Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение, ценовые и неценовые факторы предложения




Предложение — то количество продукта, которое произво­дитель хочет и может (способен) произвести и предложить к прода­же на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного времени.

Предложение также можно представить в виде:

а) таблицы (шкалы), которая показывает количество товара, предлагаемое к продаже по каждой из нескольких цен (например, мороженое "пломбир" в вафельных стаканчиках):

б) функции, функция предложения — зависи­мость объема предложения от определяющих его факторов. Qs= f (P,Pf,Pb,Pr,Pe,Te,Ta,Z,Ns).Функ­ция предложения от цены как частный случай функции предложе­ния Qs = f(P) выражает зависимость объема предложения от цены при неизменности прочих факторов;

в) графика. Кривая предложения— это графическое изображение фун­кции предложения.

С ростом цены растет объем предложения — величина предложения увеличивается. Движе­ние — вдоль постоян­ной кривой предложе­ния с одной точки (А) на другую (В). Эту зависимость выражает закон предложения: при прочих равных условиях с ростом цены растет объем производимой (предлагаемой) продукции (товаров).

 
 

 

 


Рассмотрим факторы, влияющие на предложение.

1. Цены на ресурсы. При увеличении объема производства (продаж) в силу разных причин могут расти издержки, поэтому новые цены должны ком­пенсировать затраты. Например, если цены на ресурсы возрастут, возрастут издержки, и производители (продавцы) сократят объем производства (кривая предложения сдвинется влево).

2. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары будет влиять на объем предло­жения в зависимости от:

а) способности производителей быстро переключиться на производство более выгодного товара. Например, из одной и той же зеле­ной пластмассы можно изготовить игрушки "крокодил" и "черепаш­ку". Если "черепашки" вырастут в цене, то "крокодилов" будут про­изводить меньше;

б) изменения цен на совместно производимые товары. Например, если подорожают шкурки кролика, то предложение его мяса увели­чится.

3. Технология производства. Внедрение новых технологий приводит к снижению издержек. Например, использование конвейера позволило Г. Форду значи­тельно сократить издержки и значительно увеличить выпуск авто­мобилей.

4. Налоги и дотации (субсидии). Рост налогов как бы увеличивает издержки (кривая предложения смещается вверх), а увеличение дотаций приводит к обратному процессу.

5. Ожидания изменения цен. Если производители (продавцы) ожидают роста цен, то текущее предложение сокращается, так как, "попридержав" товар сегодня, завтра они продадут его по более высоким ценам (кривая предложе­ния сместится вверх).

6. Число продавцов на рынке. Чем больше продавцов, тем больше предложение (кривая пред­ложения сдвигается вниз).

7. Природно-климатические условия. Например, дождливое лето значительно сократило урожай сель­скохозяйственных культур или в результате заморозков погибли фруктовые деревья (кривая предложения сдвигается вверх).

Если величи­на спроса и величина предложения совпадают, то достигнуто поло­жение равновесия.

Q*=Qs=Qd

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Все, кто хотели купить товар по этой цене- купили, все, кто хотел продать по этой цене продали.

Следовательно если Qs>Qd, то избыток товаров

Qs<Qd, то недостаток товаров

Избыток продукта будет заставлять производителей (продавцов) снижать цену. Снижающаяся цена привлекает на рынок все больше кол-во покупателей до тех пор, пока не будет достигнута равновесная цена.

Дефицит товаров заставляет покупателей конкурировать друг с другом за право получения товара, поэтому они готовы предложить более высокую цену. Растущая цена стимулирует продавцов к увеличению объемов продаж до тех пор, пока цена не станет равновесной.

Способность конкурентных сил спросы и предложения устанавливать цену на равновесном уровне называется уравновешивающей функцией цен. Именно действие уравновешивающей функции цен является одним из условий эффективного функционирования рыночного хозяйстватаким образом, равновесие на рынке достигается в результате конкуренции между продавцами, желающими продать избыток товаров

, и конкуренцией покупателей, желающих получить дефицитный товар.В реальной жизни виды равновесия могут быть различными.

13. Классификация рыночных структур: Признаки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и чистой монополии

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка.

Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее, многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из базовых параметров — признаков отраслевого рынка. С учетом этих факторов выделяют следующие типы рыночных структур:

· Чистая (совершенная) конкуренция.

· Чистая (абсолютная) монополия

· Монополистическая конкуренция

· Монопсония.

· Олигополия.

1) чистая (совершенная) конкуренция . Признаки: большое число продавцов, предлагающих продукцию на высокоорганизованном рынке; стандартизованная (однородная) продукция, а значит отсутствие неценовой конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе; нет влияния на цены=фирма – ценополучатель; свободное вступление и выход из отрасли, сводный доступ к ресурсам и информации.

2) Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Признаки: 1) единственный продавец, 2) нет близких заменителей товара, 3) диктует цену, контролирует объём предложения, 4) барьеры для вступления в отрасль.

Формы барьеров для вступления в отрасль: 1) большие издержки, 2) предприятия общественного пользования (естественные монополии), 3) легальные барьеры (патенты, лицензии), 4) собственность на важнейшие виды сырья (земля с полезными ископаемыми, профессиональные спортивные клубы), 5) нечестная конкуренция  сговор конкурентов (давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен).

3) Монополистическая конкуренция  рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Признаки: 1) относительно большое число производителейа) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой, б) тайный сговор с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможен, в) каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм; 2) дифференциация продукта она может принимать ряд различных форм: а) качество продукта, б) услуги  обходительность и услужливость, репутация фирмы по обслуживанию покупателей, предоставление кредита, в) размещение  круглосуточно работающий павильон поблизости или супермаркет с большим ассортиментом и более низкими ценами, г) стимулирование сбыта и упаковка создание благоприятных условий для продажи и яркая реклама могут убедить покупателя приобрести товар менее высокого качества. Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ассортимент типов, марок и степеней качества, но быстрое увеличение ассортимента может привести к сложности выбора покупки. 3) неценовая конкуренциясильный акцент делается на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов; 4) лёгкое вступление в отрасльновые фирмы должны преодолевать дополнительные финансовые барьеры, связанные с производством продукта, отличного от продукта конкурентов, и обязательства его рекламировать, а уже существующие имеют патенты на свою продукцию и авторские права на торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.