Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции
Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства. В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция. В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы. В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность. В условиях совершенной конкуренции фирма выступает в качестве ценополучателя (price-taker). Кривая спроса на ее продукцию имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой (p*=MR=AR). Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода: 1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:
Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC) Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек (<Qa или >Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR<TC). Если же рынок установит такую цену, при которой TR<TC и фирма будет нести убытки, то на первый взгляд, ей надо закрыться. Однако если фирма не производит товары, то в краткосрочном периоде она все равно несет убытки в размере постоянных затрат. Поэтому в краткосрочном периоде фирме имеет смысл продолжить функционирование, если при достигнутом уровне производства TR>TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC. Если же TR<TVC, фирма, осуществляя производство, понесла бы убытки больше постоянных затрат. Лучший выбор в такой ситуации – закрыться и оплатить TFC из собственного кармана. 2. Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):
Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором: MR=MC. Максимизация прибыли Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC) При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp*ec. Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p<AC). В таком случае фирма должна попытаться минимизировать убытки. · Минимизация убытков Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC) В данной ситуации убытки фирмы равны площади p*pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся. Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p<AVC, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана. 2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов. Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде: a) предприятие, б) отрасль
Если, к примеру, p1>p*, то фирма получает прибыль. Тогда в эту отрасль устремляются дополнительные капиталы. Линия предложения в отрасли сдвигается из s1 в s2. Но при p1 величина спроса в отрасли составляет Qd1, а величина предложения – Qs1. Возникает избыток предложения и pe падает. Прибыли уменьшаются, что вызывает отток капитала из отрасли. Если p2>p*, то в отрасли величина спроса возрастает до Qd2, а предложения – падает до Qs2. Возникает дефицит и цена растет. В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли). Выводы 1. Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность. Фирма выступает в качестве ценополучателя.
2. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой. 3. Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используется два подхода: 1.Сравнение общей выручки совокупных (валовых) издержек. 2.Сравнение предельной выручки и предельных издержек. 4. Первое правило максимизации прибыли – равенство общей выручки и общих издержек, второе – равенство предельной выручки и предельных издержек. Для минимизации убытков фирма должна руководствоваться следующими правилами: равенство общей выручки и общих переменных издержек и равенство цены и средних переменных издержек. 5. В долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы предполагает равенство предельной выручки, предельных и средних издержек, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли). 16. Олигополия, модели ценообразования (без тайного сговора, картель, лидерство в ценах, «издержки плюс») Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Характерные черты олигополии: 1.Немногочисленность фирм в отрасли. Существует классическая (жесткая) олигополия 3-4 фирмы; мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм. Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях производящих как стандартизированные товары (аллюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы). 1. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства, которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Олигополистичекая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа «Ксерокс», «Кодак» и др. На протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от внутренней конкуренции. Среди других причин монополия контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокие расходы на рекламу. 3.Всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов
Модели ценообразования: 1) без тайного сговора; 2) картель; 3) лидерство в ценах; 4) «издержки плюс». Без тайного сговора. Если фирма А снизит цену, а Б и В последуют её примеру, то небольшое увеличение продаж произойдёт за счёт других отраслей (А не увеличит продаж за счёт Б и В). Если А понизит цену, а Б и В нет, то А получит требуемый объём продаж за счёт своих конкурентов, т.к. будет продавать дешевле их. Если А поднимет цену, а Б и В нет, то она будет вытеснена с рынка и потеряет много потребителей в пользу своих конкурентов, которые продают дешевле. Но продажи А не падают до нуля, т.к. остаются покупатели, которые будут платить более высокую цену, потому что отдают предпочтение продукту этой фирмы. Конкуренты будут следовать понижению цены, но игнорировать повышение. Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, т.е. к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Если фирмы Б и В назначат цену, ниже чем у А, то кривая спроса фирмы А резко сместится влево, т.к. её потенциальные потребители обратятся к конкурентам. Если А тоже снизит цену, это вызовет перемещение трёх фирм вниз по кривым спроса, уменьшая их прибыли. Тайное соглашение может принимать ряд форм, наиболее простая из них картель. Картель - это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции, так как если бы они слились в чистую монополию. Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установлении квот для каждого участника и создании механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объемов продаж.
