Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опрос как основная техническая процедура сбора массовой информации.




Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении инф-ии об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Большая значимость этих методов определяется,

во-первых организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществлить любой другой метод социологического исследования);

во-вторых, относительной дешевизной,

в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения);

в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на:

1 сплошные и выборочные;

2 индивидуальные и групповые;

3 массовые и экспертные;

4 усные и письменные;

5 очные и заочные;

6 одноразовые и многоразовые;

7 стандартизированные нестандартизированные.

Специфика опросных методов заключается в том, что в них система "вопрос-ответ", с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов.

Анкетный опрос. При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

2) оперативный этап - сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий этап - обработка полученной информации.

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и хар-ки, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации. Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру.

Формулировка вопросов - самый сложный этап составления анкеты. По предметному содержанию вопросы можно поделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является выявить уровень информированности респондента и его знания в опред-ой области.

Вопросы о мнении. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление чел-ка о мотивах своей деят-ти.

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

Вопроы-фильтры. Эти вопросы создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы. Служатдля проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.
Наводящие вопрсы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ. При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

* раздаточные (анкетныйопрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней - заочный раздаточный опрос)

* почтовые (анкета по предварительному согласию высылаетс и получается через почту)

* прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)

* телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его док-ов осущ-ся с помощью телетайпно-телеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

* глубинный (нацелен на получение поисковой информации)

* фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации) * стандартизированный (нацелен на получение статистической инф-ии)
* социометрический (нацелен на получение инф-ии о взпимоотношениях в малых группах) По уровню компетентности респондентов различают: * массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)

* массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает инф-ую помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)

* симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)

* экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме). После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.
второй разновидности опросного метода, каковым является соц-ое интервью. Интервью - это наиболее гибкий метод сбора соц-ой инф-ии, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. При проведении же соц-го интервью контакт между соц-ом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы.

можно выделить несколько видов интервью:

* нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную послед-ть и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соотвтствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером.

* стандартизированное интервью Предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандарт-ом интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго опред-ой последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы инденфицирует с одним из предложеных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности задать респонденту большое кол-во вопросов.

* полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

Билет №36

Нейтральные поведенческие вопросы и вопросы, вызывающие опасения респондентов

Нейтральные вопросы – могут относиться к производственной деятельности, использованию или покупке потребительских товаров, к некоторым аспектам поведения в медицинской сфере, социальным взаимодействиям с окружающими людьми, поведению во время отпуска и путешествий. Единственная проблема связанная с использованием этих вопросов связана с несовер­шенством человеческой памяти, ее зависимостью от длительности или давности периода времени и актуальности темы опроса. Примерами поведенческих вопросов могут выступать: изучение досуга, изуч-ие медицин. обслуживания, о воспитании детей, религия, анализ расходов потребителей. Для того, чтобы получать точные ответы использ. след. методы: использ-ие напоминаний (включение в вопрос нескольких подсказок), конкретизация вопросов, выбор подходящего периода времени (связано с тем, что забывчивость зависит от давности события и его значимости. Важные со­бытия респондент запоминает легче. Важность измеряется по 3ем координатам: степень необычности события; величина экономи­ческих и социальных затрат или прибыли, связанных с событием; последствия событий), использование документов (чеки, финанс. док-ты, договоры…), использование дневников, правильное употребление слов.

Вопросы, вызывающие опасения / не вызывающие опасений Вопросы, вызывающие опасения респондентов, приводят к определенным трудностям при ответе. Они являются составной частью вопросов, связанных с социально одобряемым и не одобряемым поведением (Социальное одобрение / неодобрение Представление респондента о том, вызовет ли его ответ одобрение или негативную реакцию со стороны интервьюера или исследователя. Одобрение тесно соотносится с социологическим термином «нравы» - характером мышления или поступков, этически значимых для конкретной социальной группы. Суть этого термина состоит в том, что для многих людей он приобретает, как правило, силу неписаного закона. Примерами социально одобряемого поведения могут служить представления и поступки «хорошего» гражданина: хорошо информированного, следующего правилам морали и несущего социальную ответственность за свои действия. К социально неодобряемому поведению относятся: употребление спиртного и наркотиков, практика нетрадиционной сексуальной ориентации или нарушения правил дорожного движения.). Кроме того, некоторые респонденты опасаются отвечать на вопросы относительно своего финансового положения и состояния здоровья. Обычно такие темы не обсуждаются с незнакомыми людьми. На вопросы, не вызывающие опасений, респонденты, как правило, отвечают легко. Вопросы об употреблении наркотиков смущают тех, кто ими пользуется, и не вызывают опасения у тех, кто ими не интересуется. Обратите внимание на то, что степень опасений зависит от восприятия респондента. Методы, позволяющие повысить достоверность результатов опроса:

