Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие и его виды. Изменение рыночного равновесия.




Спрос—платежеспособнаяпотребность, количество про­дукта, которое потребители хотят и могут купить по некоторой цене в те­чение определенного времени. Иными словами, спрос — это де­нежное выражение величины потребности в товарах и услугах, т.е. желание и возможность заплатить за получаемое благо.

Спрос можно представить в виде:

а) таблицы (шкалы), в которой по каждой из возможных цен по­купается определенное количество потребительских благ

б) функции. Функция спроса — зависимость объема спроса от определяющих его факторов.

Qd=f (P, Pa, Pb, …,I,Pe,T,N,W). Частный случай функции спроса — функция спроса от цены, выражающая связь между ценой (Р) и объемом (Qd), который покупатель желает и в со­стоянии купить

в) графика. Кривая спроса — это графическое изображение функции спроса. Кривая спроса представляет все воз­можные варианты соотношения цены и величины спроса в преде­лах, по­казанных на графике. Каждая точка кривой пред­ставляет кон­кретную цену и соответствующее количество продук­та, кото­рый потребитель решит купить по этой цене.

 
 

 


Объем спроса — максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данной цене и условиях. Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель со­гласен приобрести данное ко­личество товара в единицу времени.

Кривая спроса характери­зует отрицательную (или об­ратную) связь между ценой и величиной спроса, т.е. показывает, то потребители склонны покупать больше по низким ценам, и на­оборот. Эту зависимость выражает закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приво­дит к росту величины спроса, а рост цены — к снижению величины спроса.

Вид кривой спроса можно объяснить исходя из следующих прояв­лений "трех эффектов" поведения потребителя. Во-пер­вых, в силу действия закона убывающей предельной полезно­сти, согласно кото­рому последняя единица товара приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущая, т.е. имеет место эф­фект насыщения потребителя. Поэтому каждая дополнительная единица блага будет приобретена лишь при условии снижения его (блага) цены. Во-вторых, действие эффекта дохода: если цена на данный товар упадет, то потребитель сможет купить его больше, оставив потребление всех других това­ров на прежнем уровне (т.е. как бы возрос доход). В-третьих, при­нимая во вни­мание эффект замены. Эффект замены связан с предпочтением потребителей из набора аналогичных благ выбирать более де­шевый, тем самым снижение цены будет стимулировать рост потребления данного товара.

Факторы, влияющие на спрос:

1. Цены на сопряженные товары.(Ра,Рб) Увеличение или уменьше­ние спроса зависит от характера сопряженных товаров:

а) взаимозаменяемые товары: между ценой на один их них и спросом на другой существует прямая связь. Например, при росте цены на сливочное масло растет спрос на маргарин. Вся кривая спроса на маргарин сдвигается вправо-вверх, т.е. спрос вы­рос и при тех же ценах маргарин будет больше покупаться;

б) взаимодополняющие товары: спрос на них предъявляется од­новременно (клюшки — шайбы, видеомагнитофоны — видеокассе­ты, бензин — моторное масло и т.д.) и при росте на один из них спрос на другой падает, т.е. существует обратная связь,

в) независимые, самостоятельные товары (сливочное масло и ав­томобиль) : изменение цены одного товара очень незначительно или совсем не влияет на спрос на другой.

2. Доходы потребителей

Воздействие доходов на спрос дифференцированно в зависимости от характера приобретаемых товаров:

а) если. при достижении определенного уровня дохода величи­на спроса на данные товары падает (обратная зависимость), то эти товары называют товарами низшей категории качества (картофель, капуста, маргарин и т.д.) (кривая спроса сдвигается влево).

б) если при росте дохода растет потребление данных товаров (прямая зависимость), то эти товары называются това­рами высшей категории качества, или нормальными товарами (кривая спроса сдвинется вправо)

3.Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия (дефицит и т.д.), будущего дохода, неблагоприятных климатических условий, новых законов способны изменить спрос, а в ряде ситуаций — сделать его ажиотажным. Например, ожидание роста цен или очередного витка инфляции приводит к резкому воз­растанию текущего спроса, о чем красноречиво говорят очереди. Ре­шение правительства о повышении пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы увеличит текущий спрос (кривая спроса сдвинет­ся вправо).

4. Вкусы и предпочтения потребителя. На вкусы и предпочтения потребителя существенное влияние оказывают реклама, мода, новизна товара, климат, сезон, полез­ность его для здоровья и т.д. Например, зимой спрос на зимние са­поги существенно возрастает; под влиянием рекламы спрос на шо­коладные батончики "Сникерс" достиг колоссальных размеров (кри­вая спроса переместилась вправо).

5.Число реальных покупателей, досягаемость для них това­ров. Например, когда в разгар летнего сезона увеличивается число от­дыхающих в курортных городах, то спрос на жилье, продукты пита­ния возрастает.

6.Накопленное имущество. Чем большим богатством обладает человек, тем больше он скло­нен увеличивать текущее потребление. Уменьшение богатства за­ставляет покупателя его сокращать (кривая спроса сдвинется вле­во).





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.