности выборки, %: • повышенная — до 3; • обыкновенная — 3—10 (доверительный интервал распределений на уровне 0,03—0,1); • приближенная — от 10 до 20; • ориентировочная — от 20 до 40; • оценочная (прикидочная) — более 40. В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической репрезентативности выборки оказывается вто- ростепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов. В зависимости от объема подвыборки существенность процентных различий определяется в таблице 1.
Таблица 1. Определение оптимального объема подвыборки
Объем выборки зависит от трех основных условий: а) меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; б) степени дробности группировок анализа, планируемого по задачам исследования; в) целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования. Объем выборочной совокупности рассчитывается по формуле: где δ — дисперсия контролируемого признака в генеральной совокупности; Д — уровень доверительного интервала.Часто объем выборочной совокупности определяется в зависимости от объема генеральной совокупности на основе определенных статистических зависимостей. Определение объема выборочной совокупности При объеме генеральной выборки, равном 500, 1 000, 2 000, 3 000, 4 000, 5 000 и 10 0000 чел., объем выборочной совокупности п равен соответственно 222, 286, 333, 350, 360, 370 и 398 чел. с допущением ошибки 5%. Объем выборки определяется исходя из целей исследования. Если объем составляет более 5 000 чел., то можно рассчитать фактическую ошибку. Если генеральная совокупность составляет более 5 000 чел., а выборочная соответственно — 25, 45, 100, 123, 156, 204, 400, 625, то ошибка выборки равна соответственно 20, 15, 10, 9, 8, 7, 5, 4%. Смещением выборки являются ошибки систематического характера, устранение которых достигается путем безусловного выполнения правила: каждая единица наблюдения должна иметь возможность попасть в выборку. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ. На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы,предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичныедля всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицамиотбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называютмеханической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагомотбора.Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральнаясовокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородныечасти. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Числореспондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единицисследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы иколлективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическуюинформацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, напримерпо полу, возрасту, видам обучения. Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чащевсего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотнойвыборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей,читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структурумассива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводытакого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность. При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычноприменяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либоконтрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70%респондентов, попавших в отборочную совокупность. Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественногомнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеютсястатистические данные о контрольных признаках элементов генеральнойсовокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот,обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отборреспондентов становиться практически невозможным.Билет №16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|