Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа социологического исследования




Программа социологического исследования нужна для того чтобы:

1) логично, ясно представить цели, задачи исследования

2) очертить объект исследования

3) найти, адекватные цели, решения

4) решать практические задачи в ходе теоретическогот исследовании

5) позволяет быстро выявить возможные ошибки.

Программа - этап самостоятельного теоретического поиска. Это

может быть работа в масштабах группы лиц (отдела), а может -

процесс работы института в течении года.

Содержание программы:

1) Проблемы исследования.

Проблема - есть противоречие между замыслом, целью и

результатом; между ожидаемым и реальностью.

Под проблемной ситуацией понимают противоречие между

сознанием потребностей и незнанием, как это сделать, незнанием

средств и методов достижения цели.

2) Объект исследования - это область социальной жизни или

реальности, которая содержит противоречия и представляет интерес

для исследования. Объект ограничен местом жительства, работы.

3) Предмет исследования - область социальной жизни,

содержащая противоречия отношения людей к чему-то.

Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный

результат. Задачами исследования является конкретизация цели.

Для исследования следует произвести эмпирическую

интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий

измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например,

дисциплина труда:

1) Отношение к трудовым нормам

2) Отношение к распорядку

3) Прогул

Операционализация понятий - исследователь должен изучить

порядок исследования объекта. Дробление понятий на составляющие.

Исследования объекта упираются в построение гипотез -

обоснованное предположение о структуре социального объекта, о

характере связей между элементами, о факторах, которые

детерминируют связи.

Правила исследования, предъявляемое к гипотезам:

1. Гипотеза не должна содержать не проверенных понятий.

2. Гипотеза не должна противоречить известным научным фактам.

3. Гипотеза не должна быть излишне сложной.

4. В гипотезе должны быть способы ее проверки.

Описательные гипотезы — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные).

Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственной зависимости в изучаемых процессах и явлениях.

Все, выше перечисленное, составляет программу социологического исследования.

Билет №15

Понятие генеральной совокупности и выборки в социологическом исследовании. Принципы и методы осуществления выборки

Для понимания сущности выборочного метода необходимо определить некоторые термины.

Генеральная совокупность — множество объектов, которые являются предметом изучения в пределах, ограниченных программой исследования.

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, значимая для задач исследования.

Основа выборки — перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требования полноты, адекватности, удобства.

Единицы отбора — элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе выборки.

Дисперсия — разброс значений признаков выборочной совокупности. Чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности требуется для дальнейшего исследования. Дисперсия — величина, равная среднему значению квадратического отклонения отдельных значений признаков от среднего арифметического.

где Xj — значение /-го признака; х — среднее арифметическое; п — число признаков.

Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые для задач исследования.

Различают следующие виды выборок:

• простая случайная (строится с помощью таблиц случайных чисел);

• систематическая (проводится через интервал в перечне объектов генеральной совокупности);

• серийная (единицами случайного отбора являются определенные «гнезда» — семья, коллектив и т. п.);

• стратифицированная (используется любая техника отбора с предварительным выделением в генеральной совокупности определенной совокупности однородных групп);

• целенаправленная (отбираются типичные элементы по установленным критериям);

• квотная (строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде определенных пропорций, или квот, распределения признаков изучаемых объектов);

• многоступенчатая (на каждой ступени отбора меняется единица отбора);

• комбинированная (на каждой ступени отбора меняется единица и техника случайного отбора);

• многофазная (из сформированной выборки большего объема проводится подвыборка меньшего объема без изменения единицы отбора).

Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез.

Важнейшими характеристиками генеральной совокупности, определяющими объем выборки, являются:

• половозрастной и социальный составы респондентов;

• пространственная локализация.

Мера подобия выборочной совокупности структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей исследования.

Приблизительная оценка надежности выборки, %:

• повышенная — до 3;

• обыкновенная — 3—10 (доверительный интервал распределений на уровне 0,03—0,1);

• приближенная — от 10 до 20;

• ориентировочная — от 20 до 40;

• оценочная (прикидочная) — более 40.

В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической репрезентативности выборки оказывается вто- ростепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов.

В зависимости от объема подвыборки существенность процентных различий определяется в таблице 1.

Таблица 1. Определение оптимального объема подвыборки

 
Объем подвыборки, чел. Значимая разность, %, при ошибке не более 5% Объем подвыборок, чел Значимая разность, %, при ошибке не более 5%
       
      6,3
  11,5   4,5
       

 

Объем выборки зависит от трех основных условий:

а) меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам;

б) степени дробности группировок анализа, планируемого по задачам исследования;

в) целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Объем выборочной совокупности рассчитывается по формуле:

где δ — дисперсия контролируемого признака в генеральной совокупности; Д — уровень доверительного интервала.Часто объем выборочной совокупности определяется в зависимости от объема генеральной совокупности на основе определенных статистических зависимостей. Определение объема выборочной совокупности

При объеме генеральной выборки, равном 500, 1 000, 2 000, 3 000, 4 000, 5 000 и 10 0000 чел., объем выборочной совокупности п равен соответственно 222, 286, 333, 350, 360, 370 и 398 чел. с допущением ошибки 5%.

Объем выборки определяется исходя из целей исследования. Если объем составляет более 5 000 чел., то можно рассчитать фактическую ошибку. Если генеральная совокупность составляет более 5 000 чел., а выборочная соответственно — 25, 45, 100, 123, 156, 204, 400, 625, то ошибка выборки равна соответственно 20, 15, 10, 9, 8, 7, 5, 4%.

Смещением выборки являются ошибки систематического характера, устранение которых достигается путем безусловного выполнения правила: каждая единица наблюдения должна иметь возможность попасть в выборку.

ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ. На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы,предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичныедля всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицамиотбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называютмеханической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагомотбора.Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральнаясовокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородныечасти. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Числореспондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единицисследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы иколлективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическуюинформацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, напримерпо полу, возрасту, видам обучения. Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чащевсего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотнойвыборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей,читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структурумассива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводытакого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность. При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычноприменяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либоконтрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70%респондентов, попавших в отборочную совокупность. Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественногомнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеютсястатистические данные о контрольных признаках элементов генеральнойсовокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот,обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отборреспондентов становиться практически невозможным.

Билет №16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...