Лидерство в ценах представляет собой менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней. Ценовой лидер не будет реагировать изменением своих цен на небольшие повседневные изменения в условиях издержек и спроса; он будет поднимать цены, если произойдёт повышение ЗП в отрасли, увеличение налогов или повышение цены основного ресурса. О надвигающихся пересмотрах цен он сообщает устами своих главных администраторов, которые дают интервью; т.о. он может добиться согласия среди своих конкурентов. Ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли отрасли в краткосрочном периоде, т.к. вновь вступающие фирмы могут назначать низшие цены, тем самым выживая и расширяясь. «Издержки плюс» Рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании предполагается неполная загрузка мощностей, чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры. Наибольший удельный вес имеют переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Ей они придают особое значение, т.к.: 1) конкурентам достаточно сложно повторить рекламу и изменения продукта, 2) олигополисты имеют вполне достаточные финансовые ресурсы для того, чтобы финансировать неценовую конкуренцию. Олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае, если бы организация отрасли носила более конкурентный характер. 17. Заработная плата: сущность, факторы ее определяющие. Заработная плата в условиях конкурентного рынка. Сущность З.П. Заработная плата в рыночной экономике рассматривается как стоимость (цена) рабочей силы, величина которой определяется на рынке труда под воздействием спроса и предложения. Факторы, определяющие з.п. Требования к работе Анализ требований к работе необходим для того, чтобы выявить требования к работникам, чей труд в равной мере может быть рассмотрен как с точки зрения одинаковых запросов, так и с точки зрения иерархии различных субфакторов требований. Сведения о необходимой квалификации для конкретной работы могут быть использованы в качестве основы определения размера заработной платы и совершенствования организации труда, распределения обязанностей, подготовки и обучения кадров. Основаниями для анализа требований к работе являются принципы равных возможностей и равной оплаты за равный труд. Одинаковая плата за идентичный или равный труд — принцип равной оплаты — широко и аргументированно оценивается как цель. С позиции работодателя этот принцип может быть оправдан прежде всего тем, что чувство справедливости оплаты труда имеет ключевое значение для трудовой мотивации и ответственности наемных работников. В различных ситуациях показано, что оплата женского труда, как правило, ниже оплаты мужского труда, несмотря на тот факт, что женщины выполняют приблизительно те же самые задания, что и мужчины. Профсоюзы, представляющие интересы преимущественно женских профессий, требуют тщательного изучения градации работы и совершенствования разрядных сеток для того, чтобы обеспечить нахождение более надежных критериев для измерения требований к работе. Еще одно важное основание для анализа требований к работе касается образования и обучения. Институтам образования и обучения необходима информация о требованиях к работе и имеющих место изменениях, чтобы соответствующим образом планировать количественные и качественные показатели для обеспечения студентов надлежащей квалификацией. В оценке различных факторов и субфакторов требований к работе должны быть приняты в расчет как минимум следующие обстоятельства. Знания и умения Знания, необходимые для данного вида деятельности:
Умения, необходимые для данного вида деятельности:
2. Круг обязанностей:
3. Физические и умственные усилия:
4. Условия труда:
З.П. в условиях конкурентного рынка На конкурентном рынке труда с одной стороны — большое число фирм, конкурирующих друг с другом при найме конкретного вида труда, а с другой — многочисленные работники, имеющие одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающие данный вид услуг труда. Конкурентный рынок характеризуется тем, что ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над ставкой заработной платы. Цены на факторы производства, в том числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Объединив кривую спроса и кривую предложения труда можно определить равновесную ставку заработной платы. Пересечение кривых спроса на труд (DL) и предложения труда (SL) позволяет определить равновесную ставку заработной платы (W0). Равновесие на рынке труда означает, что предприниматели, согласные платить заработную плату W0, находят на рынке необходимое количество труда. В положении равновесия находят работу все работники, желающие трудиться при ставке W0. Для отдельной фирмы ставка заработной платы W0 является величиной заданной. Каждая фирма, действующая на данном рынке труда, нанимает незначительную часть общего предложения данного вида труда и не может влиять на ставку заработной платы. Предложение труда такой фирмы — абсолютно эластично. Поскольку для отдельной конкурентной фирмы задана цена ресурса, то предельные издержки на данный ресурс (MRС) будут постоянны и равны цене ресурса (ставке заработной платы). Фирме выгодно нанимать рабочих до точки, в которой текущая ставка заработной платы равна предельному продукту труда в денежном выражении (MRPL). Фирма максимизирует свою прибыль путем найма рабочих до точки, при которой ставки заработной платы и, соответственно, предельные издержки на труд равны их предельному продукту в денежном выражении (рисунок)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|