Измерение установок респондентов: формулирование вопросов и регистрация ответов.
Термин «установка» относится к общим представлениям или способу мышления, например, быть «либералом» или «консерватором». Основные рекомендации: 1. Убедитесь, что объекты, по отношению к которым измеряется установка (далее «объекты установки»), четко определены. (это то, на что обращены установки) 2. Заранее решите, какие аспекты установки вас интересуют –эмоциональный (нравится респонденту объект или не нравится), когнитивный (т. е. что респондент знает или думает по поводу объекта установок) или деятельный желание или намерение респондента что-то сделать по отношению к объекту установок (). Не следует полагать, что все они согласованы. 3. Измеряйте глубину установки следующими способами: включением в вопрос соответствующей оценки; введением в анкету отдельных вопросов о глубине установки или серии вопросов, отражающих общую установку. Общее число положительных ответов определяет силу установки. 4. Избегайте вопросов, включающих несколько концептов и не позволяющих получить единственный ответ. Где это возможно, отделяйте проблему от персоналий или связанных с ней источников. 5. Проводите обсуждение в одном направлении, если есть вероятность того, что в противном случае информация может быть утрачена. 6. Имейте в виду, что наличие или отсутствие явной альтернативы, предложенной респонденту, может оказывать решающее воздействие на ответ. Перечень альтернатив упростит вопрос для респондентов. 7. Проведите предварительное тестирование новых вопросов, чтобы оценить, как они интерпретируются респондентами. При этом крайне желательно предъявлять вопрос в разных формулировках. 8. Если общий и конкретный вопросы связаны между собой, то первым задается общий вопрос.
9. Задавая вопросы, которые имеют для респондента одинаковую значимость, начинайте с наименее распространенного. 10.При определении изменений установок с течением времени задавайте, если это возможно, одни и те же вопросы в разные периоды времени. Регистрация ответов, основные рекомендации: 1. Используйте открытые вопросы лишь в следующих случаях: разработка новой темы, углубленное описание предмета исследования, получение текста для дальнейшего цитирования. Закрытые вопросы труднее сформулировать, но их легче анализировать и кодировать. 2. Интервьюеру следует по возможности избегать полевого кодирования. Если полевое кодирование действительно необходимо, то лучше, чтобы его проводил респондент. 3. Предлагайте варианты ответа, начиная с наименее одобряемых. В противном случае респондент даст социально одобряемый ответ, не слушая или не читая весь набор возможных вариантов. 4. Не пользуйтесь шкалами, содержащими более четырех или пяти вербальных градаций. Для большего числа градаций подходят цифровые шкалы. 5. Выбирая вид цифровых шкал, рассмотрите возможность применения различных аналогий, например термометра, лестницы, часов и др. 6. Прежде чем выбирать или ранжировать наиболее предпочтительные, респондент должен увидеть или запомнить все предлагаемые альтернативы ответа. При телефонном интервью число альтернатив по каждому вопросу не должно быть более двух-трех, при почтовом опросе или личном интервью, когда используются карточки, - не более четырех-пяти. Если предлагается большее число альтернатив, респондент может ранжировать только по три наиболее и наименее одобряемых варианта. 7. Ранжирование ответов может проводиться при помощи группы парных вопросов. Чтобы исключить влияние усталости респондента, число альтернатив целесообразно ограничивать.
8. Когда используются списки, полная информация может быть получена только в том случае, если по каждому пункту предусмотрены варианты ответа «да / нет», «подходит / не подходит», «для меня верно / для меня неверно» и др. Это лучше, чем инструкция: «обведите все, что подходит». 9. Комплексное ранжирование может быть сделано с использованием процедуры сортировки карточек. Билет №39 Форматы вопросника. Технология проектирования вопросника для телефонных интервью и письменных опросов. Формат вопросника и его осн. рекомендации: 1. Используйте формат брошюры, удобный для чтения, переворачивания страниц и обеспечивающий их полную сохранность. 2. Внешний вид анкеты, подготовленной для письменных опросов, оказывает существенное влияние на ответы. Анкету следует составлять так, чтобы вопросы не вызывали затруднений у респондента. Она должна быть профессионально спроектирована и отпечатана. 3. На первой странице вопросника для идентификации должны быть поставлены дата, название исследования и наименование организации, проводящей опрос. Для почтовых опросов населения следует также использовать иллюстрации и краткие указания. 4. Не заполняйте страницу очень плотно. Оставляйте достаточно места для открытых вопросов, чтобы ответ всегда мог поместиться на отведенном для него пространстве. 5. Используйте достаточно крупный и четкий шрифт, чтобы не возникало проблем с чтением. 6. Для интервьюеров могут быть полезны цветные страницы или разделы, когда используется много разных форм или сложные инструкции перехода. 7. Каждый основной вопрос должен быть пронумерован, а дополнительные вопросы должны иметь буквенное обозначение как для того чтобы они не были пропущены по ошибке, так и для удобства использования инструкций перехода. Выделяйте дополнительные вопросы абзацем. 8. Вопрос следует размещать на одной странице. При переносе части вопроса на другую страницу есть вероятность, что интервьюер или респондент посчитают, что он закончился в конце страницы. 9. Если вы задаете идентичные вопросы о разных членах семьи или событиях, используйте параллельные колонки и разворот страниц. Если вопросы об одном человеке или об одном событии не помещаются на странице, используйте укороченные страницы, чтобы можно было видеть основные заголовки.