1. Открытые вопросы - в открытых вопросах респонденту не предлагается вариант ответа. Например: «Какая, по вашему мнению, наиболее серьезная проблема стоит сейчас перед нацией?».

2. Длинные вопросы - они способствуют уменьшению тенденции предоставления не­полной информации.

3. Использование знакомых слов – слэнг, бытовые выражения, промежуточный вариант – дать респонденту самому выбрать употребляемые термины.

4. Привлечение информантов – респондентов, которые дают информацию о поведении или установках своих родственников, друзей и т.д., ведь респондент будет с меньшим опасением отвечать на вопросы о поведении др. людей, чем о себе самом.

5. Осознанное утяжеление вопроса – с помощ. след. приемов: так поступает каждый, ссылка на авторитет для обоснования поведения, ненавязчивая форма вопроса (не приходилось ли вам?), уважительны причины (Не случилось ли так, что какие-то обстоятельства помешали вам проголосовать или вы всё-таки проголосовали?)

6. Выбор временных рамок – вопрос о событиях прошлого вызывает меньшие опасения (Вы когда-нибудь…?)

7. Сортировка карточек - Процедура получения ответа, которая требует от респондента распределить предложенные ему карточки на две и более группы. Преимущество процедуры состоит в том, что она не производит столь травмирующего впечатления, как необходимость давать устный ответ на вопрос, вызывающий опасения. Кроме того, есть возможность изменить свое мнение в процессе размышлений и поменять карточки местами.

Билет №37

Вопросы о знаниях и демографические вопросы

Вопросы о знаниях - Вопросы для выяснения знаний респондента о текущих проблемах, людях или событиях. Иногда это - попытка оценить уровень образования или интеллектуальные способности, для получения инфо-ии о различных сторонах жизни сообщества. Примерами могут быть: знание общественных проблем, знание о болезнях, инфо-ия о товарах и производителях, информанты сообщества (группы людей, проживающих на одной территории и имеющих определенные взаимоотношения, институализированные обществ-ыми организ-ями), зания о профессиях,, на знание о СМИ (как много людей знакомы с новой книгой, журналом, фильмом и тд), знания о культуре (осведомленность по поводу изобретений). Методика для оценки уровня знаний: 1. определение уровня знаний – позволяет отфильтровать недостаточно информированных респондентов, прежде чем будут заданы вопросы об установках; 2. уменьшение опасений – вопросы о знаниях приводят к коммуникативным трудностям, чтобы устранить их вопросы могут звучать так: Не знаете ли вы случайно? Или Можете ли вы вспомнить?, ответ «Я не знаю» так же снижает опасения респондента; 3. предупреждение переоценки знаний – самый простой способ избежать переоценки знаний – задать дополнительный вопрос о том, кем или чем занимается выбранный респондентом человек; 4. использование серии вопросов; 5. числовые вопросы; 6. привлечение ключевых информантов – людей, которые благодаря администрат-ому или соц-ому положению лучше других осведомлены по ряду вопросов; 7. использ-ие невербал. методов – фоток, карт, звукозаписей и др. объектов реального мира.

Демографические вопросы – главное назначение – описание населения. Сущ-ет стандартный круг демографич-их вопросов, их предпочтительнее использовать для упрощения сравнения рез-ов различн. исследований. По каким важнейшим демографическим характеристикам проводят вопросы – это осн. классифицирующие переменные: глава семьи, пол, возраст, семейное положение, раса, этническое происхождение, уровень образования, специальность, доход, религиозная принадлежность и место проживания.

Билет №38

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...