Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникатор и социологические способы его изучения




Отправитель и получатель информации в системе коммуникации осуществляет и общую базовую функцию. должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной информации; иметь взаимное желание к установлению и поддержанию коммуникации. Кроме того они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т.п.

Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации - передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья - ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.

Для уточнения коммуникативной ролей определим взаимосвязи между ролью и статусом. Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникан­тов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы их выражения. Одновременно по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов.Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием "социальный стереотип". На вопрос «кто говорит» стремятся ответить исследования, которые анализируют сферу производства информации, например, структуру информационных агентств (а также использование международных источников информации); личность Коммуникатора как персонализированного, так и Коммуникатора как коммуникативного узла авторитетов и влияний; или даже сами СМК как социальный институт, изучая его место среди других социальных структур. Эти исследования входят как часть в более широкий анализ механизмов и институтов социального (общественного и государственного) контроля, существующих в обществе.

Безусловно, сюда следует отнести и законодательство в сфере СМК, этические проблемы журналистики,-сферу профессиональной подготовки журналистов1

Исследования самого Коммуникатора связаны с анализом конкретных информационных каналов или отдельного профессионала, который репрезентирует этот канал. Понятие информационного канала связывается с поименованным средством массовой коммуникации. Так, радио существует как обобщение такой практики распространения информации; для слушателя же это «Радио России», «Эхо Москвы», радиостанция «Свобода» и т. д.

Действительно, газета или радио, телевидение или киностудия, любое средство СМК — сложный коммуникативный узел. Это система взаимоотношений, в которой действует иерархия положений, авторитетов и влияний. Пути прохождения материала в редакции, узловые моменты принятия решений, модель авторитетов и влияний, ценности и стандарты, «работающие» в каждом конкретном случае — это все социологическая проблематика.

Билет №21

Содержание информации и методика контент-анализа

Контент-ана́лиз или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических методов.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)

частота появления сообщений,

способ распространения сообщений;

место распространения сообщений;

время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

она должна легко идентифицироваться;

число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.[1]

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

Тема не может выходить за пределы абзаца.

Новая тема возникает, если происходит смена:

воспринимающего,

действующего,

цели,

категории.

Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

Четвертый этап

Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

физическая протяженность текстов;

площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

длительность трансляции по радио или ТВ;

метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап

Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

Шестой этап

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя

Качественный к-а.- В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

Дополнительно:

Виды формализованного анализа содержания документов

В зависимости от целей исследования, его объекта можно выделить несколько типов анализа содержания. В книге американского социолога Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура» выделяется 6 типов контент-анализа:

• первый — основан на подсчете символов (ключевых слов),содержащихся в материалах массовой информации;

• второй — дальнейшая разработка первого; его можно назвать классификацией символов по отношению. Символыклассифицируются в соответствии с использованием в положительном (благоприятном) или отрицательном (неблаго-приятном) аспекте;

• третий — это анализ по элементам; он заключается в класси-фикации отдельных частей пропагандистского материала(сцен в фильмах, песен в радиопрограммах и т.д.). Этот анна-лиз требует выбора главных и второстепенных частей, опре-деления того, какие части затрагивают центральные, а какие— периферийные интересы аудитории;

• четвертый — тематический анализ, предполагающий выявле-ние явных и скрытых тем текстов;

Любопытное исследование провели, применяя тематический анализ, Торренс и Медоу. Они попытались выяснить, что, по мнению иностранцев, характерно для американцев. Были выбраны статьи об Америке 11 иностранных авторов, опубликованных в I908-I948 гг. В этих материалах они зафиксировали 307 тем, которые были объединены в 12 классов. Учтя частоту появления в текстах тем по классам они получили таблицу, характеризующую наиболее популярные представления иностранцев об Америке и американцах.

• пятый — структурный анализ, имеющий дело с взаимоотно-шениями различных тем в пропаганде.Эти взаимоотноше-ния могут быть как взаимодополняющими (враг жесток, мымилосердны), объединенными (враг жесток, вероломен, аг-рессивен), сталкивающимися(когда темы работают на пересекающиеся цели);

Например: во время войны упор на тему о силе нацистов вызвал в США не столько чувство необходимости отпора, сколько настроения беспокойства и страха.

• шестой анализ пропагандистской компании имеет дело с вза-имоотношениями различных пропагандистских документов,которые все направлены на достижение одной общей цели.

Кроме этих шести типов анализа, часть которых относится скорее к технике проведения пропаганды, Лассуэлл разработал несколько тестов, которые базировались на анализе содержания.

Цель этих тестов — обнаружение пропаганды определенного типа в тех или иных материалах. Он предложил своеобразный вариант процедуры анализа содержания, основанный на сравнении и назвал его методом «обнаружения» (detection).

Метод «обнаружения» включал 8 тестов:

• прямое признание — очевидная идентификация себя с враж-дебной стороной;

• параллелизм — совпадение содержания материалов исследуе-мого канала с содержанием материалов враждебного канала;

• связанность — соответствие потока материалов с объявленными целями враждебной пропаганды.

Во время войны нацистские пропагандисты ставили задачу «разоблачать слабость и упадок врагов Германии». Оказалось, что в подозреваемой в пронемецких настроениях газете 71% статей касались слабости союзников, в лояльной газете материалы, затрагивающие эту тему, составляли лишь 6%.

• презентация — баланс отрицательного и положительного отно-шения к каждому символу, принадлежащему одной из сторон;

• источник — предпочтение какого-нибудь одного источника;

• скрытый источник — частая публикация материалов без ука-зания источника;

• своеобразие — использование слов и оборотов, характерныхдля пропаганды враждебной стороны;

• искажения — постоянные искажения тех или иных высказы-ваний на общие темы и направления, выгодные лишь однойстороне.

Когда против подозреваемых в пронацистских настроениях газет в США был начат судебный процесс, Лассуэлл и ряд других социологов выступили в суде и представили свои исследования, основанные на упомянутых тестах, в качестве неопровержимого доказательства подрывного характера этих газет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...