10.Пишите все необходимые указания и уточняющие вопросы в соответствующих местах вопросника, используя другой шрифт, например заглавные буквы или курсив. 11.Для закрытых вопросов используйте вертикальный формат ответов. 12. В личных интервью используйте карточку, чтобы показать респонденту шкалу. Для экономии места вербальные ответы по шкале могут записываться в строку, а не один под другим. 13. Вводите инструкции перехода сразу же после ответа. 14. В личных интервью в вопроснике следует предусмотреть место для записи времени начала и конца интервью и, возможно, другой информации. 15. Напишите в анкете коды всех закрытых вопросов. Это позволит подготовить данные для анализа и облегчит их последующую обработку. 16. Заранее введите в вопросник необходимые колонки. 17. Всегда заканчивайте интервью словами благодарности. При проведении ПОЧТОВЫХ или АНКЕТНЫХопросов следует учитывать следующие положения: 1. Использование почтовых опросов наиболее целесообразно в тех случаях, когда для ответа на поставленные вопросы респонденту нужно обратиться к кому-либо за консультацией или уточнить некоторые, сведения, хранящиеся в письменном виде. И наоборот, не стоит прибегать к почтовым опросам для выяснения знаний тогда, когда нежелательно, чтобы респондент с кем-то консультировался. 2. Процедура сужения в почтовых опросах не работает. В то же время процедура расширения вполне приемлема. (при которой сначала выясняют частные вопросы, а затем переходят к общим) 3. Чтобы не вызывать у респондентов сомнений, нужно максимально упростить и сократить количество инструкций перехода. 4. Количество открытых вопросов при анкетировании должно быть ограничено, а их сложность сведена к минимуму. Такое исследование не должно начинаться с открытых вопросов. Их можно включать ближе к концу интервью, что дает респонденту возможность написать дополнительные комментарии. Большинство ответов на открытые вопросы в анкетах будут короткими -несколько слов или одно предложение. Просьба дать развернутый ответ может привести к отказу отвечать на вопрос или даже на анкету в целом. Многие ответы, написанные лично респондентом, не поддаются кодированию.
5. Поскольку при анкетировании невозможно задавать уточняющие вопросы, следует отказаться от попытки выяснить, почему респондент отвечает определенным образом. Такого рода вопросы используются в личных интервью. 6. Анкеты для почтовых опросов должны быть короткими, если только обсуждаемая проблема не вызывает повышенный интерес у респондента. (от 4ёх до максимум 16 страниц) 7. Оформление вопросника очень важно для обеспечения хорошего уровня сотрудничества, уменьшения числа ошибок и пропусков. (понятный, простой, вертикальный формат ответов наиболее удобный) При проведении ТЕЛЕФОННЫХ интервью основные положения сводятся к следующим: 1. Поскольку использование карточек исключено, а респондент может держать в голове лишь несколько альтернатив, их число в вопросе должно быть не более трех-четырех. Для получения той же информации можно вводить альтернативные вопросы типа «да/нет». (либо разбить вопрос на серию более простых) 2. Вполне допустимо использовать цифровые шкалы, имеющие зрительный аналог типа термометра или наборного диска телефона. 3. Если в вопросник включены рисунки или другие изображения, их можно направить респонденту по почте заранее, до проведения интервью. (чтобы респондент мог ознакомиться и если что проконсультроваться) 4. Не следует задавать вопросы, для ответа на которые респонденту требуется получить у кого-либо консультацию или уточнить некоторые сведения. Это допустимо в тех случаях, когда с вопросом знакомят заранее по почте или предполагается повторный звонок по телефону. 5. Вопросы о расе респондента и состоянии его жилья (то, что интервьюер просто видит при проведении личного интервью) задают напрямую или пропускают. 6. Сложные инструкции перехода возможны при проведении телефонных интервью, особенно если используется система автоматизированного телефонного интервьюирования (САТИ). 7. Телефонное интервью по продолжительности может быть таким же, как личное, и существенно длиннее почтового. 8. Обсуждение по телефону «чувствительных» тем, касающихся, например доходов, может вызвать подозрения респондента и не даст ожидаемых результатов. В этих случаях может быть полезным использование более длительного введения и соответствующих предварительных вопросов.
Билет №40
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|